Подкасты (аудиоблоги) как средство совершенствования навыков говорения и аудирования
Автор: Тенишева Эвелина Александровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 11 им.С.П.Дягилева Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: Статья Тема: Подкасты (аудиоблоги) как средство совершенствования навыков говорения и аудирования Раздел: среднее образование
Подкасты (аудиоблоги) как средство совершенствования навыков
говорения и аудирования.
Выполнила:
Тенишева Эвелина Александровна,
учитель английского языка
МБОУ гимназии № 11 им. С.П.Дягилева.
Пермь, 2016
С 1 января 2015 года в России введен в действие новый профессиональный
стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного,
начального общего, основного общего и среднего общего образования, который
предполагает, что каждый учитель будет свободно говорить на иностранном
языке, использовать вместе с учениками иноязычные источники информации, и
особое внимание уделяет профессиональной ИКТ-компетентности, которая
определяется как квалифицированное использование общераспространенных в
данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении
профессиональных задач там, где это необходимо. Современное образование
немыслимо без использования средств массовой коммуникации и
информационных технологий. Для учителя иностранного языка в этой связи
особое значение приобретает медиакомпетентность (медиаграмотность) как
«способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения
(messages) в различных формах» (Р.Кьюби). Разумеется, что собственная
медиакомпетентность педагога позволяет целенаправленно и продуманно
включать современные информационные средства в учебно-воспитательный
процесс, формируя медиаграмотность учеников и воспитывая творческую,
способную к самостоятельной работе и самосовершенствованию личность,
свободно ориентирующуюся в современном медиамире.
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является
формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Использование ИКТ
становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению
образовательного пространства современного образования, а также способность и
готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями
языка. Рассмотрим возможности использования одного из технических средств
обучения иностранному языку - подкасты и их дидактический потенциал. Прежде
всего, определим, что понимают под термином «подкаст» и его производными.
Слово «подкаст» произошло от английского слова podcast , которое, в свою
очередь, образовалось в результате слияния слов iPod и broadcasting (вещание).
Подкаст - это регулярно обновляемая лента аудио или (реже) видео программ –
как любительских, так и профессиональных. Своего рода аудио или видеоблог,
файлы в формате mp3, выложенные в Интернете.
Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность
издания. В процессе обучения иноязычной речи возможно максимально полное
раскрытие возможностей этой технологии, потому что язык как средство передачи
информации в этом контексте является и объектом изучения. Можно выделить
основные жанры подкастов, среди которых аудиоблоги (аналог онлайн-дневника),
музыка, техника, комеди-подкаст, аудиокниги, образовательные подкасты,
интервью, новости, политика, радиоспектакли и радио-шоу, спорт, игры. Нас, в
первую очередь, интересуют образовательные (или обучающие) подкасты.
Образовательные подкасты, посвященные изучению иностранных языков,
позволяют решить целый ряд методических задач, среди которых формирование
аудитивных навыков и умений понимания иноязычной речи на слух,
формирование и совершенствование слухо-произносительных навыков,
расширение и обогащение лексического словаря, формирование и
совершенствование грамматических навыков, развитие умений говорения и
письменной речи.
Однако основной задачей использования подкастов остается
совершенствование навыков аудирования и говорения, причем аудирование
выступает не только как самостоятельный вид речевой деятельности, но и как
средство обучения говорению, письму, языковым навыкам.
Несомненными плюсами использования подкастов являются: простота
использования (достаточно скачать файл в формате MP3), бесплатный доступ
(много образовательных подкастов, где необходимо платить только за
дополнительные упражнения, а сами подкасты предоставляются бесплатно) и,
наконец, сам живой язык. Аудиофайлы незаменимы для преподавателя
иностранного языка: это и отработка фонетических навыков, и образцы
диалогической и монологической речи в исполнении носителей языка.Ни одно
бумажное пособие само по себе не наполнит уши живым английским языком, и с
его помощью всё равно придется УЧИТЬ язык. А англоязычный интернет даёт
возможность к языку ПРИВЫКАТЬ и язык УСВАИВАТЬ.
Существует огромное разнообразие образовательных подкастов, приведем
следующий список:
1.Spotlight. На наш взгляд один из лучших подкастов, который можно
рекомендовать к прослушиванию. Тексты довольно легко воспринимать, к тому
же к каждой записи есть текстовая транскрипция, которую при необходимости
можно прочитать. Читают достаточно медленно, поэтому начинающим будет
легко все понять.
2.Business English Pod - английский для бизнеса. Еженедельные подкасты,
направленные на развитие навыков делового общения в различных ситуациях:
проведение переговоров, участие в выставках, прохождение собеседования на
работу и т.д. Средний и высокий уровни сложности.
3.English Class 101 - ежедневные аудио и видео подкасты на повседневные темы.
