Календарно-тематическое планирование по формированию фонетико-фонематических процессов
Автор: Щепотько Регина Анатольевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад "Кораблик" Населённый пункт: город Удомля, Тверская область Наименование материала: Дополнительная образовательная программа Тема: Календарно-тематическое планирование по формированию фонетико-фонематических процессов Раздел: дошкольное образование
Дополнительная образовательная программа
Перспективный план логопедического кружка
(подгрупповые занятия)
«Звукарики»
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста по
формированию фонетико-фонематических процессов.
Занятия проводятся фронтально, во вторую половину дня, два раза в
неделю продолжительностью 25-30 минут с подгруппой детей
Календарно-тематическое планирование
по формированию фонетико-фонематических процессов
№
п/п
Тема
Цели и задачи
1
Развитие общего
внимания и
понимания речи.
Развивать у детей общее (в отличие от слухового)
внимание, понимание речи и словесно-логическое
мышление
.
2
Развитие слухового
восприятия на
неречевых звуках.
Различие неречевых звуков по силе, высоте, тембру.
Различение по тембру голосов людей.
3
Развитие слухового
восприятия на
речевых звуках.
Различение близких по звуковому составу слов,
состоящих из бездефектных звуков. Развитие чувства
ритма и рифмы в стихотворной речи.
4
Развитие слухового
внимания и
фонематического
восприятия.
Развивать слуховое внимание и фонематическое
восприятие детей на материале внеречевых звуков и
слов, близких по звуковому составу.
5
Артикуляционная
гимнастика. «Сказка о
Веселом Язычке».
Познакомить детей с основными органами
артикуляционного аппарата. Ознакомить детей с
бугорками за верхними зубами, со спинкой языка;
научить делать язык узким и широким; воспитание
внимания к речи логопеда.
6
Артикуляционный
аппарат. «Сказка в
гости к нам идёт, трёх
друзей с собой ведёт».
Продолжать знакомить детей с артикуляционным
аппаратом; формирование речевого слуха; развитие
внимания, памяти.
7
Звук [А].
Знакомство с артикуляцией звука [А]. Упражнять детей
в выделении гласного звука в начальной ударной
позиции в слове. Воспитание умения правильно
произносить звук [А]. Развитие общей и
артикуляционной моторики, фонематического слуха,
слухового внимания.
8
Звуки и слова
Формировать слуховое внимание и восприятие.
Объяснить детям, что наша речь состоит из слов.
Вырабатывать внимание и прививать интерес к
звучащему слову.
9
Звук [У]
Учить детей правильно произносить и слышать звук
[У]. Упражнять детей в выделении гласного звука в
начальной ударной позиции в слове. Развивать общую
и артикуляционную моторику, фонематическое
восприятие, внимания, памяти.
10
Звуки [А] и [У].
Повторение звуков [А] и [У]; закрепление артикуляции
звуков; выделение звуков [А] и [У] из начала слова.
Развитие внимания, памяти, фонематических
представлений. Развитие общей моторики и
координации речи с движением.
11
Звук [М]
Автоматизация звука в слогах, словах. Упражнение в
звуковом анализе, выделение звука [М] из начала слова.
Развитие общей и артикуляционной моторики,
слухового внимания, фонематического восприятия,
речевого дыхания.
12
Слово
Обратить внимание детей на понятие «слово».
Продолжать раскрывать слово как смысловую единицу,
показав, что оно имеет смысл, значение. Закрепить
знания детей о том, что наша речь состоит из слов,
слова бывают разные. Воспитывать чувство языка,
чувствительность к смысловым оттенкам слова.
13
Звук [Н].
Четкое произношение звука [Н]. Выделение звука
[Н] из начала слова. Совершенствование звукового
анализа и синтеза. Развитие общей и
артикуляционной моторики, фонематического слуха.
Воспитание внимания к речи логопеда.
14
Звук [П].
Учить выделять звук [П] в конце слов. Закреплять
правильную артикуляцию звука [П] и чёткое
произнесение звука [П] в слогах, словах.
Совершенствование звукового анализа. Развитие
фонематического восприятия. Развитие общей
моторики и координации речи с движением.
