Предупреждение нарушений адаптации и личностного развития дошкольников
Автор: Щербинина Оксана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Снегурочка" Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: Предупреждение нарушений адаптации и личностного развития дошкольников Раздел: дошкольное образование
Предупреждение нарушений адаптации и личностного развития
дошкольников
Изменение системы социальных отношений сопряжено со значительными
трудностями приспособления к ним. Живя в семье, ребенок привыкает к
определенным условиям. Однако при поступлении в детский сад многие
обстоятельства его жизни резко меняются: режим дня, характер питания,
температура помещения, воспитательные приемы, особенности общения и
т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, так
как оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения. К
этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой распорядка
дня.
Жизненный
опыт
позволяет
дошкольнику
включиться
в
новые
социальные
отношения,
совместную
деятельность,
адаптироваться
к
изменившимся
условиям,
однако
может
привести
и
к
негативным
последствиям,
связанным
с
ростом
тревожности,
невротизацией
и
возникновением различных отклонений в их эмоциональном состоянии и
личностном развитии. Поэтому основной целью профилактики негативных
тенденций
в
процессе
адаптации
ребенка
к
детскому
саду
является
предупреждение
и
устранение
проявлений
п с и хол о г и ч е с ко го
неблагополучия.
Одни и те же симптомы дезадаптации могут быть обусловлены разными
причинами. Недостатки в познавательной сфере детей, выявляемые в ходе
диагностики, могут быть связаны как с интеллектуальным дефектом, так и с
индивидуа льно-психологиче ски-
ми
о собенно стями
р е б е н к а
(импульсивностью,
ригидностью
и
т.д.)
и
его
личностными
качествами
(высокой
тревожностью,
неуверенностью
в
себе,
завышенными
притязаниями). В то же время высокие уровень интеллектуального развития
и творческий потенциал сами по себе не обеспечивают успешной адаптации
ребенка
к
новым
для
него
условиям
общественного
воспитания.
Как
показывает практика, одаренные дошкольники часто попадают в категорию
«трудных»,
«проблемных»
детей,
нуждающихся
в
с п ециально
организованном адаптационном периоде. В то же время большинство детей
вне зависимости от уровня их интеллектуального развития или личностных
особенностей сталкиваются со сходными проблемами при поступлении в
детский сад. Поэтому профилактика нарушений психологической адаптации
дошкольников к детскому саду должна носить комплексный характер и стро-
иться на знании психологических особенностей ребенка, закономерностей
развития его личности, характера семейного воспитания. С учетом этих
условий
можно
создать
индивидуальные
программы
адаптации,
а
также
системы
предупреждения
и
коррекции
нарушений
в
развитии
личности
дошкольников.
Основными з а д а ч а м и
п с и х о л о г и ч е с к о г о
с о п р ов о ж д е н и я
развития ребенка в детском саду являются:
- сохранение психического здоровья;
- предупреждение и устранение нарушений развития личности.
Для
решения
этих
задач
используются
следующие н а п р а в л ен и я
п с и х о л о г и ч е с к о й
р а б о т ы :
психогигиена,
психопрофилактика,
психокоррекция,
психореабилитация,
психологическое
просвещение
и
психологическое
консультирование. Психогигиена обеспечивает сохранение
и укрепление психического здоровья субъектов образовательного процесса.
Психопрофилактика
предполагает
оказание
помощи
по
предотвращению
возникновения отклонений в нервно-психическом и личностном развитии
детей. Психокоррекция рассматривается как совокупность психологических
средств и методов по созданию оптимальных условий для полноценного и
своевременного
психического
развития
ребенка. Психореабилитация
представляет
собой
комплекс
мероприятий
по
восстановлению
и
компенсации
нарушений
психических
функций
дошкольника,
его
личностного
и
социального
статуса. Психологическое
просвещение
используется для предупреждения отклонений в развитии и поведении детей
посредством информирования родителей и воспитателей. Психологическое
консультирование
служит
для
оказания
психологической
помощи
рекомендательного характера детям и взрослым (педагогам, родителям) [21].
В
целях
сохранения
и
укрепления
психологического
здоровья
детей,
поступивших
в
дошкольное
учреждение,
применяется
комплекс
мер
психогигиенического
и
психопрофилактического
характера.
Педагог-
п с и х о л о г
я в л я е т с я
ц е н т р а л ь н о й
ф и г у р о й
в
о с уществлении
психопрофилактики нарушений психологической адаптации дошкольников к
детскому саду, однако для эффективного решения возникающих проблем
необходима
совместная
деятельность
всех
специалистов,
работающих
с
детьми (воспитателей, социальных педагогов, логопедов), представителей
администрации,
а
также
родителей.
Продуктивность
применения
психо-
профилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых в период
адаптации
ребенка
к
детскому
саду.
Поскольку
причины
и
факторы
возникновения
трудностей
привыкания
дошкольников
к
условиям
общественного
воспитания
носят
индивидуальный
характер,
степень
включенности
и
активности
специалистов
будет
различной
в
каждом
конкретном случае.
Психопрофилактика
в
системе
психологического
сопровождения
адаптации направлена на создание оптимальных для поддержания здоровья
ребенка условий окружающей среды, минимизацию негативных факторов
(социальных и внутриличностных) и укрепление индивидуального стиля
жизни.
При
этом
существует
несколько
подходов
к
применению
психопрофилактики.
С
точки
зрения
медицинской
психологии
основной
целью психопрофилактики является предупреждение возникновения у детей
психических
заболеваний.
В
рамках
психологии
и
коррекции
отклоня-
ющегося поведения детей психопрофилактика трактуется как система мер по
предупреждению
нарушений
поведения
дошкольников.
В
некоторых
педагогических источниках психопрофилактика рассматривается как одно из
направлений психологического обеспечения процесса обучения.
Деятельность
психолога
по
предупреждению
отклонений
в
развитии
личности
и
адаптации
к
детскому
саду
должна
строиться
на о б щ и х
п р и н ц и п а х
п с и х о г и г и е н ы
и
п с и х о п р о ф ил а к т и к и , прежде
всего
на
принципах
раннего
вмешательства,
компетентности
и
приоритетности
психопрофилактики
для
детей
с
минимальными
нарушениями. Принцип
раннего
вмешательства в
контексте
проблемы
психологической
адаптации
предполагает
применение
специального
комплекса
мероприятий
по
укреплению
адаптационного
потенциала
и
сохранению творческой активности ребенка с первых дней его пребывания в
дошкольном
учреждении. Принцип
приоритетности
психопрофилактики
для детей с минимальными нарушениями реализуется через специальные
индивидуальные
программы
оптимизации
вхождения
дошкольников
в
образовательную
среду
с
учетом
их
возрастных
и
индивидуально-
психологических особенностей, семейной ситуации и типа взаимодействия с
педагогом. В данном случае своевременная и адекватная помощь психолога
снижает вероятность возникновения дезадаптации у детей «группы риска»
по соматическому и нервно-психическому здоровью, а также у дошколь-
ников
с
отклонениями
в
развитии
личности. Принцип
компетентности
предполагает
участие
в
психопрофилактической
работе
специалистов
с
необходимым
уровнем
психологического
образования
и
квалификации,
владеющих
специальными
методами
и
средствами
работы
не
только
с
детьми,
но
и
с
родителями,
поскольку
психологическое
сопровождение
адаптации дошкольников к детскому саду невозможно без взаимодействия с
членами семьи.
