"План индивидуального сопровождения устройства в семью"
Автор: Кислякова Наталья Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКУ "Центр семейного устройства" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г. Алдан Наименование материала: Методическая разработка Тема: "План индивидуального сопровождения устройства в семью" Раздел: дошкольное образование
«ЦЕНТР СЕМЕЙНОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ,ДЕТЙ,ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ, ОКАЗАВШИХСЯ В ТРУДНОЙ
ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ» МО АЛДАНСКИЙ РАЙОН»
678900, РС(Якутия), Алданский район, г. Алдан, ул. Калинина,2\5
Тел: (41145) 329-52.
Факс: (41145)329-52
E-mail: aldan_detdom@mail. ru
План индивидуального сопровождения устройства в семью
воспитанника старшего дошкольного возраста
группы «Непоседы»
Цель : расширение представлений воспитанника о семье и её истории, семейных
отношениях, семейных ролях, правах и обязанностях членов семьи;
формирование опыта заботы о семье и ее членах; формирование гендерной,
семейной, гражданской принадлежности; формирование знаний, умений и
навыков, необходимых для благоприятной адаптации в кровной или замещающей
семье; расширение представлений ребёнка о его обязанностях.
Задачи:
1.
Закреплять знания о семье;
2.
Подготовить мальчика к восприятию содержания Декларации прав ребёнка;
3.
Формировать представления о различных социальных ролях людей в семье: мама,
папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.;
4.
Обучать правильным способам взаимодействия между людьми, живущими в одной
семье;
5.
Способствовать развитию умений создавать уют, поддерживать чистоту и порядок в
своем доме; учить приемам ухода за комнатными растениями, игрушками;
6.
Закрепить культурно гигиенические навыки следить за чистотой тела, опрятностью
одежды, причёски ежедневно; совершенствовать правила этикета за столом;
7.
Воспитывать
заботливое
отношение
к
малышам,
пожилым
людям,
желание
помогать
им,
ухаживать
за
домашними
животными;
воспитывать
толерантное
отношение к окружающим;
8.
Расширять представления о правилах и нормах поведения дома и в общественных
местах;
9.
Воспитывать скромность, умение с благодарностью относиться к помощи и знакам
внимания;
10. Воспитывать
умение
считаться
с
мнениями
и
интересами
других,
помогать
товарищам, справедливо разрешать споры и конфликты;
11. Способствовать сохранению и укреплению физического и психоэмоционального
здоровья воспитанника.
План-сетка воспитательных мероприятий
Период
Неделя
Форма
проведения, тема
Задачи
Дата,
ответственный,
отметка о
выполнении
Примечание
Блок 1 «Твоя дружная семья»
Июнь
1-я
неделя
1. Хозяйственно-
бытовой труд на
игровой площадке
«Ты учишься
сотрудничать»
Продолжать учить Диму
оказывать посильную
помощь взрослым и
проявлять заботу о них.
Воспитывать умение
справедливо разрешать
споры и конфликты.
С.А. Козлова «Мы
имеем право» стр.76
2.Рисование
«Правила
дружбы»
3. Беседа-
рассуждение «Ты
не обижаешь, тебя
не обижают»
2-я
неделя
Беседа «Твои
близкие люди»
Упражнение
«Пожелаем друг
другу добра»
Закреплять знания Димы о
родственных связях внутри
семьи, умение определять
и называть родственников
в семье. Закреплять и
расширять знания
мальчика о том, как члены
семьи заботятся друг о
друге. Воспитывать
доброту, заботливое
отношение, внимание к
близким.
А.Ш.Шахманова
«Социальное
развитие детей
старшего
дошкольного
возраста в условиях
дефицита общения с
родителями», стр.63
2. Рисование
«Твои
обязанности в
семье»
А.М.Щетинина,
О.И.Иванова
«Полоролевое
развитие детей 5-7
лет», стр. 57
3. Составление
творческого
рассказа «Что ты
хочешь пожелать
своей семье».
Заучивание
стихотворения
Р.Сеф «Доброта»
С.А. Козлова «Мы
имеем право»,
стр.164
3-я
неделя
1. Беседа «Кто
нуждается в
твоей помощи?»
Учить Диму видеть и
адекватно реагировать на
эмоциональные
проявления окружающих;
развивать внимательность,
способность
сочувствовать,
сопереживать другому
человеку и оказывать
посильную помощь
взрослым и проявлять
заботу о них.
2. Тренинг «Учись
понимать чувства
других людей».
Решение
нравственных
задач
А.Ш.Шахманова
«Социальное
развитие детей
старшего
дошкольного
возраста в условиях
дефицита общения с
родителями», стр.59
3. Сюжетно
ролевая игра
«Семья»
4-я
неделя
1. Беседа «Твоя
бабушка»
Продолжать формирование
у мальчика способов
заботливого отношения к
старшим в своей семье;
стараться пробудить у
Димы чувство
сострадания, стремление
помочь больному.
А.М.Щетинина,
О.И.Иванова
«Полоролевое
развитие детей 5-7
лет», стр. 58
2. Чтение рассказа
В. Сухомлинского
«У бабушки
дрожат руки»
Т.П. Гарнышева
«ОБЖ для
дошкольников»
3. Проблемная
ситуация
«Предложи свою
помощь»
Июль
1-я
неделя
1. Беседа «Ты
один дома»
Учить Диму умению
предвидеть опасные
события, по возможности
избегать их, при
необходимости правильно
действовать;
систематизировать правила
безопасного поведения
дома.