15
Слово.
Учить детей различать длинные и короткие слова,
сравнивать их между собой, самостоятельно
придумывать. Закреплять знания о термине «слово».
Развивать мыслительную деятельность.
16
Звук [Т].
Чёткое произнесение звука «Т», знакомство с
артикуляцией звука «Т». Выделение последнего
глухого согласного в слове. Совершенствование
звукового анализа. Составление схем обратных
слогов. Деление слов на слоги. Составление
предложений по предметным картинкам с
числительным один, одна. Развитие общей и
артикуляционной моторики. Воспитание
доброжелательности, самостоятельности.
17
Звуки «П=Т».
Закрепление произношения и различения звуков
«П=Т», выделение последнего глухого согласного в
словах, звуковой анализ и синтез обратных слогов,
преобразование их в прямые слоги, составление схем .
Договаривание и составление предложений .
Развитие общей и артикуляционной моторики.
18
Звук [О].
Знакомство с артикуляцией звука «О». Учить детей
выделять звук «О» в начале слова; выделять слова
со звуком «О» в стихах и рассказе. Продолжать
учить детей анализу и синтезу звукосочетаний из
трёх гласных звуков типа АОУ. Развитие общей и
артикуляционной моторики.
19
Предложение.
Закрепление понятия о словах, обозначающих
предметы, действия, признаки предметов.
Практическое ознакомление с понятием
«Предложение». Воспитание интереса к теме занятия.
20
Звук [И].
Знакомство с артикуляцией звука [И]. Автоматизация
звука [И] в слогах, словах, фразах, предложениях.
Выделение звука [И] из начала слова. Развитие
фонематического восприятия, внимания, памяти,
общей и артикуляционной моторики. Воспитание
положительного отношения к ответам товарищей.
21
Предложение.
Учить детей умению анализировать предложения.
Закрепить знание детей о понятии «предложение».
Знакомство с графической схемой предложения.
Воспитывать внимание к речи логопеда.
22
Звук [К].
Учить выделять звук [К] в словах (в конце слова);
анализировать слог типа «АК». Определять наличие
или отсутствие звука [К] в слове. Закреплять чёткое
произнесение звука [К] в слогах, словах, фразах,
предложениях. Совершенствование звукового анализа
и фонематических представлений. Развитие внимания,
памяти, общей и артикуляционной моторики.
23
Звуки [К=Т].
Закрепление в произношении и различение звуков
[К=Т] в слогах, в словах, предложениях; выделение
последнего глухого согласного в словах, звуковой
анализ и синтез обратных слогов, преобразование их
в прямые слоги, составление схем. Развитие общей и
артикуляционной моторики.
19
Звуки [П=Т=К].
Закрепление произношения и различения звуков
[П=Т=К]; воспроизведение слоговых рядов типа па-та-
ка, договаривание слов. Звуковой анализ обратных и
прямых слогов. Развитие фонематического слуха,
внимания и памяти, общей и артикуляционной
моторики. Воспитание внимания к речи логопеда.
24
Звук [Х].
Чёткое произнесение звука [Х]; выделение
начального согласного в слове. Деление слов на
слоги. Звуковой анализ обратных и прямых слогов.
Закрепление представлений о роде
существительных; соотнесение с притяжательными
местоимениями мой, моя, моё. Развитие внимания,
памяти, общей и артикуляционной моторики.
25
Звуки [К=Х].
Дифференциация звуков в слогах, в словах,
предложениях. Выделение начального и последнего
глухого согласного в словах, звуковой анализ и синтез
слогов. Развитие общей и артикуляционной моторики,
фонематического слуха, внимания, памяти.
Воспитание внимания к речи логопеда.
26
Звук [Х’]
Чёткое произношение звука [Х’]. Различение звуков
[Х=Х’]. Знакомство с понятием мягкие согласные.
Деления слов на слоги. Составление слов по
предметным картинкам. Развитие внимания и памяти,
общей моторики и координации речи с движением.
27
Предложение
Продолжать знакомить детей с понятием
«Предложение» и графической схемой предложения.
Закреплять навык составления предложений по
модели: «Кто? Что делает? Что?». Развитие общей
моторики и координации речи с движением.
