"Методы приобщения родителей к чтению художественной литературы детей 4-5лет"
Автор: Косачева Наталья Леонидовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад №52 Населённый пункт: город Киров, Кировская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Методы приобщения родителей к чтению художественной литературы детей 4-5лет" Раздел: дошкольное образование
Цель: Помочь родителям правильно приобщать ребёнка к чтению художественной
литературы.
Задачи: Показать родителям пользу совместного чтения художественной литературы.
Рассказать родителям о том, как умеет ребёнок в возрасте 4-5 лет "читать".
Посоветовать родителям авторов, чьи произведения лучше прочитать с детьми этого
возраста.
Сподвигнуть родителей, у кого дома нет детской библиотеки, организовать её.
Познакомить с правилами, которые сделают чтение вслух привлекательным.
Назначение: Данный материал может быть использован на родительских собраниях в
ДОУ, может быть выставлен в виде памяток в группе ДОУ, либо просто в виде
информации для родителей в ДОУ.
Предназначение: Предназначен для родителей детей 4-5 лет, для воспитателей ДОУ.
Уважаемые родители, просим вас серьёзно пойти к вопросам
совместного с детьми чтения художественной литературы.
Ничто не преображает человека, как умение по-настоящему читать книги!
Грамотный читатель отличается высоким интеллектуальным уровнем развития,
широкими познавательными интересами, грамотной образной речью, развитой
эмоциональной сферой, верными нравственными ориентирами.
Задача взрослого сделать из ребёнка активного читателя. Родители могут купить
ребёнку книгу своего детства, любимую вами и с неё начать серьёзное приобщение
ребёнка к литературе.
В возрасте 4-5 лет ребёнок сам многое может. Ему хочется быть взрослым или быть
похожим на взрослого во всём, в том числе и в литературном творчестве. Ребёнок
может взять книгу, открыв её, воспроизводить запомнившееся произведение, делая
вид, что он читает. Сколько гордости испытывает в это время ребёнок. Также,
вспомнив запомнившуюся строчку из стихотворения, ребёнок может выдавать её за
свою. Дети точно пересказывают народные сказки. Хотелось бы, чтобы родители не
упустили эти моменты, так как, ребёнка нужно направлять и ненавязчиво руководить
им, ведь знания никогда не были лишними.
Не следует забывать о ведущей роли ребёнка, как сочинителя, нельзя сковывать его
порывы. У ребёнка свой ход мыслей, своя аргументация, а взрослый только советчик.
На пятом году жизни ребёнок может многое понять, хорошо говорит и способен
активно общаться со сверстниками и взрослыми. В жизнь ребёнка вошёл новый
вопрос "зачем?" Он ничего не принимает на веру, ему нужны доказательства. А где их
найти? Конечно в беседе со взрослыми и в содержании читаемых книг.
В идеальном варианте, у каждого ребёнка должна быть дома библиотека, которую
родители тщательно собирают для своего ребёнка. В наше время библиотека чаще
всего электронная, но и от традиционной библиотеки многие не отказываются.
Ребёнок на пятом году жизни может сам долго рассматривать книгу, пересказывать
произведения, глядя на иллюстрации. Задача взрослых- следить за тем, что "читает"
их ребёнок самостоятельно, что ему больше всего нравится, к каким книгам малыша
влечёт постоянно. Родители должны организовывать доступ к книгам для ребёнка,
научить его бережно обращаться с книгой. Нужно начинать приучать ребёнка, чтобы
он правильно клал книгу, брал книгу только чистыми руками, правильно перелистывал
странички. Нужно приучать малыша, что каждая книга может иметь своё место в
библиотеке, чтобы следующий раз можно было бы без труда её найти. Можно
начинать постепенно знакомить ребёнка с понятиями: "автор" , "писатель", "поэт",
"художник".
Время, которое вы проводите с ребёнком за книгой может быть 20-30 минут, но если
ваш ребёнок может сосредоточиться на этом занятии дольше, не надо лишать его
этого удовольствия. Читайте ему дольше, сколько потребуется. Прежде, чем начать
читать, не забывайте спросить у ребёнка совета, что он желает услышать. От этого
зависит интерес ребёнка к чтению.
Можно отвести ребёнка в детскую библиотеку для того, чтобы познакомить его с
книгами в библиотеке и дать представление малышу о том, зачем люди сюда ходят.
На полках найти и показать ребёнку уже знакомые для него книги и некоторые
незнакомые, на которые вы хотели бы обратить его внимание. В дальнейшем ваши
походы в библиотеку будут постоянными, а пока это ознакомительный этап. Задача
родителей сделать так, чтобы ребёнку было уютно в библиотеке, чтобы ему хотелось
туда идти.
Совместное чтение художественной литературы должно увлекать ребёнка.
Произведения для чтения должны быть разнообразные: это и юмористическая
литература, и книжки-игрушки, проза, поэзия, драматургия. Жанры тоже должны быть
разнообразные: рассказы, сказки, стихи, повести, потешки, загадки. Выбрав
литературные произведения различных направлений, мы воспитываем у ребёнка
разнообразное представление о мире, о жизни.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным : 1. Показывайте ребёнку, что чтение
вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую повинность.