Н.В. Коломеец
«Формирование
культуры
безопасного
поведения у детей»,
стр.132
2. Игра: «Раз, два,
три
–
опасность
назови»
Т.П. Гарнышева
«ОБЖ для
дошкольников»,
стр.27
3. Обыгрывание
ситуаций: «Если
чужой стучится в
дверь»
Т.П. Гарнышева
«ОБЖ для
дошкольников»,
стр.27
2-я
неделя
1. Сюжетно-
ролевая игра
«Выходные в
твоей семье»
Закреплять и расширять
представления Димы том,
что такое семья, о
некоторых родственных
отношениях, об
обязанностях членов
семьи; воспитывать в
мальчике уважительное
отношение к старшим,
стремление оказывать им
посильную помощь,
заботливое отношение ко
всем окружающим,
стремление к аккуратности
и порядку.
С.А. Козлова «Мы
имеем право»,
стр.111
2. Обсуждение
проблемных
ситуаций «Как ты
поступишь?»
3. Беседа «Ты
мамин
помощник»
Чтение Я. Сегель
«Как я был
мамой»
3-я
неделя
Знакомство с
пословицами,
поговорками о
семье
Расширять представления
Димы о том, что такое
семья, о некоторых
родственных отношениях,
об обязанностях членов
семьи.
Развивать творческие
способности ребенка.
2. Составление
рассказа «Димины
увлечения»
3. Рисование
«Семейная
фотография»
4-я
неделя
1. Игра-
путешествие: «В
Расширять представления о
труде взрослых, о значении
океане
профессий»
их труда в обществе;
развивать интерес к
различным профессиям.
2. Чтение
стихотворения с
движениями Е.
Алябьевой «Мы –
ребята-мастера».
Изготовление
кукольной мебели
из коробок
Е.А. Алябьева «Дни
этики в детском
саду», стр.38
3. Рисование
«Твоя будущая
профессия»
Т.П. Гарнышева
«ОБЖ для
дошкольников»,
стр.28
Блок 2 «Дима, ты тоже имеешь права»
Август
1-я
неделя
1. Знакомство с
Декларацией прав
ребёнка. «Право
на любовь и
заботу». Беседа
«Как ты
заботишься о
других»
Чтение
стихотворения С.
Погореловского
«Попробуй
волшебником
стать»
Познакомить Диму с его
правом на любовь и заботу.
Формировать
представление о том, что
Дима имеет право расти в
семейном окружении, в
атмосфере счастья, любви
и понимания; помочь
ориентироваться в
родственных связях.
Формировать бережное
отношение к семейным
узам, уверенность в
поддержке родственников.
Закрепить у мальчика
представление о семье как
о людях, которые любят
друг друга и заботятся друг
о друге.
С.А. Козлова «Мы
имеем право»,
стр.131
2. Рассматривание
и обсуждение
серии картинок
«Каждый ребёнок
имеет право…»
3. Доверительная
беседа «Без
семьи»
С.А. Козлова «Мы
имеем право»,
стр.129
2-я
неделя
1. Знакомство с
Декларацией прав
ребёнка. «Право
на отдых».
Дидактическая
игра «Исправь
ошибку»
Формировать у Димы
представление о свободном
времени и его
использовании.
Дать представление
мальчику о том, что для
жизни и здоровья каждого
ребёнка нужны хорошие
условия: дом, одежда,
игрушки, предметы быта.
Развивать умение
рассуждать, высказывать
своё мнение.
С.А. Козлова «Мы
имеем право»,
стр.146
2. Рисование
«Твоё свободное
время»
С.А. Козлова «Мы
имеем право»,
стр.149
3. Чтение и
обсуждение
сказки Ш. Перро
«Золушка» (какое
право было
С.А. Козлова «Мы
имеем право»,
стр.151
нарушено)
3-я
неделя
1. Знакомство с
Декларацией прав
ребёнка. «Право
на собственность»
Уточнить представления
Димы о его праве на
собственность. Объяснить,
что право на собственность
есть не только у него, но и
у взрослых и нарушать его
нельзя.
С.А. Козлова «Мы
имеем право»,
стр.160
2. Просмотр
диафильма
«Лисичка со
скалочкой» (по
русской народной
сказке)
С.А. Козлова «Мы
имеем право»,
стр.161
3. Чтение русской
народной сказки
«Заюшкина
избушка»
С.А. Козлова «Мы
имеем право»,
стр.162
4-я
неделя
1. Знакомство с
Декларацией прав
ребёнка. «Право
на игру и
образование».
Познавательная
беседа «Учиться –
всегда
пригодится»
Познакомить Диму с
правом ребёнка на игру.
Расширять представления
мальчика о важности
периода детства. Помочь
понять, что образование
чрезвычайно важно для
каждого человека и
получать образование
очень полезно и интересно.
Закреплять знания о правах
и обязанностях.
С.А. Козлова «Мы
имеем право»,
стр.144
2. Дидактическая
игра «Послушай
себя»
С.А. Козлова «Мы
имеем право»,
стр.139
3. Беседа
«Игралочка –
чудесная страна».
Дидактическая
игра «Я разный»
С.А. Козлова «Мы
имеем право»,
стр.136
5-я
неделя
1. Беседа «Твои
достижения»
Расширять и
систематизировать
представления Димы о
собственных достижениях;
развивать чувство
уверенности в себе от
осознания своих растущих
способностей;
способствовать
формированию
положительной
самооценки.
А.Ш.Шахманова
«Социальное
развитие детей
старшего
дошкольного
возраста в условиях
дефицита общения с
родителями», стр.34
2. Игра-викторина
«Мал телом, да
велик делом»
3. Рассматривание
и пополнение
портфолио «Диме
есть чем
гордиться!»