28
Звук [П’].
Знакомство с артикуляцией звука [П’]. Чёткое
произношение звука [П’]. Различение звуков [П=П’].
Закрепление понятия «мягкие согласные», Деления
слов на слоги. Составление слоговых схем. Развитие
внимания и памяти. Развитие общей и
артикуляционной моторики.
29
Звук [Т’].
Чёткое произношение звука [Т’]; Знакомство с
артикуляцией звука [Т’]. Различие звуков [Т=Т’];
закрепление понимания мягкости согласных;
составление схем слов ТИК, ТАК. Развитие внимания
и памяти; общей и артикуляционной моторики.
30
Предложение. Игра
«Живые слова».
Закреплять с детьми представление о
последовательности слов в речи; закрепить термин
«предложение»; учит детей составлять и
распространять предложение, правильно «читать его»;
закреплять умение называть слова в предложении
последовательно и в разбивку.
31
Звук [К’].
Знакомство с артикуляцией звука [К’]. Чёткое
произнесение звука [К’]; различение звуков [К=К’];
Совершенствование умения детей давать
характеристику звука [К’]. Закрепление понимания
мягкости согласных; звуковой анализ и составление
схем слов КОТ, КИТ, ТИК. Развитие общей и
артикуляционной моторики.
32
Звук [Э].
Закрепить навыки различения и правильного
произношения звука [Э]; согласование притяжательных
местоимений с существительными; развивать
фонематический слух. Продолжать знакомить с
понятием «гласный звук». Упражнение в определении
местоположения [Э] в словах. Развитие общей и
артикуляционной моторики.
33
Звук [Ы].
Знакомство с артикуляцией звука [Ы]. Автоматизация
звука [Ы] в слогах, в словах, во фразах и
предложениях. Упражнение в образовании формы
множественного числа с окончанием «Ы».
Упражнение в звуковом анализе и синтезе. Развитие
фонематического восприятия, общей и
артикуляционной моторики.
34
Звуки [И=Ы].
Дифференциация звуков в слогах, в словах,
предложениях. Продолжать знакомить с понятием
«гласный звук».Практическое усвоение формы
множественного числа. Упражнение детей в звуковом
анализе. Развитие общей и артикуляционной
моторики, фонематического слуха. Воспитание
направленности внимания к теме.
35
Звук [Г].
Закрепить навыки различения и правильного
произношения звука [Г]; упражнять в согласовании
прилагательных с существительными; развивать
фонематический слух. Упражнение в определении
местоположения [Э] в словах. Продолжать знакомить с
понятием «согласный твердый звук». Развивать общую
и артикуляционную моторику.
36
Звуки [Г] и [Г’].
Закрепить навыки различения и правильного
произношения звуков [Г], [Г’] в слогах, словах и
предложениях; формировать навык образования слов-
антонимов; учить звуко-слоговому анализу слов;
развивать общую и артикуляционную моторику,
фонематический слух.
37
Звуки [К] и [Г].
Закрепить навык различения звуков [К], [Г] в слогах,
слова, фразах; упражнять в подборе слов на заданные
согласные звуки; учить звуко-слоговому анализу слов;
работать над предложением; развивать общую и
артикуляционную моторику, фонематический слух.
38
«Звук [Б]. Поиграем с
Буратино»
Учить детей выделять звук [Б] в начале и середине
слов. Совершенствовать умение детей давать
характеристику звука [Б]. Продолжать формировать
умение подбирать слова со звуком [Б] с наглядной
опорой и без таковой. Развивать умение
координировать речь с движениями. Формировать
фонематическое восприятие. Развивать
наблюдательность, внимание, мышление.
39
«Звуки[Б] и [Б’].
Гномы Бим и Бом»
Учить детей давать характеристику звука [Б’].
Совершенствование навыков звукового и слогового
анализа. Продолжать учить детей дифференцировать
звуки по твердости – мягкости. Закрепление
правильного произношения звуков [Б] и [Б’]. Развивать
умение координировать речь с движениями,
логическое мышление.
40
Звуки [П=Б].
