Методика преподавания математики в коррекционных классах.
Автор: Бойко Наталия Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОУ СОШ №7 им. И.А. Кобеляцкого Населённый пункт: Республика Саха Якутия, п. Чульман Наименование материала: методическая разработка Тема: Методика преподавания математики в коррекционных классах. Раздел: полное образование
.
Бойко Н.Н., учитель математики
Математика
–
один
из
предметов,
который
вызывает
значительные
затруднения
у
большинства учащихся.
В
обучении
детей
с
интеллектуальными
нарушениями
нельзя
ожидать,
что
навыки,
умения, представления об окружающем удастся сформировать у детей в полном объеме.
В зависимости от индивидуальных особенностей, ребенок может достигать определенного
уровня успешности в том или ином виде деятельности.
Содержанием
учебной
деятельностью
детей
является
усвоение
ими
определённой
системы знаний, а так же способов использования этих знаний. Учебную деятельность
детей организует и направляет учитель в начальной школе в среднем звене. Их задача
поставить процесс обучения таким образом, чтобы ребёнку был интересен и понятен
изучаемый предмет.
Многим
учителям
приходится
сталкиваться
с
проблемой
преподавания
в
классах
с
недостаточной математической подготовкой. Работая в таких классах, учитель вынужден
решать сложную задачу, как сделать обучение доступным и полезным для учеников, у
которых зачастую не развиты важнейшие общеучебные умения и имеются серьёзные
проблемы по предыдущему материалу.
Коррекционные
классы
созданы
для
обучения
и
воспитания
детей,
у
которых
при
потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается:
слабость памяти, внимания;
недостаточность темпа и подвижности психических процессов;
снижена работоспособность;
недостаточна познавательная деятельность;
плохо развита эмоционально-личностная сфера
Каким
образом
должна
быть
организована
учебная
деятельность
учащихся
классов
выравнивания на уроках математики? Я предлагаю выделить13 этапов учебного занятия в
коррекционных классах, комбинируя которые в соответствии с логикой того или иного
занятия и используя различные педагогические техники, можно получить разнообразные
варианты уроков математики для коррекционных классов.
1.
Организационный этап (начало урока)
2.
Этап проверки домашнего задания
3.
Этап устного счета
4.
Этап актуализации субъективного опыта учащихся
5.
Этап изучения нового материала
6.
Этап закрепления, тренировки и отработки умений
7.
Этап физкультминутки
8.
Этап применения знаний
9.
Этап обобщения и систематизации знаний
10. Этап контроля и самоконтроля
11. Этап информации о домашнем задании
12. Этап подведения итогов занятия
13. Этап рефлексии (конец урока).
Комбинируя
эти
этапы
в
соответствии
с
логикой
занятия
и
используя
различные
педагогические техники, можно получить разнообразные варианты уроков математики в
коррекционных классах.
Организационный
этап
(
начало
урока
)
Задачи этапа - обеспечить комфортную внешнюю обстановку для работы, обеспечить
положительный эмоциональный настрой.
«Вход в урок» может быть разнообразным в зависимости от возраста и подготовки
учащихся. Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинать урок лучше всегда
определенным образом, а если класс слажен, то начало урока можно разнообразить.
Педагогические техники
“Традиционное начало урока”, “Полу-шутка”, “Привлекательная цель”, “Мордашки”.
Учитель начинает урок с “настройки”.
Этап
проверки
домашнего
задания
Задачи этапа - установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашнего
задания всеми детьми; выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся;
определить
причины
возникновения
затруднений;
устранить(по
возможности)
обнаруженные
пробелы;
обеспечить
рефлексию
учащихся
по
поводу
своих
способов
решений и своих затруднений.
Возможно предложить учащимся выбрать из нескольких вариантов ответов правильный (в
зависимости от изучаемой темы); показательный ответ; устный опрос и т.д.
Важно использовать наглядность и образцы решения! (как и на любом другом этапе урока)
Педагогические техники
“Устный опрос”, “Показательный ответ”, “Базовый лист контроля”, “Светофор”.
Например, домашним заданием было решить уравнения или найти нули функции
3х²-48=0
х²+4=-5х
4х²+1=0
у=3х²+х
Карточки с условиями и возможные варианты решения (правильное и с типичными
ошибками)
прикреплены
к
магнитной
доске
и
учащиеся
должны
найти
правильное
решение заданий, сверив с решениями в тетрадях.
На этом этапе важно обсудить не только правильное решение, но и указать, что неверно в
других решениях.
Так как домашнее задание в классах коррекции не может быть очень объемным, то такой
способ проверки домашнего задания очень удобен и не занимает много времени.
Так же обязательно нужно дать время детям на исправление ошибок в тетрадях.
Этап
устного
счета
Задачи
этапа
–
совершенствование
навыков
устных
вычислений;
закрепление
математических понятий.
