Напоминание

Подкасты (аудиоблоги) как средство совершенствования навыков говорения и аудирования


Автор: Тенишева Эвелина Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 11 им.С.П.Дягилева
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Статья
Тема: Подкасты (аудиоблоги) как средство совершенствования навыков говорения и аудирования
Раздел: среднее образование





Назад





Статья на тему:

Подкасты (аудиоблоги) как средство совершенствования навыков

говорения и аудирования.

Выполнила:

Тенишева Эвелина Александровна,

учитель английского языка

МБОУ гимназии № 11 им. С.П.Дягилева.

Пермь, 2016

С 1 января 2015 года в России введен в действие новый профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, который предполагает, что каждый учитель будет свободно говорить на иностранном языке, использовать вместе с учениками иноязычные источники информации, и особое внимание уделяет профессиональной ИКТ-компетентности, которая определяется как квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. Современное образование немыслимо без использования средств массовой коммуникации и информационных технологий. Для учителя иностранного языка в этой связи особое значение приобретает медиакомпетентность (медиаграмотность) как «способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» (Р.Кьюби). Разумеется, что собственная медиакомпетентность педагога позволяет целенаправленно и продуманно включать современные информационные средства в учебно-воспитательный процесс, формируя медиаграмотность учеников и воспитывая творческую, способную к самостоятельной работе и самосовершенствованию личность, свободно ориентирующуюся в современном медиамире. В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современного образования, а также способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Рассмотрим возможности использования одного из технических средств обучения иностранному языку - подкасты и их дидактический потенциал. Прежде всего, определим, что понимают под термином «подкаст» и его производными. Слово «подкаст» произошло от английского слова
podcast
, которое, в свою очередь, образовалось в результате слияния слов
iPod
и
broadcasting
(вещание).
Подкаст
- это регулярно обновляемая лента аудио или (реже) видео программ –
как любительских, так и профессиональных. Своего рода аудио или видеоблог, файлы в формате mp3, выложенные в Интернете. Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания. В процессе обучения иноязычной речи возможно максимально полное раскрытие возможностей этой технологии, потому что язык как средство передачи информации в этом контексте является и объектом изучения. Можно выделить основные жанры подкастов, среди которых аудиоблоги (аналог онлайн-дневника), музыка, техника, комеди-подкаст, аудиокниги, образовательные подкасты, интервью, новости, политика, радиоспектакли и радио-шоу, спорт, игры. Нас, в первую очередь, интересуют образовательные (или обучающие) подкасты. Образовательные подкасты, посвященные изучению иностранных языков, позволяют решить целый ряд методических задач, среди которых формирование аудитивных навыков и умений понимания иноязычной речи на слух, формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков, расширение и обогащение лексического словаря, формирование и совершенствование грамматических навыков, развитие умений говорения и письменной речи. Однако основной задачей использования подкастов остается совершенствование навыков аудирования и говорения, причем аудирование выступает не только как самостоятельный вид речевой деятельности, но и как средство обучения говорению, письму, языковым навыкам. Несомненными плюсами использования подкастов являются: простота использования (достаточно скачать файл в формате MP3), бесплатный доступ (много образовательных подкастов, где необходимо платить только за дополнительные упражнения, а сами подкасты предоставляются бесплатно) и, наконец, сам живой язык. Аудиофайлы незаменимы для преподавателя иностранного языка: это и отработка фонетических навыков, и образцы диалогической и монологической речи в исполнении носителей языка.Ни одно бумажное пособие само по себе не наполнит уши живым английским языком, и с
его помощью всё равно придется УЧИТЬ язык. А англоязычный интернет даёт возможность к языку ПРИВЫКАТЬ и язык УСВАИВАТЬ. Существует огромное разнообразие образовательных подкастов, приведем следующий список: 1.Spotlight. На наш взгляд один из лучших подкастов, который можно рекомендовать к прослушиванию. Тексты довольно легко воспринимать, к тому же к каждой записи есть текстовая транскрипция, которую при необходимости можно прочитать. Читают достаточно медленно, поэтому начинающим будет легко все понять. 2.Business English Pod - английский для бизнеса. Еженедельные подкасты, направленные на развитие навыков делового общения в различных ситуациях: проведение переговоров, участие в выставках, прохождение собеседования на работу и т.д. Средний и высокий уровни сложности. 3.English Class 101 - ежедневные аудио и видео подкасты на повседневные темы. Различные уровни сложности. Американский английский. 4. NPR: National Public Radio – здесь целая “гора” подкастов образовательного характера, включая анонсы выставок, конференций и мероприятий в сфере образования. 5. TED Talks: самообразовательный ресурс. 6. A History of the World in 100 Objects: подкаст от British News Company, посвященный изучению истории. 7. ISTE: The International Society for Technology Education – хороший подкаст для тех, кто хочет изучить влияние на образование современных технологий: от блоггинга и мобильных коммуникаций до онлайн-презентаций. 8.Voice Of America Достаточно известный американский подкаст. В этом подкасте почти в каждом выпуске объясняются новые слова, фразовые глаголы. Но для уровня pre-intermediate и intermediate (соответствующего средней школе) особо выделим
два
, это:
1.Сайт BBC
World Service - The English We Speak - полезные фразы и выражения в еженедельных занимательных подкастах от Би-би-си. Британский английский.
Раздел
«Learning English»
bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/general – бесспорный «number one» в нашем списке. Вообще, весь сайт BBC – bbc – настоящий кладезь информации для изучающих английский. Но он может оказаться сложноват для слушателей уровней pre-intermediate и intermediate. Зато отлично подойдут программы из «Learning English». Они весьма разнообразны, в частности, отметим программы «6 Minute English», отличный аудиосериал «The Flatmates», «Words in the News» и «Ask about English».
2

