Напоминание

"Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)"


Автор: Рудиченко Елена Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ СОШ № 8
Населённый пункт: станица Суворовская, Предгорного района, Ставропольского края
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Рабочая программа по биологии 5 класс (ФГОС)"
Раздел: среднее образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
УТВЕРЖДЕНО На заседании педагогического совета Протокол № _1__ от « 30 » августа 2016 г. Директор МКОУ СОШ №8 ___________________ И.А. Борисова Рабочая программа учебного курса по биологии в 5 классе (примерная программа курса «Биология» для 5 класса составлена на основе авторской программы И.Н.Пономаревой, В.С.Кучменко, О.А.Корниловой, А.Г.Драгомилова, Т.С.Суховой по биологии УМК «Биология» для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва «Вентана-Граф», 2014). учителя биологии Рудиченко Елены Ивановны Высшая категория Учебник: авторы И.Н.Пономарева, И.В. Николаев, О.А.Корнилова Издательство Москва «Вентана-Граф», 2014 Лабораторных работ - 4 Экскурсий - 1
2016 – 2017 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ
I. Планируемые результаты II. Содержание курса III. Календарно – тематическое планирование
I.

Планируемые результаты

Личностными результатами
являются следующие умения:  Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.  Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.  Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоя-тельной деятельности вне школы.  Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоро-вья.  Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.  Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами
является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
 Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.  Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предло-женных и искать самостоятельно средства достижения цели.  Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).  Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.  В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причи-ны и следствия простых явлений.  Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе  дихотомического деления (на основе отрицания) Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.  Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.  Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать ин-формацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
 Вычитывать все уровни текстовой информации.  Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информа-ции, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами
изучения предмета «Биология» являются следующие умения:  определять роль в природе различных групп организмов;  объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.  приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;  находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с пред-ками, и давать им объяснение;  объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.  объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.  перечислять отличительные свойства живого;  различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, па-поротники, голосеменные и цветковые);  определять основные органы растений (части клетки);  объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, гри-бы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);  понимать смысл биологических терминов;  характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измере-ние) и их роль в познании живой природы;  проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препа-ратов.  использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;  различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
II.

Содержание курса
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс. Общее число учебных часов в 5 классе – 34 часа (1ч в неделю).
Раздел 1. Биология. Наука о живом мире. (9 часов)
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Лабораторные работы
1. Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. 2. Изучение клеток кожицы лука.
Раздел 2. Многообразие живых организмов. ( 11 часов)
Царства живой природы. Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии- возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Растения. Многообразие растений, принципы их классификации. Животные. Многообразие животных, процессы жизнедеятельности и их роль в природе и жизни человека. Грибы. Многообразие грибов и их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека. Значение живых организмов в природе и жизни человека. Лабораторные работы 1. Знакомство с внешним строением растений 2. Наблюдение за передвижением животных
Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля. (8 часов)
Три среды обитания: наземное- воздушная, водная, почвенная. Экологические факторы среды. Природные зоны Земли: тундра, тайга, широколиственный лес, травянистая равнина, пустыня, влажный тропический лес. Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах.
Раздел 4. Человек на планете Земля. (6 часов)
Как человек появился на Земле. Жизнь наших далеких предков. Влияние человека на почву и растительность. Экологические проблемы. Сохранение разнообразия животного мира. Примеры положительного влияния здорового образа жизни и отрицательного влияния вредных привычек на здоровье человека (видеофрагменты, слайды, фотографии и др.) Примеры экологически комфортных и эстетически привлекательных условий жизнедеятельности людей на примере создания городского и сельского ландшафта, оформления жилых помещений, зон рекреации и т.д. Примеры ядовитых растений, грибов и опасных животных своей местности. Практические работы: 1. Влияние природы на состояние человека. Определение частоты пульса в школьной обстановке и на прогулке Резервное время можно использовать на проведение контрольно-обобщающих уроков по темам, исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.

III.

Календарно – тематическое планирование



п/п

дат

а

Тема урока

Основное

содержание

(понятия)

Тип

учебного

занятия

(лекция,

лаб.

