Проектные технологии в преподавании английского языка в начальной школе. Ролево-игровые проекты.
Автор: Тенишева Эвелина Александровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 11 им.С.П.Дягилева Населённый пункт: г. Пермь Наименование материала: Статья Тема: Проектные технологии в преподавании английского языка в начальной школе. Ролево-игровые проекты. Раздел: среднее образование
Проектные технологии в преподавании английского языка в начальной школе.
Ролево-игровые проекты.
Выполнила:
Тенишева Эвелина Александровна,
учитель английского языка
МБОУ гимназии № 11 им. С.П.Дягилева.
Пермь, 2016
Обоснование выбранной темы: Принципиальным отличием современного подхода к
обучению в условиях введения ФГОС нового поколения является ориентация
стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под
результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти
знания в практической деятельности .
В связи с этим, первостепенной задачей всего курса иностранного языка мною
определено обучение говорению, т.е. практическому применению полученных
знаний в сфере коммуникации.
Основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское
действие.
Для решения этих задач оптимально подходит использование такой
инновационной технологии в обучении иностранному языку, как метод проектов,
выступающий достойной альтернативой классно-урочной системе.
Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление,
самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения
раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный
психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и
старшего помощника.
Учителю необходимо объяснить учащимся цель задания. Прежде всего, необходимо
изучить вместе с учениками памятку “Творческий проект – это интересно!”, в которой
даются советы о том, как лучше организовать работу над проектом. Учащимся нужно
помочь выбрать проект, который соответствует их интересам и уровню языковой
подготовки. Учащиеся имеют право предложить свой собственный проект, если ни
один из предложенных им не интересен.
Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем
случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и
объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над
проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а
презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Важно организовать работу
над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и
проявления творческого потенциала участников.
Особое внимание следует уделить презентации проекта, которая должна
осуществляться, как правило, на уроке на английском языке. При работе над первым
проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера.
Если в параллели несколько классов, можнопроект в качестве примера. Если в
параллели несколько классов, можно организовать выставку лучших проектов, чтобы
их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.
Очень важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные
условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого
необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы,
согласно их увлечениям итемпераменту. Необходимо убедить их использовать
разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку
иллюстраций и фотографий, а по необходимости – аудио или музыкальное
оформление.
Личностно-ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, проектные
методики в определенной степени позволяют решить проблему мотивации, создать
положительный настрой к изучению иностранного языка, когда дети учатся с
увлечением и раскрываются потенциальные возможности каждого ребенка.
Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках
программного материала практической значимости для школьника. Используя в своей
работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и
повторении учебного материала, а особенно при организации его практического
применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня
является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу
обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся
сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные
ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются
творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс
обучения и воспитания.
Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального
поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным
языком.
Метод проектов является составной частью обучения английскому языку школьников
на начальном этапе, так и при дальнейшем овладении им. Одной из главных задач
обучения иностранным языкам является решение такой важной проблемы, как
развитие самостоятельной работы учащихся, ориентирование их на активное
творческое усвоение материала, умение логично мыслить и оперативно принимать
самостоятельно решения. Как показывает опыт работы, уроки, посвященные
страноведческой тематике, способствуют поддержанию интереса у школьников к
предмету “иностранный язык”, совершенствованию у них речевых навыков и умений,
обогащению учащихся новой информацией о стране изучаемого языка. В ходе
подготовки к таким урокам повторяется страноведческий материал предыдущих лет
обучения, привлекаются источники, содержащие дополнительную информацию о
стране изучаемого языка, осуществляются межпредметные связи.
Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но отнюдь не
должно вытеснять ее. Проектное обучение активизирует деятельность учеников, так
как оно:
личностно-ориентировано;
самомотивируемо, и как результат, у учеников, по мере выполнения работы, возрастает
степень увлеченности ею;
позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты (продукт) своего
собственного труда.
