Напоминание

Предупреждение нарушений адаптации и личностного развития дошкольников


Автор: Щербинина Оксана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Снегурочка"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Предупреждение нарушений адаптации и личностного развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Предупреждение нарушений адаптации и личностного развития

дошкольников
Изменение системы социальных отношений сопряжено со значительными трудностями приспособления к ним. Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Однако при поступлении в детский сад многие обстоятельства его жизни резко меняются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, особенности общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, так как оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения. К этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой распорядка дня. Жизненный опыт позволяет дошкольнику включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, однако может привести и к негативным последствиям, связанным с ростом тревожности, невротизацией и возникновением различных отклонений в их эмоциональном состоянии и личностном развитии. Поэтому основной целью профилактики негативных тенденций в процессе адаптации ребенка к детскому саду является предупреждение и устранение проявлений п с и хол о г и ч е с ко го неблагополучия. Одни и те же симптомы дезадаптации могут быть обусловлены разными причинами. Недостатки в познавательной сфере детей, выявляемые в ходе диагностики, могут быть связаны как с интеллектуальным дефектом, так и с индивидуа льно-психологиче ски- ми о собенно стями р е б е н к а (импульсивностью, ригидностью и т.д.) и его личностными качествами (высокой тревожностью, неуверенностью в себе, завышенными притязаниями). В то же время высокие уровень интеллектуального развития и творческий потенциал сами по себе не обеспечивают успешной адаптации ребенка к новым для него условиям общественного воспитания. Как показывает практика, одаренные дошкольники часто попадают в категорию
«трудных», «проблемных» детей, нуждающихся в с п ециально организованном адаптационном периоде. В то же время большинство детей вне зависимости от уровня их интеллектуального развития или личностных особенностей сталкиваются со сходными проблемами при поступлении в детский сад. Поэтому профилактика нарушений психологической адаптации дошкольников к детскому саду должна носить комплексный характер и стро- иться на знании психологических особенностей ребенка, закономерностей развития его личности, характера семейного воспитания. С учетом этих условий можно создать индивидуальные программы адаптации, а также системы предупреждения и коррекции нарушений в развитии личности дошкольников. Основными з а д а ч а м и п с и х о л о г и ч е с к о г о с о п р ов о ж д е н и я развития ребенка в детском саду являются: - сохранение психического здоровья; - предупреждение и устранение нарушений развития личности. Для решения этих задач используются следующие н а п р а в л ен и я п с и х о л о г и ч е с к о й р а б о т ы : психогигиена, психопрофилактика, психокоррекция, психореабилитация, психологическое просвещение и психологическое консультирование. Психогигиена обеспечивает сохранение и укрепление психического здоровья субъектов образовательного процесса. Психопрофилактика предполагает оказание помощи по предотвращению возникновения отклонений в нервно-психическом и личностном развитии детей. Психокоррекция рассматривается как совокупность психологических средств и методов по созданию оптимальных условий для полноценного и своевременного психического развития ребенка. Психореабилитация представляет собой комплекс мероприятий по восстановлению и компенсации нарушений психических функций дошкольника, его личностного и социального статуса. Психологическое просвещение используется для предупреждения отклонений в развитии и поведении детей посредством информирования родителей и воспитателей. Психологическое
консультирование служит для оказания психологической помощи рекомендательного характера детям и взрослым (педагогам, родителям) [21]. В целях сохранения и укрепления психологического здоровья детей, поступивших в дошкольное учреждение, применяется комплекс мер психогигиенического и психопрофилактического характера. Педагог- п с и х о л о г я в л я е т с я ц е н т р а л ь н о й ф и г у р о й в о с уществлении психопрофилактики нарушений психологической адаптации дошкольников к детскому саду, однако для эффективного решения возникающих проблем необходима совместная деятельность всех специалистов, работающих с детьми (воспитателей, социальных педагогов, логопедов), представителей администрации, а также родителей. Продуктивность применения психо- профилактических мер зависит от взаимодействия всех взрослых в период адаптации ребенка к детскому саду. Поскольку причины и факторы возникновения трудностей привыкания дошкольников к условиям общественного воспитания носят индивидуальный характер, степень включенности и активности специалистов будет различной в каждом конкретном случае. Психопрофилактика в системе психологического сопровождения адаптации направлена на создание оптимальных для поддержания здоровья ребенка условий окружающей среды, минимизацию негативных факторов (социальных и внутриличностных) и укрепление индивидуального стиля жизни. При этом существует несколько подходов к применению психопрофилактики. С точки зрения медицинской психологии основной целью психопрофилактики является предупреждение возникновения у детей психических заболеваний. В рамках психологии и коррекции отклоня- ющегося поведения детей психопрофилактика трактуется как система мер по предупреждению нарушений поведения дошкольников. В некоторых педагогических источниках психопрофилактика рассматривается как одно из направлений психологического обеспечения процесса обучения. Деятельность психолога по предупреждению отклонений в развитии
личности и адаптации к детскому саду должна строиться на о б щ и х п р и н ц и п а х п с и х о г и г и е н ы и п с и х о п р о ф ил а к т и к и , прежде всего на принципах раннего вмешательства, компетентности и приоритетности психопрофилактики для детей с минимальными нарушениями. Принцип раннего вмешательства в контексте проблемы психологической адаптации предполагает применение специального комплекса мероприятий по укреплению адаптационного потенциала и сохранению творческой активности ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном учреждении. Принцип приоритетности психопрофилактики для детей с минимальными нарушениями реализуется через специальные индивидуальные программы оптимизации вхождения дошкольников в образовательную среду с учетом их возрастных и индивидуально- психологических особенностей, семейной ситуации и типа взаимодействия с педагогом. В данном случае своевременная и адекватная помощь психолога снижает вероятность возникновения дезадаптации у детей «группы риска» по соматическому и нервно-психическому здоровью, а также у дошколь- ников с отклонениями в развитии личности. Принцип компетентности предполагает участие в психопрофилактической работе специалистов с необходимым уровнем психологического образования и квалификации, владеющих специальными методами и средствами работы не только с детьми, но и с родителями, поскольку психологическое сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду невозможно без взаимодействия с членами семьи. В первые дни пребывания ребенка в детском саду педагог- психолог должен быть максимально активен, помогать детям успешно адаптироваться к новым условиям, а воспитателю — находить индивидуальный подход к каждому ребенку. При этом главной задачей психологиче ского сопровождения на данном этапе становится создание и поддержание оптимальных условий для успешного приспособления дошкольника к новым требованиям.