работа,

урок-

обобщение

, урок-

изучения

нового,

комбиниро

ванный)

Деятельность

учащегося

Планируемые образовательные результаты

д/з

Предметные

УУД:

Регулятивные,

Познавательные,

Коммуникативные

Личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.Биология – наука о живом мире (9)

1
Наука о живой природе Человек и природа. Биология – наука о жизни и живых организмах. Биологические науки: ботаника, микология, зоология, микробиология.
комбиниро

ванный
Работать с рисунками учебника как источниками информации. давать определения терминам
Регулятивные:
1) осуществлять итого- вый и пошаговый контроль по результату; 2) адекватно восприни- мать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные
ориентироваться на раз- нообразие способов решения учебных задач;
Коммуникативные
допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и принятие ценно- сти природного мира, готовности следовать в своей деятельности нор- мам природоохра- нительного пове- дении;
П.1,

с.4-7

ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
2
Свойства живого Свойства живого: обмен веществ, раздражимость, рост, размножение, развитие. Органы. Организм – единоецелое
комбиниро

ванный
Работать с рисунками учебника как источниками информации.Составлят ь рассказ по рисункам, обобщать, делать выводы. Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументиров анного ответа. Обосновыват ь необходимост ь подвижного образа жизни.
Регулятивные
выполнять учебные дей- ствия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные
1)осуществлять синтез как составление целого из частей; 2)устанавливать при- чинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Коммуникативные
допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии 1)широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы 2)учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
П.2,

с. 8-12

3
Методы изучения природы Основные методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование, сравнение.
комбиниро

ванный
Применение на практике разных методов изучения природы на конкретных живых организмах. Применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.
Регулятивные
1)осуществлять итого- вый и пошаговый контроль по результату; 2) адекватно восприни- мать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других учебно-познава- тельный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
П.3,

с. 12-15

людей;
Познавательные
использовать знаково- символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования
Коммуникативные
строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения
4
Увеличительные приборы Лупа, микроскоп. Строение микроскопа. Работа с микроскопом
Лаборатор

ная работа

№1
«Изуче ние строения увеличител ьных приборов» Умение работать с лабораторным оборудованием,увелич ительными приборами. Применять на практике умение работать с увеличительн ыми приборами
Регулятивные:
1) следовать установ- ленным правилам в планирова- нии и контроле способа реше- ния; 2) осуществлять итого- вый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные
проводить сравнение, сериацию и классификацию изучен- ных объектов по заданным критериям;
Коммуникативные
учитывать другое мне- ние и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудниче- стве ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи
П.4,

с. 15 - 19


5
Строение клетки. Ткани. Клетка - основная структурная единица организма растения. Оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоль, включения, движение цитоплазмы Особенности животных и растительных тканей. групповая, коллективная. Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Приготовление микропрепаратов. Комментиров ать содержание рисунка, предлагающе го использовани е имеющихся знаний в новой ситуации
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные
1) самостоятельное выделение и форму- лирование познава- тельной цели; 2) анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия смыслообразов ание, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляетс я
П.5,с.19

-21

6.
Живые клетки Ткани растений и животных
Лаборатор

ная работа

№1
«Изуче ние строения клеток кожицы лука» групповая, коллективная. Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Приготовление микропрепаратов.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные
1) самостоятельное
П.5,с.21

-24

выделение и форму- лирование познава- тельной цели; 2) анализ объектов с целью выделения признаков
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия
7
Химический состав клетки Неорганические и органические вещества. Роль неорганических и органических веществ. групповая, коллективная Находить в таблицах и на рисунках учебника части и органоиды клетки. Сравнивать строение растительной и живой клетки. Распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. Называть клеточные структуры и их значение. Уметь проводить опыты
Регулятивные:
определение после- довательности про- межуточных целей с учетом конечного результата; состав- ление плана и по- следовательности действий;
Познавательные
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляетс я.
П.6,

с. 25 - 27

характера.
Коммуникативные
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
8
Процессы жизнедеятельнос ти Рост, деление, дыхание, питание. Обмен веществ и размножение – главные процессы жизнедеятельнос ти клетки. Клетка – структурная единица живого организма
комбиниро

ванный
Доказывать, что размножение – общее свойство всего живого. Давать определение понятию «размножение». Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. Характеризов ать особенности строения биологически х объектов – клеток, организмов.
Регулятивные:
планировать свои дей- ствия в соответствии с постав- ленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.контролируемом пространстве Интернета;
Коммуникативные
строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей
П.7,

с. 28 - 32

при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения
9

Подведем итоги

урок-

обобщение
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятель ности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованн ых в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретически х выводов приемами самоанализа и самоконтроля .
Регулятивные:
выполнять учебные дей- ствия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные
способствовать разв итию познавательно й активности учащи хся, умения наблюда ть, сравнивать, обоб щать и делать вывод ы
Коммуникативные
1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
3. Многообразиеживыхорганизмов (11)