Учить детей дифференцировать звуки [П=Б] в слогах,
словах. Определять наличие или отсутствие звуков в
слове. Совершенствование навыков звукового и
слогового анализа. Упражнять в восстановлении
деформированного предложения. Развитие
фонематического слуха. Воспитывать желание
активно работать на занятии.
41
Звук [Л’].
Закрепление правильного произношения звука [Л’] в
слогах, словах, предложениях; анализ и синтез
обратных слогов типа АЛЬ и прямого ЛИ; закрепление
понятия «согласный мягкий звук». Развитие общей и
артикуляционной моторики, фонематического
восприятия, фонематических представлений.
42
Звук [Л’].
(2 занятие)
Закрепление навыка различения и правильного
произношения звука [Л’]. Деление слов на слоги и
прямоугольников на части по количеству слогов.
Закрепление образования и употребление
относительных прилагательных. Развитие общей и
артикуляционной моторики, фонематического
восприятия.
43
Звук [Й].
Закрепить навык правильного произношения звука [Й]
в слогах, словах, фразах; учить определять позицию
звука [Й] в словах; работать над предложением; учить
преобразованию слов; развивать фонематический слух,
память, внимание, мышление. Воспитывать умение
следить за собственной речью. Развитие общей
моторики и координации речи с движением.
44
Звуки [Л‘=Й].
Учить детей дифф-ть звуки [Й] и [Л’] в слогах, словах,
предл-х и давать хар-ку звука. Различение звуков [Л’=
Й] на слух и в произношении. Продолжать учить
детей делению слов на слоги и составлению схем
слогового состава. Формировать фонематическое
восприятие. Упражнять детей в умении выделять
ударный слог и правильно употреблять предлоги В,
НА.
45
Звук [В].
Четкое произнесение и характеристика звука [В].
Выделение звука [В] перед гласными. Определение
звука [В] в слове (начало, середина). Деление слов на
слоги, составление схем слогового состава.
Закрепление употребления предлога В . Продолжать
совершенствовать фонематическое восприятие и
память детей. Воспитывать умение слушать. Развитие
общей и артикуляционной моторики.
46
Звук [В’].
Четкое произнесение и характеристика звука [В’].
Выделение звука [В’] перед гласными. Определение
звука [В’] в слове (начало, середина). Деление слов на
слоги, составление схем слогового состава.
Совершенствование фонематического восприятия,
внимания и памяти детей. Воспитание внимания к
собственной речи. Развитие общей и артикуляционной
моторики.
47
Звуки [В = В’].
Различать звуки [В=В’] по твердости-мягкости.
Закреплять понятия «согласный мягкий звук»,
«согласный твердый звук». Упражнять в подборе слов с
противоположным значением (антонимов).
Формировать фонематическое восприятие. Развивать
связную речь. Воспитывать внимание к своей речи и
речи товарищей.
48
Звук [Ф].
Четкое произнесение и характеристика звука [Ф].
Определение места звука [Ф] в слове. Деление слов на
слоги, составление схем слогового состава 1-, 2-, 3-
сложных слов. Звуковой анализ слова МИФ.
Закрепление употребления предлога В .
Воспитание доброжелательности, сотрудничества,
самостоятельности.
49
Звук [Ф'].
Четкое произнесение и характеристика звука [Ф'].
Определение места звука [Ф’] в слове. Деление слов на
слоги и составление схем слогового состава.
Выделение ударного слога. Развитие общей моторики и
координации речи с движением.
Воспитание самостоятельности.
50
Звуки [Ф = Ф’].
Учить детей дифференцировать звуки [Ф = Ф’] в
слогах, словах, предложениях, фразах и давать
характеристику звука; упражнять детей в делении слов
на слоги и прямоугольников на части по количеству
слогов и в восстановлении деформированного
предложения. Развивать общую и артикуляционную
моторику, фонематический слух.
51
Звуки [Ф = В’]
Учить детей дифференцировать звуки [Ф = В’] в
слогах, словах, предложениях, фразах и давать
характеристику звука. Продолжать учить детей
звуковому анализу и делению слов на слоги с
составлением схем слогового состава. Развивать
общую и артикуляционную моторику, координацию
речи с движением.
52
Звук [Д].