Психопрофилактическая работа с детьми должна строиться с учетом определенных требований, среди которых: - создание целостного подхода к анализу развития ребенка в условиях образовательного учреждения определенного типа; - своевременное предупреждение возможных трудностей в раз- витии, обусловленных индивидуально-психологическими особен- ностями ребенка; - обеспечение контроля за психолого-педагогическими условиями, способствующими сохранению психологического благополучия дошкольника; - предупреждение возможных нарушений у детей при их переходе на следующую стадию развития; - создание благоприятного психологического климата в обра- зовательном учреждении; - оптимизация взаимоотношений субъектов образовательного пространства [47]. Эффективность психопрофилактики зависит от ряда условий, к которым относятся: - учет возрастных и индивидуально-психологических особен- ностей детей; - построение целостной картины психического развития ребенка; - комплексный характер психопрофилактических воздействий (учет различных параметров и факторов психологической адаптации детей к дошкольному учреждению, направленность на различные стороны развития ребенка); - личностно ориентированная форма общения педагога с вос- питанниками, обеспечивающая психологическую защищенность ребенка и его всестороннее развитие; - рациональная организация педагогического процесса, основанная на преемственности содержания, форм, методов и требований к
ребенку и способствующая сохранению и укреплению его здоровья; - взаимодействие всех специалистов, работающих с детьми (представителей администрации, воспитателей, социальных педагогов, психологов), при разной степени их включенности и активности в соответствии с требованиями конкретной ситуации; - установление контакта специалистов дошкольного учреждения с родителями и психологическое сопровождение семьи. В процессе решения задач предупреждения нежелательных тенденций в развитии личности и психологической адаптации детей к дошкольному учреждению психолог осуществляет: - профилактическую работу с ребенком; - совместную работу с педагогическим коллективом; - взаимодействие с родителями. Поступление ребенка в детский сад связано с повышением уровня эмоционального и физического напряжения, быстро наступающим утомлением, снижением работоспособности и другими временными симптомами неблагополучия, которые исчезают к концу адаптационного периода. Вместе с тем в последнее время увеличивается количество ослабленных детей, имеющих те или иные нарушения соматического и (или) психологического здоровья. Поэтому психопрофилактические мероприятия, способствующие предупреждению психологического неблагополучия детей в дошкольном учреждении, должны носить систематический характер и осуществляться по следующим направлениям: 1)релаксационная деятельность; 2)регуляционная деятельности; 3)идентификационная деятельность. Новая социальная ситуация предъявляет ребенку незнакомые требования, выполнение которых связано с концентрацией внимания и ограничением двигательной активности. Кроме того, овладение нормами и правилами взаимодействия в коллективе требует от дошкольника значительного
напряжения интеллектуальн ы х и ф и з и ч е с к и х с и л . Д л я с н я т и я эмоционального и мышечного напряжения, возникающего в период адаптации к детскому саду, применяется комплекс расслабляющих упражнений, например на основе системы М. И. Чистяковой «Психогимнастика». Данные упражнения ориентированы на детей дошкольного возраста и включают обучение элементам техники выразительных движений (1-я фаза занятия), использование выразительных движений в развитии эмоциональной сферы (2-я и 3-я фазы занятия) и формирование навыков саморасслабления (4-я фаза занятия). На занятиях по психогимнастике дети обучаются азбуке выражения эмоций — выразительным движениям. В этом психогимнастика сближается с группой методик, использующих язык тела в психотерапии нарушений общения у детей и подростков. Основными задачами данных упражнений являются: - преодоление барьеров в общении; - развитие понимания себя и других; - снятие психического напряжения; - создание возможностей для самовыражения. В ходе выполнения релаксационных упражнений детей учат произвольно напрягать и расслаблять мышцы тела для достижения состояния психофизического покоя и повышения эмоционального тонуса. Комплексы расслабляющих упражнений с фиксацией на дыхании могут быть использованы в качестве подготовки к дневному сну, а упражнения без фиксации на дыхании целесообразно применять как расслабляющие при однообразной деятельности либо для разделения занятий с высокой познава- тельной и двигательной нагрузкой. Следующим направлением психопрофилактической работы является организация регуляционной деятельности детей с целью предупреждения нарушений поведения и оптимизации двигательной нагрузки в течение дня. Для развития произвольной регуляции используются серии подвижных игр,
направленных на овладение своим поведением (игры с правилами). Выполнение единых правил всеми участниками игры способствует активизации произвольной регуляции у детей и облегчает процесс принятия новых требований. В процессе игрового взаимодействия педагог учит дошкольников адекватно воспринимать правило и реагировать на замечания взрослого или сверстников по поводу его выполнения. Идентификационная деятельность детей направлена на повышение их социальной и личностной компетентности. Основными средствами работы в рамках данного направления психопрофилактических воздействий являются имитационные игры и выразительные этюды, а также экспериментальные ситуации, моделирующие те или иные обстоятельства жизни ребенка, его взаимодействия с окружающими. Имитационные игры предусматривают разную степень активности участников: одни дети — «актеры», другие — «публика». Содержанием выразительных этюдов, игр и смоделированных ситуаций могут быть типичные трудности адаптационного периода (незнание правил поведения, конфликты, выполнение требований взрослого и т.д.), которые обсуждаются в конце занятия. Психопрофилактические мероприятия должны проводиться ежедневно в течение всего периода адаптации дошкольников к детскому саду и сочетать различные формы и виды воздействия в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей привыкания детей к новым условиям. Систематическая и целенаправленная психопрофилактическая работа в рамках дошкольного учреждения позволяет предупредить возможные нарушения адаптации, обеспечивая полноценное и своевременное развитие каждого ребенка в условиях общественного воспитания. Успешность психологической адаптации детей к дошкольному учреждению во многом зависит от отношения воспитателя, его педагогической позиции и профе ссиональных возможно стей. Поэтому важным условием предупреждения нарушений адаптации и развития личности детей в этот период является сотрудничество педагогического персонала и специалистов
