Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
Автор: Останова Татьяна Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад "Герел" Населённый пункт: Республика Калмыкия, город Лагань Наименование материала: Статья Тема: Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей у ребёнка дошкольного возраста.
Творческий
аспект
в
характере
личности
ценится
очень
высоко
в
современном
обществе и мироустройстве. Практически в любой профессии творчество занимает
особенное место. Именно поэтому раскрытие таких способностей ребенка является
важным моментом, как для родителей, так и для самого ребенка.
Считается, что ребенку, чьи творческие способности развивались с дошкольного
возраста, легче в будущем будет даваться процесс обучения разным дисциплинам,
особенно тем, в которых требуется креативно мыслить. Что же такое творческая
способность? Как ее определить?
Для
определения
способностей
к
творчеству
ученые
советуют
опираться
на
выявление следующих особенностей в характере и деятельности человека:
богатое
воображение;
способность
рисковать;
гибкость
мыслей;
дивергентное
мышление;
восприятие
неоднозначных
вещей;
развитая
интуиция;
высокие
эстетические ценности.
Если говорить о детях дошкольного возраста, то творческие личности чаще всего
стремятся
к
разным
открытиям,
они
любознательны,
любят
изобретать
и
фантазировать.
Творческие способности дошкольников.
Творческие способности часто начинают проявляться в достаточно раннем возрасте
ребенка. Если родители сумеют вовремя их распознать, «подхватить» и помогут
ребенку
их
развить,
то
в
будущем
они
смогут
проявиться
в
виде
какого-либо
таланта. Например, ваш годовалый малыш начинает ритмично двигаться, когда
слышит музыку? Обратите внимание, улавливает ли он ритм музыки. Возможно,
перед
вами
будущий
танцор.
Если
малыш
любит
быть
в
центре
внимания,
привлекает его, «переманивает» на себя, то возможно он старается вам что-то
показать и ждет ответной реакции. Как правильно развивать способности малыша
родителям и что делать в зависимости от возраста ребенка: до 4 лет достаточно
регулярно
проводить
с
малышом
время
за
упражнениями
и
играми
данной
тематики;
с
5-6
лет
задания
на
воображение
и
фантазию
становятся
более
сложными. В таком возрасте уже вполне может быть «раскрыт» какой-либо талант,
на развитие которого стоит тратить больше всего времени и ресурсов;
с
7
лет
развитие
творческих
способностей,
а
здесь
уже,
как
правило,
четко
доминирует
одна
деятельность,
происходит
путем
профессиональных
занятий.
Например, с такого времени следует начинать музыкальные занятия, поступать в
художественную школу и т.п.
В детских садах современности педагоги-воспитатели уделяют большое внимание
развитию
творческих
талантов
и
способностей
у
детей
разных
возрастных
критериев.
Дети
в
игровой
или
обучающей
форме
(зависимости
от
возраста)
выполняют
задания
с
ситуациями,
где
нужно
совершать
какой-либо
выбор,
включив
воображение.
Педагоги используют разного рода технологии для развития мышления.
Организуется
сотворчество
в
коллективе
детей
для
проявления
и
развития
способностей у каждого ребенка.
Выполняются задания по выполнению поделок на актуальные темы и т.д.
Родителям важно понимать, что для развития творческого мышления дошкольника
ему нужно давать в полной мере проявлять инициативу, поощрять его выдумки,
самостоятельность, стремление к фантазии. Не стоит слишком напористо оберегать
своего малыша, постоянно одергивая его со словами «ты еще маленький», «мы
сделаем это за тебя», «лучше не надо это трогать, «ты испачкаешь руки» и т.д. Маме
и папе ребенка важно «закрепить» те результаты, которые проявились у их чада в
процессе
посещения
детского
сада.
Если
же
родители
и
сами
много
времени
уделять вопросам развития творческого аспекта ребенка, то им «пятёрка с плюсом»
за
этот
подход
и
советы
от
нас
по
способам
стимулирования
творческих
способностей.
В
этом вопросе большую роль играет атмосфера, в которой малыш растет и те
люди,
с
которыми
он
общается.
Для
любой
стороны
развития
личности
важна
доброжелательная обстановка в доме, чувство уверенности ребенка, его чувство
защищенности и полное ощущение любви и поддержки во всех начинаниях. Отсюда
важно обеспечить следующее:
Благоприятную окружающую атмосферу, в которой мы уже упомянули выше.
Доброжелательность педагога (или родителя, который занимается с малышом).
Отсутствие критики в адрес малыша.
Поощрение его оригинальных идей, восторг при их реализации.
Возможность для практических занятий.
Здоровый личный пример творческого подхода к решению разного рода проблем.
Предоставление возможности ребенку задавать вопросы по теме.
Возможность давать высказаться в процессе обучения, игр.
Отсутствие у ребенка страха быть непонятым или высмеянным в случае, если что-
либо не получается.
Можно смело утверждать, что творческие способности есть у каждого ребенка,
особенно,
когда
он
здоров
и
хорошо
развивается.
Поэтому
развивать
эти
способности необходимо в теории и на практике.
Как родители могут развить творческие способности ребенка?
Развивать способности можно начинать с самого раннего возраста ребенка, об этом
мы
уже
упомянули
в
данном
материале.
Притом
заниматься
с
ребенком
необходимо
постоянно,
всегда
и
везде.