10
Царства живой природы Классификация, систематика. Основные
урок-

изучения

нового
Сравнивать представителей разных царств, делать выводы Определять роль в природе различных
Регулятивные:
уметь контролировать свои действия, давать Самоопределе ние, нравственно-
П. 8,

с. 35

-38

царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Вирусы – неклеточнаяфор мажизни. Вид – единицаклассиф икации. на основе сравнения, использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены групп организмов; находить черты, свидетельств ующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение оценку своим действиям
Познавательные
способствовать разви- тию познавательной ак- тивности учащихся, умения наблюдать, срав- нивать, обобщать, де- лать выводы
Коммуникативные
уметь грамотно и доходч иво объяснять свою мыс ль и адекватно восприни мать информацию партнёров по общению, создание условий для фо рмирования умений и на выков групповой работы . этическое оценивание, формировани е экологическог о мировоззрени я, любви к родной природе.
11
Бактерии: строение и жизнедеятельнос ть Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Отличие клеток бактерий от клеток растений. Питание. Дыхание бактерий.
комбиниро

ванный
По рисунку учебника определить отличия в строении бактериальной и растительной клетки. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно- познавательных задач по изучению способов питания Описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотиче ские и эукариотичес кие клетки. Характеризов ать различные типы питания
Регулятивные:
уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям
Познавательные
создать условия для развития ушкольников у мения формулировать пробле- му и предлагать пути её решения
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.
П.9,

с.39

-42

монологической и диалогической формами речи
12
Значение бактерий в природе и для человека Распростране ние, значение. Клубеньковые бактерии, симбиоз.
комбиниро

ванный
Решение учебно- познавательных задач по изучению способов питания бактерий Характеризов ать клубеньковые бактерии, Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Коммуникативные
строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранит ельного, здоровьесберега ющего поведения
П.10,

с. 42

-45

13
Растения
РК

Многообразие

растений в СК
Корень, побег, споры, слоевище. Цветковые и голосеменные Уметь работать с гербариями, делать зарисовки в виде схем. Обобщать и делать выводы Комментиров ать содержание рисунка, предлагающе го использовани е имеющихся знаний в новой ситуации
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные
1) самостоятельное вы- деление и формулирова- ние познавательной цели; 2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности , чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.
П.11,

с.45-

52

помощью компьютерных средств
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия
14

Лабораторная

работа№3
«Знакомство с внешним строением растений» Стебель Корень Лист, цветок Уметь работать с гербариями, делать зарисовки в виде схем. Обобщать и делать выводы Комментиров ать содержание рисунка, предлагающе го использовани е имеющихся знаний в новой ситуации
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные
1) самостоятельное вы- деление и формулирова- ние познавательной цели; 2) поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
Коммуникативные
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников,
способов взаимодействия
15
Животные
РК

Многообразие

животных в СК
Основные свойства животных. Одноклеточные или простейшие, многоклеточные . Влияние природы на животных Использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. Проводить наблюдение за объектами живой природы.
Регулятивные:
1) следовать установлен- ным правилам в планировании и контроле способа решения; 2) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные
проводить сравнение, сериа- цию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
Коммуникативные
учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Самоопределе ние, нравственно- этическое оценивание, формировани е экологическог о мировоззрени я, любви к родной природе.
П.12,

с.52-

56

16
Методы изучения живых организмов Урок рефлексии
Лаборатор

ная

работа№4
« Наблюдени е за передвиже нием животных»
Регулятивные:
1) следовать установлен- ным правилам в планировании и контроле способа решения; 2) осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Познавательные
проводить сравнение, сериа- цию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
Коммуникативные
учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве
17
Грибы Грибы, как отдельная группа живых организмов. Питание, дыхание грибов. Распространени е. Грибница, гифа, плодовое тело, грибокорень.
комбиниро

ванный
По рисунку учебника определить отличия в строении грибного и растительного организмов. Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Характеризов ать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники
Регулятивные:
постановка учебной за- дачи на основе соотне- сения того, что уже из- вестно и усвоено учащи- мися, и того, что еще неизвестно
Познавательные
способствовать разви- тию познавательной ак- тивности учащихся, умения наблюдать, срав- нивать, обобщать, де- лать выводы
Коммуникативные
1)задавать вопросы; 2)контролировать действия партнера Самоопределе ние, нравственно- этическое оценивание, формировани е экологическог о мировоззрени я, любви к родной природе.
П.13,

с.57-

60

18
Многообразие и значение грибов
РК

Многообразие

грибов в С К
Грибы съедобные, ядовитые, плесневые, паразиты. Значение грибов для человека. Антибиотик.
комбиниро