Учить детей выделять (на слух и произносительно)
звук [Д] в начале и середине слов. Учить подбирать
слова, в которых по сравнению с рифмуемыми
добавлен звук [Д], сравнивать пары слов, подмечая их
фонетическое сходство и лексическое различие.
Продолжать совершенствовать фонематическое
восприятие, внимание и память детей. Развивать
общую и артикуляционную моторику.
53
Звуки [Д = Д’].
Различать звуки [Д=Д’] по твердости-мягкости.
Закреплять понятия «согласный мягкий звук»,
«согласный твердый звук».Научить образованию
существительных с уменьшительно-ласкательным
суффиксом, подборе слов, обозначающих действия.
Продолжать обучать составлению и анализу коротких
предложений; составлению схемы предложения.
Развивать общую и артикуляционную моторику,
фонематический слух, фонематические представления.
54
Звуки [Д=Т], [Д’=Т’]
Закрепить навыки различения и произношения звуков
[Д=Т] и[Д’=Т’] в слогах, словах, фразах по звонкости-
глухости. Определять наличие или отсутствие звуков
в слове. Совершенствовать навык звукового и
слогового анализа. Упражнять в восстановлении
деформированного предложения. Развивать общую и
артикуляционную моторику, фонематический слух,
фонематические представления.
55
Звук [С]
Закрепить навык правильного произношения звука [С]
в слогах, словах, фразах. Определять позицию звука в
слове (начало, середина, конец). Звуковой анализ слов.
Развивать общую и артикуляционную моторику,
фонематический слух, фонематические представления.
56
Звук [С’]
Закрепить навык правильного произношения звука
[С’] в слогах, словах, фразах. Учить детей выделять
звук [С’] в начале, середине, конце слова, работа со
схемой предложения; знакомство со звукослоговой
схемой слова. Развивать общую и артикуляционную
моторику, фонематический слух, фонематические
представления.
57
Звуки [С=С’]
Закрепить навыки различения и произношения
оппозиционных звуков по твердости-мягкости [С=С’]
в слогах, словах, фразах. Учить детей выделять звуки
[С] и [С’] в начале, середине, конце слова. Упражнять в
составлении предложений с предлогами. Развивать
общую и артикуляционную моторику, фонематическое
восприятие, фонематические представления.
58
Звук [З]
Закрепить навык правильного произношения звука [З]
в слогах, словах, фразах. Определять позицию звука в
слове (начало, середина). Учить звукослоговому
анализу слов. Работа над ударением. Развивать общую
и артикуляционную моторику, фонематический слух,
фонематические представления.
59
Звук [З’]
Закрепить навык правильного произношения звука [З’]
в слогах, словах, фразах. Определять позицию звука в
слове (начало, середина). Учить звукослоговому
анализу слов. Развивать общую и артикуляционную
моторику, фонематический слух, фонематические
представления.
60
Звуки [С=З], [С’=З’]
Закрепить навыки различения и произношения звуков
[С=З] и[С’=З’] в слогах, словах, фразах по звонкости-
глухости. Образовывать приставочные глаголы и
существительные во множественном числе.
Определять наличие или отсутствие звуков в слове.
Совершенствовать навык звукового и слогового
анализа. Работа над предложением. Развивать общую и
артикуляционную моторику, фонематический слух,
фонематические представления.
Используемая литература.
1.
Борисова Е.А. "Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.
Методическое пособие"
2.
Издательство: Сфера, 2011 г.
Серия: Библиотека журнала "Логопед"
3.
Османова Г. А., Перегудова Т. С. " Вводим звуки в речь. Картотека заданий для
автоматизации звуков С,З, Ц, Ш, Ж, Ч,Щ, Л, Ль, Р, Рь"
Изд. Каро, 2010 г.
Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. "Энциклопедия логопедических игр"
4.
Издательство: Каро, 2007 г
5 Ткаченко Т. А. "Фонематическое восприятие: Формирование и развитие.
Логопедическая тетрадь"
Издательство: Книголюб, 2007 г.
6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В . " Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи". Программа и
методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения
компенсирующего вида (старшая группа). - М.: Школьная Пресса, 2003 .