Напоминание

Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с психолого-педагогическими требованиями ФГОС ДО


Автор: Кочергина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Ягодка"
Населённый пункт: Нижегородская область, р.п.Большое Мурашкино
Наименование материала: Статья
Тема: Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с психолого-педагогическими требованиями ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Способы и направления поддержки детской инициативы в соответствии с психолого-педагогическими требованиями ФГОС ДО Материал подготовила воспитатель: Кочергина Н.А. В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Что же такое детская инициатива? Предлагаю обсудить это всем вместе игровым методом «Светофор» У каждого участника находится две карточки – красная и зеленая. Условимся, что красная означает несогласие, зеленая-согласны. Я озвучиваю разные качества ребенка. Нам нужно выбрать из них те, которые подходят к инициативной личности. Если представим ребенка как цветок, то пронаблюдаем, как он распустится, если в нем есть инициативные качества.
Р

а

з

в

и

т

а

я

э

м

о

ц

и

о

н

а

л

ь

н

о

-

в

о

л

е

в

а

я

с

р

е

д

а

Р

а

з

в

и

т

а

я

э

м

о

ц

и

о

н

а

л

ь

н

о

-

в

о

л

е

в

а

я

с

р

е

д

а

Б

о

я

з

н

ь

п

о

р

и

ц

а

н

и

я

,

н

а

к

а

з

а

н

и

я

Б

о

я

з

н

ь

п

о

р

и

ц

а

н

и

я

,

н

а

к

а

з

а

н

и

я

З

а

м

к

н

у

т

о

с

т

ь

З

а

м

к

н

у

т

о

с

т

ь

П

р

о

и

з

в

о

л

ь

н

о

с

т

ь

п

о

в

е

д

е

н

и

я

П

р

о

и

з

в

о

л

ь

н

о

с

т

ь

п

о

в

е

д

е

н

и

я

П

а

с

с

и

в

н

ы

й

П

а

с

с

и

в

н

ы

й

С

а

м

о

с

т

о

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

С

а

м

о

с

т

о

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

О

б

щ

и

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

О

б

щ

и

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

С

т

р

е

м

л

е

н

и

е

к

с

а

м

о

р

е

а

л

и

з

а

ц

и

и

С

т

р

е

м

л

е

н

и

е

к

с

а

м

о

р

е

а

л

и

з

а

ц

и

и

О

т

с

у

т

с

т

в

и

е

т

в

о

р

ч

е

с

к

о

г

о

в

о

о

б

р

а

ж

е

н

и

я

О

т

с

у

т

с

т

в

и

е

т

в

о

р

ч

е

с

к

о

г

о

в

о

о

б

р

а

ж

е

н

и

я

Т

в

о

р

ч

е

с

к

и

й

п

о

д

х

о

д

к

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

Т

в

о

р

ч

е

с

к

и

й

п

о

д

х

о

д

к

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

Н

е

с

а

м

о

с

т

о

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

Н

е

с

а

м

о

с

т

о

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

П

о

з

н

а

в

а

т

е

л

ь

н

а

я

а

к

т

и

в

н

о

с

т

ь

П

о

з

н

а

в

а

т

е

л

ь

н

а

я

а

к

т

и

в

н

о

с

т

ь

О

ж

и

д

а

н

и

е

у

к

а

з

а

н

и

й

в

о

с

п

и

т

а

т

е

л

я

О

ж

и

д

а

н

и

е

у

к

а

з

а

н

и

й

в

о

с

п

и

т

а

т

е

л

я

По определению в «Советском энциклопедическом словаре», инициатива — (от латинского initium — начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчиво сти; руководящая роль в каких-либо действиях Задачу формирования активной, само стоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками начиная с раннего возраста. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает
содержательность интересов
. Детская инициатива проявляется в свободной деятельно сти детей по выбору и и н т е р е с а м . Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами. Иначе говоря, дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей: — проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности; - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребенок способен к волевым усилиям; - пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; — способен к принятию собственных решений. ФГОС ДО в основу программы ставит конструирование социальной ситуации, которая способствует поддержке индивидуальности и детской инициативы каждого ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) нацеливает п е д а г о г о в н а ре а лизацию т акой о б р а з о в а т е л ь н о й программы, освоение которой мотивирует ребенка к познанию и т в о р ч е с т в у, ч т о является основополагающей ценностной установкой современного быстро трансформирующегося мира. И ФГОС ДО говорит, как это делать, – создавать условия для свободного выбора детьми различных видов деятельности, форм совместности, а также для принятия ими решений, выражения своих чувств и мыслей. А установление доброжелательных отношений в группе детей и за ее границами (между педагогами и родителями) обеспечивает эмоциональное благополучие каждого ребенка, овладение культурными средствами деятельности и способами коммуникации, поддержку образовательных инициатив семьи в развитии культурных практик совместного познания, чтения, продуктивной деятельности, игры. Взрослый (педагог, родитель) – посредник между детьми и культурой – способен поддержать самоопределение ребенка. Сотрудничество детей и взрослых происходит в игре, продуктивной деятельности, общении и других ситуациях. Ребенок как субъект любого вида деятельности по своей инициативе проявляет избирательный интерес к объекту (предмету или явлению действительности) и желание действовать с ним. Инициативность
трансформируется в собственно деятельность ребенка, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
предметно-развивающая