Методический аспект проблемы метода проектов в обучении английскому языку
Виды проектов
В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода можно обозначит
следующие
виды
проектов:
исследовательские,
творческие,
ролево-игровые,
информационные, практико-ориентированные.
Рассмотрим каждый их них.
Исследовательские проекты.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры. Обозначенных целей,
обоснования актуальности предмета исследования для всех участников. Обозначения
источников
информации,
продуманных
методов,
результатов.
Они
полностью
подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к
подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация
актуальности принятой для исследования темы; определения проблемы исследования,
его
предмета
и
объекта;
обозначения
задач
исследования;
определение
методов
исследования источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной
проблемы,
определение
путей
её
решения;
обсуждение
полученных
результатов,
выводы,
оформление
результатов
исследования;
обозначение
новых
проблем
для
дальнейшего процесса исследования). Всё сказанное, разумеется, должно полностью
соответствовать
уровню
языковой
подготовки
школьников
определенного
этапа
обучения.
Творческие проекты:
Перед тем как рассмотреть данный вид проекта следует оговориться, что любой
проект
требует
творческого
подхода,
и
в
этом
смысле
любой
проект
можно
рассматривать
творческим.
При
выделении
данного
проекта
мы
исходим
из
доминирующего принципа.
Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов.
Они,
как
правило,
не
имеют
детальной
проработанной
структуры
совместной
деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь
принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В
данном
случае
следует
договориться
о
планируемых
результатах
и
форме
их
представления
(совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т.д.) Это
могут быть проблемы, связанные с содержанием, какого – то произведения, статьи,
фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика.
Оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в
виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения,
статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.
Ролево-игровые проекты.
В таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до
конца проекта. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные
характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут
быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или
деловые отношения,
осложняемые
ситуациями,
придуманные
участниками.
Результаты
таких
проектов
могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию.
Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-
таки остается ролево-игровая.
Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-
таки остается ролево-игровая.
Цель проекта, предмет информационного поиска, источник информации (средства
СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и
зарубежных партнёров и т.п.). Способы обработки информации (анализ, обобщение,
сопоставление
с
известными
фактами,
аргументированные
выводы);
результат
информационного
поиска
(статья,
аннотация,
реферат,
доклад,
видео
и
т.п.);
презентация (публикация, обсуждение в телеконференции и т.п.)
Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их
органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные проекты
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат
деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные
интересы самих участников (дизайн дома, школьного кабинета; проект зимнего сада и
т.п.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей
деятельности
его
участников
с
определённой
функцией
каждого
из
них,
чёткие
результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного
продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в
плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий,
в
организации
презентации
полученных
результатов
и
возможности
способов
их
внедрения в практику, а также организации систематической внешней оценки проекта.
По признаку предметно-содежательной области проекта можно выделить
монопроекты и межпредметные проекты.
Монопроекты
Как правило, такие проекты проводят в пределах одного учебного предмета. При
этом выбираются наиболее сложные и интересные разделы или темы программы,
например
в
курсе
иностранных
языков
это
темы
связанные
со
страноведческой,
социальной,
исторической
тематикой
и
т.п.
Разумеется,
работа
над
проектами
предусматривает применение знаний из других областей для решения той, или иной
проблемы.
Но
сама
проблема
лежит
в
русле
собственно
филологического,
лингвистического,
культурологического
знания.
Подобный
проект
требует
также
тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач
проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в
результате приобрести. Заранее планируется логика работы на каждом уровне по
группам (роли в группах распределяются учащимися)
Форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто
работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или
групповых проектов во внеурочное время.
Межпредметные проекты.
Межпредметные проекты выполняются, как правило, во внеурочное время. Это
могут
быть
небольшие
проекты,
затрагивающие
два-
три
предмета,
а
также
достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту
или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.
Такие
проекты
требуют
очень
квалифицированной
координации
со
стороны
специалистов, слаженной работы многих творческих групп.
