Автор: Мурд Оксана Богдановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад № 44 комбинированного вида "Мозаика" Населённый пункт: город Новосибирск Наименование материала: статья Тема: "Растём и развиваемся вместе" Раздел: дошкольное образование
–
ВОСПИТАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ КВ. КАТЕГОРИИ
г. НОВОСИБИРСК 2016
1
РАСТЕМ И РАЗВИВАЕМСЯ ВМЕСТЕ.
Инклюзивное образование в России является одним из стратегических
направлений
реализации
права
каждого
ребёнка
на
образование,
что
закреплено в положениях Конвенции о правах ребёнка, Конвенции о правах
инвалидов, законе «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно
ФГОС
ДО
инклюзивное
образование
должно
быть
направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей
с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их
всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. ФГОС ДО
ставит
задачу
формирования
в
ДОУ
социокультурной
с р ед ы ,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным,
психологическим
и
физиологическим
особенностям
детей.
Образовательная
программа
ДОУ
приобретает
направленность
на
создание
развивающей
образовательной
среды,
которая
представляет
собой
систему
социализации
и
индивидуализации детей.
На сегодняшний день дети с ограниченными возможностями здоровья,
в том числе дети с синдромом Дауна, имеют право получать дошкольное
образование.
Хочу
поделиться
небольшим
опытом
работы
с
детьми
с
синдромом Дауна и здоровыми детьми.
Включение детей с синдромом Дауна в массовые группы.
Для
того,
чтобы
процесс
включения
ребенка
в
группу сверстников был максимально полным и
полезным,
необходимо
самим
педагогам
избавиться
от
предубеждений
и
научиться
учитывать особенности психического, моторного,
коммуникативного развития детей с синдромом
Дауна. Совместное воспитание должно оказывать
положительное
влияние
не
только
на
детей
с
синдромом
Дана,
но
и
на
нормально
развивающихся
сверстников,
способствуя
всестороннему
развитию
как
одних,
так
и
других.
Таким
образом,
инклюзивное
образование
исключает
доминирование
интересов
одной
группы
детей
над
другой.
Увеличивает
степень
участия
каждого
ребенка
во
всех
аспектах
жизни
детского
сада,
значит,
направлена
на
выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи. Задача
педагога состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к
ребенку, а распределить работу так, чтобы все дети получили возможность
принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить
пути преодоления трудностей.
Сенсорные формы развития.
Во
время
деятельности
ребенка
важно
использовать
различный
сенсорный
материал.
Сортировать
шишки,
пересыпать
камушки.
Массаж
ладоней
очень
полезен
для
развития
тактильных
ощущений
и
мелкой
моторики. Рисование пальчиками на песке, манке, красками. Упражнения с
1
крупой (горох) можно насыпать в миску или баночки. Ребенок опускает руки
в
миску
или
банку,
трогает
крупу
(горох)
руками.
Можно
предложить
несколько банок, чтобы он пересыпал крупу из одной в другую. Эта игра
хорошо
развивает
мелкую
моторику
и
тактильные ощущения.
Развитие моторики.
Дети
с
синдромом
Дауна
имеют
ряд
особенностей
в
процессе
формирования
основных
двигательных
навыков:
слабый
мышечный тонус, нарушение равновесия и
координаций
движений.
Поэтому,
когда
ребенку
приходится
одновременно
делать
двумя
руками
разные
движения,
такая
деятельность оказывается сложной, он старается её избегать. В таких случаях
в своей практике расширяю двигательную активность ребенка посредством
и г р
с
и с п о л ь з о в а н и е м
н е р о в н ы х
поверхностей
(мягкий
мат),
препятствий
(перелезание,
подлезание),
тем
самым
развивая
равновесие,
согласованность
в
д в и ж е н и и ,
с п о с о б н о с т ь
л у ч ш е
о р и е н т и р о в а т ь с я
в
о к р у ж а ю щ е м
пространстве.
