Напоминание

Применение нетрадиционных логопедических приемов как средство речевого развития школьников c интеллектуальными нарушениями


Автор: Плетенюк Татьяна Викторовна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: МБОУ "СКШИ VIII вида"
Населённый пункт: г. Чернушка, Пермский край
Наименование материала: Статья
Тема: Применение нетрадиционных логопедических приемов как средство речевого развития школьников c интеллектуальными нарушениями
Раздел: начальное образование





Назад





Применение нетрадиционных логопедических приемов как средство

речевого развития школьников c интеллектуальными нарушениями.
Плетенюк Т.В. учитель-логопед Внедрение СФГОС выдвигает требования к структуре образовательной программы школьного образования в качестве основной цели педагогической работы – индивидуальное развитие каждого ребенка. В ФГОС так же учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья. И одним из направлений образовательной программы является создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Обучающиеся с умственной отсталостью испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, у них отмечается низкий уровень сформированности словаря, грамматического строя и связной речи, им с трудом даются процессы чтения и письма из– за ряда особенностей формирования речи. Необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. Учитывая особенности развития детей с умственной отсталостью, в своей коррекционно-логопедической работе я стараюсь находить новые методы активного обучения, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, что стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения. В комплексном преодолении системного недоразвития речи наряду с традиционными методами и приемами используются и нетрадиционные логопедические методы и упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений. В работе используются методические разработки Коноваленко С.В. «Нетрадиционные приемы и методы коррекционной логопедической работы», Крупенчук О.И. и других авторов. В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаются и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Су-джок акупунктура (су-кисть, джок – стопа). Первой ступенью су-джок терапии может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь себе. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это «дистанционное управление», созданное для того, чтобы человек мог поддержать себя в состоянии здоровья с помощью воздействия на определенные точки. Что позволяет, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су-джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колей («ёжиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка. Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями. Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках су-джок)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. 'Шла большая черепаха И кусала всех от страха, (дети катают су-джок между ладоней) Кусь, кусь, кусь, кусь, (су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку.) Никого я не боюсь' (дети катают су-джок между ладоней) Пальчиковая игра «Ёжик» Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. Ёжик, ёжик, хитрый ёж, на клубочек ты похож. (дети катают су-джок между ладонями) На спине иголки (массажные движения большого пальца) очень-очень колкие. (массажные движения указательного пальца) Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца) нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца) А колючки тоже (массажные движения мизинца) на ежа похожи. (дети катают су-джок между ладонями) Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик» Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой. - Мальчик-пальчик, Где ты был? (надеваем кольцо су-джок на большой палец) - С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо су-джок на указательный палец) С этим братцем щи варил, ((надеваем кольцо су-джок на средний палец) С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо су-джок на безымянный палец) С этим братцем песни пел. (надеваем кольцо су-джок на указательный палец) Таким образом, одновременное использование в рамках одного занятия нескольких нетрадиционных методов терапии, здоровьесберегающих, информационных технологий значительно повышает эффективность коррекционно-логопедической работы. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями. Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.


В раздел образования