В первые дни пребывания ребенка в детском саду педагог- психолог
должен быть максимально активен, помогать детям успешно адаптироваться
к новым условиям, а воспитателю — находить индивидуальный подход к
каждому
ребенку.
При
этом
главной
задачей
психологиче ского
сопровождения
на
данном
этапе
становится
создание
и
поддержание
оптимальных условий для успешного приспособления дошкольника к новым
требованиям.
Психопрофилактическая
работа
с
детьми
должна
строиться
с
учетом
определенных требований, среди которых:
-
создание
целостного
подхода
к
анализу
развития
ребенка
в
условиях образовательного учреждения определенного типа;
-
своевременное
предупреждение
возможных
трудностей
в
раз-
витии,
обусловленных
индивидуально-психологическими
особен-
ностями ребенка;
-
обеспечение контроля за психолого-педагогическими условиями,
способствующими
сохранению
психологического
благополучия
дошкольника;
-
предупреждение возможных нарушений у детей при их переходе
на следующую стадию развития;
-
создание
благоприятного
психологического
климата
в
обра-
зовательном учреждении;
-
оптимизация
взаимоотношений
субъектов
образовательного
пространства [47].
Эффективность психопрофилактики зависит от ряда условий, к которым
относятся:
-
учет
возрастных
и
индивидуально-психологических
особен-
ностей детей;
-
построение целостной картины психического развития ребенка;
-
комплексный
характер
психопрофилактических
воздействий
(учет различных параметров и факторов психологической адаптации
детей
к
дошкольному
учреждению,
направленность
на
различные
стороны развития ребенка);
-
личностно
ориентированная
форма
общения
педагога
с
вос-
питанниками,
обеспечивающая
психологическую
защищенность
ребенка и его всестороннее развитие;
-
рациональная организация педагогического процесса, основанная
на
преемственности
содержания,
форм,
методов
и
требований
к
ребенку и способствующая сохранению и укреплению его здоровья;
-
взаимодействие
всех
специалистов,
работающих
с
детьми
(представителей администрации, воспитателей, социальных педагогов,
психологов), при разной степени их включенности и активности в
соответствии с требованиями конкретной ситуации;
-
установление контакта специалистов дошкольного учреждения с
родителями и психологическое сопровождение семьи.
В процессе решения задач предупреждения нежелательных тенденций в
развитии
личности
и
психологической
адаптации
детей
к
дошкольному
учреждению психолог осуществляет:
- профилактическую работу с ребенком;
- совместную работу с педагогическим коллективом;
- взаимодействие с родителями.
Поступление
ребенка
в
детский
сад
связано
с
повышением
уровня
эмоционального
и
физического
напряжения,
быстро
наступающим
утомлением,
снижением
работоспособности
и
другими
временными
симптомами
неблагополучия,
которые
исчезают
к
концу
адаптационного
периода.
Вместе
с
тем
в
последнее
время
увеличивается
количество
ослабленных детей, имеющих те или иные нарушения соматического и (или)
психологического здоровья. Поэтому психопрофилактические мероприятия,
способствующие предупреждению психологического неблагополучия детей
в
дошкольном
учреждении,
должны
носить
систематический
характер
и
осуществляться по следующим направлениям:
1)релаксационная деятельность;
2)регуляционная деятельности;
3)идентификационная деятельность.
Новая социальная ситуация предъявляет ребенку незнакомые требования,
выполнение которых связано с концентрацией внимания и ограничением
двигательной
активности.
Кроме
того,
овладение
нормами
и
правилами
взаимодействия
в
коллективе
требует
от
дошкольника
значительного
напряжения
интеллектуальн ы х
и
ф и з и ч е с к и х
с и л .
Д л я
с н я т и я
эмоционального
и
мышечного
напряжения,
возникающего
в
период
адаптации
к
детскому
саду,
применяется
комплекс
расслабляющих
упражнений,
например
на
основе
системы
М.
И.
Чистяковой
«Психогимнастика».
Данные
упражнения
ориентированы
на
детей
дошкольного
возраста
и
включают
обучение
элементам
техники
выразительных движений (1-я фаза занятия), использование выразительных
движений в развитии эмоциональной сферы (2-я и 3-я фазы занятия) и
формирование навыков саморасслабления (4-я фаза занятия).
На
занятиях
по
психогимнастике
дети
обучаются
азбуке
выражения
эмоций — выразительным движениям. В этом психогимнастика сближается
с группой методик, использующих язык тела в психотерапии нарушений
общения у детей и подростков. Основными задачами данных упражнений
являются:
- преодоление барьеров в общении;
- развитие понимания себя и других;
- снятие психического напряжения;
- создание возможностей для самовыражения.
В ходе выполнения релаксационных упражнений детей учат произвольно
напрягать
и
расслаблять
мышцы
тела
для
достижения
состояния
психофизического покоя и повышения эмоционального тонуса. Комплексы
расслабляющих
упражнений
с
фиксацией
на
дыхании
могут
быть
использованы в качестве подготовки к дневному сну, а упражнения без
фиксации на дыхании целесообразно применять как расслабляющие при
однообразной деятельности либо для разделения занятий с высокой познава-
тельной и двигательной нагрузкой.
Следующим
направлением
психопрофилактической
работы
является
организация регуляционной деятельности детей с целью предупреждения
нарушений поведения и оптимизации двигательной нагрузки в течение дня.
Для развития произвольной регуляции используются серии подвижных игр,
направленных на овладение своим поведением (игры с правилами).
Выполнение
единых
правил
всеми
участниками
игры
способствует
активизации произвольной регуляции у детей и облегчает процесс принятия
новых
требований.
В
процессе
игрового
взаимодействия
педагог
учит
дошкольников адекватно воспринимать правило и реагировать на замечания
взрослого или сверстников по поводу его выполнения.
Идентификационная
деятельность
детей
направлена
на
повышение
их
социальной и личностной компетентности. Основными средствами работы в
рамках данного направления психопрофилактических воздействий являются
имитационные игры и выразительные этюды, а также экспериментальные
ситуации, моделирующие те или иные обстоятельства жизни ребенка, его
взаимодействия
с
окружающими.
Имитационные
игры
предусматривают
разную степень активности участников: одни дети — «актеры», другие —
«публика». Содержанием выразительных этюдов, игр и смоделированных
ситуаций
могут
быть
типичные
трудности
адаптационного
периода
(незнание правил поведения, конфликты, выполнение требований взрослого
и т.д.), которые обсуждаются в конце занятия.
