Использование здоровьесберегающих технологий на НОД в средней группе
Автор: Кудинова Александра Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ д/с №35 Населённый пункт: Станица Черноерковская Славянского района Краснодарского края Наименование материала: Доклад из опыта работы Тема: Использование здоровьесберегающих технологий на НОД в средней группе Раздел: дошкольное образование
Муниципальное
автономное
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
№
35
ст
.
Черноерковской
муниципального
образования
Славянский
район
Доклад
Тема
: «
Использование
здоровьесберегающих
технологий
на
НОД
в
средней
группе
»
(
из
опыта
работы
)
Подготовила
:
воспитатель
МАДОУ
д
\
с
№
35
ст
.
Черноерковской
А
.
А
.
Кудинова
17.11.2015
Г
.
«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний вера в свои
силы».
В. А. Сухомлинский.
Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности
нашего дошкольного учреждения. Ведь здоровье человека – проблема
достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она
становится первостепенной.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности,
направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их
комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие
технологии».
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая
взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,
направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и
развития.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий:
- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья;
- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На НОД я использую такие здоровьесберегающие технологии как:
Пальчиковая гимнастика
Дыхательная гимнастика
Сомомассаж
Артикуляционная гимнастика
Гимнастика для глаз
Физминутка
Релаксация
Пальчиковая гимнастика
Использование в содержании НОД пальчиковой гимнастики
обусловлено недостаточным развитием мелких групп мышц у дошкольников.
Я провожу пальчиковую гимнастику в рифмованной стихотворной
форме. Дети с удовольствием запоминают и воспроизводят тексты
гимнастики, развивая при этом не только речь, но и другие психические
процессы (память, мышление, воображение).В результате кисти рук детей
приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность
движений. Функции руки оказывают большое стимулирующее влияние на
деятельность детского мозга, психику дошкольников. Поэтому, выполняя
пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития
мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на
развитие речи, но и подготавливает руку ребенка к его дальнейшему
обучению в школе.
Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать»
Дыхательная гимнастика
Я считаю что, упражнения на развитие дыхания играют важную роль в
системе оздоровления дошкольников. Если у ребенка ослабленное дыхание,
то оно не дает ему полностью проговаривать фразы, правильно строить
предложения.
Основные задачи дыхательных упражнений на НОД:
Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный
выдох).
Тренировать силу вдоха и выдоха.
Развивать продолжительный вдох.
При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями,
затем предлагаю детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя
действия каждого ребенка.
Дыхательное упражнение «Коктейль».
Дыхательная гимнастика «Дует ветер».
Самомассаж
Самомассаж рук с использованием игрушечных грабелек.
Самомассаж полезен не только больному, но и здоровому человеку.
Массируя определенные точки тела, мы бессознательно посылаем
положительные сигналы сердцу, легким, печени, почкам, желудку, другим
органам. Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи,
улучшает циркуляцию крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы
организма, тонизирует центральную нервную систему. Кроме того,
поднимает настроение и улучшает самочувствие детей.
Точечный массаж «Поиграем с ушками»
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием
голоса. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и
продолжаться не более 3-х минут. Упражнения выполняем с детьми сидя, так
как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, ноги и
руки находятся в спокойном положении. Дети должны хорошо видеть лицо
взрослого. В процессе выполнения артикуляционных упражнений я слежу за
точностью выполнения детьми движений, темпом выполнения,
симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица, за
сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.
В результате этой работы повысились показатели уровня развития речи детей,
улучшилась память, внимание. Артикуляционная гимнастика направлена на
выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции,
подготовку к правильному произнесению фонем, способствует
тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве.
Гимнастика для глаз с использованием самодельных тренажеров
«Божья коровка».
Упражнения для глаз необходимы для того, чтобы сохранить зрение
малышам. Ведь 90% информации поступает как раз через глаза. Они
работают на протяжении всего времени бодрствования ребенка, испытывая
подчас колоссальную нагрузку. Упражнения для глаз, которые я делаю с
малышами, достаточно просты. Необходимо с ними поморгать, попросить
зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Также детям
интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то
отдаляется от него. Такие упражнения на НОД я использую постоянно.
Физкультминутка.
С целью предупреждения утомления на НОД, связанных с длительным
сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и
поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне,
провожу физкультминутки. Они повышают общий тонус, моторику,
способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают
внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и
снимают психоэмоциональное напряжение. Физкультминутки провожу во
время НОД по развитию речи, ФЭМП, аппликации и т.д. Длительность
составляет 3-5 минут.
Физкультминутка «Осенние листья»
Релаксация
Особую роль я отвожу отдыху и расслаблению воспитанников. Для этих
целей детям включаю звуки природы или спокойную классическую музыку.
Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и
эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь
восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть
через край.
Игровой подход в работе с детьми позволяет ненавязчиво формировать у
них осознанное отношение к своему здоровью без лишних наставлений,
длительных и утомительных тренировок. Таким образом, каждая из
рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а
используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге
помогает сформировать у детей стойкую мотивацию на здоровый образ
жизни.
Путь к здоровью дошкольника - это ежедневный и порою незаметный
труд воспитателя. Я хочу, чтобы каждый мой воспитанник мог сказать:
«Здоровье - это радость».
Победы даются нелегко, но впереди еще не один год работы в данном
направлении.