психологической службы при четком различении их функциональных обязан- ностей и приоритетов. Основными принципами совместной работы психолога с педагогическим персоналом дошкольного учреждения в целях профилактики трудностей адаптации дошкольников к детскому саду является: – -взаимодополняемость позиций педагога и психолога в решении проблем адаптации ребенка к новым условиям, их сотрудничество на всех этапах работы; – -формирование целостного взгляда на развитие личности ребенка в образовательной среде; – соответствие профессиональных целей и ценностей, выходящих за рамки специализации сотрудников дошкольного учреждения; –совместное проектирование развивающей среды, предоставляющей благоприятные условия для успешной адаптации каждого ребенка к детскому саду; –организация конструктивного взаимодействия всех специалистов, работающих с детьми. Психолог дошкольного учреждения помогает воспитателям в оценке эмоционального состояния детей в группе, изучении процесса их коммуникации со взрослыми и сверстниками, создании необходимых условий для успешной адаптации детей к новой ситуации. Кроме того, он оказывает методическую помощь педагогам в подготовке и реализации индивидуального подхода к воспитанию и обучению ребенка. О с н о в н ы м и з а д а ч а м и р а б о т ы п е д а г о г а в период адаптации детей к дошкольному учреждению являются: - создание атмосферы доброжелательности и принятия, на основе которой выстраивается и реализуется конструктивное сотрудничество ребенка с педагогом и сверстниками в процессе привыкания дошкольников к детскому саду; - обеспечение вхождения в коллектив детей с разными инди-
видуальными и личностными особенностями; - создание условий для интеллектуального развития детей, на- блюдательности и практических действий, расширение кругозора; - создание условий для формирования навыков общения, по- вышение коммуникативной и социальной компетентности детей; - развитие психофизиологических функций, необходимых для продуктивного обучения (зрительно-моторной и слухо-моторной координаций, сенсорных анализаторов, речевого аппарата, мышц руки, ориентации в пространстве и во времени, восприятия и вос - произведения ритма и т.д.); - отслеживание динамики овладения детьми знаниями, умениями и навыками. При реализации данных задач педагогу необходимо создавать ситуации успеха для всех детей вне зависимости от уровня их адаптации к дошкольному учреждению. Это предполагает знание их индивидуальных особенностей и возможностей, выявляемых как в самом процессе жизнедеятельности, так и при помощи специальных психодиагностических процедур, входящих в компетенцию психолога. Помимо этого воспитатель применяет разработанные психологом рекомендации по предупреждению трудностей адаптации дошкольников. Одной из важнейших функций дошкольного учреждения явля ется приобщение ребенка к социальному миру. Процесс вхождения дошкольников в социум предполагает получение определенной информации о различных сторонах жизни людей, присвоение норм и ценностей мира взрослых и выработку собственного отношения к ним. При этом знания об окружающей действительности ребенок получает не только от близких взрослых. Все средства познания окружающей действительности можно разделить на три группы в зависимости от степени влияния взрослого на источник информации и ее восприятие детьми: 1) источники, получение информации из которых полностью
контролируется и управляется взрослыми (сам взрослый грамотно и достоверно передает детям информацию о мире); 2) источники, поддающиеся частичному управлению со стороны взрослых (художественная литература, изобразительное искусство, музыка и др.). Отбор средств в данном случае производится с позиции их педагогической целесообразности; 3) источники, которыми взрослый управлять практически не может (случайная информация, которую ребенок может получить в процессе общения со сверстниками, старшими детьми, из собственных наблюдений). Задача педагога состоит в том, чтобы большую часть достоверной информации дети получали из первых двух источников. Кроме того, он должен при необходимости своевременно корректировать информацию, получаемую из источников третьей группы. Эффективность процесса приобщения детей к социальной дей- ствительности во многом зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Важнейшим средством воздействия на ребенка является сама социальная действительность, которая содержит все, что необходимо для формирования конкретных детских представлений и воспитания чувств. При этом педагог должен показать детям социальный мир изнутри и помочь им накопить социальный опыт, определить свое место в мире. Степень воздействия социальной действительности на ребенка определяется тем, на- сколько объекты, факты, события, с которыми он встречается, поняты, доступны и личностно значимы для него. Поэтому важные педагогические задачи — анализ и отбор того содержания социального окружения, которое имеет развивающийся потенциал и может стать средством приобщения дошкольника к социуму. Для обеспечения благоприятных условий адаптации дошкольников к детскому саду важную роль играет конструктивное взаимодействие всех взрослых, принимающих участие в их воспитании и обучении.