Если хорошо проведен устный счет, то учащиеся активны и готовы к восприятию нового
материала.
Чаще всего устный счет проводится в такой форме:
Найти сумму чисел 5 и (-3)
Увеличить число 8 в 2 раза
К какому числу надо прибавить (-20), чтобы получилось число (-25)
Чему равна разность чисел (-3) и 7и т.д.
Безусловно, отрабатываются вычислительные навыки, но активность учащихся скорее
будет снижаться, если использовать только такие виды работы. Учащиеся коррекционных
классов плохо и с большим трудом усваивают задания на слух, следует учитывать это, а
также не перегружать задания уровнем сложности.
Необходимо уделить особое внимание приемам, активизирующим деятельность учащихся,
обязательно проговаривая каждое правильное решение. Например:
1) даны числа(-3) и 0,2. Какие действия можно выполнить с этими
числами? Выполнить возможные действия.
2) между числами расставить знаки математических действий так, чтобы
равенства были верными:34 = -10,5(-1)= -0,5
Педагогические техники
“Перфокарта”, “Тестирование”, “Светофор”, “Почтальон”, “Цепочка”, “Математический
диктант”.
Этап
актуализации
субъективного
опыта
учащихся
Задачи этапа - обеспечить мотивацию учения школьников; обеспечить включение детей в
совместную деятельность по определению целей урока
Возможно объяснить учащимся цели урока одновременно с сообщением темы занятия;
сообщить цели в виде проблемного задания.
Например, если правильно найдете корни уравнений и заполните таблицу ответов, то
сможете прочитать тему урока
35–х=17
У
29+х=45
О
у–37=18
Е
90–у=62
И
31+у=16+44 Ж
80–х=19+21 Н
40–3=с+13
М
Это же задание возможно дать на устном счете, где надо будет расположить корни
уравнений по возрастанию и составить слово (изменив соответствие букв в заданиях)
Педагогические техники
1) Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.
2) Сообщение цели в виде проблемного задания.
3) Указание целей учебного занятия на специальном стенде "Что сегодня на учебном
занятии?"
Возможно выяснить тему урока следующим образом:
3+18=?
120:4=?
?·9=630
500-30=?
Написать названия неизвестных компонентов (сумма, частное, множитель, разность)
Одно из этих слов лишнее в логической цепочке. Подумайте, что это за слово и каким его
нужно заменить. Почему? (множитель – произведение)
Произведение – это результат какого действия?
Сегодня на уроке и будем говорить об УМНОЖЕНИИ.
Этап
изучения
нового
материала
Задачи этапа - обеспечить восприятие, осмысление и первичное
запоминание нового материала.
При изучении новых геометрических фигур очень хорошо использовать следующий вид
работы:
К доске выходит ребенок и встает спиной к ней. На доске учитель делает рисунок,
например, параллелограмм, отметив, что противоположные стороны равны и параллельны
Учащиеся должны, не называя эту фигуру, объяснить стоящему у доски отличительные
свойства фигуры так, чтобы ученик смог назвать эту фигуру.
После этого второй ученик пытается отгадать, что же за фигура теперь на доске, если дети
пытаются описать отличительные свойства ромба по рисунку, а такую фигуру еще не
изучали.
Педагогические техники
“Привлекательная цель”, “Фантастическая добавка”, “Практичность теории”, “Вопрос к
тексту”, “Удивляй! ”.
Этап
закрепления
,
тренировки
и
отработки
умений
Задачи этапа - обеспечить закрепление учащимися знаний и способов действий, которые
им необходимы для самостоятельной работы;
создать
условия
для
выявления
школьниками
индивидуальных
способов
закрепления
изучаемого материала.
На этом этапе важно следить за оформлением решений и точно следовать алгоритму
выполнения заданий (наглядность!)
Ученики
должны
комментировать
каждое
действие,
используя
правила.
Позже
дети
пробуют самостоятельно выполнить аналогичные задания.
Например, отработку формул сокращенного умножения можно выполнить следующим
образом:
(a-b)²= a²-2ab+b²
a²-b²=(a-b)(a+b)
(a+b)²=a²+2ab+b²
Расположить следующие выражения в столбик с соответствующей формулой и применить
ее:
(у-3)²
а²+2а+1
х²-4
9+6с+с²
36-х²
(5+b)²и т.д.
При
закреплении
хорошо
использовать
вычислительную
цепочку,
задание
с
формулировкой «Найди ошибку!»
Педагогические техники
“Лови ошибку!”, “Пресс-конференция”, “Цепочка”, “Самостоятельная работа”.
Этап
физкультминутки
или
отдыха
Задачи этапа - обеспечить отдых учащихся в зависимости от вида утомления; настроить
детей на дальнейшую работу.
Физкультминутка не должна надоедать, не слишком возбуждать детей. Если на уроке
происходит
частая
смена
видов
деятельности
и
материал
не
перегружен
уровнем
сложности, то физкультминутку можно не проводить.
