Напоминание

Использование кинетического песка на логопедических занятиях.


Автор: Жохова Наталия Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ д.с. №140
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: Использование кинетического песка на логопедических занятиях.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Применение технологии синквейн для развития связной речи

дошкольников с ТНР.

Подготовили:

Головина Татьяна Сергеевна учитель-логопед д/с № 140

Жохова Наталья Николаевна учитель-логопед д/с № 140

Фещенко Анна Павловна учитель-логопед д/с № 140
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с тяжелыми нарушениями речи. Практика нашей коррекционно - развивающей работы показала, что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ТНР можно использовать метод наглядного моделирования. Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования полученной информации. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. * первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею; * вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль; * третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы; * четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме; * пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому человеку. Но это сложная и плодотворная работа, как для педагога, так и для ребенка. Коллеги, применяющие данный приём на своих занятиях, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» занятия. Конечно же, умение сочинить синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной, планомерной работы. Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В младшем дошкольном возрасте!
Учитывая, что ведущая деятельность у младших дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Коллектив учителей-логопедов МДОУ № 140 разработал систему коррекционно-развивающей поддержки детей с тяжелыми нарушениями речи. Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь младших дошкольников. Дети знакомятся с понятиями: «Слово, обозначающее предмет», «Слово, обозначающее действие предмета», « Слово, обозначающее признак предмета», Закрепив данные понятия и символы, мы подготавливаем основу для последующей работы по развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определением, «слово, обозначающее действие предмета»- действием предмета. Дети учатся использовать предметы, картинки и схемы, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета. Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе создаются картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др. в виде картинного материала.
Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме рисунков и/ или коллажей, которые помогают научиться составлять рассказ/пересказ с опорой на схему. Синквейн в старшем и подготовительном возрасте может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений. В системе поддержки детей с ТНР Могут быть использованы такие
варианты работы
как: - составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); Заяц Белый пушистый Прячется боится убегает Я жалею зайца. Дикое животное
- коррекция и совершенствование готового синквейна; - анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить); - Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы. Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После проведения консультаций, обучающих семинаров, семинаров-практикумов родителям вместе с детьми предлагается создать коллаж на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов. Применяя вышеперечисленные варианты работы можно составить картотеку синквейнов. Использовать её могут как специалисты, так и Быстрая мощная Едет обгоняет тормозит Я люблю кататься по городу. Транспорт Зима Вьюжная холодная Наступила заморозила замела Мы катаемся на лыжах и санках. Мороз
воспитатели детского сада. С помощью такой картотеки можно закреплять изученные темы, повторять прошедший материал, отрабатывать лексико - грамматические навыки, совершенствовать связную речь. Таким образом, основной задачей синквейна является умение мыслить максимально ёмко, кратко и понятно выражать свои мысли, что является актуальным на данном этапе развития современного общества.


В раздел образования