"Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам на уроке русского языка"
Автор: Финк Нина Алексеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "Школа бизнеса и предпринимательства" Населённый пункт: город Пермь Наименование материала: статья Тема: "Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам на уроке русского языка" Раздел: среднее образование
Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзаменам на уроке
русского языка
Комплексный анализ текста – это не только интересный, но и чрезвычайно полезный
вид
работы,
при
котором
осуществляется
функциональный
и
системный
подход
к
изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом
развивает
у
учащихся
языковое
чутье,
способствует
устранению
грамматических,
стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое
восприятие
произведений
художественной
литературы.
Анализ
текста
полезен
при
подготовке
к
сочинению
и
изложению,
а
также
эффективен
как
форма
проведения
устного экзамена в выпускных классах. Анализ текста - обязательный вид работы при
подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и
грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Изучение языка писателей
должно быть связано с замыслом художественного произведения, его литературными
образами. Ведь только тогда можно почувствовать истинное богатство и выразительные
возможности русского языка
Обучение русскому языку в общеобразовательной школе должно содействовать
развитию мышления учащихся, пробуждать у них бережное отношение и любовь к
родной речи, вызывать интерес к занятиям по русскому языку, развивать их языковое
чутье, способность к анализу языковых явлений, умение наблюдать факты речи. В
решении
этих
задач
огромное
значение
имеет
комплексная
работа
с
текстом,
а
соответственно разные виды разбора языкового материала, которые различаются по
содержанию, объему и способу выполнения.
Во время работы с текстом используются все виды лингвистического разбора:
фонетический (чтение с определенной интонацией, которая отражает значение знаков
препинания и семантику выражения: словосочетания или предложения); лексический
(выяснение значения и смыслов слова, словосочетаний, обнаружение синонимических,
антонимических и подобных отношений и понимание их роли для раскрытия замысла
автора);
морфемный,
словообразовательный
и
этимологический
(для
разъяснения
и
уточнения значения слова, выражения в контексте); морфологический и синтаксический
(для
уточнения
смыслов
предложения
и
микротекста
с
точки
зрения
временных,
модальных
и
других
грамматических
значений);
стилистический
(для
построения
образов
героев,
понимания
особенностей
жанра
и
композиции
т е кс т а ) .
Комплексная работа с текстом включает элементы лингвистического, речеведческого
анализа, проведение разных видов разбора, составление схем предложений, объяснение
орфограмм
и
пунктограмм
и
обязательно
выразительное
чтение
текста
(отрывка).
Формулируя
задания
к
тексту,
я
придерживаюсь
определенной
последовательности.
Сначала – вопросы и задания, направленные на осмысление содержания и связанные с
непосредственным читательским восприятием текста как единого целого.
Затем - задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «текст»,
«стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи» между предложениями.
Непосредственно
читательское
восприятие
постепенно
углубляется:
то,
что
воспринималось
на
интуитивном
уровне,
становиться
более
осмысленным.
За
речеведческими
заданиями
следуют
задания
языкового
характера,
отражающие
и з у ч е н и е
с и с т е м ы
я з ы к а ,
-
п о
ф о н е т и к е ,
л е к с и к е ,
г р а м м а т и к е
Наконец – вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора, составление
схем предложений.
Если к одному тексту предлагается много заданий, то это не означает, что каждый
ученик должен выполнить непременно все эти задания. В процессе комплексной работы
с текстом у школьника появляется возможность выбора тех вопросов и заданий, которые
он считает для себя наиболее интересными.
Завершающим при работе с текстом обычно является задание «Подготовьтесь к
выразительному
чтению».
Вся
предшествующая
работа
по
выполнению
заданий
комплексного
характера
помогает
правильно
прочитать
текст
(определить
слова,
на
которые должно падать логическое ударение, выбрать короткую или продолжительную
паузу и др.).
Иногда задание подготовиться к выразительному чтению дается первым. В таком
случае в начале работы с текстом ученики в течение нескольких минут готовятся к
чтению текста вслух. Затем выполняются разнообразные задания речевого и языкового
характера. После их выполнения снова предлагается одному из учеников прочитать
текст.
Классу
предстоит
сравнить,
чем
отличаются
первое
и
второе
чтение.
Так
школьники
сами
приходят
к
выводу,
что
разнообразные
задания
помогают
глубже
осмыслить
содержание
текста
и
передать
это
при
чтении
вслух.
Таким
образом,
выразительное чтение может рассматриваться как своеобразный текст на понимание
текста.
К анализу текста можно обращаться уже в 5-м классе. Такая работа не требует
специальных уроков, а лишь предполагает включение в обычные уроки фрагментов
художественных произведений. Поскольку пятиклассники пишут еще очень медленно,
фрагменты эти невелики по объему. Но в работе над ними следует подбирать такие
задания, которые помогали бы ребятам воспитывать вкус к настоящему художественному
слову,
почувствовать
красоту
и
богатство
русского
языка,
увидеть,
как
«живут»
изучаемые языковые явления в тексте.
В старших классах необходимо уже проведение специальных уроков, которые
посвящаются наблюдению над использованием изучаемых грамматических явлений в
художественной речи. Здесь в центре внимания – художественные и публицистические
тексты, позволяющие воспитывать уважительное отношение к прошлому, настоящему и
будущему, к национальным традициям.
Комплексный анализ текста – это вид работы, при котором осуществляется
функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются
межпредметные
связи.
Работа
с
текстом
развивает
у
учащихся
языковое
чутье,
способствует
устранению
грамматических,
стилистических
и
речевых
ошибок,
значительно
углубляет
стилистико-семантическое
восприятие
произведений
художественной литературы.
Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также
эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных классах. Анализ текста
- обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца
понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие.
Одной из сложных проблем при комплексном анализе текста является характер
лингвистических заданий. Задача здесь состоит в том, чтобы эти вопросы и задания не
становились самоцелью, а по мере возможности, во-первых, помогали ученикам создать
представление
о
языковых
особенностях
текста,
одновременно
повышая
лингвистическую
грамотность
учеников,
во-вторых,
постоянно
совершенствовали
орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставляли
учеников
задумываться
о
содержании.
Именно
это
способствует
развитию
речи
и
интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении
чисто
лингвистических
явлений.
Другими
словами,
составляя
перечень
языковых
заданий
к
конкретному
тексту
и
формулируя
их,
учитель
должен
помнить
о
мотивированности
самих
заданий,
об
их
логической
последовательности.
При подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе комплексный анализ текста
позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания, но и через
анализ
предложенного
текста
выявить
выразительные
возможности
единиц
языка,
показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста, его
смысла. Ведь в творческой работе учащимся необходимо проявить умение выразить свое
понимание текста.
Комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает
возможность учителю рассматривать вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и
стилистики, обеспечивает системное повторение. Правильно организованная работа по
комплексному
анализу
текста
способствует
более
глубокому
проникновению
в
содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие
способности учащихся.