Эффективность психолого-педагогических воздействий во многом зависит от того, готовы ли родители сотрудничать с дошкольным учреждением в целях сохранения и укрепления психологического благополучия ребенка. При поступлении дошкольника в детский сад необходимо определить взаимные обязательства специалистов и родителей, уточнить правила и требования, предъявляемые к ребенку в детском саду и семье, а также заручиться поддержкой родителей на случай возникновения сложных ситуаций, связанных с привыканием ребенка к новым условиям. Совместное влияние образовательной и семейной среды на процесс развития дошкольника является важнейшим условием повышения его личностного потенциала и выработки продуктивного жизненного стиля. Необходимость уравновешивания требований, предъявляемых к ребенку в семье и детском саду, продиктована тем, что противоречивость транслируемых взрослыми норм ведет к нарушениям в развитии личности и формированию негативных вариантов социализации дошкольников, снижает их адаптационные возможности. Многие родители формально относятся к воспитанию своих детей, не видят их индивидуальности, недооценивают важность совместных переживаний в процессе семейного взаимодействия, поэтому актуальной задачей педагогического коллектива и психологической службы дошкольного учреждения являются повышение педагогической культуры родителей, информирование их о возрастных и индивидуальных особенностях их детей, а также о причинах возникновения отклонений в развитии дошкольников, многие из которых коренятся в семье. Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение, включает следующие направления: - психологическое и педагогическое просвещение; - проведение семинаров, диспутов по актуальным проблемам возрастного развития детей, методам воспитания, умению разрешать конфликты; - проведение социально-психологических тренингов;
- семейное консультирование; - семейную психотерапию. Как показывает практика, не все родители имеют необходимую подготовку к участию в жизни детского сада, поэтому особую роль в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению играет просветительская работа. Психологическое и педагогическое просвещение родителей направлено на повышение родительской компетентности и касается как проблем возрастного развития дошкольников, так и вопросов их адаптации к детскому саду, некоторых негативных феноменов, возникающих в процессе привыкания к новым условиям, а также того влияния, которое оказывают семейные взаимоотношения на психическое развитие ребенка. Просветительская работа организуется в групповой форме (родительские собрания, семинар-тренинг) и помимо информирования родителей решает задачу налаживания эмоционального контакта с семьей, что особенно важно в случае дисгармоничных семейных влияний. Социально-психологический тренинг применяется для улучшения качества детско-родительских отно- шений, выстраивания партнерского общения в семье, коррекции непродуктивных стилей воспитания. Часто трудности адаптации дошкольников к детскому саду обусловлены неконструктивной позицией родителей по отношению к образовательному учреждению (потребительская позиция, обвинение педагогов, перекладывание ответственности за неудачи ребенка на воспитателей), односторонним, ролевым видением ребенка (инфантилизирующее или авторитарное воспитание), позицией беспомощности. Психологическая помощь в данном случае должна охватывать семейные проблемы в целом, в том числе и личные проблемы родителей. Семейному консультированию и психотерапии принадлежит ведущая роль в системе профилактической работы психолога с родителями поступивших в детский сад детей. При этом основными задачами данного направления профессиональной деятельности являются:
- развитие способности адекватно воспринимать и выслушивать своих детей; - формирование самоконтроля и корректности в применении воспитательных воздействий; - становление продуктивной родительской позиции; - коррекция неблагоприятных детско-родительских отношений. Таким образом, комплексный подход к предупреждению психологического неблагополучия ребенка в детском саду должен предусматривать взаимодействие всех взрослых на основе осознания, принятия и разделения ответственности за развитие дошкольников.

Преодоление

нарушений

психологической

адаптации

детей

к

дошкольному учреждению
В настоящее время специалисты, работающие с детьми, отмечают рост числа дезадаптированных дошкольников, имеющих трудности в усвоении норм и правил поведения, общении и личностном развитии. Для определения причин и факторов, приводящих к отклонениям в процессе привыкания дошкольников к детскому саду, применяется комплекс диагностических процедур, на основе результатов которых строятся программы коррекционно-развивающей работы. Психокоррекция в контексте проблемы психологической адаптации детей к дошкольному учреждению представляет собой систему мероприятий, позволяющих одновременно решать коррекционные и развивающие задачи: - устранять симптомы и причины психологического неблаго- получия ребенка в детском саду; - создавать условия для полноценного и своевременного пси- хического развития детей. Такая широкая трактовка сущности психокоррекционной работы позволяет отнести ее к главным направлениям профессиональной деятельности психологической службы. При этом психологическая помощь должна носить не узкофункциональный, а личностно ориентированный характер, охватывая все параметры ситуации развития ребенка дошкольного возраста. Как показывает практика, наиболее эффективными оказываются те коррекционные и развивающие программы, в реализации которых прини- мают участие все специалисты, работающие с детьми (психологи, педагоги, социальные работники), а также родители. В рамках образовательного учреждения коррекция направлена на нормализацию средовых влияний, регуляцию нагрузок в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребенка, устранение затруднений в процессе адаптации, связанных с определенным типом
воспитания или стилем педагогического общения. Психокоррекционные мероприятия адресованы детям, находящимся в ситуации риска дезадаптации, а также имеющим отклонения в личностном развитии. При этом коррекционно-развивающая работа должна носить опережающий характер и ориентироваться не на «вписывание» дошкольников в систему требований, а на раскрытие их индивидуальных возможностей, которые помогут им адаптироваться к новой ситуации. Важнейшим принципом организации коррекционно-развивающей работы является принцип единства диагностики и коррекции. На основе комплексного диагностического обследования особенностей привыкания детей к дошкольному учреждению составляется целостная картина их развития и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Деятельность по преодолению нарушений адаптации и развития личности детей включает постоянный контроль за динамикой психологического состояния ребенка, также основывающийся на данных диагностики. Психокоррекция может осуществляться в групповой и индивидуальной форме. 3 ад а ч а м и г р у п п о в о й п с и х о ко р р е кц и о н н о й р а б о т ы в контексте проблемы психологической адаптации детей к дошкольному учреждению являются: - развитие и обогащение продуктивных видов деятельности детей и их поведения; - расширение и обогащение навыков общения со сверстниками, повышение игровой компетентности ребенка; - развитие у дошкольников навыков произвольной регуляции поведения; - коррекция тревожности [52]. Групповая психокоррекционная работа предусматривает организацию смешанных групп детей, в которые входят нормально адаптированные дошкольники и их сверстники с трудностями привыкания к детскому саду.