Различные уровни сложности. Американский английский.
4. NPR: National Public Radio – здесь целая “гора” подкастов образовательного
характера, включая анонсы выставок, конференций и мероприятий в сфере
образования.
5. TED Talks: самообразовательный ресурс.
6. A History of the World in 100 Objects: подкаст от British News Company,
посвященный изучению истории.
7. ISTE: The International Society for Technology Education – хороший подкаст для
тех, кто хочет изучить влияние на образование современных технологий: от
блоггинга и мобильных коммуникаций до онлайн-презентаций.
8.Voice Of America Достаточно известный американский подкаст. В этом подкасте
почти в каждом выпуске объясняются новые слова, фразовые глаголы.
Но для уровня pre-intermediate и intermediate (соответствующего средней
школе) особо выделим два , это:
1.Сайт BBC World Service - The English We Speak - полезные фразы и выражения
в еженедельных занимательных подкастах от Би-би-си. Британский английский.
Раздел «Learning English» bbc.co.uk/worldservice/learningenglish/general –
бесспорный «number one» в нашем списке. Вообще, весь сайт BBC – bbc
– настоящий кладезь информации для изучающих английский. Но он может
оказаться сложноват для слушателей уровней pre-intermediate и intermediate. Зато
отлично подойдут программы из «Learning English». Они весьма разнообразны, в
частности, отметим программы «6 Minute English», отличный аудиосериал «The
Flatmates», «Words in the News» и «Ask about English».
2 .И English as a Second Language Podcast - отличный сайт, предлагающий
ежедневные уроки английского языка. Средний и высокий уровни сложности.
Американский английский. Один из самых популярных американских подкастов.
Дикторы беседуют на бытовые и злободневные темы. English as a Second Language
Podcast для тех, кто хочет изучить, а также усовершенствовать навыки
разговорного английского. eslpod – ESL Podcast, или – English as
a Second Language Podcast. Американский вариант произношения.
Комплексное использование обоих подкастов – с вариантами британского и
американского произношения - представляется для оптимальным для изучения
английского языка.
Работа с обучающими подкастами строится следующим образом: сначала
дикторы медленно зачитывают диалог (очень редко монолог) на определенную
тему. Затем дается объяснение незнакомых слов и выражений. После этого диалог
проигрывается снова, но уже на нормальной скорости.
В целом, технология работы с подкастом совпадает с технологией работы над
аудиотекстом и имеет четкую последовательность в действиях учителя и
учащихся: предварительный инструктаж и предварительное задание; процесс
восприятия и осмысления информации подкаста; задания, контролирующие
понимание услышанного текста.
Рассмотрим применение обучающих подкастов на практике, используя подкаст
« English as a Second Language Podcast» для методической разработки урока «На
приеме у врача» для 5-го класса школ с углубленным изучением английского
языка по УМК Верещагиной, Притыкиной. Сам «ESLPodcast» сайт очень просто и
понятно устроен, обновляется трижды в неделю и имеет несколько разговорных
блоков, перекликающихся с учебной программой 5-х классов, такие, как «Daily
Life», «Travel», «Shopping», «Health and Medicine», что позволяет активно
использовать подкасты в рамках запланированной обязательной программы
обучения. Есть подкасты, объясняющие различные разговорные конструкции и
дающие модели их использования, например «Saying Goodbye» или «We re OK»,
что также идеально сочетается с материалом учебника и может служить
прекрасным подспорьем в овладении разговорными навыками. Здесь можно найти
множество подкастов по культуре и обычаям США и англоязычных стран, таких,
как «Toasting the New Year», «Secret Giffts» и других, посвященных Рождеству,
Дню Благодарения и т.д.
По рабочей программе, составленной по УМК Верещагиной, Притыкиной
уроки 15-18 проходят по теме «Health and Body Care». Для разработки урока «На
приеме у врача» использую ESL подкаст 164 « Seeing a Specialist».
Работа с подкастом строится следующим образом:
1.Дается прослушать подкаст (полностью, причем, как уже отмечалось, сначала
читается диалог в медленном темпе). Задание ученикам: понять общее
содержание диалога, выделить главную мысль, определить новые (незнакомые)
слова и выражения.
2.Следующей задачей ставится: попробовать записать самостоятельно все новые
слова и обороты (при прослушивании подкаста далее идет разбор новых
выражений и их spelling, так что проблем с выполнением этого задания
возникнуть не должно).
3.Следующее задание: объяснить на английском значение (понимание)
выписанных слов и выражений уже самостоятельно и после творческого
обсуждения в группах дать точный перевод на русский язык.
4.Следующим этапом выдаются листы с распечатанным текстом диалога по теме
(новые слова и выражения выделены жирным шрифтом). Задание:
скорректировать написание новых слов и речевых оборотов, переписать их себе в
словарик, записать точный перевод.
