Напоминание

"Растём и развиваемся вместе"


Автор: Мурд Оксана Богдановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 44 комбинированного вида "Мозаика"
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Растём и развиваемся вместе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА «ДЕТСКИЙ САД № 44 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «МОЗАИКА»
Статья

«РАСТЁМ

И

РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ»
(ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
АВТОР:

МУРД ОКСАНА БОГДАНОВНА


ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВ. КАТЕГОРИИ г. НОВОСИБИРСК 2016
1
РАСТЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ.
Инклюзивное образование в России является одним из стратегических направлений реализации права каждого ребёнка на образование, что закреплено в положениях Конвенции о правах ребёнка, Конвенции о правах инвалидов, законе «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ФГОС ДО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. ФГОС ДО ставит задачу формирования в ДОУ социокультурной с р ед ы , соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОУ приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей. На сегодняшний день дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети с синдромом Дауна, имеют право получать дошкольное образование. Хочу поделиться небольшим опытом работы с детьми с синдромом Дауна и здоровыми детьми. Включение детей с синдромом Дауна в массовые группы. Для того, чтобы процесс включения ребенка в группу сверстников был максимально полным и полезным, необходимо самим педагогам избавиться от предубеждений и научиться учитывать особенности психического, моторного, коммуникативного развития детей с синдромом Дауна. Совместное воспитание должно оказывать положительное влияние не только на детей с синдромом Дана, но и на нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию как одних, так и других. Таким образом, инклюзивное образование исключает доминирование интересов одной группы детей над другой. Увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, значит, направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи. Задача педагога состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку, а распределить работу так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей. Сенсорные формы развития. Во время деятельности ребенка важно использовать различный сенсорный материал. Сортировать шишки, пересыпать камушки. Массаж ладоней очень полезен для развития тактильных ощущений и мелкой моторики. Рисование пальчиками на песке, манке, красками. Упражнения с
1 крупой (горох) можно насыпать в миску или баночки. Ребенок опускает руки в миску или банку, трогает крупу (горох) руками. Можно предложить несколько банок, чтобы он пересыпал крупу из одной в другую. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения. Развитие моторики. Дети с синдромом Дауна имеют ряд особенностей в процессе формирования основных двигательных навыков: слабый мышечный тонус, нарушение равновесия и координаций движений. Поэтому, когда ребенку приходится одновременно делать двумя руками разные движения, такая деятельность оказывается сложной, он старается её избегать. В таких случаях в своей практике расширяю двигательную активность ребенка посредством и г р с и с п о л ь з о в а н и е м н е р о в н ы х поверхностей (мягкий мат), препятствий (перелезание, подлезание), тем самым развивая равновесие, согласованность в д в и ж е н и и , с п о с о б н о с т ь л у ч ш е о р и е н т и р о в а т ь с я в о к р у ж а ю щ е м пространстве. Разрывание бумаги, перелистывание страниц - формируется захват и мелкая моторика рук. Вкладыши - очень полезны для развития мелкой моторики, игры с разнообразными вкладышами как деревянными, так и пластмассовыми. «Завинчивание крышек» - такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание, открывание и закрывание крышек банок, бутылок и пузырьков развивает ловкость пальцев. Лепка хорошо помогает развивать г и б к о с т ь п а л ь ц е в , с п о с о б с т в у е т формированию захвата и развитию мышц кистей рук. Рисование, раскрашивание - также развивает мелкую моторику рук и очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях. Коммуникативное развитие и развитие речи.
