Напоминание

Проектная методика обучения иностранному языку


Автор: Эксузян Гоар Григорьевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №2099
Населённый пункт: Г.МОСКВА
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Проектная методика обучения иностранному языку
Раздел: среднее образование





Назад




Эксузян Гоар Григорьевна учитель английского языка ГБОУ Школа №2099 г.Москва Проектная методика обучения иностранному языку. Преподавание иностранных языков – составная часть общей системы образования, и поэтому в известной степени оно подчиняется основным тенденциям развития этой системы. Наиболее очевидно это отображается в методах обучения. Изучение яз ыка нес ёт в себе не т ол ь ко общеобразовательные идеи, но и одновременно обеспечивает развитие личности средствами данного учебного предмета, где обучающийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, управляемый учителем. Данный подход предполагает, что цель каждого урока определяется с позиции обучаемого, при этом не только в плане приобретения им знаний, умений, но и с точки зрения прогрессивных изменений в структуре личности. Личностно-деятельностный подход означает учёт индивидуально-психологических о с о б е н н о с те й , общекультурное и личностное развитие обучаемых. Проектная методика обучения английскому языку является как бы той общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления, и которая определяется как дизайн или проектирование. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, эстетически реализуя усвоенные им средства и способы работы. Здесь важно обратить внимание и
на то, что метод проектирования входит сейчас во многие области общеобразовательной практики в виде проектных методов и проектных методик обучения. Что же представляет собой проектная методика? Во-первых - она характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении и т.п. Во-вторых - проектная методика основана на организации учебного процесса, направленная на решение определённой задачи в достижении общей цели овладения английским языком в соответствии с принятой классификацией уровней обученности : начальный, элементарный, нижний средний, средний, высокий средний и продвинутый. В третьих – это особая форма организации коммуникативно-познавательной деятельности на уроке иностранного языка в виде проекта. Проект – это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально- эмоциональный контекст другой деятельности (путешествия, исследования, игры и т. п.). Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, анкетные таблицы, графики и диаграммы, слайды. Развитие коммуникативных навыков подкрепляется многообразием средств передающих ту или иную информацию. Эффективность проектной методики в большой мере обеспечивается интеллектуально-эмоциональной содержательностью включаемых в обучение тем. Особенность темы – её конкретность. Содержание каждого проекта хорошо соотносится с уровнем развития подростка, его информированностью по проблеме. В данной системе обучения широко используются непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.
Многообразие средств выражения смысла выводит детей в свободное творчество. При этом проектная работа обладает уникальными возможностями для действительно коммуникативного обучения иностранному языку даже при опоре на минимальный языковой материал. Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщает к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может выполняться в устной и письменной форме, а также в виде презентаций, но при этом необходимо придерживаться некоторых рекомендаций. Во-первых, поскольку проектная работа даёт учащимся возможность выражать свои собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность. Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть чёткого плана их выполнения. В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок. Учитель заранее предлагает темы проектов, инструктирует учащихся по ходу работы . Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема – то конкретное решение, если практическая – то конкретный результат, готовый к внедрению, применению Участие учащихся в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно- практической конференции, является самой главной, честной и
справедливой оценкой труда учащегося. проекты, Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
Подготовительный этап:
- определения темы -постановка цели и задачи -выбор критериев оценки
Основной этап:
- разработка проектов -сбор и уточнение информации
Заключительный этап:
-защита проектов. Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” детей к правильному выбору. По организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начинаю с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных планируется дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Проекты «Празднование Рождества в Великобритании и в России» и «Рождественские открытки», проведённые в 5-7 классах прошли очень интересно и для детей, и для родителей и для учителей. Дети проекты оформили по-разному, .кто-то в бумажном варианте, кто-то представил презентацию. Самые лучшие работы были представлены на общешкольном мероприятии. В основном у меня дети выполняют как индивидуальные, так и групповые проекты. Хочу отметить, что им больше нравятся групповые проекты. От урока к уроку, от проекта к проекту дети набираются опыта, развивается их речь, память, учатся оценивать себя и выступления одноклассников .
В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания иностранных языков. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учёбе. Работа над проектом сочетается с созданием прочной языковой базы у обучаемых. Существенно, что в проектной методике разграничиваются два вида навыков: навыки изучающего язык и навыки пользователя языком. Таким образом, проектная методика может быть использована на всех этапах обучения. При этом главным является не заимствование отдельных приёмов, а осуществление идей проектной методики на основе мобилизации и творческих способностей и личностного потенциала учащихся. .


В раздел образования