Напоминание

Алканы: строение, физические свойства и получение.


Автор: Джахангирова Нина Таджаддиновна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МАОУ СОШ №32
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: конспект
Тема: Алканы: строение, физические свойства и получение.
Раздел: полное образование





Назад





Тема: Алканы, строение, физические свойства и получение.
. Цели урока.
1. Развивающие цели.
1. Развивать у школьников логическое мышление, сформировать умение составлять уравнения реакции с участием алканов. 2. Формировать интеллектуальные умения: умения анализировать получение алканов, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать. 3. Развивать волю и самостоятельность. Развивать умение владеть собой: уверенность в своих силах, умение преодолевать трудности в учении химии.
2. Образовательные цели.
1. Обеспечить усвоение учащимися физических свойств и способов получения алканов. 2. Обобщить и закрепить, систематизировать, ранее полученные знания по видам гибридизации, по номенклатуре органических соединений. 3. Формировать навыки работы с игровыми элементами, видеофрагментами, иллюстративными материалами. 4. Формировать культуру здоровья на уроках химии. 5. Выявить недостаточно освоенные темы и скорректировать учебный процесс и готовить учащихся к ЕГЭ.
3. Воспитательные цели.
1. Воспитывать культуру речи учащихся. 2. Воспитать экологическую культуру и мышление у учащихся.
II. Тип урока:
изучение нового материала.
III. Вид урока:
урок с применением компьютера (с использованием мультимедиа- средств обучения).

I.

IV. Инновационные, информационные технологии обучения,
основанные на применении современной передовой техники – компьютеров, интерактивной доски, проектора.
Мотивационный блок.

Учитель.
Мы продолжаем изучать органическую химию. Я предлагаю перенестись вам на 160 лет назад, в добрую старую Англию
.
1848г в Ньюкастле умерла 15-летняя Ханна Гринер во время небольшого хирургического вмешательства. Врач Меггисон, который проводил операцию, во время дознания так изложил факты. «Я усадил больную в кресло и поднес к ее носу платок, смоченный всего одной чайной ложечкой этого вещества. Ханна сделала два вдоха. Через минуту я попросил моего ассистента приступить к операции. Еще через минуту, я приоткрыл ей глаза, они так и остались открытыми, сосуды склер были переполнены кровью, губы, и лицо сильно побелели. Я решил выполнить кровопускание из вен, но получил крови не больше ложки. Я думаю, что до моей попытки кровопускания она была мертва. С момента первого вдыхания этого вещества и до смерти прошло не более трех минут». Что стало причиной смерти Ханны до сих пор загадка. Как вы думаете, о каком веществе идет речь? Хлороформ. Найдите формулу. (Используют справочник, интернет.)
СН3Сl.
Это вещество является производным СН4. К какому классу относится это вещество?
Алканы.
(Учащиеся записывают тему урока в тетрадь). Алканы, первый класс из всех классов органических веществ которые мы будем изучать..
Учитель:
Как вы думаете, ребята, а зачем нам изучать алканы?

Посмотрите на первый слайд. Где в природе встречаются алканы? Рассмотрите схему применения алканов. Как вы видите, алканы имеют широкое применение. Поэтому, я думаю, что каждый человек должен знать о строении, свойствах и получении этих веществ.
Учитель.
Что вы знаете об алканах? (На доске записываются все ответы учащихся. Общая формула CnH2n+2; С-С одинарная связь, -ан ) На основании записей, учащиеся дают общую характеристику алканам. Сверяются с слайдом
(слайд 2)
.
Учитель.
Строение алканов изучаем на примере молекулы метана. Просмотрев фрагмент ответьте на вопросы: - Что такое гибридизация ? - Какой тип гибридизации у алканов? - Углы между орбиталями? Длина С-С связи? Слайд
1. Физические свойства алканов.
На экране схемы;
Учитель рассказывает: к метану специально добавляют серосодержащие соединения – меркаптаны, для того, чтобы люди могли по запаху определить утечку.
Демонстрация
веществ: гексана, парафина Разветвленные алканы кипят при более низких температурах, чем прямые.
Пишут в тетради:
C 1 - C 4 газы CH 4 - ↑ T пл = -182,5 °С C 5 – C 15 - жидкости С 16 – С n – твердые
Названия алканов.
Слово «алкан» того же происхождения, что и «алкоголь». Устаревший
термин «парафин» произошел от латинских parum – мало, незначительно и affinis – родственный; парафины обладают малой реакционной способностью по отношению к большинству химических реагентов. Многие парафины являются гомологами; в гомологическом ряду алканов каждый последующий член отличается от предыдущего на одну метиленовую группу СН 2 . Термин происходит от греческого homologos – соответственный, подобный.
Гомологи
– вещества, сходные по строению и свойствам и отличающиеся на одну или более группу СН 2 , которые называются гомологической разностью.
Изомерия алканов.

Изомерия
– явление существования соединений, которые имеют одинаковый состав (одинаковую молекулярную формулу), но разное строение. Такие соединения называются изомерами. Характерна структурная изомерия. 1) В формуле молекулы алкана выбирают главную цепь — самую длинную. H3C—CH—CH2—CH—CH2—CH3 -------- | ----------- | CH3 ¦ CH2—CH2—CH3 --------------------- 2) Затем эту цепь нумеруют с того конца, к которому ближе расположен заместитель (радикал). Если заместителей несколько, то поступают так, чтобы цифры, указывающие их положение, были наименьшими. Заместители перечисляют по алфавиту. 1 2 3 4 H3C—CH—CH2—CH—CH2—CH3 | 5 | 6 7 CH3 CH2—CH2—CH3 3) Углеводород называют в таком порядке: вначале указывают (цифрой) место расположения заместителя, затем называют этот заместитель (радикал), а в конце добавляют название главной (самой длинной) цепи. Таким образом, углеводород может быть назван: 2-метил-4-этилгептан (но не 6-метил-4- этилгептан).

Получение алканов
Способы получения алканов, можно разделить на промышленные и лабораторные. Промышленные лабораторные 1.Выделение из природных источников 1.р.Вюрца 2.крегинг нефтепродуктов 2.пиролиз солей карбоновых к-т 3.изомеризация 4.гидрирование алкенов 3.гидролиз карбида алюминия Крегинг C 4 H 10 C 2 H 4 + C 2 H 6 - этан Изомеризация AlCl 3 CH 3 CH 2 CH 2 CH 2 CH 3 CH 3 CH 2 CH 2 CH 3 CH3 2 метилбутан Гидрирование алкенов (присодинять водород) CH2= CH2 CH3 CH3 - этан Лабораторные способы Реакция Вюрца CH3 CH2 Cl Cl CH2 CH3 CH3 CH2 CH2 CH3 +2NaBr + бутан Na Na Французский химик, член Парижской академии наук Шарль Адольф Вюрц в 1855 г разработал универсальный способ синтеза предельных углеводородов нагреванием галогеналканов с металлами (Na и цинковой пылью).
Декарбоксилирование солей карбоновых кислот.

CH3 COONa + NaOH CH4 +Na2CO3 Ацетат натрия метан Гидролиз карбида алюминия Al 4 C 3 + HOH CH 4 + Al(OH) 3 Закрепление: 1. На какие два способа можно разделить получение алканов? 2. Как расшифровать слово «гидрирование» и «карбоксилирование»? 3. Решить задачу на получение алканов. Задача: Массовая доля углерода равна 80%. Его плотность паров по водороду равна 15. Найдите его молекулярную формулу. Домашнее задание: 5,6,7 получение с 27 упр.5,6, 7,8.


В раздел образования