Разрывание
бумаги,
перелистывание
страниц
-
формируется
захват
и
мелкая
моторика рук.
Вкладыши - очень полезны для развития мелкой моторики,
игры
с
разнообразными
вкладышами
как
деревянными,
так
и
пластмассовыми.
«Завинчивание
крышек»
-
такое
простое
занятие, как завинчивание и раскручивание,
открывание
и
закрывание
крышек
банок,
бутылок
и
пузырьков
развивает
ловкость
пальцев.
Лепка хорошо помогает развивать
г и б к о с т ь
п а л ь ц е в ,
с п о с о б с т в у е т
формированию
захвата
и
развитию
мышц
кистей
рук.
Рисование,
раскрашивание
-
также
развивает
мелкую
моторику
рук
и
очень
полезно
рисовать
на
вертикальных поверхностях.
Коммуникативное развитие и развитие речи.
1
У п р а ж н е н и я
с о
з в у к о в ы м
сопровождением
взрослого:
«Птичка
пьет
водичку»,
«Курочка
клюет
зернышко»,
«Малинка»
-
такие
игры
корректируют
з р и т е л ь н о е
в н и м а н и е
н а
о с н о в е
сосредоточения
на
действиях
взрослого,
воспитывает интерес к пальчиковым играм.
Игровая деятельность.
Многие
дети
с
синдромом
Дауна
не
переносят в игру даже усвоенные действия,
поэтому
необходимо
научить,
например:
поел
–
давай
покормим
мишку,
причесался
–
причеши
куклу.
Сюжетно-ролевая
игра
с
меняющимися
действиями
является
очень
сложной
для
таких
детей,
поэтому
здесь
необходимо участие взрослого, помочь включить ребенка в игру и переходить
от
одного
действия
к
другому,
а
другим
детям
–
принять
его
в
игру.
Например, «Ой вы забыли сахар положить в чай, сейчас Артем возьмет
сахарницу и положит сахар в чай», дополнительное повторение действий с
участием Артёма становится оправданным и ребенок включается в общий
сюжет,
остальные
дети
получают
позитивный
опыт
инклюзивного
взаимодействия, который будут использовать в дальнейшем.
Работа с родителями.
Ус п е ш н о с т ь
и н т е г р и р о в а н н о г о
образования
невозможна
без
изменения
отношения
общества
к
проблеме
детей
с
с и н д р ом ом
Д ау н а ,
б е з
ф о р м и р о в а н и я
п о л о ж и т е л ь н о г о
и н ф о р м а ц и о н н о г о
пространства,
способствующего
развитию
понимающего
и
принимающего
отношения
о б щ е с т в а
к
д е т я м
с
о г р а н и ч е н н ы м и
возможностями,
без
создания
условий,
способных
изменить
отношение
общества и помочь в преодолении стереотипов.
Родителям
была
предоставлена
информация
об
инклюзивном
образовании. Разъяснили, что общение, которое происходит между детьми
идет на пользу и тем и другим. Дети с синдромом Дауна получают бесценное
развитие и
общение, а обычные дети с детства понимают, что не все
одинаковые и есть детки более слабые, к которым нужен другой подход.
Обычные дети получат разнообразный опыт общения и самопознания.
Совместная работа педагога и родителей способствовали успешной
адаптации ребенка с синдромом Дауна к новым условиям в детском саду.
На
первой
встрече:
знакомство
со
специалистами
ДОУ
и
воспитателями
группы;
знакомство
с
длительностью
проведения
деятельности,
значение
домашних
заданий
с
ребенком
(необходимость
развивать у ребенка использовать полученные навыки, переносить прежний
опыт в новые ситуации); родители ознакомлены с методами, приемами и
средствами работы, которые используются
в разных видах деятельности
1
детей, например: работа со средствами коммуникации – коммуникативными
картинками.