Проектный метод в школьном образовании рассматривается как некая альтернатива
классно-урочной системе. Деятельность учащихся направлена на стремление к
самообучению и самосовершенствованию через активные способы действия. В курсе
иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного
материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом
практической значимости для ученика (человек и его окружение “Моя школа”, “Моя
страна” “Мой город” и т.д.) Каждый проект соотноситсяс определённой темой устной
речи. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся
требуется не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных
предметных знаний. Дети должны владеть определёнными интеллектуальными,
творческими и коммуникативными умениями. Меняется и роль учащихся в учении, т.е.
они становятся активными участниками процесса. Так как метод проекта предполагает
при реализации соблюдение определённого алгоритма и сочетания различных видов
деятельности, таким образом, на разных этапах осуществления проекта выполняется
соответствующий элемент проектной деятельности. Рассмотрим этот алгоритм работы.
Возьмём тему: “Россия на первый взгляд”. Так как тема очень объёмная, разбиваем её
на несколько подтем :
I этап. Начинание или целеполагание, подготовка.Деятельность учащихся.
Выявляют
проблемы.
Обсуждают задание. Уточняют информацию.
Деятельность учителя.
Объясняет цели проекта, мотивирует уч-ся, наблюдает.
II этап. Планирование.
Деятельность учащихся.
Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают
и обосновывают свои критерии успеха.
Деятельность учителя.
Помогает. Наблюдает.
III этап. Принятие решения (Исследование. Выбор методов проверки принятых
решений.)
Деятельность учащихся.
Работают с информацией. Выполняют исследования.
Деятельность учителя.
Наблюдает. Консультирует.
IV этап. Выполнение.
Деятельность учащихся.
Оформляют проект. Выполняют исследование. Работают
над проектом.
Деятельность учителя.
Направляет процесс, если это необходимо. Наблюдает.
V этап. Оценка результатов.
Деятельность учащихся.
Участвуют в коллективном самоанализе и самооценке.
Деятельность учителя.
Направляет процесс, если это необходимо. Наблюдает.
VI этап. Защита проекта.
Деятельность учащихся.
Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке
результатов проекта.
Деятельность учителя.
Участвует в коллективной оценке результатов проекта
Важное правило: каждый этап проекта должен иметь свой конкретный продукт.
После каждого урока (тренинга лексики, работы с текстом, высказываний и т.д.)
учащиеся отправляют в свою “копилку” необходимую информацию.
При организации работы над коллективным проектом выбирается консультант для
отслеживания хода и темпа выполнения запланированного. Во время защиты проекта
учащиеся демонстрируют уровень владения иностранным языком, представляется
ясная картина, чему ученик научился при изучении данной темы. Нужно помнить, что
суть проектной деятельности при изучении иностранного языка – это прежде всего
коммуникативная деятельность, включённая в другие виды деятельности.
Конечно, обучение методом проекта с одной стороны сложно оценить работу, т.к.
оценивается не объём освоенной информации, а её применение в деятельности для
достижения цели, поэтому я составила алгоритм оценивания работы.
Процесс проектирования
Интеллектуальная активность
Творчество Практическая деятельность
Умение работать в группе
Объём разработок и количество предлагаемых решений
Самооценка,
Оценка учащихся по группе.
Алгоритм оценивания проекта.
Оценка защиты.
Оформление
Представление
Ответы на вопросы учителя
Ответы на
вопросы ученика.
Учащиеся по классу, Учитель.
Применяя метод проекта, я увидела, что чаще приходится иметь дело со смешанными
типами проектирования т.к. они имеют признаки исследовательской и творческой
деятельности. Как видим, данная педагогическая технология требует значительных
ресурсных затрат (времени, материалов, информационных источников, консультантов
и пр.), не всегда предсказуем ожидаемый результат и обнаружив объективные причины
затруднений следует подумать о том, как избежать их в будущем, при удачной
реализации целенаправленно поработать на успешный конечный результат.