English as a Second Language Podcast
- отличный сайт, предлагающий ежедневные уроки английского языка. Средний и высокий уровни сложности. Американский английский. Один из самых популярных американских подкастов. Дикторы беседуют на бытовые и злободневные темы. English as a Second Language Podcast для тех, кто хочет изучить, а также усовершенствовать навыки разговорного английского. eslpod – ESL Podcast, или – English as a Second Language Podcast. Американский вариант произношения. Комплексное использование обоих подкастов – с вариантами британского и американского произношения - представляется для оптимальным для изучения английского языка. Работа с обучающими подкастами строится следующим образом: сначала дикторы медленно зачитывают диалог (очень редко монолог) на определенную тему. Затем дается объяснение незнакомых слов и выражений. После этого диалог проигрывается снова, но уже на нормальной скорости. В целом, технология работы с подкастом совпадает с технологией работы над аудиотекстом и имеет четкую последовательность в действиях учителя и учащихся: предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс восприятия и осмысления информации подкаста; задания, контролирующие понимание услышанного текста. Рассмотрим применение обучающих подкастов на практике, используя подкаст
«
English as a Second Language Podcast» для методической разработки урока «На приеме у врача» для 5-го класса школ с углубленным изучением английского языка по УМК Верещагиной, Притыкиной. Сам «ESLPodcast» сайт очень просто и
понятно устроен, обновляется трижды в неделю и имеет несколько разговорных блоков, перекликающихся с учебной программой 5-х классов, такие, как «Daily Life», «Travel», «Shopping», «Health and Medicine», что позволяет активно использовать подкасты в рамках запланированной обязательной программы обучения. Есть подкасты, объясняющие различные разговорные конструкции и дающие модели их использования, например «Saying Goodbye» или «We re OK», что также идеально сочетается с материалом учебника и может служить прекрасным подспорьем в овладении разговорными навыками. Здесь можно найти множество подкастов по культуре и обычаям США и англоязычных стран, таких, как «Toasting the New Year», «Secret Giffts» и других, посвященных Рождеству, Дню Благодарения и т.д. По рабочей программе, составленной по УМК Верещагиной, Притыкиной уроки 15-18 проходят по теме «Health and Body Care». Для разработки урока «На приеме у врача» использую ESL подкаст 164 «
Seeing a Specialist».


Работа с подкастом строится следующим образом: 1.Дается прослушать подкаст (полностью, причем, как уже отмечалось, сначала читается диалог в медленном темпе). Задание ученикам: понять общее содержание диалога, выделить главную мысль, определить новые (незнакомые) слова и выражения. 2.Следующей задачей ставится: попробовать записать самостоятельно все новые слова и обороты (при прослушивании подкаста далее идет разбор новых выражений и их spelling, так что проблем с выполнением этого задания возникнуть не должно). 3.Следующее задание: объяснить на английском значение (понимание) выписанных слов и выражений уже самостоятельно и после творческого обсуждения в группах дать точный перевод на русский язык. 4.Следующим этапом выдаются листы с распечатанным текстом диалога по теме (новые слова и выражения выделены жирным шрифтом). Задание: скорректировать написание новых слов и речевых оборотов, переписать их себе в словарик, записать точный перевод.
5.Работа в парах. На базе имеющегося диалога составить свой собственный и рассказать. Таким образом, удается задействовать все основные виды деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Для наглядной иллюстрации привожу ESLподкаст № 164 (аудиозапись с комментариями) плюс печатный текст.
ESL Podcast 164 - Seeing a