Такая форма организации занятий помогает ребятам быстрее сформировать необходимые социальные и коммуникативные навыки, научиться взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях. Индивидуальная психокоррекция применяется в том случае, если характер возникших в процессе приспособления ребенка к детскому саду проблем не позволяет решать их в группе сверстников либо когда наблюдаются серьезные отклонения в личностном развитии (высокая тревожность, неуверенность в себе, заниженная самооценка) или поведении (агрессивность, эмоциональная неуравновешенность, асоциальность). В данном случае задачами коррекционно-развивающей работы являются: - преодоление отклонений (высокой тревожности, агрессивности, демонстративности) в развитии личности; - укрепление самооценки, развитие ее гибкости и адекватности; - формирование чувства защищенности; - раскрытие личностного и творческого потенциала ребенка; - обогащение эмоционального опыта дошкольника позитивными переживаниями. Эффективность индивидуальной психокоррекции во многом зависит от позиции психолога и отношения к проблеме. Зачастую психологические трудности, возникающие у дошкольников в период их адаптации к детскому саду, сопряжены с нарушением общения, отклонениями в поведении, что осложняет налаживание эмоционального контакта, доверительных отношений с ребенком, нуждающимся в помощи. В этом случае особую значимость приобретают партнерская позиция и безоценочное, дове- рительное отношение психолога к ребенку. Эти условия позволяют дошкольнику адекватно воспринимать требования взрослых и реагировать на различные ситуации по ходу их выполнения. Таким образом, можно выделить следующие направления коррекционно- развивающей деятельности, реализуемой в рамках преодоления нарушений адаптации детей к дошкольному учреждению:
- индивидуальную психокоррекцию детей с трудностями адап- тации, направленную на разрешение внутренних и межличностных конфликтов, повышение статуса в группе сверстников и оптимизацию детско-родительских отношений; - преодоление педагогической запущенности; - коррекцию социальных воздействий, уровня физической, ин- теллектуальной и эмоциональной нагрузки, устранение факторов, приводящих к педагогической запущенности и неадекватным формам поведения; - создание в детском коллективе атмосферы принятия, добро- желательности, взаимопонимания, доверия, психологической за - щищенности; - повышение компетентности педагогов в области возрастной психологии, обучение их специальным психокоррекционным методикам для снятия собственного эмоционального напряжения, связанного со спецификой работы в образовательном учреждении; - информирование родителей о возможных трудностях детей, связанных с адаптационным периодом, проявлениях и последствиях нарушения адаптации. Специфика применения психокоррекционных воздействий определяется тем, в какой сфере лежат основные проблемы ребенка, адаптирующегося к детскому саду. Как показывает практика, трудно приспосабливающиеся к новым условиям дети чувствуют себя некомфортно в незнакомой обстановке, что может быть связано как с особенностями образовательной среды, так и с характером общения с педагогом и сверстниками. У многих детей в период адаптации проявляются неблагоприятные тенденции в развитии личности (в частности, агрессивность, тревожность, демонстративность), трудности в об- щении (связанные как с личностными особенностями детей, так и с несформированностью навыков общения со сверстниками), неумение
находить адекватные способы разрешения конфликтных ситуаций. Таким образом, приоритетным направлением коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими трудности приспособления к детскому саду, является обеспечение психологического комфорта в образовательном учреждении. В рамках данного направления работы решаются следующие задачи: 1) коррекция эмоционально-личностной сферы: - снижение уровня тревожности; - развитие адекватного восприятия себя; 2)коррекция сферы общения: - формирование доверительного отношения к сверстникам, развитие способности поддержания этого отношения в различных ситуациях; - выработка индивидуальных коммуникативных навыков, оп- ределяющих эффективность общения; - формирование речевых навыков, коррекция темпа и интонации высказываний; - обучение способам действия в ситуациях эмоционального напряжения; - формирование индивидуальных стратегий поведения в кон- фликтных ситуациях. Для реализации поставленных задач разрабатываются коррекционно развивающие программы, позволяющие осуществлять комплексный подход к проблеме психологической адаптации детей к дошкольному учреждению и построенные по принципу преемственности и усложнения содержания заданий. Основными средствами коррекции в данном случае являются игры и упражнения, направленные на преодоление различных нарушений адаптации, формирование полезных социальных и коммуникативных навыков. Коррекционно-развивающие занятия должны иметь четкую структуру,
соответствующую задачам психокоррекции и включающую вводную часть, основную часть и подведение итогов. Целесообразно выработать вместе с детьми ритуалы приветствия и прощания, которые помогут настроиться на занятие и сохранить позитивные впечатления после него. Также нужно заранее продумать упражнения для врабатывания (на основе элементов психогимнастики), активизирующие внимание и создающие необходимый уровень функционального напряжения организма. Основное содержание занятий (игры и игровые упражнения, экспериментальные ситуации) может изменяться в зависимости от интересов и настроя членов группы, главное — оно должно соответствовать поставленной цели деятельности. Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков и создание у детей чувства принадлежности к группе, решают следующие задачи: - развивают навыки социального поведения; - способствуют повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности; - формируют позитивное отношение к своему «Я»; - стимулируют эмпатию и способность ребенка к сопереживанию; - учат дошкольников выражать свое отношение к другим людям.