Психопрофилактические мероприятия должны проводиться ежедневно в
течение всего периода адаптации дошкольников к детскому саду и сочетать
различные
формы
и
виды
воздействия
в
зависимости
от
возраста
и
индивидуальных
особенностей
привыкания
детей
к
новым
условиям.
Систематическая
и
целенаправленная
психопрофилактическая
работа
в
рамках
дошкольного
учреждения
позволяет
предупредить
возможные
нарушения адаптации, обеспечивая полноценное и своевременное развитие
каждого ребенка в условиях общественного воспитания.
Успешность психологической адаптации детей к дошкольному учреждению
во многом зависит от отношения воспитателя, его педагогической позиции и
профе ссиональных
возможно стей.
Поэтому
важным
условием
предупреждения нарушений адаптации и развития личности детей в этот
период является сотрудничество педагогического персонала и специалистов
психологической службы при четком различении их функциональных обязан-
ностей
и
приоритетов.
Основными
принципами
совместной
работы
психолога с педагогическим персоналом дошкольного учреждения в целях
профилактики
трудностей
адаптации
дошкольников
к
детскому
саду
является:
–
-взаимодополняемость
позиций
педагога
и
психолога
в
решении
проблем адаптации ребенка к новым условиям, их сотрудничество на
всех этапах работы;
–
-формирование целостного взгляда на развитие личности ребенка в
образовательной среде;
– соответствие
профессиональных
целей
и
ценностей,
выходящих
за
рамки специализации сотрудников дошкольного учреждения;
–совместное
проектирование
развивающей
среды,
предоставляющей
благоприятные условия для успешной адаптации каждого ребенка к
детскому саду;
–организация
конструктивного
взаимодействия
всех
специалистов,
работающих с детьми.
Психолог
дошкольного
учреждения
помогает
воспитателям
в
оценке
эмоционального
состояния
детей
в
группе,
изучении
процесса
их
коммуникации
со
взрослыми
и
сверстниками,
создании
необходимых
условий для успешной адаптации детей к новой ситуации. Кроме того, он
оказывает
методическую
помощь
педагогам
в
подготовке
и
реализации
индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка.
О с н о в н ы м и
з а д а ч а м и
р а б о т ы
п е д а г о г а в период адаптации
детей к дошкольному учреждению являются:
-
создание атмосферы доброжелательности и принятия, на основе
которой выстраивается и реализуется конструктивное сотрудничество
ребенка
с
педагогом
и
сверстниками
в
процессе
привыкания
дошкольников к детскому саду;
-
обеспечение
вхождения
в
коллектив
детей
с
разными
инди-
видуальными и личностными особенностями;
-
создание
условий
для
интеллектуального
развития
детей,
на-
блюдательности и практических действий, расширение кругозора;
-
создание
условий
для
формирования
навыков
общения,
по-
вышение коммуникативной и социальной компетентности детей;
-
развитие
психофизиологических
функций,
необходимых
для
продуктивного
обучения
(зрительно-моторной
и
слухо-моторной
координаций, сенсорных анализаторов, речевого аппарата, мышц руки,
ориентации
в
пространстве
и
во
времени,
восприятия
и
вос -
произведения ритма и т.д.);
-
отслеживание динамики овладения детьми знаниями, умениями и
навыками.
При реализации данных задач педагогу необходимо создавать ситуации
успеха
для
всех
детей
вне
зависимости
от
уровня
их
адаптации
к
дошкольному учреждению. Это предполагает знание их индивидуальных
особенностей
и
возможностей,
выявляемых
как
в
самом
процессе
жизнедеятельности, так и при помощи специальных психодиагностических
процедур, входящих в компетенцию психолога. Помимо этого воспитатель
применяет разработанные психологом рекомендации по предупреждению
трудностей адаптации дошкольников.
Одной
из
важнейших
функций
дошкольного
учреждения
явля ется
приобщение ребенка к социальному миру. Процесс вхождения дошкольников
в социум предполагает получение определенной информации о различных
сторонах жизни людей, присвоение норм и ценностей мира взрослых и
выработку собственного отношения к ним. При этом знания об окружающей
действительности ребенок получает не только от близких взрослых.
Все средства познания окружающей действительности можно разделить на
три
группы
в
зависимости
от
степени
влияния
взрослого
на
источник
информации и ее восприятие детьми:
1)
источники,
получение
информации
из
которых
полностью
контролируется и управляется взрослыми (сам взрослый грамотно и
достоверно передает детям информацию о мире);
2)
источники,
поддающиеся
частичному
управлению
со
стороны
взрослых
(художественная
литература,
изобразительное
искусство,
музыка и др.). Отбор средств в данном случае производится с позиции
их педагогической целесообразности;
3)
источники, которыми взрослый управлять практически не может
(случайная информация, которую ребенок может получить в процессе
общения
со
сверстниками,
старшими
детьми,
из
собственных
наблюдений).
Задача
педагога
состоит
в
том,
чтобы
большую
часть
достоверной
информации дети получали из первых двух источников. Кроме того, он
должен
при
необходимости
своевременно
корректировать
информацию,
получаемую из источников третьей группы.
Эффективность
процесса
приобщения
детей
к
социальной
дей-
ствительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется
педагог.
Важнейшим
средством
воздействия
на
ребенка
является
сама
социальная действительность, которая содержит все, что необходимо для
формирования конкретных детских представлений и воспитания чувств. При
этом педагог должен показать детям социальный мир изнутри и помочь им
накопить
социальный
опыт,
определить
свое
место
в
мире.
Степень
воздействия социальной действительности на ребенка определяется тем, на-
сколько
объекты,
факты,
события,
с
которыми
он
встречается,
поняты,
доступны и личностно значимы для него. Поэтому важные педагогические
задачи — анализ и отбор того содержания социального окружения, которое
имеет
развивающийся
потенциал
и
может
стать
средством
приобщения
дошкольника к социуму.
Для
обеспечения
благоприятных
условий
адаптации
дошкольников
к
детскому саду важную роль играет конструктивное взаимодействие всех
взрослых,
принимающих
участие
в
их
воспитании
и
обучении.
Эффективность психолого-педагогических воздействий во многом зависит от
того, готовы ли родители сотрудничать с дошкольным учреждением в целях
сохранения
и
укрепления
психологического
благополучия
ребенка.
При
поступлении дошкольника в детский сад необходимо определить взаимные
обязательства специалистов и родителей, уточнить правила и требования,
предъявляемые
к
ребенку
в
детском
саду
и
семье,
а
также
заручиться
поддержкой
родителей
на
случай
возникновения
сложных
ситуаций,
связанных с привыканием ребенка к новым условиям.
Совместное
влияние
образовательной
и
семейной
среды
на
процесс
развития
дошкольника
является
важнейшим
условием
повышения
его
личностного
потенциала
и
выработки
продуктивного
жизненного
стиля.