Индивидуальные беседы - родители всегда
имеют
возможность
посмотреть
деятельность
р е бе н ка
в
гру п п е ,
п о с л е
о п р е д е л е н н о й
деятельности
отмечаются
успехи
детей,
их
познавательная и речевая активность, проявления
инициативы, самостоятельности, знания и умения,
н а с т р о е н и е ,
и н т е р е с
к
п р о и с ход я щ е м у.
Рекомендуются приемы, с помощью которых можно
преодолеть
возникшие
трудности,
на
что
следует
обратить
внимание
дома,
как
можно
провести
предложенные
игры
и
упражнения
в
домашней
обстановке. Обсуждения
знаний, умений и навыков,
приобретенных
детьми,
выделения
трудностей,
которые
предстоит
преодолеть,
проговаривания
собственных впечатлений, эмоций.
Результаты.
В
р е з у л ь т а т е ,
р е б е н о к
с п о с о б е н
к
самостоятельным
действиям:
формируются
основные
культурно
–
гигиенические навыки. Под наблюдением взрослого самостоятельно моет
руки, умеет самостоятельно есть, правильно пользуется чашкой, ложкой;
ходит в туалет (сигнализирует о своих нуждах).
Ребенок адекватно реагирует на все режимные
моменты:
сон,
прием
пищи,
прогулку,
образовательную деятельность (ориентируется
в распорядке дня). В течение дня пребывания в
детском
саду
преобладает
положительный
э м о ц и о н а л ь н ы й
ф о н ,
н а б л ю д а ю т с я
разнообразные
эмоции
и
спо собы
и х
выражения. Имеет положительное отношение к
просьбам,
поручениям
взрослого,
стремиться
их выполнить. Проявляет интерес к действиям
взрослого
и
ровесников,
стремиться
к
подражанию.
Ребенок
проявляет
интерес
к
разным
видам
детской деятельности (игровой, музыкальной,
двигательной,
чтения
художе ственной
литературы,
конструктивной)
в
разных
помещениях детского сада (в группе, музыкальном зале, физкультурном зале,
бассейне), но не всегда является активным участникам деятельности, а лишь
наблюдателем за деятельностью детей и взрослых.
1
Ус п е ш н а я
а д а п т а ц и я
р е б е н к а
с
синдромом
Дауна
к
условиям
детского
сада
является необходимым и важным условием его
дальнейшего социального развития. Основная
цель
которого
–
обеспечение
оптимального
вхождения
ребенка
в
общественную
жизнь,
п о д г о т о в к а
к
с а м о с т о я т е л ь н о й
жизнедеятельности.
Автор – Мурд Оксана Богдановна
Список литературы
1.
Атлашкина Т.В. Развитие памяти и интеллекта у детей с задержкой
психического развития. СПб.: Респекс. – 2005. – 384 с.
2.
Булкина Т.В. В объятиях ласкового «дауна»: о детях с синдромом Дауна
// Фактор. 1998. №8 С. 69–71.
3.
Ворсанова
С.Г.,
Юров
Ю.Б.,
Демидова
И.А.,
Берешева
А.К.
Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка;
данные
клиниче ских,
цитогенетиче ских
и
м о л е кул я р н о -
цитогенетических исследований // Дефектология. – 2001. – №1.-С. 9.
4.
Жиянова П.Л Малыш с синдромом Дауна.
5.
Жиянова П.Л. , Нечаева Т.Н. Формирование основных двигательных
навыков у детей с синдромом Дауна.
6.
Житникова Л.Н. В защиту прав детей-инвалидов. // Новый регион. –
2006. №3. с. 64–69.
7.
Ковалева Е., Синицина Е. Дети-инвалиды в современном обществе. –
М.: Лист-Нью, – 2005.-136 с.
8.
Рунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие для студ. М:
Издательский центр «Академия», -1999. -336 с.
9.
Семяго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с
детьми
с
различными
видами
отклоняющегося
развития
/ /
Дефектология. 2000. №1. С. 66–75.
10.Черемошкина
Л.В.
Развитие
памяти
детей.
–
Ярославль:
Академия
развития, – 1997.-240 с.
1