1 У п р а ж н е н и я с о з в у к о в ы м сопровождением взрослого: «Птичка пьет водичку», «Курочка клюет зернышко», «Малинка» - такие игры корректируют з р и т е л ь н о е в н и м а н и е н а о с н о в е сосредоточения на действиях взрослого, воспитывает интерес к пальчиковым играм. Игровая деятельность. Многие дети с синдромом Дауна не переносят в игру даже усвоенные действия, поэтому необходимо научить, например: поел – давай покормим мишку, причесался – причеши куклу. Сюжетно-ролевая игра с меняющимися действиями является очень сложной для таких детей, поэтому здесь необходимо участие взрослого, помочь включить ребенка в игру и переходить от одного действия к другому, а другим детям – принять его в игру. Например, «Ой вы забыли сахар положить в чай, сейчас Артем возьмет сахарницу и положит сахар в чай», дополнительное повторение действий с участием Артёма становится оправданным и ребенок включается в общий сюжет, остальные дети получают позитивный опыт инклюзивного взаимодействия, который будут использовать в дальнейшем. Работа с родителями. Ус п е ш н о с т ь и н т е г р и р о в а н н о г о образования невозможна без изменения отношения общества к проблеме детей с с и н д р ом ом Д ау н а , б е з ф о р м и р о в а н и я п о л о ж и т е л ь н о г о и н ф о р м а ц и о н н о г о пространства, способствующего развитию понимающего и принимающего отношения о б щ е с т в а к д е т я м с о г р а н и ч е н н ы м и возможностями, без создания условий, способных изменить отношение общества и помочь в преодолении стереотипов. Родителям была предоставлена информация об инклюзивном образовании. Разъяснили, что общение, которое происходит между детьми идет на пользу и тем и другим. Дети с синдромом Дауна получают бесценное развитие и общение, а обычные дети с детства понимают, что не все одинаковые и есть детки более слабые, к которым нужен другой подход. Обычные дети получат разнообразный опыт общения и самопознания. Совместная работа педагога и родителей способствовали успешной адаптации ребенка с синдромом Дауна к новым условиям в детском саду. На первой встрече: знакомство со специалистами ДОУ и воспитателями группы; знакомство с длительностью проведения деятельности, значение домашних заданий с ребенком (необходимость развивать у ребенка использовать полученные навыки, переносить прежний опыт в новые ситуации); родители ознакомлены с методами, приемами и средствами работы, которые используются в разных видах деятельности
1 детей, например: работа со средствами коммуникации – коммуникативными картинками. Индивидуальные беседы - родители всегда имеют возможность посмотреть деятельность р е бе н ка в гру п п е , п о с л е о п р е д е л е н н о й деятельности отмечаются успехи детей, их познавательная и речевая активность, проявления инициативы, самостоятельности, знания и умения, н а с т р о е н и е , и н т е р е с к п р о и с ход я щ е м у. Рекомендуются приемы, с помощью которых можно преодолеть возникшие трудности, на что следует обратить внимание дома, как можно провести предложенные игры и упражнения в домашней обстановке. Обсуждения знаний, умений и навыков, приобретенных детьми, выделения трудностей, которые предстоит преодолеть, проговаривания собственных впечатлений, эмоций. Результаты. В р е з у л ь т а т е , р е б е н о к с п о с о б е н к самостоятельным действиям: формируются основные культурно – гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой; ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах). Ребенок адекватно реагирует на все режимные моменты: сон, прием пищи, прогулку, образовательную деятельность (ориентируется в распорядке дня). В течение дня пребывания в детском саду преобладает положительный э м о ц и о н а л ь н ы й ф о н , н а б л ю д а ю т с я разнообразные эмоции и спо собы и х выражения. Имеет положительное отношение к просьбам, поручениям взрослого, стремиться их выполнить. Проявляет интерес к действиям взрослого и ровесников, стремиться к подражанию. Ребенок проявляет интерес к разным видам детской деятельности (игровой, музыкальной, двигательной, чтения художе ственной литературы, конструктивной) в разных помещениях детского сада (в группе, музыкальном зале, физкультурном зале, бассейне), но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
1 Ус п е ш н а я а д а п т а ц и я р е б е н к а с синдромом Дауна к условиям детского сада является необходимым и важным условием его дальнейшего социального развития. Основная цель которого – обеспечение оптимального вхождения ребенка в общественную жизнь, п о д г о т о в к а к с а м о с т о я т е л ь н о й жизнедеятельности. Автор – Мурд Оксана Богдановна
Список литературы
1. Атлашкина Т.В. Развитие памяти и интеллекта у детей с задержкой психического развития. СПб.: Респекс. – 2005. – 384 с. 2. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна // Фактор. 1998. №8 С. 69–71. 3. Ворсанова С.Г., Юров Ю.Б., Демидова И.А., Берешева А.К. Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка; данные клиниче ских, цитогенетиче ских и м о л е кул я р н о - цитогенетических исследований // Дефектология. – 2001. – №1.-С. 9. 4. Жиянова П.Л Малыш с синдромом Дауна.
5.
Жиянова П.Л. , Нечаева Т.Н. Формирование основных двигательных навыков у детей с синдромом Дауна. 6. Житникова Л.Н. В защиту прав детей-инвалидов. // Новый регион. – 2006. №3. с. 64–69. 7. Ковалева Е., Синицина Е. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью, – 2005.-136 с. 8. Рунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. М: Издательский центр «Академия», -1999. -336 с. 9. Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития / / Дефектология. 2000. №1. С. 66–75. 10.Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль: Академия развития, – 1997.-240 с.
1


В раздел образования