Результат мы можем увидеть и на “малоуспешных” учащихся. Пусть защита и не
блестящая, но для ребёнка индивидуальное продвижение к успеху, который, я считаю,
надо поддерживать.
Так как любой процесс должен быть логичным и последовательным, иметь результат,
напрашивается вывод, что если у ребёнка не формируются в полном объёме навыки
творческого подхода к работе, коммуникативные способности, познавательная
мотивация, то этот ученик не будет достаточно самостоятельным в дальнейшей
проектной работе. Поэтому я подхожу к формированию проектных умений
дифференцированно по уровням сложности: базовый уровень, продвинутый, высший.
Следовательно, эффективность использования проектного метода в практике обучения
иностранному языку высока по всем видам деятельности: увеличивается скорость
чтения, улучшается качество перевода текста, совершенствуются умения устной и
письменной речи, расширяется кругозор учащихся, развиваются коммуникативные
навыки, стремление самостоятельно добывать и использовать новые знания.
Итак, Проект – это пять “П”:
Проблема - Проектирование - Поиск информации - Продукт - Презентация.
В связи с возрастными особенностями обучающейся группы (начальная школа)
мною был выбран такой тип проекта как ролево-игровой. Характер проекта:
групповой (задействовано 100% учеников). Данный тип проекта, в частности,
был использован для урока контроля во 2 В классе в апреле 2015 года по теме
«Мы читаем сказки» с презентацией проекта «Теремок».
Целями урока при такой работе являются:
Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической
задачей;
Воспитательная – формирование личностных УУД через содержание учебного
материала;
Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных,
регулятивных (волевых) УУД
Дидактическая задача урока
Характеризует конечный результат урока, т.е., что и в какой степени должно
измениться, совершенствоваться в области знаний и умений у учащихся.
Ставится несколько дидактических (обучающих) задач:
Формирование УУД (универсальные учебные действия) в условиях решения учебных
задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником
информации, организационная деятельность).
Формирование УУД в условиях решения практических задач.
Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего
мира
Повторение (обобщение или систематизация).
Контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью
предметных, метапредметных умений.
Ролево-игровой проект «Теремок»
Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках
программного материала практической значимости для школьника. Используя в своей
работе проектную методику, я пришла к выводу, что при обобщении, закреплении и
повторении учебного материала, а особенно при организации его практического
применения этот метод очень эффективен. Особенно привлекательным для меня
является тот факт, что проектное обучение активно влияет на мотивационную сферу
обучаемого. Очень важно также и то, что в работе над проектом дети учатся
сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные
ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать; формируются
творческие способности и активность обучаемых, т.е. идет неразрывный процесс
обучения и воспитания.
Наш проект готовился в течение недели (в т.ч. 4 академических часа), не имел готового
сценария и составлялся с «нуля».
4 урока по подготовке к проекту были использованы следующим образом:
I этап. Начинание или целеполагание, подготовка. Деятельность учащихся: выявляют
проблемы, обсуждают задание. Необходимо выбрать (придумать) себе персонажа
сказки, а также выбрать тему для монологического высказывания – это
дополнительное задание к проекту, направленное на подготовку к переводной
аттестации в конце года. Предлагалось выбрать одну из шести пройденных тем,
утвержденных для переводной аттестации: «О себе», «Моя семья», «Моя любимая
игрушка», «Кем ты хочешь стать?», «В зоопарке» и «Спорт».
II этап. Планирование.
Деятельность учащихся. Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают и
обосновывают свои критерии успеха.
III этап. Принятие решения. Исследование. Деятельность учащихся.
Работают с
информацией. Выполняют исследования (в нашем случае составляют высказывание по
выбранной теме, в соответствии с выбранным персонажем).
IV этап. Выполнение. Деятельность учащихся.Оформляют проект. Работают над
проектом.
Продумывают образ, характер, готовят костюмы, демонстрационные материалы. Учат
роль.
