Автор: Левякова Людмила Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №44 "Сказка" Населённый пункт: Кемеровская область, город Белово Наименование материала: Статья Тема: Экономика для детей Раздел: дошкольное образование
Экономика для детей
Еще совсем недавно слово «экономика» не употреблялось в работе с дошкольни-
ками. Педагогический процесс строился на игре, сказке, и, казалось, они не могут со-
седствовать с практичным, иногда жестоким словом «экономика». А отсюда была уста-
новка: в дошкольном возрасте рано ставить какие бы то ни было экономические зада-
чи.
Это неверный подход. Опыт показывает: многие предпосылки будущей экономической
деятельности складываются очень рано, и, если не развивать их своевременно, могут
проявиться негативные стороны в поведении детей — небрежность, неряшливость,
безразличие к испорченным вещам. А нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI
веке — веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них
умения правильно ориентироваться в различных ситуациях, самостоятельно, творче-
ски действовать, а значит — строить свою жизнь более организованно, разумно, ин-
тересно.
На самом деле, малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, стал-
киваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле –
продаже, овладевая таким образом экономической информацией на житейском, часто
искаженном уровне. Неверно и опасно полагаться на стихийное усвоение знаний об
окружающей жизни, к примеру, весьма уязвимые с этической стороны понятия: день-
ги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другое. Опыт показывает, что в них
заложен огромный нравственный потенциал, обозначаемый таким этическим содержа-
нием как честность, доброта, трудолюбие, искусство пользоваться. В настоящее время
педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 6 - 7 годам элементарных зна-
ний об экономике, однако, на практике взрослые зачастую не имеют конкретных мето-
дических рекомендаций, литературы, которые помогали бы им в воспитании человека,
умеющего экономически мыслить.
В теории и практике современного экономического воспитания и образования
обнаруживаются некоторые противоречия:
-наблюдается тенденция к завышению возможностей детей;
- дошкольников знакомят со сложными понятиями, которые выходят за рамки их
повседневной жизни и опыта;
- в экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать
на его взаимосвязь с нравственным воспитанием;
-утверждая необходимость и важность экономической подготовки детей и моло-
дежи, игнорируется трудовое воспитание и обесценивается труд – одна и ведущих ка-
тегорий экономической науки и средств воспитания.
Чтобы заинтересовать детей столь серьезной и сложной темой, как экономика, я
поставила следующие задачи:
• Дать понятие, что такое экономика.
• Раскрыть роль экономики в жизни людей.
• Показать, что человеку нужны определенные условия и средства существова-
ния.
• Познакомить детей с экономической деятельностью.
• Сформировать представление об экономических ресурсах и экономическом
продукте.
• Показать личную связь ребенка с экономикой.
Занятия по экономике можно проводить в различных формах. Это занятия-путе-
шествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины, дидак-
тические игры.
Очень заинтересовали ребят и рекламные игры. Они наперебой рекламируют
лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональ-
ность, преимущества. Даже когда в качестве «объекта» были предложены бывшие в
употреблении, имеющие не очень привлекательный вид игрушки, дети придумали
рекламу о том, как по-другому можно их использовать в деле.
Игры, предложенные в книгах А.А. Смоленцевой «Введение в мир экономики,
или как мы играем в экономику», а также Е.А. Курак «Экономическое воспитание до-
школьников», И.А. Сасовой «Экономика для младших школьников», я адаптировала
для детей среднего дошкольного возраста. Вот описания некоторых из них.
Игра «ХОЧУ И НАДО»
Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными воз-
можностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится
изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно.
Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания,
вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер,
телевизор, цветы и т.п.; игровое поле.
Игра «ГДЕ ПРИГОДИТСЯ»
Цель: уточнить использование данного продукта.
Правила: соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовятся.
Материал: слева на карте изображены растения, справа — готовые блюда.
Слева: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь
Справа: гречневая крупа, плов, салат, каша, варенье, повидло,сок.
Игра «КТО ЧТО ПРОИЗВОДИТ»
Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы опреде-
ленные знания и умения.
Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.
Материал: изображения готовой продукции, людей разных профессий; каран-
даш.
Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за
швейной машиной.
Игра «КОМУ ЧТО НУЖНО»
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий.
Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека.
Материал: карточки с изображениями людей разных профессий и орудий труда.
Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач.
швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля.
Игра «КУПИ ДРУГУ ПОДАРОК»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих
цену подарка.
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие
монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
Материал: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства,
карандаши разного цвета.
Игра «КОПИЛКА»
Цель: дать понятие о накоплении денежных средств.
Правила: выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли:
для первой копилки — 5 рублей, для второй — 10.
Материал: «копилки» и монеты разного достоинства.
Данный материал будет полезен для воспитателей детских садов, а так же родителей
воспитанников. Игры предназначены для детей среднего дошкольного возраста.
В данных дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей
о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические зна-
ния, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся
реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и
осознанность усвоения знаний.
«Соотношение числа и цифры»
Задачи:
- упражнять детей в составе числа в пределах 5
- закреплять знания цифры 5
Материал: карточки, «Разноцветные полоски»
Описание игры:
- Ребята, какая цифра на вашей монете? Какое число соответствует этой цифре? Со-
ставьте число 5 разными способами
Детям раздаются карточки с пятирублёвой монетой.
Под монетой дети разными способами выкладывают полоски
«Соответствие числа и монеты»
Задачи:
- формировать у детей умения соотносить число денежному эквиваленту
- развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее по-
лученные знания.
Материал: карточки, «Разноцветные полоски»
Описание игры:
- Ребята, давайте узнаем, сколько рублей в каждой монете.
Детям раздаются карточки с монетами
Под каждую монету ребята кладут полоску равную денежному эквиваленту. Устанав-
ливают соответствие: одно-рублёвая монета – число 1, 2-х рублёвая – число 2, пятиру-
блёвая – число 5
«Исправь ошибку в размене»
Задачи:
- развивать умения быть внимательными, обнаруживать и исправлять ошибки
- развивать умение детей анализировать, выражать свои мысли в речи
Материал: карточки
Описание игры: Ребята, в магазине мне разменяли 5 рублей. Кажется, продавец
допустил ошибку.
Детям предлагается рассмотреть карточки, сосчитать размен, сделать вывод допустил
продавец ошибку или нет.
Путешествие моих воспитанников в сложный мир экономики только начинается.
Но уже сейчас, наблюдая за их играми, я могу сказать, что наше «досрочное» знаком-
ство с экономикой не проходит впустую. Дети узнали о новых профессиях, могут
рассказать о них; у ребят обогатился словарный запас, связанный с областью экономи-
ки, трудовой деятельностью. Появились здоровый интерес к деньгам, осознание пра-
вил их честного приобретения, взаимосвязь понятий «труд — деньги»; понимание
факта купли-продажи: не все можно купить сразу. Дети учатся честно выигрывать, со-
ревноваться, радоваться успехам товарища, проигрывать и не бояться проигрыша, на-
чинают бережнее относиться к игрушкам и учебному материалу.