Необходимость уравновешивания требований, предъявляемых к ребенку в
семье
и
детском
саду,
продиктована
тем,
что
противоречивость
транслируемых взрослыми норм ведет к нарушениям в развитии личности и
формированию негативных вариантов социализации дошкольников, снижает
их адаптационные возможности. Многие родители формально относятся к
воспитанию своих детей, не видят их индивидуальности, недооценивают
важность совместных переживаний в процессе семейного взаимодействия,
поэтому актуальной задачей педагогического коллектива и психологической
службы
дошкольного
учреждения
являются
повышение
педагогической
культуры родителей, информирование их о возрастных и индивидуальных
особенностях их детей, а также о причинах возникновения отклонений в
развитии дошкольников, многие из которых коренятся в семье.
Работа
с
родителями
детей,
посещающих
дошкольное
учреждение,
включает следующие направления:
- психологическое и педагогическое просвещение;
-
проведение
семинаров,
диспутов
по
актуальным
проблемам
возрастного развития детей, методам воспитания, умению разрешать
конфликты;
- проведение социально-психологических тренингов;
- семейное консультирование;
- семейную психотерапию.
Как
показывает
практика,
не
все
родители
имеют
необходимую
подготовку к участию в жизни детского сада, поэтому особую роль в период
адаптации ребенка к дошкольному учреждению играет просветительская
работа.
Психологическое
и
педагогическое
просвещение
родителей
направлено
на
повышение
родительской
компетентности
и
касается
как
проблем возрастного развития дошкольников, так и вопросов их адаптации к
детскому саду, некоторых негативных феноменов, возникающих в процессе
привыкания к новым условиям, а также того влияния, которое оказывают
семейные
взаимоотношения
на
психическое
развитие
ребенка.
Просветительская работа организуется в групповой форме (родительские
собрания, семинар-тренинг) и помимо информирования родителей решает
задачу налаживания эмоционального контакта с семьей, что особенно важно
в случае дисгармоничных семейных влияний. Социально-психологический
тренинг применяется для улучшения качества детско-родительских отно-
шений,
выстраивания
партнерского
общения
в
семье,
коррекции
непродуктивных стилей воспитания.
Часто трудности адаптации дошкольников к детскому саду обусловлены
неконструктивной позицией родителей по отношению к образовательному
учреждению
(потребительская
позиция,
обвинение
педагогов,
перекладывание
ответственности
за
неудачи
ребенка
на
воспитателей),
односторонним,
ролевым
видением
ребенка
(инфантилизирующее
или
авторитарное
воспитание),
позицией
беспомощности.
Психологическая
помощь в данном случае должна охватывать семейные проблемы в целом, в
том числе и личные проблемы родителей. Семейному консультированию и
психотерапии
принадлежит
ведущая
роль
в
системе
профилактической
работы психолога с родителями поступивших в детский сад детей. При этом
основными задачами данного направления профессиональной деятельности
являются:
-
развитие способности адекватно воспринимать и выслушивать
своих детей;
-
формирование
самоконтроля
и
корректности
в
применении
воспитательных воздействий;
- становление продуктивной родительской позиции;
- коррекция неблагоприятных детско-родительских отношений.
Таким образом, комплексный подход к предупреждению психологического
неблагополучия
ребенка
в
детском
саду
должен
предусматривать
взаимодействие всех взрослых на основе осознания, принятия и разделения
ответственности за развитие дошкольников.
Преодоление
нарушений
психологической
адаптации
детей
к
дошкольному учреждению
В настоящее время специалисты, работающие с детьми, отмечают рост
числа дезадаптированных дошкольников, имеющих трудности в усвоении
норм
и
правил
поведения,
общении
и
личностном
развитии.
Для
определения причин и факторов, приводящих к отклонениям в процессе
привыкания
дошкольников
к
детскому
саду,
применяется
комплекс
диагностических
процедур,
на
основе
результатов
которых
строятся
программы коррекционно-развивающей работы.
Психокоррекция в контексте проблемы психологической адаптации детей
к
дошкольному
учреждению
представляет
собой
систему
мероприятий,
позволяющих одновременно решать коррекционные и развивающие задачи:
-
устранять
симптомы
и
причины
психологического
неблаго-
получия ребенка в детском саду;
-
создавать
условия
для
полноценного
и
своевременного
пси-
хического развития детей.
Такая
широкая
трактовка
сущности
психокоррекционной
работы
позволяет
отнести
ее
к
главным
направлениям
профессиональной
деятельности психологической службы. При этом психологическая помощь
должна
носить
не
узкофункциональный,
а
личностно
ориентированный
характер, охватывая все параметры ситуации развития ребенка дошкольного
возраста. Как показывает практика, наиболее эффективными оказываются те
коррекционные и развивающие программы, в реализации которых прини-
мают участие все специалисты, работающие с детьми (психологи, педагоги,
социальные работники), а также родители.
В
рамках
образовательного
учреждения
коррекция
направлена
на
нормализацию средовых влияний, регуляцию нагрузок в соответствии с
возрастными
и
индивидуальными
возможностями
ребенка,
устранение
затруднений
в
процессе
адаптации,
связанных
с
определенным
типом
воспитания
или
стилем
педагогического
общения.
Психокоррекционные
мероприятия
адресованы
детям,
находящимся
в
ситуации
риска
дезадаптации, а также имеющим отклонения в личностном развитии. При
этом
коррекционно-развивающая
работа
должна
носить
опережающий
характер и ориентироваться не на «вписывание» дошкольников в систему
требований, а на раскрытие их индивидуальных возможностей, которые
помогут им адаптироваться к новой ситуации.
Важнейшим принципом организации коррекционно-развивающей работы
является принцип
единства
диагностики
и
коррекции.
На
основе
комплексного
диагностического
обследования
особенностей
привыкания
детей
к
дошкольному
учреждению
составляется
целостная
картина
их
развития
и
формулируются
цели
и
задачи
коррекционно-развивающей
работы. Деятельность по преодолению нарушений адаптации и развития
личности
детей
включает
постоянный
контроль
за
динамикой
психологического состояния ребенка, также основывающийся на данных
диагностики.
Психокоррекция может осуществляться в групповой и индивидуальной
форме. 3 ад а ч а м
и
г р у п п о в о й
п с и х о ко р р е кц и о н н о й
р а б о т ы
в контексте проблемы психологической адаптации детей к дошкольному
учреждению являются:
-
развитие и обогащение продуктивных видов деятельности детей
и их поведения;
-
расширение и обогащение навыков общения со сверстниками,
повышение игровой компетентности ребенка;
-
развитие
у
дошкольников
навыков
произвольной
регуляции
поведения;
- коррекция тревожности [52].
Групповая
психокоррекционная
работа
предусматривает
организацию
смешанных
групп
детей,
в
которые
входят
нормально
адаптированные
дошкольники и их сверстники с трудностями привыкания к детскому саду.
Такая форма организации занятий помогает ребятам быстрее сформировать
необходимые
социальные
и
коммуникативные
навыки,
научиться
взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях.