Specialist

Download Podcast

Tags: Daily Life, Health/Medicine

Audio Index:

Slow dialog: 00:48

Explanations: 02:19

Fast dialog: 20:42

I went to see my doctor because I had a

nagging pain

in my leg. After he

examined

me and ran some

routine tests

, he suggested that I go see a

specialist. I

made an appointment with

Dr. Sloap.

Dr. Sloap: Good morning. How are you today?

Simon: I’m fine, Dr. Slope. My

GP

, Dr. Harding,

referred me to

you. He

thought that you might be able to diagnose the problem with my leg.

Dr. Sloap: Well,

let’s take a look

…Hmm…I want

to order some tests

but I

think you may need surgery. It’s a simple procedure and it will

relieve your pain

.

Simon: So, it’s not a

high risk

operation?

Dr. Sloap: No, not at all.

It’s quite routine

.

Simon: Are there

any other treatment options

?

Dr. Sloap: Not that I’d recommend. This is the best course of treatment in my

opinion.

I

was really surprised by

what Dr. Slope said. I really didn’t want to have

surgery. I think

I’d better get a second opinion

before going under the knife.



При планировании уроков по этой теме также интересно на следующем уроке привести аналогичный диалог с британского подкаста, для сравнения фонетических особенностей каждого из языков и их разговорных выражений и конструкций. В заключение хочу сказать, что внедрение в образовательный процесс такой новой технологии, как подкасты, позволило выявить следующие факторы их эффективности: - интенсификация учебного процесса; - создание благоприятных возможностей для овладения учебным материалом на основе принципа наглядности; - усиление мотивации к изучению иностранных языков, в т.ч. самостоятельного; - появление выбора в отборе интересующего фонетического материала; - формирование навыков аудирования и способности воспринимать различные стили речи с разными акцентами и интонациями; - углубленность в усвоении конкретного материала; - пополнение словарного запаса, как активного, так и пассивного, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества, используя аутентичные тексты страны изучаемого языка; - и, как следствие, совершенствование коммуникативных навыков (навыков говорения). Всё это позволяет создать современный урок в контексте ФГОС, главными задачами которого являются образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера. Применение полученных учащимися знаний на практике (аудирование и говорение) и развитие критического мышления учеников (формирование медиакомпетентности, сравнительный анализ британского и американского вариантов языка, расширение общих знаний по странам изучаемого языка и т.д.) являются основным показателем успеха применения данной методики.
Литература: 1. Анненков В. В. Блоги как среда для непрерывного образования взрослых // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы III Всероссийской научно- практической конференции. М.: Рособразование, 2006. 2. Лаборатория ИЯ ИСМО РАО, к.п.н. Бухаркина М.Ю. Открытые сетевые инструменты и ресурсы в обучении английскому языку (SPIN-код: 7035-5817). 3. Евстигнеев М.Н. Структура ИКТ-компетентности учителя иностранного языка. Статья. 4. Kubey, R. (Ed.) (1997). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.) 5.Мантуленко В.В. Образовательные возможности новых медиа // Актуальные проблемы воспитания и образования: Выпуск 5. Сборник научных статей / Под. ред. М.Д. Горячева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. С. 86 – 93. 6. Нигай Л. С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности на уроках английского языка [Текст] / Л. С. Нигай // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 117-119. 7 . Протопопова В.В. Медиакомпетентность современного педагога // Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: В 2-х т. Т. 1. Педагогика. Психология. – Самара: ПГСГА, 2009. – С. 285–288. 8.Салин Б.С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении английскому языку. Статья. С.91-93. 9. Ступина Т.Л. Основы использования подкастинга в образовательном процессе: методическое руководство / Т.Л. Ступина. - Иркутск: ИГЛУ, 2006.
10.Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции. // Язык и культура. 2012. № 1 (17). С. 120-133. 11.Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку. Статья. 12. Халзакова Л. А. Модель формирования самообразовательной компетентности учителя английского языка // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 423-427.


В раздел образования