V этап. Оценка результатов. Деятельность учащихся.
Участвуют в коллективном
самоанализе и самооценке.
Последний этап работы вынесен на открытый урок, а именно:
VI этап. Защита проекта. Деятельность учащихся. Представляют проект. Участвуют в
коллективной оценке результатов проекта.
В конечном варианте (с учетом ограниченности по времени проведения урока – 45
мин.) кроме повседневных фраз и выражений нашли отражение все учебные темы,
пройденные к сегодняшнему дню, а именно: «Мы читаем сказки», «О себе», «Моя
семья», «Мир вокруг меня», «Игры и игрушки», «Спорт и спортивные игры»,
«Животные», «Кем ты хочешь стать?».
Проект включает в себя 6 полных монологических высказываний, которые могут
служить образцами при подготовке к переводной аттестации,
1.О себе. (Лиса).
2.Моя семья. (Мини-проект «Family Tree» - Мышка).
3.Мой любимый спорт. (Лягушка).
4.Моя любимая игрушка. (2 рассказа – 2 собачки).
5.Кем ты хочешь стать? (Медведь).
и динамическую паузу, представленную зарядкой на английском языке (Кролики).
Сейчас ученики перешли в 3 класс, и в дальнейшем использовать данную методику
планируется, например, при проведении заключительно-обобщающих занятий по теме
«Одежда» («Сlothing») в составлении ролевого проекта «At the Shop» В магазине.
Сформированные в начальной школе с использованием данного метода универсально-
учебные действия, в первую очередь, коммуникативные, получат дальнейшее развитие
и в пятом классе, например, мною в прошлом году были частично опробован ролевой
проект «На приеме у врача» в рамках учебной темы «Health and Body Care»
«Здоровье».
Подобная преемственность, на мой взгляд, помогает не только развивать творческие
способности учащихся, делает их более уверенными в коммуникации, повышает
способность вступать в иноязычное общение, но и мотивирует их на это самое
общение. Использование ролево-игровых проектов в обучении английскому языку в
начальной школе позволяет подготовить учеников к работе в средней школе над
другими видами проектов, такими, как исследовательскими, творческими,
информационными и практико-ориентированными.
Список литературы:
О.В.Кутепова «Особенности обучения иностранному языку в начальной
школе» статья
Байдурова Л.А., Шапошникова Т.В. Метод проектов при обучении учащихся двум
иностранным языкам / Л.А. Байдурова, Т.В. Шапошникова // Иностр. языки в школе. –
2002. – № 1. – С. 5-11.
Бим И.Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным
языкам / И.Л. Бим // Иностр. языки в школе. – 2001. – № 4. – С. 5-8.
Биржнёва М.А, Проектирование в работе с одарёнными детьми младшего школьного
возраста. // Начальная школа. – 2007.- №3
Богданова Ю.Г. Использование творческих видов неречевой деятельности на уроках
английского языка на раннем этапе обучения. // Актуальные проблемы раннего
обучения английскому языку на современном этапе. Под. Ред. Гужвинской Е.Р. –
Астрахань. – 2008.
Ганжа Е. А. Использование проектной методики на уроке английского языка с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста. // Интернет – ресурсы – 2009.
Душеина Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. // Иностранные
языки в школе. – 2005.-№5
Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская и др. «Настольная книга преподавателя иностранного
языка». Справочное пособие. Минск «Высшая школа», 2000г.
Г.А.Китайгородская «Методика интенсивного обучения иностранным языкам». – М.,
1982.
Е.И.Пассов «Урок иностранного языка в средней школе».- Москва «Просвещение»
1988г.
Халзакова Л. А. Модель формирования самообразовательной компетентности учителя
английского языка [Текст] / Л. А. Халзакова // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С.
423-427.
Нигай Л. С. Использование ИКТ для формирования коммуникативной компетентности
на уроках английского языка [Текст] / Л. С. Нигай // Педагогическое мастерство:
материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013.
— С. 117-119.