Индивидуальная психокоррекция применяется в том случае, если характер
возникших в процессе приспособления ребенка к детскому саду проблем не
позволяет
решать
их
в
группе
сверстников
либо
когда
наблюдаются
серьезные
отклонения
в
личностном
развитии
(высокая
тревожность,
неуверенность
в
себе,
заниженная
самооценка)
или
поведении
(агрессивность,
эмоциональная
неуравновешенность,
асоциальность).
В
данном случае задачами коррекционно-развивающей работы являются:
-
преодоление отклонений (высокой тревожности, агрессивности,
демонстративности) в развитии личности;
- укрепление самооценки, развитие ее гибкости и адекватности;
- формирование чувства защищенности;
- раскрытие личностного и творческого потенциала ребенка;
-
обогащение эмоционального опыта дошкольника позитивными
переживаниями.
Эффективность индивидуальной психокоррекции во многом зависит от
позиции психолога и отношения к проблеме. Зачастую психологические
трудности, возникающие у дошкольников в период их адаптации к детскому
саду, сопряжены с нарушением общения, отклонениями в поведении, что
осложняет
налаживание
эмоционального
контакта,
доверительных
отношений с ребенком, нуждающимся в помощи. В этом случае особую
значимость
приобретают
партнерская
позиция
и
безоценочное,
дове-
рительное
отношение
психолога
к
ребенку.
Эти
условия
позволяют
дошкольнику адекватно воспринимать требования взрослых и реагировать
на различные ситуации по ходу их выполнения.
Таким образом, можно выделить следующие направления коррекционно-
развивающей деятельности, реализуемой в рамках преодоления нарушений
адаптации детей к дошкольному учреждению:
-
индивидуальную
психокоррекцию
детей
с
трудностями
адап-
тации, направленную на разрешение внутренних и межличностных
конфликтов, повышение статуса в группе сверстников и оптимизацию
детско-родительских отношений;
- преодоление педагогической запущенности;
-
коррекцию
социальных
воздействий,
уровня
физической,
ин-
теллектуальной
и
эмоциональной
нагрузки,
устранение
факторов,
приводящих к педагогической запущенности и неадекватным формам
поведения;
-
создание
в
детском
коллективе
атмосферы
принятия,
добро-
желательности,
взаимопонимания,
доверия,
психологической
за -
щищенности;
-
повышение
компетентности
педагогов
в
области
возрастной
психологии,
обучение
их
специальным
психокоррекционным
методикам
для
снятия
собственного
эмоционального
напряжения,
связанного со спецификой работы в образовательном учреждении;
-
информирование
родителей
о
возможных
трудностях
детей,
связанных с адаптационным периодом, проявлениях и последствиях
нарушения адаптации.
Специфика применения психокоррекционных воздействий определяется
тем, в какой сфере лежат основные проблемы ребенка, адаптирующегося к
детскому саду.
Как
показывает
практика,
трудно
приспосабливающиеся
к
новым
условиям дети чувствуют себя некомфортно в незнакомой обстановке, что
может быть связано как с особенностями образовательной среды, так и с
характером общения с педагогом и сверстниками. У многих детей в период
адаптации проявляются неблагоприятные тенденции в развитии личности (в
частности, агрессивность, тревожность, демонстративность), трудности в об-
щении
(связанные
как
с
личностными
особенностями
детей,
так
и
с
несформированностью
навыков
общения
со
сверстниками),
неумение
находить адекватные способы разрешения конфликтных ситуаций. Таким
образом, приоритетным направлением коррекционно-развивающей работы с
дошкольниками,
имеющими
трудности
приспособления
к
детскому
саду,
является
обеспечение
психологического
комфорта
в
образовательном
учреждении. В рамках данного направления работы решаются следующие
задачи:
1)
коррекция эмоционально-личностной сферы:
- снижение уровня тревожности;
- развитие адекватного восприятия себя;
2)коррекция сферы общения:
-
формирование
доверительного
отношения
к
сверстникам,
развитие
способности
поддержания
этого
отношения
в
различных
ситуациях;
-
выработка
индивидуальных
коммуникативных
навыков,
оп-
ределяющих эффективность общения;
-
формирование речевых навыков, коррекция темпа и интонации
высказываний;
-
обучение
способам
действия
в
ситуациях
эмоционального
напряжения;
-
формирование
индивидуальных
стратегий
поведения
в
кон-
фликтных ситуациях.
Для
реализации
поставленных
задач
разрабатываются
коррекционно
развивающие программы, позволяющие осуществлять комплексный подход
к проблеме психологической адаптации детей к дошкольному учреждению и
построенные
по
принципу
преемственности
и
усложнения
содержания
заданий. Основными средствами коррекции в данном случае являются игры
и
упражнения,
направленные
на
преодоление
различных
нарушений
адаптации,
формирование
полезных
социальных
и
коммуникативных
навыков.
Коррекционно-развивающие
занятия
должны
иметь
четкую
структуру,
соответствующую задачам психокоррекции и включающую вводную часть,
основную часть и подведение итогов. Целесообразно выработать вместе с
детьми ритуалы приветствия и прощания, которые помогут настроиться на
занятие
и
сохранить
позитивные
впечатления
после
него.
Также
нужно
заранее
продумать
упражнения
для
врабатывания
(на
основе
элементов
психогимнастики), активизирующие внимание и создающие необходимый
уровень
функционального
напряжения
организма.
Основное
содержание
занятий (игры и игровые упражнения, экспериментальные ситуации) может
изменяться в зависимости от интересов и настроя членов группы, главное —
оно должно соответствовать поставленной цели деятельности.
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков и создание у
детей чувства принадлежности к группе, решают следующие задачи:
- развивают навыки социального поведения;
-
способствуют
повышению
уверенности
в
себе
и
развитию
самостоятельности;
- формируют позитивное отношение к своему «Я»;
-
стимулируют эмпатию и способность ребенка к сопереживанию;
-
учат дошкольников выражать свое отношение к другим людям.
Организация психологического сопровождения адаптации детей в
дошкольном учреждении
Продолжительность адаптационного периода в дошкольном учреждении
ст рого
индивидуа льна
и
зависит
от
возраст а
ребенка,
е г о
психофизиологической готовности к переменам, состояния здоровья, уровня
психического и социального развития, особенностей семейного воспитания
и от многих других факторов. В среднем адаптационный период длится
один-два месяца, в некоторых случаях — до одного года.
В
течение
первых
недель
пребывания
в
детском
саду
дошкольники
испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к новому
режиму, новой системе требований, социальной роли и стилю общения.
Снижение
уровня
интеллектуальной
активности
и
продуктивности
деятельности в этот период обусловлено тем, что большая часть имеющихся
в распоряжении ребенка психических ресурсов задействована в процессе
адаптации. Однако если в течение одного-двух месяцев большинство детей
справляются
с
временными
трудностями,
то
у
некоторых
дошкольников
ухудшается самочувствие, возникают сложности в общении с воспитателем
и сверстниками. Кроме того, у многих ребят адаптация к детскому саду
связана
с
высокими
психологическими
затратами,
повышенной
тревожностью, неуверенностью в себе, психосоматическими заболеваниями.
