Применение нетрадиционных логопедических приемов как средство речевого развития школьников c интеллектуальными нарушениями
Автор: Плетенюк Татьяна Викторовна Должность: учитель логопед Учебное заведение: МБОУ "СКШИ VIII вида" Населённый пункт: г. Чернушка, Пермский край Наименование материала: Статья Тема: Применение нетрадиционных логопедических приемов как средство речевого развития школьников c интеллектуальными нарушениями Раздел: начальное образование
Применение нетрадиционных логопедических приемов как средство
речевого развития школьников c интеллектуальными нарушениями.
Плетенюк Т.В.
учитель-логопед
Внедрение СФГОС выдвигает требования к структуре образовательной программы
школьного
образования
в
качестве
основной
цели
педагогической
работы
–
индивидуальное
развитие
каждого
ребенка.
В
ФГОС
так
же
учитываются
индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе и с ограниченными
возможностями здоровья. И одним из направлений образовательной программы является
создание
развивающей
образовательной
среды,
которая
представляет
собой
систему
условий социализации и индивидуализации детей.
Обучающиеся с умственной отсталостью испытывают трудности в звукопроизношении,
не различают звуки на слух, у них отмечается низкий уровень сформированности словаря,
грамматического строя и связной речи, им с трудом даются процессы чтения и письма из–
за ряда особенностей формирования речи. Необходимо максимально использовать все
известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные
методы обучения.
Учитывая особенности развития детей с умственной отсталостью, в своей
коррекционно-логопедической
работе
я
стараюсь
находить
новые
методы
активного
обучения, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, что стимулирует к
разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения.
В комплексном преодолении системного недоразвития речи наряду с традиционными
методами
и
приемами
используются
и
нетрадиционные
логопедические
методы
и
упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого
дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движений. В работе
используются методические разработки Коноваленко С.В. «Нетрадиционные приемы и
методы коррекционной логопедической работы», Крупенчук О.И. и других авторов. В
дополнение
к
общепринятым
артикуляционным
и
пальчиковым
упражнениям
предлагаются
и
нетрадиционные
упражнения,
которые
носят
игровой
характер
и
вызывают положительные эмоции у детей.
Су-джок акупунктура (су-кисть, джок – стопа). Первой ступенью су-джок терапии
может легко овладеть каждый человек и, не обращаясь к врачу и медикаментам, помочь
себе. Системы соответствия всех органов тела на кистях и стопах – это «дистанционное
управление»,
созданное
для
того,
чтобы
человек
мог
поддержать
себя
в
состоянии
здоровья с помощью воздействия на определенные точки. Что позволяет, опосредованно
стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Су-джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший
метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колей («ёжиков»)
удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.
Исследования
невропатологов,
психиатров
и
физиологов
показали,
что
морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного
мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук.
Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием в
логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.
Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от
их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания
ребенок
исподволь
постепенно
овладевает
необходимыми
речевыми
навыками
и
умениями.
Пальчиковая игра «Черепаха» (у детей в руках су-джок)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
'Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
(дети катают су-джок между ладоней)
Кусь, кусь, кусь, кусь,
(су-джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой».
Надавливают ритмично на су-джок, перекладывая из руки в руку.)
Никого я не боюсь'
(дети катают су-джок между ладоней)
Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают су-джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи.
(дети катают су-джок между ладонями)
Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(надеваем кольцо су-джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил,
(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)
С этим братцем щи варил,
((надеваем кольцо су-джок на средний палец)
С этим братцем кашу ел,
(надеваем кольцо су-джок на безымянный палец)
С этим братцем песни пел.
(надеваем кольцо су-джок на указательный палец)
Таким образом, одновременное использование в рамках одного занятия нескольких
нетрадиционных методов терапии, здоровьесберегающих, информационных технологий
значительно повышает эффективность коррекционно-логопедической работы. В процессе
такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми
навыками и умениями. Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда
мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка
таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.