Автор: Ивановская Людмила Михайловна Должность: воспитатель доо Учебное заведение: МКОУ "Приреченская ООШ Верхнемамонского муниципального района Воронежской области" Населённый пункт: Воронежская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Праздник Пасхи" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Приреченская основная общеобразовательная школа
Верхнемамонского муниципального района Воронежской области»
группа дошкольного образования
Подготовила воспитатель:
Ивановская Л.М.
2016г
Тема: Пасха
Цель: узнать о традиции празднования праздника Пасхи
Задачи:
1.
Воспитательные: приобщение к истокам культурных традиций русского
народа.
2.
Образовательные: ознакомить детей с обычаями Православной церкви,
народными играми и забавами.
3) Развивающие: развитие внимания и наблюдательности, концентрации
движений.
Оборудование
и
материалы:
окрашенные
яйца,
изображение
кулича,
пасхального стола.
Ход мероприятия:
Воспитатель: «Пасха — самый главный христианский праздник. В это день
верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса Христа. Православная
церковь празднует Пасху уже более двух тысяч лет.
Вот послушайте, какие стихи сложил один из поэтов о Пасхе:
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла .
Писание гласит, что после вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и
проповедовать
народу
свое
учение.
Отправилась
проповедовать
учение
Христа
и
бедная
женщина
Мария
Магдалина.
Пришла
она
в
Рим,
в
императорский
дворец к
римскому
императору
Тиверию.
В
те
далекие
времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-
нибудь подарок: богатые несли драгоценные дары и украшения, а бедные –
кто
что
мог.
У
Марии
ничего
с
собой
не
было,
кроме
веры
в
Христа.
Протянула она императору простое куриное яйцо и громко сказала: «Христос
воскрес!». Удивился император и сказал: «Как можно поверить в то, что кто-
то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это
белое яйцо может стать красным!» Пока он говорил эти слова, яйцо стало
менять
свой
цвет:
оно
порозовело,
потемнело
и,
наконец,
стало
ярко-
красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. Вот почему Пасху
называют
«Красная
Пасха»
-
ведь
это
«праздник
праздников»,
прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой.
С
тех
пор
в
память
об
этом событии,
символизирующем
нашу
веру
в
Воскресшего Господа, мы и красим яйца.
Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В
ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак
прощения и любви к близким».
Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».
Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо
-писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.
А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами
или наносить на них различные рисунки.
Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?»
(ответы детей).
Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на
другом мы видим узор.
Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими
узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину
или узор.
А еще на Пасху пекут куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и
если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и
становится добрым и сильным.
Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так
складывались народные приметы:
Посмотрите на улице, лежит ли еще снег? (ответы детей)
Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже
сошел,
то
год
будет
урожайным.
А
если
снег
еще
лежит,
то
год
будет
бедным».
Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?»
(ответы детей)
Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит
ясная
солнечная
погода,
то
лето
будет
жаркое,
но
сухое.
Если
пройдет
«грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без
дождя, то лето будет холодное, но засушливое.
Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?» (ответы детей)
Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».
Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.
(Дети повторяют за воспитателем хором):
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.
Воспитатель: «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы
весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.
Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых
любимых семейных праздников.
Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для
бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник
милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества
помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.
Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых
вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.
В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью,
посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.
Праздник Пасхи всегда сопровождался народными играми и забавами.
Хотите
ли
вы
узнать,
как
праздник
Пасхи
отмечали
наши
дедушки
и
бабушки? (ответ детей)
Далее проводятся следующие игры:
Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего
предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно
положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.
Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет
рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два
и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.
Игра
«Катание
яиц»:
воспитатель
раскладывает
небольшие
сувениры
и
устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в
руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот
подарок получает ребенок.
Я вас еще раз поздравляю со светлой Пасхой и через 10 минут приглашаю к
нашему праздничному столу, нас ждет традиционное для этого радостного
праздника чаепитие.
Детям предоставляется свободное время, при желании они могут помочь
воспитателю накрыть столы куличами, печеньями, конфетами, после чего все
рассаживаются за столы и пьют чай.