Автор: Жиляева Альмира Шамильевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Буздякский детский сад № 6 Населённый пункт: Республика Башкортостан, Буздякский район, с. Буздяк Наименование материала: проект Тема: Преемственность детского сада и школы Раздел: дошкольное образование
Тема: Преемственность детского сада и школы.
Цель:
обеспечение
преемственности
и
непрерывности
в
организации
образовательной,
воспитательной,
учебно-методической
работы
между
дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
- психологическая подготовленность 5-6 летних детей к школе;
-
обеспечение
естественности
перехода
из
детского
сада
в
школу
и
обеспечение быстрой адаптации;
- углубление интереса к жизни школы;
- обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи, помощь
семье в новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу;
-
установление
связи
между
программами,
формами
и
методами
работы
детского сада и школы;
- установление связи в физическом, умственном, нравственном, трудовом и
эстетическом развитии;
- установление связи в развитии личности ребенка в целом;
- преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и в
школе.
Осуществление
преемственности
в
работе
детского
сада
и
школы
заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию
нового
образа
жизни,
нового
режима,
развить
эмоционально-волевые
и
интеллектуальные
способности
ребенка,
которые
дадут
ему
возможность
овладеть
широкой
познавательной
программой,
т.е.
развить
3
сферы:
личностную, интеллектуальную и физическую.
Краткое описание:
В практике дошкольных учреждений и школ нашего района сложились
продуктивные
формы
сотрудничества
реализации
программ
и
планов
по
подготовке дошкольников к систематичному обучению в школе. Вопросу
преемственности в работе дошкольного учреждения и начальной школы мы
уделяем особое внимание. Ведь с того момента, когда ребенок пришел в
детский сад и до того, когда выпустится в школу, он находится в тесном
контакте с педагогами, родителями и сверстниками и то, как он развивается
физически, психологически и умственно, конечно же нам не безразлично.
Ведь в этом возрасте ребенок как губка, впитывает все новое и наша
цель дать им только самое хорошее.
Между дошкольными учреждениями и начальной школой района уже
на протяжении многих лет установились прочные, деловые отношения. А в
2012 году мы начали работать по новой системе.
Ежегодно в начале учебного года мы составляем перспективный план
работы по преемственности и в течение учебного года работаем по нему.
Организация работы осуществляется по следующим направлениям:
организационно-методическое обеспечение;
работа с детьми;
работа с родителями.
Организационно-методическое обеспечение включает:
Заседания круглого стола в начале каждого учебного года. Где педагоги
обсуждают задачи, формы работы на новый учебный год.
Совместные
заседания
МО
по
вопросам
эффективности
работы
учителей
и
воспитателей
ДОУ
по
подготовке
детей
к
обучению
в
школе.
Педагоги
из
разных
школ
и
детских
садов
делятся
своим
опытом
работы,
выносят
на
обсуждение
наболевшие
вопросы,
предлагают
новые
методы
и
формы
работы
для
дальнейшего
улучшения и модернизации работы в данном направлении.
Семинары-практикумы.
У
педагогов
есть
возможность
совместно
разработать план работы, конспекты занятий, рабочие программы.
Взаимопосещения
образовательной
деятельности.
Изучение
опыта
использования
вариативных
форм,
методов
и
приёмов
работы
в
практике
учителей
и
воспитателей.
Взаимопосещения
занятий
как
правило проходит перед заседанием круглого стола. Учителя видят
какие методы и приемы использует воспитатель в работе с детьми. А
воспитатели видят, какие требования предъявляет учитель к ученику.
На заседании круглого стола педагоги обсуждают формы и методы
работы, приемлемые для обеих сторон.
Работа с детьми включает:
Организацию адаптационных занятий с детьми. Традиционной формой
знакомства
будущих
первоклассников
со
школой,
являются
экскурсии
воспитанников
подготовительной
группы
в
школу,
где
завуч
начальной
школы рассказывает о школе много интересного. Посещение библиотеки,
спортивного
и
актового
залов,
кабинетов
начальных
классов
-
все
это
вызывает интерес и вселяет уверенность в свои силах.
И вот уже на протяжении 4 лет воспитанники подготовительной группы
2 раза в неделю посещают уроки математики и обучение грамоте при школе.
Эти
занятия
на
высоком
профессиональном
уровне
проводят
учителя
начальных классов, которые в новом учебном году примут выпускников
детских садов.
Эти
уроки
позволяют
педагогам
дошкольных
учреждений
увидеть
своих воспитанников уже учениками, увидеть и результаты своей работы.
Учителя же показывают результаты привыкания детей к обучению в школе,
лучше
узнают
своих
учеников,
что
позволяет
успешнее
применять
индивидуальный подход в дальнейшем обучении.
Система взаимодействия педагога и родителей включает:
Совместное
проведение
родительских
собраний.
На
родительские
собрания приглашаются учителя начальных классов. Они дают советы
и рекомендации о том, как правильно подготовить ребенка к школе,
отвечают на вопросы родителей.
Проведение дней открытых дверей. На протяжении многих лет стало
традицией проведение дня открытых дверей
для
родителей. Дни
открытых дверей проводятся как на базе ДОУ, так и на базе СОШ.
Организация экскурсий по школе.
Привлечение
родителей
к
организации
детских
праздников,
спортивных соревнований.
Целевые показатели:
Проект нацелен на повышение качества дошкольного образования в
условиях
реализации
ФГОС,
а
именно:
разработанная
Программа
преемственности
между
ДОО
и
начальной
школой,
которая
будет
способствовать успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе
школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО И НОО.
Работа
по
организации
преемственности
должна
проводиться
педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только
заинтересованность
обеих
сторон
и
родителей,
позволит
по-настоящему
решить проблему преемственности дошкольного и начального образования,
сделать переход из ДОО в начальную школу безболезненным и успешным,
т.к. установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и
начальной
школой
-
необходимое
условие
успешного
решения
задач
подготовки
детей
к
школе,
преемственности
в
системе
непрерывного
образования для реализации ФГОС.
Результаты:
Педагоги
начальной
школы
отмечают,
что
результаты
ежегодно
проводимого
мониторинга,
который
проводится
в
начале
учебного
года,
показывают
высокий
уровень
адаптации
к
школе.
То
есть,
когда
дети
приходят 1 сентября в школу, им уже не надо привыкать к ней, к учителям,
им
это
все
уже
знакомо.
У
детей
и
у
учителей
появилась
уникальная
возможность
сразу
приступить
к
обучению.
Положительные
результаты
данного сотрудничества отметили и родители.