Предупреждение
и
преодоление
возникающих
у
детей
трудностей
привыкания
к
условиям
общественного
воспитания
должны
носить
целостный
характер
и
осуществляться
при
взаимодействии
всех
специалистов образовательного учреждения и при поддержке родителей.
Комплексный
подход
к
психологическому
сопровождению
адаптации
дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия
взрослых, работающих с детьми, и реализуется по следующим направлениям
профессиональной
деятельности
специалистов
образовательного
учреждения.
1.
Психологическая
и
педагогическая
диагностика.
Выявление
особенностей психического развития ребенка, уровня его готовности к
посещению
детского
сада,
изучение
объективных
и
субъективных
критериев
адаптированное™
дошкольников,
а
также
установление
роли
возрастных,
индивидуально-психологических,
социальных
и
педагогических факторов в процессе адаптации детей к дошкольному
учреждению. В зависимости от типа диагностических мероприятий
данное направление работы реализуется психологом, воспитателем или
социальным педагогом.
2.
Психопрофилактическая
и
развивающая
работа.
Сохранение
психологического
благополучия
ребенка
в
образовательном
учреж-
дении
и
предупреждение
нарушений
адаптации
и
отклонений
в
развитии
личности.
Осуществляется
психологом
или
воспитателем
совместно
с
психологом
в
течение
всего
года
и
наполняется
конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа
работы.
3.
Психокоррекция,
ориентированная на оказание помощи детям,
испытывающим трудности в приспособлении к новым требованиям.
Содержание данного направления работы зависит от того, в какой
сфере особенно ярко проявляются нарушения (овладение знаниями,
умениями, навыками; поведение, самочувствие ребенка), а также от
характера
возникающих
сложно стей.
Оказание
п ом ощи
осуществляется
психологом
с
использованием
групповых
и
индивидуальных форм психокоррекционной работы.
4.
Консультирование педагогов и родителей. Данное направление
работы
осуществляется
психологом,
предполагает
обсуждение
результатов
проведенной
диагностики,
информирование
об
особенностях психологической адаптации детей как в возрастном, так
и в индивидуальном аспекте. Консультации оказываются также и по
запросу педагога или семьи в связи с проблемами поведения, общения,
эмоционального самочувствия ребенка.
5.
Методическая
работа.
Разработка
развивающих
программ
и
оптимизация
условий
образовательной
среды
в
целях
успешной
адаптации
детей
к
дошкольному
учреждению.
Данное
направление
работы
осуществляется
педагогами
совместно
с
представителями
администрации школы и опирается на результаты психологической и
педагогической диагностики дошкольников.
6.
Организационно-консультативная
работа
с
представителями
администрации.
Совершенствование
управления
педагогическим
процессом,
создание
оптимальных
социальных,
психологических
и
педагогических
условий,
способствующих
успешной
адаптации
каждого
ребенка.
Осуществляется
в
совместной
деятельности
всех
специалистов образовательного учреждения.
Наиболее эффективной формой взаимодействия взрослых, работающих с
детьми, является психолого-педагогический консилиум. Данная форма работы
позволяет
каждому
специалисту,
участвующему
в
консилиуме,
решать
проблему
психологической
адаптации
дошкольников
в
рамках
своей
профессиональной
компетенции.
При
этом
ведущая
роль
принадлежит
психологу, который определяет задачи работы на каждом этапе. Среди них:
-
объективная
оценка
особенностей
развития
и
приспособления
детей;
-
комплексное
понимание
причин,
факторов
и
проявлений
психологического неблагополучия ребенка в детском саду;
-
оценка адекватности психолого-педагогических воздействий на
различные стороны развития ребенка.
Совместное
обсуждение
результатов
изучения
конкретной
ситуации,
всесторонний анализ проблемы и комплексный взгляд на развитие ребенка
позволяют
создать
максимально
благоприятные
условия
для
успешной
адаптации ребенка к детскому саду.
Психологическое
сопровождение
адаптации
детей
к
условиям
общественного
воспитания
предполагает
комплексную
реализацию
указанных направлений работы на каждом этапе приспособления ребенка к
детскому саду:
- на ориентировочном этапе (поступление ребенка в детский сад);
- на этапе первичной адаптации;
- на этапе преодоления трудностей адаптации.
О р и е н т и р о в о ч н ы й
э т а п
длится
с
марта
по
сентябрь,
когда
происходит запись дошкольников в детский сад. Целью работы на данном
этапе
является
ознакомление
с
контингентом
детей,
поступающих
в
дошкольное учреждение. В этот период главными задачами специалистов
образовательного учреждения являются:
-
сбор информации о вновь поступающих детях (состояние здо-
ровья, состав семьи, материальное положение родителей и т.д.);
-
изучение
уровня
психофизиологической
готовности
дошколь-
ников
к
посещению
детского
сада,
индивидуальных
особенностей
личности, общения и поведения;
-
информирование педагогов и родителей об особенностях детей;
-
ознакомление
родителей
с
организацией
жизнедеятельности
детей в дошкольном учреждении;
-
разработка
рекомендаций
родителям
по
подготовке
детей
к
поступлению в дошкольное учреждение;
-
организация работы групп адаптации для вновь поступающих
детей.
Основными
средствами
решения
поставленных
задач
являются
психологическая
и
педагогическая
диагностика,
консультирование
и
проведение психолого-педагогического консилиума.
Как правило, запись детей в дошкольное учреждение осуществляется в
конце весны — начале лета, поэтому у большинства вновь поступивших
ребят период адаптации к детскому саду совпадает с выходом родителей на
работу, что само по себе осложняет привыкание детей к изменившимся
условиям жизни. Для облегчения процесса приспособления детей к новой
социальной ситуации во многих дошкольных учреждениях организуются
группы адаптации, начинающие работу в конце учебного года (в апреле—
мае). В данных группах отсутствует жесткий график посещения детьми
дошкольного
учреждения,
возможны
присутствие
родителей,
совместная
деятельность ребенка, воспитателя и родителей (игры, развивающие занятия,
беседы и т.д.). Основным содержанием работы в группах адаптации является
ознакомление
дошкольников
с
режимом
дня
в
детском
саду,
новым
помещением, педагогами, игрушками и т.д. В этих группах, как правило,
мало детей, поэтому у воспитателя есть возможность уделить внимание
каждому ребенку и помочь ему выработать индивидуальный стиль поведения
в новых условиях. Кроме того, присутствие родителей в группе помогает
дошкольникам
справиться
с
тревогой,
приобрести
необходимый
опыт
расставания с родными на небольшой срок и подготовиться к обычному
детсадовскому распорядку дня.