ванный
Приводить примеры, подтверждающие обсуждаемую позицию. Использовать свои знания о грибах, приобретённые в повседневной жизни различать съедобные и ядовитые грибы и своей местности. освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами
Регулятивные:
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осозна- ние качества и уровня усвоения
Познавательные
постановка и формули- рование проблемы, самостоятельное созда- ние алгоритмов деятель- ности при решении проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные
формулировать собственное мнение и позицию; Воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.
П.14,

с.60-

65

19
Лишайники Лишайники, их
комбиниро
Использовать свои Оценивать
Регулятивные:
учебно-
П.15,

разнообразие, особенности. Значение в природе и хозяйстве человека. Индикаторная роль лишайников.
ванный
знания о грибах и водорослях. Объяснять особенности размножения растений частями тела на примере лишайников информацию о живых организмах, их расселению и приспособлен ию к разным природным условиям, получаемую из различных источников планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные
осуществлять поиск необхо- димой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч.контролируемом про- странстве Интернета
Коммуникативные
строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
С.66-

69

20
Значение живых организмов в природе и жизни человека
РК Полезные

живые

организмы и

вредители сада

и огорода на

территории

ст. Суворовской
Значение живых организмов в природе и жизни человека. Биологическое разнообразие.
комбиниро

ванный
Обобщать знания, полученные при изучении данной темы. Приводить примеры, использовать информацию, полученную из дополнительной литературы. Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятель ности организмов. Приводить примеры методов изучения
Регулятивные:
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осозна- ние качества и уровня усвоения
Познавательные
поиск и выделение необ- ходимой информации; применение методов ин- формационного поиска, в том числе с помощью осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей
П.16,

с.69-

72

живого, использованн ых в ходе исследований в классе и дома. компьютерных средств
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
21

Подведем итоги

урок-

обобщение
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятель ности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованн ых в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность
Регулятивные:
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные
способствовать развити ю познавательной актив ности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, о бобщать и делать вывод ы
Коммуникативные
1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
теоретически х выводов приемами самоанализа и самоконтроля . сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
4. Жизнь организмов на планете Земля (8)

22
Среды жизни планеты Земля Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой.
урок-

изучения

нового
Работать с рисунками учебника, уметь сопоставлять факты, делать выводы о приспособлении организмов к среде обитания Объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу.
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу
Познавательные
осуществлять поиск необхо- димой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные
Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Учебно- познавательн ый интерес к новому учебному материалу, связи теоретически х знаний с практически ми навыками.
П.17,

с.75-

77

23
Экологические факторы среды Абиотические, биотические, антропогенныеф акторы
комбиниро

ванный
Взаимосвязи живой и неживой природы. Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. Высказывать свою точку зрения.Выдел ять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономернос ти живой природы.
Регулятивные:
следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения
Познавательные

Коммуникативные
слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем Умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся
П.18,

с.78-

81


24
Приспособления организмов к жизни в природе Приспособленно сть Формирование природных сообществ на примере соснового, елового леса
комбиниро

ванный
Использовать знания о живых организмах для аргументированного ответа. приводить примеры приспособлен ий организмов к среде обитания и объяснять их значение
Регулятивные:
различать способ и результат действия
Познавательные
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Самоопредел ение, нравственно- этическое оценивание, формировани е экологическо го мировоззрени я, любви к родной природе.
П.19,

с.81-

84

25
Природные сообщества
РК Природные

сообщества на

территории

ст.Суворовской
Природное сообщество - биосистема, его разновидности. Пищевая цепь, круговорот веществ в природе. Производители, потребители, разлагатели.
комбиниро

ванный
Доказывать зависимость жизни животных и человека от растений. Устанавливать пищевые связи между живыми организмами. Выделять условия, необходимые для жизнедеятель ности различных организмов на одной территории
Регулятивные:
вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
Познавательные
способствовать развити ю познавательной актив ности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, о бобщать и делать вывод ы
Коммуникативные
слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохра нительного поведения.
П.20,

С.84-

87

26
Природные зоны России Многообразие природных зон: тундра, тайга, степь, широколиственн
комбиниро

ванный
Умение работать с текстом. Определять роль в природе различных групп организмов;приводить Преобразовы вать информацию из одного вида в другой
Регулятивные:
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Самоопредел ение, нравственно- этическое оценивание,
П.21,

