Использование кинетического песка на логопедических занятиях.
Автор: Жохова Наталия Николаевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МДОУ д.с. №140 Населённый пункт: г. Ярославль Наименование материала: статья Тема: Использование кинетического песка на логопедических занятиях. Раздел: дошкольное образование
Фещенко Анна Павловна учитель-логопед д/с № 140
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе
обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что
количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно
растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной
неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Особую
группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с тяжелыми
нарушениями речи.
Практика нашей коррекционно - развивающей работы показала, что в
качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с
ТНР можно использовать метод наглядного моделирования. Сочинение
синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования
полученной информации.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк»,
пятистрочная строфа стихотворения.
* первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее
главную идею;
* вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную
мысль;
* третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках
темы;
* четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к
теме;
* пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший,
многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь
оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в
нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому
человеку. Но это сложная и плодотворная работа, как для педагога, так и
для ребенка. Коллеги, применяющие данный приём на своих занятиях,
согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся
«изюминкой» занятия. Конечно же, умение сочинить синквейн требует от
ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной,
планомерной работы.
Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В младшем
дошкольном возрасте!
Учитывая, что ведущая деятельность у младших дошкольников — игровая,
организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление
дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра.
Коллектив учителей-логопедов МДОУ № 140 разработал систему
коррекционно-развивающей поддержки детей с тяжелыми нарушениями
речи.
Синквейн можно составлять как на индивидуальных, групповых
занятиях, так и на занятиях с одной группой или в двух подгруппах
одновременно.
На первом этапе работы при обучении составления синквейна
уточняется, расширяется и совершенствуется словарь младших
дошкольников. Дети знакомятся с понятиями:
«Слово, обозначающее предмет»,
«Слово, обозначающее действие предмета»,
« Слово, обозначающее признак
предмета»,
Закрепив данные понятия и символы, мы подготавливаем основу для
последующей работы по развитию лексико-грамматического строя речи,
связной речи.
Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем
материал для распространения предложения определением, «слово,
обозначающее действие предмета»- действием предмета. Дети учатся
использовать предметы, картинки и схемы, учатся правильно задавать
вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки
предмета.
Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению
синквейна с использования дидактические игр и упражнений. В группе
создаются картотеки дидактических игр: «Подбери определения», «Узнай
предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови
часть целого» и др. в виде картинного материала.
Свои работы (синквейны) дети оформляют как в форме рисунков и/
или коллажей, которые помогают научиться составлять рассказ/пересказ с
опорой на схему.
Синквейн в старшем и подготовительном возрасте может
использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой
или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут
создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных
сочинений.
В системе поддержки детей с ТНР Могут быть использованы такие
варианты работы как:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием
слов и фраз, входящих в состав синквейна);
Заяц
Белый пушистый
Прячется боится убегает
Я жалею зайца.
Дикое животное
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части
(например, дан синквейн без указания темы — без первой строки,
необходимо на основе существующих, ее определить);
- Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической
темы.
Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями. После
проведения консультаций, обучающих семинаров, семинаров-практикумов
родителям вместе с детьми предлагается создать коллаж на тему недели,
что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании.
Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы,
служат темами синквейнов.
Применяя вышеперечисленные варианты работы можно составить
картотеку синквейнов. Использовать её могут как специалисты, так и
Быстрая мощная
Едет обгоняет тормозит
Я люблю кататься по городу.
Транспорт
Зима
Вьюжная холодная
Наступила заморозила замела
Мы катаемся на лыжах и санках.
Мороз
воспитатели детского сада. С помощью такой картотеки можно закреплять
изученные темы, повторять прошедший материал, отрабатывать лексико -
грамматические навыки, совершенствовать связную речь.
Таким образом, основной задачей синквейна является умение мыслить
максимально ёмко, кратко и понятно выражать свои мысли, что является
актуальным на данном этапе развития современного общества.