Сбор информации о потенциальных воспитанниках осуществляется при
помощи анкетирования родителей и ознакомления с медицинской картой
ребенка. При разработке ориентировочных анкет для родителей необходимо
учитывать:
-
социально-экономическую характеристику семьи (состав семьи,
количество детей в семье, жилищные условия, уровень образования
родителей и материальное положение семьи);
-
условия проживания ребенка в семье (есть ли у дошкольника
отдельная комната, свои игрушки, предпочитаемые занятия и т.д.);
-
особенности семейного воспитания (отношение к ребенку, нормы
и правила поведения, требования, предъявляемые к дошкольнику в
семье, наиболее значимые фигуры и т.д.).
Оценка состояния здоровья ребенка осуществляется на основе выписки из
медицинской
карты,
в
которой
должны
быть
отражены
следующие
показатели:
- группа здоровья;
- особенности протекания беременности и родов матери;
- эпикриз новорожденное™;
-
сведения о перенесенных острых и наличии хронических за-
болеваний;
-
наличие
отклонений
в
соматическом
и
(или)
психическом
здоровье;
- данные осмотра медицинскими специалистами.
Уровень психофизиологической готовности ребенка к новым условиям
оценивается
по
итогам
специальной
диагностической
работы,
осуществляемой при приеме дошкольника в детский сад. Индивидуальные
особенности
личности,
поведения
и
общения
детей
выявляются
как
в
процессе наблюдения, так и в ходе выполнения ими тестовых заданий. По
итогам проведенной диагностики составляется психологическое заключение,
которое
служит
основой
для
выработки
индивидуального
подхода
в
организации адаптационного периода.
Информирование
педагогов
и
родителей
об
особенностях
детей
осуществляется
при
помощи
консультирования,
которое
реализуется
в
групповой
и
индивидуальной
форме.
Цель
групповых
консультаций
—
ознакомление родителей с организацией жизни их ребенка в детском саду,
режимом
питания
и
распорядком
дня,
образовательной
программой
дошкольного
учреждения
и
дополнительными
услугами,
основными
приемами воспитания у детей культурно гигиенических навыков и навыков
самообслуживания, особенностями адаптационного периода, показателями
адаптации и т.д. В результате проведенной консультации у родителей должно
возникнуть целостное представление о новом периоде в жизни их ребенка и
о возможных трудностях приспособления к условиям детского сада.
В
помощь
родителям
разрабатываются
рекомендации
по
организации
жизнедеятельности
детей
в
период
их
подготовки
к
дошкольному
учреждению. Они должны быть наглядно представлены (см. приложение 2).
В этих целях формируются стендовая информация, брошюры и распечатки
рекомендательных
текстов,
развивающих
игр
и
упражнений,
а
также
предлагается литература из библиотеки детского сада. Для ознакомления
родителей и ребенка с особенностями организации педагогического процесса
в дошкольном учреждении проводятся открытые детские праздники (Новый
год, Масленица и т.д.).
Индивидуальные
консультации
предназначены
для
родителей,
дети
которых имеют низкие адаптационные возможности по итогам диагностики.
Основной
целью
данного
вида
деятельности
является
информирование
родителей
о
выявленных
особенностях
развития
детей
и
о
трудностях
адаптации в первые месяцы пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
В
процессе
консультирования
вырабатывается
индивидуальная
стратегия
адаптации, которой родители должны придерживаться и в семье, и в группе
детского сада.
Консультирование
воспитателей
носит
ознакомительный
характер
и
предполагает
в
основном
групповые
формы
работы.
Педагогов
информируют
об
особенностях
вновь
поступающих
детей
и
основных
принципах работы с ними в период адаптации.
По итогам ориентировочного этапа проводится психолого-педагогический
консилиум, на котором психолог сообщает результаты диагностики вновь
поступающих
детей
и
формулирует
основные
направления
работы
специалистов по обеспечению психологического благополучия ребенка в
период его привыкания к детскому саду.
Э т а п
п е р в и ч н о й
а д а п т а ц и и
длится
в
течение
первых
двух
месяцев
пребывания
дошкольников
в
детском
саду
и
является
самым
сложным
и
ответственным
периодом,
как
для
самих
ребят,
так
и
для
взрослых (педагогов и родителей). Основной целью на данном этапе работы
становится сохранение и укрепление психологического здоровья детей. В
соответствии
с
этой
целью
перед
специалистами
образовательного
учреждения ставятся следующие задачи:
-
создание максимально благоприятных условий для успешного
вхождения детей в новую социальную ситуацию;
-
предупреждение
отклонений
в
состоянии
здоровья
и
функ-
циональных расстройств в период физиологической адаптации;
-
организация
совместной
деятельности
воспитателей,
адми-
нистрации, психолога и родителей по решению возникающих в этот
период проблем.
Решение
поставленных
задач
достигается
при
помощи
диагностики
о с о б е н н о с т е й
а д а п т а ц и и
д о ш ко л ь н и ко в
к
д е т с ко м у
с а д у,
психопрофилактической и развивающей работы с детьми, психологического
консультирования
и
просвещения
педагогов
и
родителей,
методической
работы с педагогическим коллективом и представителями администрации.
Создание благоприятных условий адаптации дошкольников к детскому
саду
является
важнейшей
задачей
всего
коллектива
специалистов
образовательного учреждения. Основными принципами работы на данном
этапе являются:
-
тщательный
подбор
педагогов
в
формируемую
группу;
постепенное заполнение групп (прием двух-трех детей в неделю);
-
неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2
— 3 часа, возможно с мамой);
-
гибкий
режим
посещения
детского
сада
(свободное
время
прихода, дополнительные выходные дни);
-
сохранение
в
первые
две-три
недели
имеющихся
у
ребенка
привычек;
-
систематическая
целенаправленная
диагностика
процесса
адаптации ребенка к новым условиям.
Диагностическая работа с детьми на данном этапе направлена на изучение
объективных
и
субъективных
критериев
адаптированное™
ребенка
к
дошкольному
учреждению,
а
также
выявление
роли
возрастных,
индивидуально-психологических, социальных и педагогических факторов в
процессе
привыкания
детей
к
новой
ситуации.
Содержание,
методы
и
приемы,
а
также
подход
к
организации
данного
вида
работы
были
представлены
в
главе
3.
По
итогам
диагностики
определяется
уровень
психологической
адаптации
дошкольников,
и
выявляются
ребята,
нуждающиеся в специально организованной помощи в приспособлении к
детскому саду.
Психопрофилактика
нарушений
адаптации
детей
к
дошколь ному
учреждению
проводится
в
групповой
форме
в
процессе
свободной
деятельности ребят, на прогулках и специально организованных психологом
занятиях.
Такая
структура
занятия
дает
возможность
осуществлять
комплексный подход к предупреждению нарушений адаптации и сохранению
психологического здоровья детей в дошкольном учреждении.
