Автор: Залилова Анжелика Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ № 15 Населённый пункт: город Шахтёрск, Сахалинская область Наименование материала: Конспект занятия в старшей логопедической группе Тема: "Зелёная Россия" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 15 Г.
ШАХТЁРСКА
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
«Зелёная Россия»
ВЫПОЛНИЛ:
Залилова А. В.,
учитель-логопед
2016 г.
Коррекционно-образовательные цели: Углубление представлений о
России. Активизация и актуализация словаря по теме « Наша Родина –
Россия».
Совершенствование
грамматического
строя
речи
(согласование
числительных
с
существительными,
согласование
существительных
с
прилагательными
в
числе
и
падеже).
Совершенствование
синтаксической
стороны речи (сложноподчиненные предложения со словами потому что).
Автоматизация правильного произношения и дифференциация свистящих и
шипящих звуков.
Коррекционно-развивающие
цели: Развитие
диалогической
речи,
планирующей функции речи, фонематических представлений, зрительного
восприятия,
внимания,
мышления,
артикуляционной,
тонкой
и
общей
моторики, координации речи с движением .
Воспитательные цели: Воспитание гордости за родную страну, навыков
сотрудничества
в
игре
и
на
занятии,
активности,
самостоятельности,
инициативности.
Предварительная работа: Рассматривание карты России. Знакомство с
названиями морей, рек, городов, озер. Беседы о богатстве растительного и
животного мира России. Чтение стихов русских поэтов о России. Толкование
и заучивание пословиц и поговорок о Родине.
Оборудование: КартаРоссии. Аудиозапись песни «Ромашковая Русь» Ю.
Чичкова. Карточки для дидактической игры «Есть – нет». Большой лист
ватмана с заранее приготовленным контуром России. Контейнер с картинками
животных
и
растений,
вырезанные
из
книг
и
журналов
заранее.
Клей,
клеёнки и салфетки для работы с клеем. Магнитная доска, магниты.
Ход занятия:
1.
Организационный момент.
Дыхательная гимнастика. Упражнение
на
координацию
речи
с
движениями. (Сообщение
темы
занятия.
Создание
положительного
эмоционального
фона.
Развитие
общих
речевых
навыков.
Автоматизация
правильного
произношения
свистящих и шипящих звуков и их дифференциация.)
Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними,
предлагает занять места возле стульчиков. На мольберте перед ними –
карта России. В качестве музыкального фона звучит одна из пьес Ю.
Чичкова « Ромашковая Русь».
Проводится дыхательная гимнастика и упражнение «Деревья» на
координацию речи с движениями.
2.
Упражнение «Деревья».
Лист у клёна и каштана – (Раскрыть ладонь левой руки,
затем – правой руки)
Как ладони великана. (Поднять вверх руки с раскрытыми
пальцами)
У берёзки, у берёзки – (Показать руками «стволы»)
Белый ствол и листья-слёзки. (Нарисовать в воздухе указательными
пальцами капельку)
А у тоненькой рябинки (Ладони перед собой,
пальцы чуть растопырить.)
Листья – сложные картинки.
Логопед: Много стран на планете Земля. Каждая страна имеет символы,
историю, традиции, людей, прославивших ее. Как и у человека, у страны есть
имя. Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Логопед: А как называемся мы, люди, живущие в ней?
Дети: Россияне.
Логопед: Россия – страна большая, красивая: в ней есть леса, поля, реки,
горы. Послушайте стихотворение «Наша Родина».
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга».
Н. Забила
3.
Игра-соревнование «Кто лучше?» (Развитие общих речевых навыков,
просодической
стороны
речи.
Автоматизация
правильного
произношения и дифференциация свистящих и шипящих звуков.)
Логопед: Давайте проведем соревнование. Посмотрим, кто сможет лучше
всех рассказать чистоговорку про журавля. Помните, что говорить нужно
четко, выразительно, красиво, правильно произнося все звуки.
