Автор: Эксузян Гоар Григорьевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №2099 Населённый пункт: Г.МОСКВА Наименование материала: СТАТЬЯ Тема: Проектная методика обучения иностранному языку Раздел: среднее образование
Эксузян Гоар Григорьевна
учитель английского языка
ГБОУ Школа №2099
г.Москва
Проектная методика обучения
иностранному языку.
Преподавание
иностранных
языков
–
составная
часть
общей
системы
образования, и поэтому в известной степени оно подчиняется основным
тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это отображается в
методах
обучения.
Изучение
яз ыка
нес ёт
в
себе
не
т ол ь ко
общеобразовательные
идеи,
но
и
одновременно
обеспечивает
развитие
личности
средствами
данного
учебного
предмета,
где
обучающийся
выступает
как
активный,
творческий
субъект
учебной
деятельности,
управляемый
учителем.
Данный
подход
предполагает,
что
цель
каждого
урока
определяется
с
позиции
обучаемого,
при
этом
не
только
в
плане
приобретения
им
знаний,
умений,
но
и
с
точки
зрения
прогрессивных
изменений
в
структуре
личности.
Личностно-деятельностный
подход
означает
учёт
индивидуально-психологических
о с о б е н н о с те й ,
общекультурное и личностное развитие обучаемых.
Проектная методика обучения английскому языку является как бы той общей
формой,
в
которой
реализуется
искусство
планирования,
изобретения,
созидания, исполнения и оформления, и которая определяется как дизайн
или проектирование.
Овладевая
культурой
проектирования,
школьник
приучается
творчески
мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные
варианты
решения
стоящих
перед
ним
задач,
эстетически
реализуя
усвоенные им средства и способы работы. Здесь важно обратить внимание и
на
то,
что
метод
проектирования
входит
сейчас
во
многие
области
общеобразовательной
практики
в
виде
проектных
методов
и
проектных
методик обучения.
Что же представляет собой проектная методика?
Во-первых
-
она
характеризуется
высокой
коммуникативностью,
предполагает
выражение
учащимися
своих
собственных
мнений,
чувств,
активное
включение
в
реальную
деятельность,
принятие
личной
ответственности за продвижение в обучении и т.п.
Во-вторых
-
проектная
методика
основана
на
организации
учебного
процесса, направленная на решение определённой задачи в достижении
общей
цели
овладения
английским
языком
в
соответствии
с
принятой
классификацией уровней обученности : начальный, элементарный, нижний
средний, средний, высокий средний и продвинутый.
В третьих – это особая форма организации коммуникативно-познавательной
деятельности на уроке иностранного языка в виде проекта.
Проект
–
это
самостоятельно
планируемая
и
реализуемая
школьниками
работа,
в
которой
речевое
общение
вплетено
в
интеллектуально-
эмоциональный контекст другой деятельности (путешествия, исследования,
игры
и
т.
п.).
Наряду
с
вербальными
средствами
выражения
учащиеся
широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы,
карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы, слайды.
Развитие коммуникативных навыков подкрепляется многообразием средств
передающих ту или иную информацию.
Эффективность
проектной
методики
в
большой
мере
обеспечивается
интеллектуально-эмоциональной
содержательностью
включаемых
в
обучение тем. Особенность темы – её конкретность. Содержание каждого
проекта
хорошо
соотносится
с
уровнем
развития
подростка,
его
информированностью
по
проблеме.
В
данной
системе
обучения
широко
используются
непроизвольное
запоминание
лексических
средств
и
грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется
развитие
творческого
мышления,
воображения.
Создаются
условия
для
свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
Многообразие
средств
выражения
смысла
выводит
детей
в
свободное
творчество.
При
этом
проектная
работа
обладает
уникальными
возможностями
для
действительно
коммуникативного
обучения
иностранному языку даже при опоре на минимальный языковой материал.
Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет
школьникам истинную радость познания, приобщает к новой культуре. При
выполнении
проектной
работы,
которая
может
выполняться
в
устной
и
письменной форме, а также в виде презентаций, но при этом необходимо
придерживаться некоторых рекомендаций.
Во-первых,
поскольку
проектная
работа
даёт
учащимся
возможность
выражать свои собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и
регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
Во-вторых,
проектные
работы
являются
главным
образом
открытыми,
поэтому не может быть чёткого плана их выполнения.
В-третьих,
большинство
проектов
может
выполняться
отдельными
учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется
в группах.
Некоторые проекты выполняются дома, на некоторые из проектных заданий
затрачивается часть урока, на другие – целый урок.
Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу
работы
.
Учащимся
дается
определенный
алгоритм
проектировочной
деятельности.
Учащиеся
выбирают
тему,
подбирают
материал,
проводят
выборку,
оформляют
работу,
готовят
защиту
с
использованием
компьютерной
презентации.
Учитель
выступает
в
роли
консультанта,
помогает решить возникающие «технические» проблемы.
Результаты
выполненных
проектов
должны
быть,
что
называется,
«осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное решение,
если
практическая
–
то
конкретный
результат,
готовый
к
внедрению,
применению
Участие
учащихся
в
конкурсе
проектных
работ
стимулирует
мотивацию
к
повышению
уровня
учебных
достижений
и
повышает
потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-
практической
конференции,
является
самой
главной,
честной
и
справедливой оценкой труда учащегося. проекты, Любая исследовательская
работа включает в себя следующие этапы:
Подготовительный этап:
- определения темы
-постановка цели и задачи
-выбор критериев оценки
Основной этап:
- разработка проектов
-сбор и уточнение информации
Заключительный этап:
-защита проектов.
Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно
исследовать
и
которую
хотелось
бы
разрешить.
Она-то
и
подскажет,
как
сформулировать
тему
исследования. Учитель
может
и
должен
лишь
“подтолкнуть” детей к правильному выбору.
По
организации
в
классе
проектно-исследовательской
деятельности
я
начинаю с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей
обучающихся.
На
основе
полученных
данных
планируется
дальнейшая
работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в
сотрудничестве
с
родителями.
Проекты
«Празднование
Рождества
в
Великобритании и в России» и «Рождественские открытки», проведённые в
5-7 классах прошли очень интересно и для детей, и для родителей и для
учителей. Дети проекты оформили по-разному, .кто-то в бумажном варианте,
кто-то представил презентацию. Самые лучшие работы были представлены
на общешкольном мероприятии. В основном у меня дети выполняют как
индивидуальные, так и групповые проекты. Хочу отметить, что им больше
нравятся групповые проекты.
От урока к уроку, от проекта к проекту дети набираются опыта, развивается
их речь, память, учатся оценивать себя и выступления одноклассников .
В
проектной
методике
используются
все
лучшие
идеи,
выработанные
традиционной
и
современной
методикой
преподавания
иностранных
языков. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения,
способствует поддержанию интереса к учёбе.
Работа
над
проектом
сочетается
с
созданием
прочной
языковой
базы
у
обучаемых. Существенно, что в проектной методике разграничиваются два
вида навыков: навыки изучающего язык и навыки пользователя языком.
Таким образом, проектная методика может быть использована на всех этапах
обучения. При этом главным является не заимствование отдельных приёмов,
а
осуществление
идей
проектной
методики
на
основе
мобилизации
и
творческих способностей и личностного потенциала учащихся.
.