Организация психологического сопровождения адаптации детей в

дошкольном учреждении
Продолжительность адаптационного периода в дошкольном учреждении ст рого индивидуа льна и зависит от возраст а ребенка, е г о психофизиологической готовности к переменам, состояния здоровья, уровня психического и социального развития, особенностей семейного воспитания и от многих других факторов. В среднем адаптационный период длится один-два месяца, в некоторых случаях — до одного года. В течение первых недель пребывания в детском саду дошкольники испытывают определенные трудности, связанные с привыканием к новому режиму, новой системе требований, социальной роли и стилю общения. Снижение уровня интеллектуальной активности и продуктивности деятельности в этот период обусловлено тем, что большая часть имеющихся в распоряжении ребенка психических ресурсов задействована в процессе адаптации. Однако если в течение одного-двух месяцев большинство детей справляются с временными трудностями, то у некоторых дошкольников ухудшается самочувствие, возникают сложности в общении с воспитателем и сверстниками. Кроме того, у многих ребят адаптация к детскому саду связана с высокими психологическими затратами, повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, психосоматическими заболеваниями. Предупреждение и преодоление возникающих у детей трудностей привыкания к условиям общественного воспитания должны носить целостный характер и осуществляться при взаимодействии всех специалистов образовательного учреждения и при поддержке родителей. Комплексный подход к психологическому сопровождению адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия взрослых, работающих с детьми, и реализуется по следующим направлениям профессиональной деятельности специалистов образовательного
учреждения. 1. Психологическая и педагогическая диагностика. Выявление особенностей психического развития ребенка, уровня его готовности к посещению детского сада, изучение объективных и субъективных критериев адаптированное™ дошкольников, а также установление роли возрастных, индивидуально-психологических, социальных и педагогических факторов в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению. В зависимости от типа диагностических мероприятий данное направление работы реализуется психологом, воспитателем или социальным педагогом. 2. Психопрофилактическая и развивающая работа. Сохранение психологического благополучия ребенка в образовательном учреж- дении и предупреждение нарушений адаптации и отклонений в развитии личности. Осуществляется психологом или воспитателем совместно с психологом в течение всего года и наполняется конкретным содержанием в зависимости от задач того или иного этапа работы. 3. Психокоррекция, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в приспособлении к новым требованиям. Содержание данного направления работы зависит от того, в какой сфере особенно ярко проявляются нарушения (овладение знаниями, умениями, навыками; поведение, самочувствие ребенка), а также от характера возникающих сложно стей. Оказание п ом ощи осуществляется психологом с использованием групповых и индивидуальных форм психокоррекционной работы. 4. Консультирование педагогов и родителей. Данное направление работы осуществляется психологом, предполагает обсуждение результатов проведенной диагностики, информирование об особенностях психологической адаптации детей как в возрастном, так и в индивидуальном аспекте. Консультации оказываются также и по
запросу педагога или семьи в связи с проблемами поведения, общения, эмоционального самочувствия ребенка. 5. Методическая работа. Разработка развивающих программ и оптимизация условий образовательной среды в целях успешной адаптации детей к дошкольному учреждению. Данное направление работы осуществляется педагогами совместно с представителями администрации школы и опирается на результаты психологической и педагогической диагностики дошкольников. 6. Организационно-консультативная работа с представителями администрации. Совершенствование управления педагогическим процессом, создание оптимальных социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной адаптации каждого ребенка. Осуществляется в совместной деятельности всех специалистов образовательного учреждения. Наиболее эффективной формой взаимодействия взрослых, работающих с детьми, является психолого-педагогический консилиум. Данная форма работы позволяет каждому специалисту, участвующему в консилиуме, решать проблему психологической адаптации дошкольников в рамках своей профессиональной компетенции. При этом ведущая роль принадлежит психологу, который определяет задачи работы на каждом этапе. Среди них: - объективная оценка особенностей развития и приспособления детей; - комплексное понимание причин, факторов и проявлений психологического неблагополучия ребенка в детском саду; - оценка адекватности психолого-педагогических воздействий на различные стороны развития ребенка. Совместное обсуждение результатов изучения конкретной ситуации, всесторонний анализ проблемы и комплексный взгляд на развитие ребенка позволяют создать максимально благоприятные условия для успешной адаптации ребенка к детскому саду.
Психологическое сопровождение адаптации детей к условиям общественного воспитания предполагает комплексную реализацию указанных направлений работы на каждом этапе приспособления ребенка к детскому саду: - на ориентировочном этапе (поступление ребенка в детский сад); - на этапе первичной адаптации; - на этапе преодоления трудностей адаптации. О р и е н т и р о в о ч н ы й э т а п длится с марта по сентябрь, когда происходит запись дошкольников в детский сад. Целью работы на данном этапе является ознакомление с контингентом детей, поступающих в дошкольное учреждение. В этот период главными задачами специалистов образовательного учреждения являются: - сбор информации о вновь поступающих детях (состояние здо- ровья, состав семьи, материальное положение родителей и т.д.); - изучение уровня психофизиологической готовности дошколь- ников к посещению детского сада, индивидуальных особенностей личности, общения и поведения; - информирование педагогов и родителей об особенностях детей; - ознакомление родителей с организацией жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении; - разработка рекомендаций родителям по подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение; - организация работы групп адаптации для вновь поступающих детей. Основными средствами решения поставленных задач являются психологическая и педагогическая диагностика, консультирование и проведение психолого-педагогического консилиума. Как правило, запись детей в дошкольное учреждение осуществляется в конце весны — начале лета, поэтому у большинства вновь поступивших ребят период адаптации к детскому саду совпадает с выходом родителей на