Например,
с
младенчества
включать
малышу
классическую
музыку,
петь
ему
детские
песенки
и
колыбельные,
стимулировать ребенка подпевать маме. Читайте вместе книги, напечатанные в
бумажном варианте. Кстати, психологи рекомендуют читать не меньше 30 минут в
день,
притом
не
только
перед
сном.
Жанры
произведений
должны
быть
разнообразные:
сказки,
рассказы,
стихи,
комиксы.
Огромные
возможности
открывает такое знакомство с книгами, ребенок учится фантазировать, воображать,
додумывать и размышлять над прочитанным / услышанным. «Театрализованность»
натуры также можно распознать с помощью книг, если разыгрывать сценки из них и
читать по ролям. Развивающие игры специального назначения обязательно должны
быть в вашем доме. И хорошо, если их будет больше, чем развлекательных игр.
Кстати, не стоит ребенку покупать большое количество игрушек. Нередко родители
всеми силами стараются подарить малышу «самое счастливое детство», в котором
он
мог
бы
получить
любую
игрушку.
Но
такая
родительская
забота
и
любовь
оборачивается тем, что малыш не может удивляться, радоваться больше пяти минут
новым интересным вещам, мечтать о чем-то и, конечно, придумывать игрушки
самостоятельно. Вспомните себя, возможно, у вас было такое детство, в котором
каждая игрушка была «на вес золота». Если вы мечтали об игрушечном автомате, то
можно было вместе с папой смастерить его из дерева, а кукольный домик легко
построить из коробки и подручных материалов. Запомните: когда у ребенка мало
игрушек, он начинает творчески мыслить и придумывать, как разнообразить игры из
тех предметов, которые у него есть, и как что-то сделать самому! Это очень важно
для развития фантазии малыша.
Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности
Многие
ребята
дошкольного
возраста
находят
свой
талант
в
изобразительном
искусстве. Малыши любят рисовать. В процессе работы ребенок совершенствует и
развивает
свою
наблюдательность,
эстетические
эмоции
и
восприятие,
художественный вкус и, конечно, творческие способности. Родителям, далеким от
рисования,
может
показаться,
то
большинство
детских
рисунков
дошкольников
являются «каляками - маляками» без смысла. Но если для взрослого такие рисунки
не несут ничего нового, то ребенок посредством рисования может познавать мир и
делать
самые
разные
открытия.
Эффективнее
всего
для
обучения
и
развития
творческого
потенциала
является
сочетание
техник
рисования
(традиционных
с
нетрадиционными).
Самая главная цель на начальном этапе в изобразительной деятельности научить
ребенка
«смелости»
в
рисунках.
Нередко
творения
малышей
примитивны,
нарисованы неяркими цветами, а то и вовсе одним. Графические навыки малыша
младшего
возраста
пока
не
сформированы,
поэтому
ему
сложно
полноценно
выразить в рисунке то, что он думает. Родителям и педагогам стоит помочь ребенку,
мотивировать его на проявление фантазии путем создания различных творческих
ситуаций и при этом обучать малыша разным техникам рисования.
Техники рисования для малышей
Помимо
рисования
карандашами
и
фломастерами
обязательно
занимайтесь
рисованием
с
помощью
других
техники.
Которые
кстати,
могут
заинтересовать
вашего малыша гораздо больше, чем привычные способы.
Нетрадиционные техники рисования для дошкольников:
«Пальчиковая».
Детям
с
2-х
лет
уже
вполне
можно
позволить
рисовать
специальными пальчиковыми красками. Желательно использовать такие средства
выразительности как точка, линия, пятно.
«Рисование ладошкой». Подходит для малышей с двух лет. Ладошка окрашивается
краской
и
прикладывается
к
бумаге.
Таким
образом,
рисуют
фантастические
силуэты, пятна, птиц, бабочек и т.п.
«Воск + акварель». Ребенок восковым мелком рисует рисунок на бумаге, можно
обвести
только
контур
изображения.
Потом
оставшийся
участок
закрашивает
акварелью, при этом на воске краска не рисует. Дети с 4-х лет отлично справляются с
данной техникой.
«Кляксография». Для этой техники потребуется гуашь и два листа бумаги. Ребенок
ставит крупную неаккуратную кляксу на лист бумаги, закрывает ее вторым листом.
Открывает и воображает, на что похожи получившиеся рисунки. Недостающие части
можно дорисовать традиционным способом при помощи карандаша, руки, краски.
Отличная техника для развития воображения у детей от 5-ти лет.
«Кляксография
с
трубочкой».
Принцип
работы
такой
же,
как
и
в
предыдущей
технике, только клякса в данном случае выдувается на бумагу из трубочки.
«Рисунок по мокрому». Чистый лист бумаги с помощью кисти увлажняется чистой
водой, потом на него ставят небольшие кляксы красками разных цветов. Таким
образом, можно рисовать картины на морскую тематику, салюты, зимнее небо.
Техника несложная и интересная, подходит детям младшего дошкольного возраста
и более старшим детям.
Хочется отметить, что рисование положительно влияет не только с точки зрения
развития
творческих
способностей,
но
и
обладает,
если
можно
так
сказать,
успокаивающим
эффектом.
Изобразительное
искусство
позволяет
снимать
агрессию, закомплексованность детей, снижает уровень гиперактивности.
Занимаясь с ребенком творчеством, помните, что в творчестве правильного пути
нет. Любая ошибка не может быть препятствием к достижению цели, это всего лишь
очередной шаг. Все мы индивидуумы, все уникальны и имеет собственный набор
личностных характеристик, поэтому и работа с творческими способностями должна
быть субъективной и индивидуальной.