5.Работа в парах. На базе имеющегося диалога составить свой собственный и
рассказать.
Таким образом, удается задействовать все основные виды деятельности:
аудирование, говорение, чтение и письмо.
Для наглядной иллюстрации привожу ESLподкаст № 164 (аудиозапись с
комментариями) плюс печатный текст.
ESL Podcast 164 - Seeing a
Specialist
Download Podcast
Tags: Daily Life, Health/Medicine
Audio Index:
Slow dialog: 00:48
Explanations: 02:19
Fast dialog: 20:42
I went to see my doctor because I had a
nagging pain
in my leg. After he
examined
me and ran some
routine tests
, he suggested that I go see a
specialist. I
made an appointment with
Dr. Sloap.
Dr. Sloap: Good morning. How are you today?
Simon: I’m fine, Dr. Slope. My
GP
, Dr. Harding,
referred me to
you. He
thought that you might be able to diagnose the problem with my leg.
Dr. Sloap: Well,
let’s take a look
…Hmm…I want
to order some tests
but I
think you may need surgery. It’s a simple procedure and it will
relieve your pain
.
Simon: So, it’s not a
high risk
operation?
Dr. Sloap: No, not at all.
It’s quite routine
.
Simon: Are there
any other treatment options
?
Dr. Sloap: Not that I’d recommend. This is the best course of treatment in my
opinion.
I
was really surprised by
what Dr. Slope said. I really didn’t want to have
surgery. I think
I’d better get a second opinion
before going under the knife.
При планировании уроков по этой теме также интересно на следующем уроке
привести аналогичный диалог с британского подкаста, для сравнения
фонетических особенностей каждого из языков и их разговорных выражений и
конструкций.
В заключение хочу сказать, что внедрение в образовательный процесс такой
новой технологии, как подкасты, позволило выявить следующие факторы их
эффективности:
- интенсификация учебного процесса;
- создание благоприятных возможностей для овладения учебным материалом
на основе принципа наглядности;
- усиление мотивации к изучению иностранных языков, в т.ч.
самостоятельного;
- появление выбора в отборе интересующего фонетического материала;
- формирование навыков аудирования и способности воспринимать
различные стили речи с разными акцентами и интонациями;
- углубленность в усвоении конкретного материала;
- пополнение словарного запаса, как активного, так и пассивного, лексикой
современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития
культуры народа, социального и политического устройства общества, используя
аутентичные тексты страны изучаемого языка;
- и, как следствие, совершенствование коммуникативных навыков (навыков
говорения).
Всё это позволяет создать современный урок в контексте ФГОС, главными
задачами которого являются образовательные результаты надпредметного,
общеучебного характера. Применение полученных учащимися знаний на практике
(аудирование и говорение) и развитие критического мышления учеников
(формирование медиакомпетентности, сравнительный анализ британского и
американского вариантов языка, расширение общих знаний по странам
изучаемого языка и т.д.) являются основным показателем успеха применения
данной методики.
Литература:
1. Анненков В. В. Блоги как среда для непрерывного образования взрослых //
Образовательная среда сегодня и завтра: материалы III Всероссийской научно-
практической конференции. М.: Рособразование, 2006.
2. Лаборатория ИЯ ИСМО РАО, к.п.н. Бухаркина М.Ю. Открытые сетевые
инструменты и ресурсы в обучении английскому языку (SPIN-код: 7035-5817).
3. Евстигнеев М.Н. Структура ИКТ-компетентности учителя иностранного языка.
Статья.
4. Kubey, R. (Ed.) (1997). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick
(U.S.A.) and London (U.K.)
5.Мантуленко В.В. Образовательные возможности новых медиа // Актуальные
проблемы воспитания и образования: Выпуск 5. Сборник научных статей / Под.
ред. М.Д. Горячева. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2005. С. 86 – 93.
6. Нигай Л. С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной
компетентности на уроках английского языка [Текст] / Л. С. Нигай //
Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь
2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 117-119.
7 . Протопопова
В.В. Медиакомпетентность
современного
педагога
//
Высшее
гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы: В 2-х т. Т. 1.
Педагогика. Психология. – Самара: ПГСГА, 2009. – С. 285–288.
8.Салин Б.С. Некоторые аспекты использования подкастов в обучении
английскому языку. Статья. С.91-93.
9. Ступина Т.Л. Основы использования подкастинга в образовательном процессе:
методическое руководство / Т.Л. Ступина. - Иркутск: ИГЛУ, 2006.
10.Сысоев П.В. Современные информационные и коммуникационные
технологии: дидактические свойства и функции. // Язык и культура. 2012. № 1
(17). С. 120-133.
11.Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку. Статья.
12. Халзакова Л. А. Модель формирования самообразовательной компетентности
учителя английского языка // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 423-427.