работу, что само по себе осложняет привыкание детей к изменившимся условиям жизни. Для облегчения процесса приспособления детей к новой социальной ситуации во многих дошкольных учреждениях организуются группы адаптации, начинающие работу в конце учебного года (в апреле— мае). В данных группах отсутствует жесткий график посещения детьми дошкольного учреждения, возможны присутствие родителей, совместная деятельность ребенка, воспитателя и родителей (игры, развивающие занятия, беседы и т.д.). Основным содержанием работы в группах адаптации является ознакомление дошкольников с режимом дня в детском саду, новым помещением, педагогами, игрушками и т.д. В этих группах, как правило, мало детей, поэтому у воспитателя есть возможность уделить внимание каждому ребенку и помочь ему выработать индивидуальный стиль поведения в новых условиях. Кроме того, присутствие родителей в группе помогает дошкольникам справиться с тревогой, приобрести необходимый опыт расставания с родными на небольшой срок и подготовиться к обычному детсадовскому распорядку дня. Сбор информации о потенциальных воспитанниках осуществляется при помощи анкетирования родителей и ознакомления с медицинской картой ребенка. При разработке ориентировочных анкет для родителей необходимо учитывать: - социально-экономическую характеристику семьи (состав семьи, количество детей в семье, жилищные условия, уровень образования родителей и материальное положение семьи); - условия проживания ребенка в семье (есть ли у дошкольника отдельная комната, свои игрушки, предпочитаемые занятия и т.д.); - особенности семейного воспитания (отношение к ребенку, нормы и правила поведения, требования, предъявляемые к дошкольнику в семье, наиболее значимые фигуры и т.д.). Оценка состояния здоровья ребенка осуществляется на основе выписки из медицинской карты, в которой должны быть отражены следующие
показатели: - группа здоровья; - особенности протекания беременности и родов матери; - эпикриз новорожденное™; - сведения о перенесенных острых и наличии хронических за- болеваний; - наличие отклонений в соматическом и (или) психическом здоровье; - данные осмотра медицинскими специалистами. Уровень психофизиологической готовности ребенка к новым условиям оценивается по итогам специальной диагностической работы, осуществляемой при приеме дошкольника в детский сад. Индивидуальные особенности личности, поведения и общения детей выявляются как в процессе наблюдения, так и в ходе выполнения ими тестовых заданий. По итогам проведенной диагностики составляется психологическое заключение, которое служит основой для выработки индивидуального подхода в организации адаптационного периода. Информирование педагогов и родителей об особенностях детей осуществляется при помощи консультирования, которое реализуется в групповой и индивидуальной форме. Цель групповых консультаций — ознакомление родителей с организацией жизни их ребенка в детском саду, режимом питания и распорядком дня, образовательной программой дошкольного учреждения и дополнительными услугами, основными приемами воспитания у детей культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания, особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д. В результате проведенной консультации у родителей должно возникнуть целостное представление о новом периоде в жизни их ребенка и о возможных трудностях приспособления к условиям детского сада. В помощь родителям разрабатываются рекомендации по организации жизнедеятельности детей в период их подготовки к дошкольному
учреждению. Они должны быть наглядно представлены (см. приложение 2). В этих целях формируются стендовая информация, брошюры и распечатки рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, а также предлагается литература из библиотеки детского сада. Для ознакомления родителей и ребенка с особенностями организации педагогического процесса в дошкольном учреждении проводятся открытые детские праздники (Новый год, Масленица и т.д.). Индивидуальные консультации предназначены для родителей, дети которых имеют низкие адаптационные возможности по итогам диагностики. Основной целью данного вида деятельности является информирование родителей о выявленных особенностях развития детей и о трудностях адаптации в первые месяцы пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В процессе консультирования вырабатывается индивидуальная стратегия адаптации, которой родители должны придерживаться и в семье, и в группе детского сада. Консультирование воспитателей носит ознакомительный характер и предполагает в основном групповые формы работы. Педагогов информируют об особенностях вновь поступающих детей и основных принципах работы с ними в период адаптации. По итогам ориентировочного этапа проводится психолого-педагогический консилиум, на котором психолог сообщает результаты диагностики вновь поступающих детей и формулирует основные направления работы специалистов по обеспечению психологического благополучия ребенка в период его привыкания к детскому саду. Э т а п п е р в и ч н о й а д а п т а ц и и длится в течение первых двух месяцев пребывания дошкольников в детском саду и является самым сложным и ответственным периодом, как для самих ребят, так и для взрослых (педагогов и родителей). Основной целью на данном этапе работы становится сохранение и укрепление психологического здоровья детей. В соответствии с этой целью перед специалистами образовательного
учреждения ставятся следующие задачи: - создание максимально благоприятных условий для успешного вхождения детей в новую социальную ситуацию; - предупреждение отклонений в состоянии здоровья и функ- циональных расстройств в период физиологической адаптации; - организация совместной деятельности воспитателей, адми- нистрации, психолога и родителей по решению возникающих в этот период проблем. Решение поставленных задач достигается при помощи диагностики о с о б е н н о с т е й а д а п т а ц и и д о ш ко л ь н и ко в к д е т с ко м у с а д у, психопрофилактической и развивающей работы с детьми, психологического консультирования и просвещения педагогов и родителей, методической работы с педагогическим коллективом и представителями администрации. Создание благоприятных условий адаптации дошкольников к детскому саду является важнейшей задачей всего коллектива специалистов образовательного учреждения. Основными принципами работы на данном этапе являются: - тщательный подбор педагогов в формируемую группу; постепенное заполнение групп (прием двух-трех детей в неделю); - неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации (2 — 3 часа, возможно с мамой); - гибкий режим посещения детского сада (свободное время прихода, дополнительные выходные дни); - сохранение в первые две-три недели имеющихся у ребенка привычек; - систематическая целенаправленная диагностика процесса адаптации ребенка к новым условиям. Диагностическая работа с детьми на данном этапе направлена на изучение объективных и субъективных критериев адаптированное™ ребенка к дошкольному учреждению, а также выявление роли возрастных,
