"Виды игр и их роль в жизни, воспитании детей младшего возраста".
Автор: Широкова Екатерина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ №6 "КРИСТАЛЛИК" Населённый пункт: г. Клин, Московская область Наименование материала: Выступление на педсовете Тема: "Виды игр и их роль в жизни, воспитании детей младшего возраста". Раздел: дошкольное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 6 «КРИСТАЛЛИК»
141613, Россия. Московская область, г. Клин, ул. Клинская, д.42 т.9-93-07
Выступление на педсовете
«Виды игр и их роль в жизни,
воспитании детей младшего возраста».
Подготовила воспитатель
Группы детей раннего возраста №2
(2-3) лет «Светлячок»
Широкова Е.А.
Февраль 2016 г.
1
Игра - в современном дошкольном образовании занимает прочное место в
системе эстетического, морального, физического, трудового воспитания
дошкольников. Она активизирует ребенка, способствует повышению
жизненного тонуса, удовлетворяет личные интересы и социальные интересы
и социальные потребности: образования с использованием современных
информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет).
По классификации игры делятся на:
1.
Творческие
(игры по инициативе детей);
2.
Дидактические
(игры по инициативе взрослых с готовыми правилами)
3.
Народные
(созданные народом)
4.
Подвижные игры.
Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития
ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный
интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев
художественных произведений. Творческая игра учит детей обдумывать, как
осуществить тот или иной замысел.
Творческие игры делятся на:
Сюжетно-ролевые игры (с элементами труда, с элементами
художественно-творческой деятельностью)
Театрализованная деятельность (режиссерские, игры-
драматизации).
Конструкторские.
Сюжетно-ролевая игра -это игра, которую придумывают сами дети. В играх
отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем
мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры
характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
Театрализованные игры делятся на:
2
Режиссерские
Ребенок как режиссер, одновременно голос за кадром организовывает
театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором
являются куклы;
Актерами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, которые
во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет.
Игры-драматизации
Создаются по готовому сюжету из литературного произведения.
План игры и последовательность действий определяется
предварительно;
Воспитатель является активным участником таких игр.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное
педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей
дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой
деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Стадии дидактической игры
Воспитатель заинтересовывает детей игрой, вызывает желание играть. Он
выступает в роли не наблюдателя процесса игры, а непосредственно в роли
активного участника. Помогают ребенку через игру понять окружающий мир.
Воспитатель в игре-равноправный партнер, помощник.
Ребенок желает играть, активно действовать
Ребенок учится выполнять игровую задачу, правильно действовать в
игре.
Ребенок проявляет творчество, занят поиском самостоятельных
действий.
Виды дидактических игр:
Игры с предметами;
Настольно-печатные игры;
Словесные игры.
Настольно - печатные игры (НПИ) –это интересное занятие для детей при
ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений,
явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото",
"домино", парные картинки» с помощью настольно-печатных игр можно
успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику,
внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения,
развивать навыки самоконтроля.
3
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх
дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять
знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные
ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно
решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя
характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки
сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам,
признакам.
Народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, они
оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают
нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают определённый
духовный настрой, интерес к народному творчеству. Они достаточно разнооб-
разны по своему содержанию, тематике и организации.
Роль дидактических игр:
являются средством воспитания, с их помощью воспитатель
воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства,
волю, отношения, поступки и поведение вообще;
выполняют обучающую функцию, являются средством
первоначального обучения дошкольников, умственного воспитания; в
них дети отражают окружающую жизнь и познают те или другие
доступные для их восприятия и понимания факты, явления. Их
содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и
явлениям окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о
родном крае, о людях разных профессий, представления о трудовой
деятельности взрослых;
развивают сенсорные способности детей с помощью игр по
ознакомлению детей с цветом, формой, величиной предметов;
развивают речь детей: расширяется и активизируется словарь,
формируется правильное звукопроизношение, развивается связная
речь, умение правильно высказывать свои мысли;
формируют нравственные представления о бережном отношении к
окружающим предметам, игрушкам как результатам труда взрослых, о
нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах
личности;
воспитывают уважение к человеку труда, вызывают интерес к трудовой
деятельности, желание самим трудиться;
свода красочным оформлением, художественным исполнением
развивают эстетический вкус.
4