На этом этапе можно провести устную разминку.
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?
Сколько концов у 3,5 палок?
Над рекой летели голубь, щука, две синицы, стриж и пять углей. Сколько птиц
летело?
В одной семье 2 отца и два сына. Сколько человек в семье?
Педагогические техники
“Общее утомление”, “Зрительное утомление”, “Позотоническое утомление”, “Гимнастика
для пальцев и кистей рук”, “Массаж и акупрессура”, “Игры для улучшения эффективности
урока”.
В
коррекционных
классах
физкультминутка
должна
проводиться
обязательно.
Отдых
должен быть разнообразным. Требования, предъявляемые к физкультминутке на уроке:
она не должна надоедать, не слишком возбуждать детей, желательно не выпадать из
структуры урока, должна помочь настроить ребенка на дальнейшую работу, она должна
помочь нашей главной цели - познанию.
Этап
применения
знаний
Задачи этапа - обеспечить усвоение учащимися знаний и способов деятельности на уровне
их применения в разнообразных ситуациях; развивать у детей умение самостоятельно
применять знания в различных ситуациях с учетом своего личного опыта.
Педагогические техники
“Репродуктивное
повторение”,
“Своя
опора”,
“Повторяем
с
контролем”,
“Попарное
повторение”, “Свои примеры”, “Опрос-итог”, “Обсуждаем домашнее задание”, “Игры-
тренинги”, “Логическая цепочка”.
Этап
обобщения
и
систематизации
знаний
Задачи этапа - обеспечить формирование у учащихся не только вычислительных навыков,
но
и
понимания
полученных
знаний,
обеспечить
понимание
внутрипредметных
и
межпредметных связей.
Например, геометрическая задача следующего содержания:
«Чему может быть равен периметр равнобедренного треугольника, если две его
стороны
равны
4см
и
3см»
решается
с
помощью
уравнения.
Необходимо
тщательно прописать
этап составления и решения уравнения.
Также
задача
поискового
характера,
важно,
чтобы
дети
увидели
сами
два
способа
решения.
Следующие задания предполагают понимание понятий и определений:
1) из предложенных терминов выбрать два, которые наиболее точно определяют
понятие УРАВНЕНИЕ СУММА РАВЕНСТВО ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕИЗВЕСТНОЕ
КОРЕНЬ
2) заполнить пропуски в предложениях:
«Уравнение вида_ х +b_ +_ =0 называется квадратным, где а __,
х -___________ , a,b,c - _______».
« ______________ уравнение называется приведенным, если ____».
« Квадратное уравнение станет линейным, если _______».
Педагогические техники
“Своя опора”, “Повторяем с контролем”, “Пересечение тем”, “Пример для будущей темы”,
“Пример из предыдущей темы”, “Обсуждаем домашнее задание”, “Показательный ответ”,
“Игры в случайность”, “Игра “Компетентность”.
Этап
информации
о
домашнем
задании
Задачи этапа - обеспечить понимание учащимися содержания и способов выполнения
домашнего задания.
Если
уж
задавать
-
то
с
максимальной
пользой!
Домашнее
задание
может
быть
разноуровневым. Индивидуальным, домашнее задание с инструкцией, творческое
Любое домашнее задание нужно обсудить. Если возникли вопросы, то найти в «копилке»
(ведем в конце тетради) образцы выполнения аналогичных заданий.
Педагогические техники
“Три уровня домашнего задания”, “Задание массивом”, “Необычная обычность”, “Особое
задание”, “Домашнее задание с инструкцией”, “Обычное домашнее задание”, “Творчество
работает на будущее”, “Идеальное задание”.
Этап
подведения
итогов
Задачи этапа - оценить работу всего класса и отдельных учащихся. Обязательно отметить
и похвалить тех детей, которые проявили активность на уроке, даже если что-то не
получилось.
Этап
рефлексии
(
конец
урока
)
Задачи этапа- способствовать осознанию детьми своего эмоционального состояния, своей
деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Возможно предложить учащимся в конце урока выразить свои впечатления об общей
работе и своей личной, ответив на вопросы:
1. Как я оцениваю свою работу на уроке?
Работал в полную силу, своей работой удовлетворен
Работал вполсилы
Не работал
2. Нравится ли такой вид работы?
Да
Не очень
Нет
Можно предложить детям составить предложение, в котором все
слова начинаются с
одной буквы.
Вот ветер все воет, вьюжит.
Предложение можно составить по теме урока:
Дружно делим дроби.
Возможно и такое задание: составить как можно больше слов из слова
ТРАНСПОРТИР (на время)
Такая работа обязательно вызовет положительные эмоции!
Педагогические техники
“Фраза,
действие”,
“Опрос-итог”,
“Отсроченная
отгадка”,
“Загадка”,
“Роль-психолог”,
“Роль-адвокат”, “Мордашки”, “Резюме”.