с.87-

93

ый лес. Обитателиприро дныхзон, приспособления к жизни в определенныхус ловиях. примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение (таблицу в текст и пр.).
Познавательные
осуществлять поиск необхо- димой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов формировани е экологическо го мировоззрен ия, любви к родной природе.
27
Жизнь организмов на разных материках Местный вид. Живой мир Африки, Австралии, южной Америки, Северной Америки и Евразии, Антарктиды.
комбиниро

ванный
Выделять в тексте базовые понятия, объяснить их содержание. Работать с рисунком как источником информации Создавать схематически е модели с выделением существенны х характеристи к объекта.
Регулятивные:
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осозна- ние качества и уровня усвоения
Познавательные
анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиямикоммуникаци и широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы
П. 22,

с.93-

99

28
Жизнь организмов в морях и океанах Прикрепленные организмы, свободноплаваю щие организмы. Планктон.
комбиниро

ванный
Объяснять значение пищи как источника энергии.Использовать знания об общих свойствах живых Самостоятель но обнаруживать и формулирова
Регулятивные:
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Чувство прекрасного на основе знакомства с миром
П.23,

с.99-

103

Обитателиглуби н. организмов для аргументированного ответа. ть учебную проблему, определять цель учебной деятельности
Познавательные
осуществлять поиск необхо- димой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов природы.
29

Подведем итоги

урок-

обобщение
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятель ности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованн ых в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретически х выводов приемами самоанализа
Регулятивные:
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные
способствовать развити ю познавательной актив ности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, о бобщать и делать вывод ы
Коммуникативные
1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
и самоконтроля . взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
5. Человек на планете Земля (6)

30
Как появился человек на Земле Австралопитек, человек умелый, неандерталец, человек разумный, кроманьонец. Деятельностьчел овека в природе.
урок-

изучения

нового
находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение Самостоятель но обнаруживать и формулирова ть учебную проблему, определять цель учебной деятельности
Регулятивные:
постановка учебной за- дачи на основе соотне- сения того, что уже из- вестно и усвоено учащи- мися, и того, что еще неизвестно
Познавательные
выдвижение гипотез и их обоснование.Построени е логической цепи рассуждений
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиямикоммуникаци и осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежност и, чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.
П.24,

С.106-

110

31
Как человек изменял природу История влияния человека на природу. Осознание человека своего влияния на природу. Лесопосадки.
комбиниро

ванный
Осознание своеговлияния на природу. Формулировать пробле му и предлагать пути е ё решения; Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовы вать
Регулятивные:
вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок
Познавательные
помочь учащимся осозн ать практическую значи мость изучаемого матер основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки
П.25,

С.110-

112

информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). иала
Коммуникативные
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
32
Важность охраны живого мира планеты Угроза для жизни. Животные, истребленные человеком. Заповедники, заказники.
комбиниро

ванный
Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа Использовать свои знания о животных, приобретённ ые в повседневной жизни
Регулятивные:
адекватно воспринимать предложения и оценки учи- телей, товарищей, родителей и дру- гих людей
Познавательные
создать условия для развития ушкольников у мения формулировать проблем у и предлагать пути её р ешения;
Коммуникативные
допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохрани тельного, здоровьесберег ающего поведении
П.26,

С.113-

116

33
Сохраним богатство живого мира
РК Красная

книга

Ставропольског
Полезные пищевые продукты, витамины. Правила поведения на
комбиниро

ванный
Анализ по тексту учебника содержания определения терминов. Решение учебно- познавательных задач по проблеме спасения Работа с иллюстратив ным и демонстратив ным материалом,
Регулятивные:
Планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков
П.27,

С.117

-119


о края
отдыхе. Краснаякнига. природы текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. ситуации.
Познавательные
создать условия для разв ития ушкольников умен ия формулировать пробл ему и предлагать пути её решения;
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиямикоммуникаци и других людей
34

Подведем итоги

урок-

обобщение
Выполнять задания на сравнение и объяснение, на выбор правильного ответа, уметь работать с моделями, схемами, таблицами Использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятель ности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованн ых в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретически х выводов
Регулятивные:
выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные
способствовать развити ю познавательной актив ности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, о бобщать и делать вывод ы
Коммуникативные
1)Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. 2)Устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
приемами самоанализа и самоконтроля . чем принимать решение и делать выбор. CОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО На заседании ШМО учителей Зам. директора по УВР Естествознания и обществознания _______ С.Г. Жукова Протокол № ___ от « __ » _________2016 г « __ » _________2016 г Руководитель МО Е.И. Рудиченко _____________________________


В раздел образования