Развивающая работа с детьми, направленная на повышение уровня их
психологической адаптации, должна носить комплексный характер и решать
следующие задачи:
-
развитие
у
детей
когнитивных
умений,
необходимых
для
ус-
пешного овладения новыми требованиями;
-
формирование
социальных
и
коммуникативных
навыков,
не-
обходимых для установления межличностных отношений со сверст-
никами и соответствующих ролевых отношений с педагогами;
-
поддержание состояния эмоционального комфорта и снижение
уровня тревожности.
В
соответствии
с
данными
задачами
используется
групповая
или
индивидуальная
форма
развивающей
работы.
Данное
направление
деятельности
может
осуществляться
в
виде
специально
разработанной
системы
занятий,
направленных
на
развитие
общения,
социальной
и
личностной компетентности в подгруппах по 5 — 7 человек. Кроме того,
развивающая работа может проводиться воспитателем в удобное время для
налаживания
взаимодействия
детей,
ознакомления
с
правилами
и
требованиями
дошкольного
учреждения,
снижения
психоэмоционального
напряжения.
Основной
формой
организации
работы
в
данном
случае
является серия подвижных игр и упражнений. Игра служит важнейшим
средством включения детей в совместную деятельность, она обеспечивает
эмоциональный
отклик
на
воспитательные
воздействия.
Целесообразно
также
использовать
имитационные
игры,
развивающие
воображение,
способность к эмпатии, выразительность мимики и движений при создании
эмоциональных образов.
Консультирование педагогов проводится в целях информирования их об
особенностях адаптационного периода детей, ознакомления с результатами
диагностики
психологической
адаптации
и
координации
совместной
деятельности
по
выработке
индивидуального
подхода
в
воспитании
и
обучении дошкольников. Воспитатель совместно с психологом уточняют и
корректируют перечень требований, предъявляемых к детям, участвуют в
создании индивидуальных программ адаптации и доводят результаты работы
до сведения родителей.
Организация методической работы педагогов направлена на адаптацию
учебной программы, образовательных технологий и интенсивности нагрузки
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
Психологическое
консультирование
и
просвещение
родителей
ориентированы на ознакомление их с основными задачами и трудностями
периода первичной адаптации к дошкольному учреждению, особенностями
общения
с
детьми
и
принципами
оказания
им
поддержки
и
помощи
в
разрешении разнообразных проблем.
Э т а п
п р е о д о л е н и я
т р у д н о с т е й
с и т у а ц и и длится до конца
первого
года
пребывания
ребенка
в
детском
саду
и
предполагает
осуществление
комплексной
психолого-педагогической
помощи
ребятам,
испытывающим
трудности
адаптации.
Основной
целью
данного
этапа
работы
является
преодоление
различных
нарушений
поведения,
эмоционального
самочувствия
и
личностного
развития
дошкольников.
В
соответствии с этой целью ставятся следующие задачи:
-
устранение
негативных
факторов,
снижающих
адаптационный
потенциал детей;
-
преодоление трудностей в овладении программным содержанием,
нарушений поведения и личностного развития детей;
-
оптимизация
взаимоотношений
плохо
приспосабливающихся
детей с взрослыми и сверстниками.
Решение
поставленных
задач
осуществляется
при
помощи
психо-
коррекции,
консультирования
педагогов
и
родителей,
организации
методической работы педагогического коллектива.
В
середине
первого
полугодия
проводится
психолого-педагогический
консилиум
по
итогам
диагностики
особенностей
приспособления
вновь
поступивших
детей,
на
котором
психолог
информирует
педагогический
коллектив об особенностях прохождения адаптационного периода в группах
и определяет дошкольников, имеющих трудности в поведении, общении и
личностном развитии. На основе этих данных специалисты разрабатывают
индивидуальные программы сопровождения адаптации «неблагополучных»
детей
в
течение
второго
полугодия,
а
также
дают
рекомендации
по
взаимодействию педагогов с успешно адаптировавшимися дошкольниками.
Анализ каждого случая неблагоприятного варианта адаптации ребенка к
детскому саду позволяет создать программу коррекционной работы, которая
в
зависимости
от
характера
имеющихся
у
детей
сложностей
может
реализовываться как в индивидуальной, так и в групповой форме.
Психологическое консультирование педагогов на данном этапе проводится
для
ознакомления
их
с
сутью
проблем
конкретного
ребенка
и
оказания
помощи в выработке индивидуального подхода в его обучении и воспитании.
Работа
с
родителями
детей,
имеющих
трудности
в
приспособлении
к
новой
ситуации,
может
проводиться
как
в
индивидуальной,
так
и
в
групповой форме. В целях оптимизации детско-родительских отношений и
снижения
уровня
тревожности
применяются
совместные
тренинговые
занятия,
в
которых
участвуют
и
родители
и
дети.
Индивидуальные
консультации осуществляются по запросу родителей либо в том случае, если
необходимы коррекционные мероприятия в отношении семьи «проблемного»
ребенка.
В конце учебного года проводится психолого-педагогический консилиум,
посвященный
подведению
итогов
работы
по
сопровождению
адаптации
детей к дошкольному учреждению, на котором определяются ее основные
результаты и строится прогноз развития детей в следующей возрастной
группе.
Таким образом, психологическое сопровождение адаптации дошкольников
к
детскому
саду
предполагает
создание
целенаправленной
системы
взаимодействия
всех
субъектов
образовательного
процесса
(педагогов,
представителей
администрации,
детей
и
их
родителей)
для
обеспечения
развития
индивидуальности
и
личностного
роста
детей
в
условиях
общественного воспитания.
Психологическое
сопровождение
адаптации
дошкольников
к
детскому
саду
осуществляется
в
процессе
взаимодействия
всех
специалистов
дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие
направления
профессиональной
деятельности:
психологическую
и
педагогическую
диагностику,
психопрофилактику
и
психокоррекцию,
консультирование,
методич е с к у ю
и
о р г а н и з а ц и о н н у ю
р а б о т у.
Психодиагностика в контексте психологического сопровождения адаптации
детей к дошкольному учреждению нацелена на выявление возрастных и
индивидуальных
особенностей
их
приспособления
к
новой
ситуации.
Психопрофилактика
направлена
на
сохранение
психологического
благополучия
ребенка
в
образовательном
учреждении
и
предупреждение
нарушений адаптации и отклонений в развитии личности.
Коррекционно-развивающая
работа
помогает
преодолеть
различные
трудности,
возникающие
у
дошкольников
в
процессе
их
привыкания
к
детскому
саду.
Консультирование
педагогов
и
родителей
предполагает
оказание
помощи
рекомендательного
характера
в
связи
с
проблемами
поведения, общения и эмоционального самочувствия ребенка. Методическая
работа направлена на разработку развивающих программ и оптимизацию ус-
ловий
образовательной
среды.
Организационная
работа
пред полагает
совершенствование управления педагогическим процессом.
Таким
образом,
психологическое
сопровождение
адаптации
детей
к
дошкольному
учреждению
должно
носить
комплексный
характер
и
способствовать
раскрытию
индивидуальных
возможностей
адаптации
каждого ребенка к новой социальной ситуации.