Сначала дети проговаривают чистоговорку хором, потом делают это по
очереди.
Жура-жура-журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
Русская народная потешка
Дети выбирают лучшего исполнителя и все вместе аплодируют ему.
Логопед : Россия – страна очень большая и красивая. Через всю страну
протекает много рек, очень много лесов, в которых много разных зверей,
растет много ягод и грибов. Я предлагаю поиграть в игру «Чего (кого) в
России много?»
4.
Д идактиче ская
игра
«Чего
(кого)
в
России
м н о го ? »
( Совершенствование
грамматического
строя
речи
–
согласование
существительных со слово много в родительном падеже)
Дети выполняют задание
1-й ребенок : В России много деревьев.
2-й ребенок : В России много ягод.
3-й ребенок : В России много грибов. И т. д.
Логопед: А кто знает и назовет дерево, которое у русских людей
считается символом России.
Дети: Береза.
Логопед: (читает стихотворение С. Васильевой)
В белых платьицах подружки
Из русской выросли земли.
На лесной стоят опушке,
Листья в косы заплели.
В мае россыпью сережек
Их украсится наряд
Много исходив дорожек,
Я всегда березе рад.
С. А. Васильева
На Руси восхваляли березу в песнях, хороводах. Давайте мы с вами сейчас
встанем в круг и поиграем в игру «Берёзонька».
5.
Подвижное
упражнение
«Берёзонька».
(Координация
речи
с
движением).
(Дети проходят на ковёр, встают в круг, выполняют знакомое
упражнение)
Берёза моя, берёзонька, Идут по кругу, взявшись за руки
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая.
Стоишь ты, берёзонька, Останавливаются, поднимают руки,
Посредь долинушки,
тянутся вверх.
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные.
Под тобой, берёзонька, Медленно приседают.
Трава шелковая.
6.
Д и д а к т и ч е с к а я
и г р а
« Е с т ь
–
н е т » . (Совершенствование
грамматического
строя
речи
–
согласование
числительных
с
существительными в косвенных падежах).
На стол картинками вниз кладем стопку карточек с изображениями
разного количества берез
Логопед: Следующая игра вам хорошо знакома. Вы берете одну карточку
и говорите, сколько берез на ней изображено. Ваш сосед говорит, что у него
нет такого количества берез, но зато есть другое количество и так далее.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия.
1-й ребенок: У меня есть две берёзы.
2-й ребенок : А у меня нет двух берёз, но есть пять берёз.
3-й ребёнок : А у меня нет пяти берёз, но есть три берёзы.
4-й ребёнок : А у меня нет трёх берез, но есть шесть берез.
5-й ребёнок : А у меня нет шести берёз, но есть четыре берёзы. И т. д.
Логопед: А сейчас я приглашаю вас пройти к столу, где мы все вместе,
дружно и аккуратно изготовим коллективную аппликацию «Зелёная Россия»,
на которой мы отобразим, как красива и богата наша большая и любимая
страна Россия.
7.
Аппликация-коллаж
«Зелёная
Россия» (Учить
создавать
общие
композиции.
Закрепление
навыков
коллективной
работы:
умение
распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом.
Развитие
фантазии,
воображения.
Воспитание
аккуратности
в
выполнении работы.)
Дети под руководством воспитателя по изобразительной
деятельности и логопеда выполняют коллективный коллаж,
проявляя фантазию, творчество, советуясь друг с другом.
8.
Окончание занятия . (Оценка работы детей)
Логопед предлагает расположить коллаж на магнитной доске и
рассмотреть его.
Логопед: Какие вы молодцы, ребята! Как красиво получилось! Вы
работали очень старательно и аккуратно. Вот какая большая и красивая наша
Родина – Россия!
Я предлагаю вам вспомнить, в какие игры вы сегодня играли, какие
задания вам было выполнять особенно интересно.
Дети перечисляют все игры, в которые они играли, рассказывают, какие
задания им было интересно выполнять. Логопед хвалит детей за работу.