индивидуально-психологических, социальных и педагогических факторов в процессе привыкания детей к новой ситуации. Содержание, методы и приемы, а также подход к организации данного вида работы были представлены в главе 3. По итогам диагностики определяется уровень психологической адаптации дошкольников, и выявляются ребята, нуждающиеся в специально организованной помощи в приспособлении к детскому саду. Психопрофилактика нарушений адаптации детей к дошколь ному учреждению проводится в групповой форме в процессе свободной деятельности ребят, на прогулках и специально организованных психологом занятиях. Такая структура занятия дает возможность осуществлять комплексный подход к предупреждению нарушений адаптации и сохранению психологического здоровья детей в дошкольном учреждении. Развивающая работа с детьми, направленная на повышение уровня их психологической адаптации, должна носить комплексный характер и решать следующие задачи: - развитие у детей когнитивных умений, необходимых для ус- пешного овладения новыми требованиями; - формирование социальных и коммуникативных навыков, не- обходимых для установления межличностных отношений со сверст- никами и соответствующих ролевых отношений с педагогами; - поддержание состояния эмоционального комфорта и снижение уровня тревожности. В соответствии с данными задачами используется групповая или индивидуальная форма развивающей работы. Данное направление деятельности может осуществляться в виде специально разработанной системы занятий, направленных на развитие общения, социальной и личностной компетентности в подгруппах по 5 — 7 человек. Кроме того, развивающая работа может проводиться воспитателем в удобное время для налаживания взаимодействия детей, ознакомления с правилами и
требованиями дошкольного учреждения, снижения психоэмоционального напряжения. Основной формой организации работы в данном случае является серия подвижных игр и упражнений. Игра служит важнейшим средством включения детей в совместную деятельность, она обеспечивает эмоциональный отклик на воспитательные воздействия. Целесообразно также использовать имитационные игры, развивающие воображение, способность к эмпатии, выразительность мимики и движений при создании эмоциональных образов. Консультирование педагогов проводится в целях информирования их об особенностях адаптационного периода детей, ознакомления с результатами диагностики психологической адаптации и координации совместной деятельности по выработке индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников. Воспитатель совместно с психологом уточняют и корректируют перечень требований, предъявляемых к детям, участвуют в создании индивидуальных программ адаптации и доводят результаты работы до сведения родителей. Организация методической работы педагогов направлена на адаптацию учебной программы, образовательных технологий и интенсивности нагрузки в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. Психологическое консультирование и просвещение родителей ориентированы на ознакомление их с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации к дошкольному учреждению, особенностями общения с детьми и принципами оказания им поддержки и помощи в разрешении разнообразных проблем. Э т а п п р е о д о л е н и я т р у д н о с т е й с и т у а ц и и длится до конца первого года пребывания ребенка в детском саду и предполагает осуществление комплексной психолого-педагогической помощи ребятам, испытывающим трудности адаптации. Основной целью данного этапа работы является преодоление различных нарушений поведения, эмоционального самочувствия и личностного развития дошкольников. В
соответствии с этой целью ставятся следующие задачи: - устранение негативных факторов, снижающих адаптационный потенциал детей; - преодоление трудностей в овладении программным содержанием, нарушений поведения и личностного развития детей; - оптимизация взаимоотношений плохо приспосабливающихся детей с взрослыми и сверстниками. Решение поставленных задач осуществляется при помощи психо- коррекции, консультирования педагогов и родителей, организации методической работы педагогического коллектива. В середине первого полугодия проводится психолого-педагогический консилиум по итогам диагностики особенностей приспособления вновь поступивших детей, на котором психолог информирует педагогический коллектив об особенностях прохождения адаптационного периода в группах и определяет дошкольников, имеющих трудности в поведении, общении и личностном развитии. На основе этих данных специалисты разрабатывают индивидуальные программы сопровождения адаптации «неблагополучных» детей в течение второго полугодия, а также дают рекомендации по взаимодействию педагогов с успешно адаптировавшимися дошкольниками. Анализ каждого случая неблагоприятного варианта адаптации ребенка к детскому саду позволяет создать программу коррекционной работы, которая в зависимости от характера имеющихся у детей сложностей может реализовываться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Психологическое консультирование педагогов на данном этапе проводится для ознакомления их с сутью проблем конкретного ребенка и оказания помощи в выработке индивидуального подхода в его обучении и воспитании. Работа с родителями детей, имеющих трудности в приспособлении к новой ситуации, может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. В целях оптимизации детско-родительских отношений и снижения уровня тревожности применяются совместные тренинговые
занятия, в которых участвуют и родители и дети. Индивидуальные консультации осуществляются по запросу родителей либо в том случае, если необходимы коррекционные мероприятия в отношении семьи «проблемного» ребенка. В конце учебного года проводится психолого-педагогический консилиум, посвященный подведению итогов работы по сопровождению адаптации детей к дошкольному учреждению, на котором определяются ее основные результаты и строится прогноз развития детей в следующей возрастной группе. Таким образом, психологическое сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду предполагает создание целенаправленной системы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (педагогов, представителей администрации, детей и их родителей) для обеспечения развития индивидуальности и личностного роста детей в условиях общественного воспитания. Психологическое сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, психопрофилактику и психокоррекцию, консультирование, методич е с к у ю и о р г а н и з а ц и о н н у ю р а б о т у. Психодиагностика в контексте психологического сопровождения адаптации детей к дошкольному учреждению нацелена на выявление возрастных и индивидуальных особенностей их приспособления к новой ситуации. Психопрофилактика направлена на сохранение психологического благополучия ребенка в образовательном учреждении и предупреждение нарушений адаптации и отклонений в развитии личности. Коррекционно-развивающая работа помогает преодолеть различные трудности, возникающие у дошкольников в процессе их привыкания к детскому саду. Консультирование педагогов и родителей предполагает
оказание помощи рекомендательного характера в связи с проблемами поведения, общения и эмоционального самочувствия ребенка. Методическая работа направлена на разработку развивающих программ и оптимизацию ус- ловий образовательной среды. Организационная работа пред полагает совершенствование управления педагогическим процессом. Таким образом, психологическое сопровождение адаптации детей к дошкольному учреждению должно носить комплексный характер и способствовать раскрытию индивидуальных возможностей адаптации каждого ребенка к новой социальной ситуации.


В раздел образования