Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики через игровую деятельность
Автор: Бирюкова Оксана Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ Светлоярская СОШ №1 Населённый пункт: р.п. Светлый Яр Наименование материала: статья Тема: Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики через игровую деятельность Раздел: начальное образование
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках
математики через игровую деятельность»
Слайд 1
И в современной педагогической теории и практике одной из
актуальных проблем является активизация познавательной
деятельности учащихся.
Слайд 2
Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен, в
основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать
познавательный интерес, активность младшего школьника в различных
видах его деятельности.
В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала
большое значение имеет умение учителя придавать этому материалу
увлекательный характер, делать его живым и интересным.
Слайд 3
Стремление заинтересовать учащихся, разнообразить ход урока
ведут к тому, что учителя включают в урок различные игровые методики,
потому что игра для младших школьников – любимая форма деятельности.
В игре дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в
незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается
от игрового действия к умственной задаче.
Слайд 4
В настоящее время игру используют при организации начала урока, при
изучении нового материала, при организации контроля, при окончании урока.
Часто проводятся и игровые уроки.
Математика - один из наиболее трудных предметов, но как
показывает педагогическая практика и анализ педагогической литературы,
до недавнего времени игру использовали лишь на занятиях
математического кружка, при проведении тематических вечеров и др., а
возможности использования дидактической игры в учебном процессе
недооценивались.
Включение дидактических игр и упражнений на уроках математики
позволяет чаще менять виды деятельности на уроке, что создает условия для
эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает
его доступность и осознанность.
Например, в процессе игры на уроке математики незаметно для себя
учащиеся выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать
множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном
счете, решать задачи.
Слайд 5
Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а
отсюда – стремление быть быстрым, собранным, находчивым, уметь четко
выполнять задания, соблюдать правила игры.
Слайд 6
На уроках математики я провожу устный счет, используя при этом
игровые и занимательные задания, дидактические игры: "Собери букет",
"Математическая рыбалка", "Кто быстрее?", "Молчанка", "Собери грибы",
"Математический футбол".
Слайд 7
В начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока».
При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные
упражнения.
Слайд 8
Использую на своих уроках исследовательские задания в игровой
форме:
фокусы с разгадыванием задуманных чисел;
задания с занимательными рамками и магическими квадратами;
игры типа: "Кто первым получит 10;
Исследовательский характер этих заданий направлен на разгадывание
способа выполнения фокуса или выработку выигрышной стратегии игры.
Слайд 9
Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6,
вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Формула для разгадывания фокуса: а + 14 + 6 – а = 20. Её можно
проиллюстрировать на схематическом чертеже.
Прежде, чем приступить к разгадыванию фокуса, уч-ся несколько раз
проверяют его с разными числами, закрепляя тем самым свои
вычислительные навыки, не испытывая усталости, поскольку они
заинтересованы в результате. Перспектива показать фокус другим
стимулирует активную познавательную деятельность.
Особо хочу выделить игры связанные с двигательной активностью
детей: «Живые цифры», «Лови мяч»,
«Дополни число»
Ход игры:
До начала игры определить число, которое играющий должен
составить из двух чисел ( например, 10). Взрослый бросает ребенку мяч и
называет какое-либо число (например, 7). Поймав мяч, ребенок говорит
число(3), которое в сумме с названным взрослым составляет десять: 9 и 1, 8
и 2, 6 и 4, 5 и 5 и т.д.
«Скажи последующее (предыдущее) число»
Ход игры:
Взрослый бросает мяч и называет какое-нибудь число. Поймав мяч,
ребенок говорит следующее (предыдущее) по порядку число.
Задачи со сказочным сюжетом усиливают интерес к самой задаче,
побуждают ребёнка решить проблему, вызывают желание помочь
литературным героям. Вот некоторые из задач.
Слайд 10
Вчера Незнайка прочитал 5 страниц, а сегодня на 2 страницы больше.
Сколько страниц Незнайка прочитал сегодня?
Самый длинный бал королевства продолжался с 15 августа по 7
сентября включительно. Сколько дней продолжался праздник?
Три поросенка бежали от волка 3 км. Сколько километров пробежал
каждый поросёнок?
Дети очень любят «Веселый счет» - рифмованные задачки.
Слайд 11
Первоклассникам, например, начертания цифр помогают запомнить
веселые стихотворения.
Слайд 12
Геометрический материал легко запоминается благодаря сказкам,
стихотворениям о геометрических фигурах.
Шарады, ребусы, кроссворды никого не оставят равнодушными.
Большую ценность на уроке представляют загадки.
Слайд 13
На различных этапах урока я использую загадки ( в основе которых
лежит сравнение) в качестве приёма, активизирующего познавательный
интерес и мыслительную деятельность.
Математическая игра на уроке должна быть хорошо организована и
целеустремлена. Прежде ученикам надо осознать правила - единые по форме
для всех игр, чтобы постепенно выработался стереотип. Такие правила
обязывают детей действовать строго по очереди или коллективно; отвечать по
вызову, внимательно слушать ответ товарища, чтобы исправить его по
необходимости, не повторяться: не мешать другим; честно признавать свои
ошибки и т.д.. В этом заключается организационная роль правил игры. Кроме
того, они являются средством управления игрой: указывается способ
действий и их последовательность, формируются требования к поведению,
регулируются взаимоотношения детей в игре.
Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если
игра соответствует целям и задачам урока и в ней принимают участие все
дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, но не устают и не
теряют интереса. В процессе игры у детей формируются общеучебные
умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля,
формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность,
честность.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные
качества личности. У них развиваются чувство ответственности,
коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра необходима
и для сохранения преемственности между детским садом и школой.