Ребёнок это почувствует и утратит интерес к чтению. 2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге.
Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка,
которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать
книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перевёртывать страницы. После
рассматривания уберите книгу на место. 3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с
ребёнком. Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так,
чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти
формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. 4. Читайте детям
неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка
речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха. В процессе
чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда
можно попросить просто молча «слушать себя». 5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то
медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки,
старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но
не «переборщите». Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении
нарисованные словами картины. 6. Сокращайте текст, если он явно слишком длинный. В таком
случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное.
Коротко перескажите окончание. 7. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может
быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет. 8. Читайте ребёнку вслух каждый день,
сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и
тогда, когда ребёнок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как
отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке. 9.
Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому
выбирать книги. 10. С самого раннего детства ребёнку необходимо подбирать свою личную
библиотеку. Почаще ходите с ребёнком в книжный магазин, в библиотеку. Покупать книги следует
постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно, советуясь с воспитателем. 11.
Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве.
Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы
направить внимание ребёнка в нужное русло. 12. Не отрывайте ребёнка от чтения или
рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию
книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое. Уважаемые родители! С детства прививайте
ребенку любовь к чтению.
Произведения, рекомендуемые для чтения с детьми 4-5 летнего
возраста:
1.
Русская народная сказка "Гуси-лебеди"
2. В. Инбер "Сороконожки"
3. Р. Киплинг "На далекой Амазонке" (пер. С. Маршака)
4. Б. Заходер "Горизонтские острова" (из Я. Бжехвы)
5. С. Маршак "Почта"
6. Н. Крандиевская "Звериная почта"
7. Н. Некрасов "Генерал Топтыгин"
8. А. Пушкин "Конь"
9. Н. Матвеева "Караван"
10. Н. Носов "Автомобиль" и "Метро"
11. Ю. Мориц "Билет на дачу"
12. С. Маршак "Жил человек рассеянный"
13. А. Усачев "Дорожная песня"
14. И. Бродский "Буксир"
15. С. Козлов "Мы пришли сегодня в порт"
16. В. Маяковский "Эта книжечка моя про моря и про маяк"
17. Легенда о Дедале и Икаре ("Мифы Древней Греции")
18. В. Драгунский "Запах неба и махорки"
19. Русская народная сказка "Заюшкина избушка"
20. Английская народная сказка "Три поросенка"
21. Английская народная песня "Дом, который построил Джек" (пер. С. Маршака)
22. Б. Заходер "Мартышкин дом"
23. В. Инбер "Сдается квартира"
24. Н. Носов "Находчивость"
25. В. Драгунский "Двадцать лет под кроватью"
26. К. Чуковский "Федорино горе"
27. Э. Лир "Прогулка верхом" (пер. С. Маршака)
28. А. Гайдар "Голубая чашка"
29. А. - А. Милн "Баллада о королевском бутерброде" (пер. С. Маршака
30. В. Драгунский "Что я люблю", "Что любит Мишка"
31. Н. Носов "Мишкина каша"
32. В. Драгунский "Куриный бульон"
33. Л. Толстой "Три калача и одна баранка
34. С. Маршак "Мороженое"
35. М. Бородицкая "Убежало молоко"
36. В. Орлов "Цветное молоко"
37. В. Одоевский "Мороз Иванович"
38. Г.-Х. Андерсен "Принцесса на горошине"
39. К. Чуковский "Мойдодыр"
40. Н. Носов "Винтик, Шпунтик и пылесос
41. С. Маршак "Мяч"
42. Г.-Х. Андерсен "Стойкий оловянный солдатик"
43. Л. Толстой "Филипок"
44. Н. Носов "Живая шляпа"
45. В. Драгунский "Шляпа гроссмейстера"
46. Русская народная сказка "Соломинка, пузырь и лапоть"
47. К. Чуковский "Чудо-дерево"
48. Г.-Х. Андерсен "Новое платье короля"
49. Г.-Х. Андерсен "Штопальная игла
50. К. Ушинский "Как рубашка в поле выросла"
51. Н. Носов "Заплатка"
52. С. Маршак "Как рубанок сделал рубанок"
53. Л. Толстой "Ученый сын"
54. В. Драгунский "Друг детства"
55. В. Маяковский "Кем быть?"
56. Д. Родари "Какого цвета ремесла?", "Чем пахнут ремесла?" (пер. С. Маршака)
57. В. Драгунский "Третье место в стиле баттерфляй"
58. М. Зощенко "Великие путешественники"
59. Д. Самойлов "Слоненок - турист"
60. В. Маяковский "Что ни страница - то слон, то львица"
61. Б. Пастернак "Карусель"62. С. Маршак "Как печатали вашу книжку", "Книжка про книжки"63. И. Крылов
"Любопытный"
64. В. Драгунский "Девочка на шаре", "Не хуже вас, цирковых65. С. Маршак "В детском театре