среда

должна

быть

разнообразна

по

своему содержанию. Например, в центре искусства, один ребенок

будет

рвать

бумагу,

а

другой

вырежет

из

нее

ножницами

замысловатую

фигурку.

Должно

быть

отведено

время

на

занятия

по

выбору



так

дети

учатся

сознательно

делать

выбор и реализовывать свои интересы и способности. Умение

детей

осуществлять

выбор,

решать

проблемы,

взаимодействовать

с

окружающими

людьми, ставить и достигать цели- все это является наиболее важным для освоения

образовательной программы в ДОУ.

образовательная

и

игровая

среда,

должна

стимулировать

развитие

поисково-

познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко

запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок

что-то

делал

сам:

ощупывал,

вырезал,

строил,

составлял,

изображал.

Дети

должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение

новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.

содержание развивающей среды должно учитывать индивидуальные особенности

и

интересы

детей

конкретной

группы.

Это

значит,

что

все

материалы

и

оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер способствуют развитию

каждого из детей, и что предлагаемые виды деятельности учитывают разброс

уровней развития разных детей

Не все дети занимают активную позицию, не могут определиться с видом

деятельности и тогда задача воспитателя оказать помощь.

Важно наличие партнерской позиции взрослого, взаимное

уважение между воспитателями и детьми. Когда педагоги

проявляют

уважение

к

каждому

ребенку

в

группе,

дети

учатся

принятию

всех

остальных

детей



и

тех,

кто

отлично рисует, и тех, кто медленно бегает и даже детей

с

необычным

и

конфликтным

поведением.

Когда

дети

видят

и

чувствуют,

что

каждого

из

них

принимают

и

уважают,

они

начинают

ощущать

себя

комфортно

и

могут

вести

себя

свободно,

в

соответствии

с

собственными

интересами,

делать

выбор, т.е. проявлять инициативу.

Задача

воспитателя



создание

ситуации,

побуждающей

детей

активно

применять свои знания и умения, нацеливать на поиск новых творческих решений.

Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, лучше дать

совет,

задать

наводящие

вопросы,

активизировать

имеющийся

у

ребенка

прошлый опыт, нацеливать на поиск нескольких вариантов решения, тем самым


вызывать у детей чувство радости и гордости от успешных инициативных

действий.

Это могут быть проблемные ситуации и предметы, побуждающие детей к инициативе:

сломанные игрушки, зашифрованные записи, посылки, письма.
Однако полноценной развивающей среды и партнерской позиции взрослого, о которых говорилось выше, не достаточно, чтобы поддержать инициативу. Здесь важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих инициатив.

По мнению исследователей…

(С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин)

Разные

виды

деятельности,

являются

главными

факторами

формирования

инициативности

как

личностного

качества.

Каждая

деятельность

оказывает

своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Так, игра способствует развитию активности и инициативы, в трудовой деятельности

заложены

благоприятные

возможности

для

формирования

целенаправленности

и

осознанности

действий,

настойчивости

в

достижении

результата,

в

продуктивных

видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к

поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно

самостоятельность

репродуктивного

характера

сменяется

на

инициативность

с

элементами

творчества,

повышается

уровень

осознанности,

самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.


ПОДДЕРЖКА ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ





Способы поддержкидетской инициативы

в освоении образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

3 - 4 года
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность • Создавать условия для реализации собственных планови замыслов каждого ребенка • Рассказывать детям об их реальных, а также возможныхв будущем достижениях • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей • Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширятьее сферу • Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей • Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости • В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относитьсяк затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе • Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики ТОЛЬКО игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность
4 - 5 лет
Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира • Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду • Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться») • Обеспечить условия для музыкальной импровизации, пенияи движений под популярную музыку • Создать в группе возможность, используя мебель и ткани, создавать «дома», укрытия для игр • Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка и только «с глазу на глаз», а не на глазах у группы • Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность • Соблюдать условия участия взрослого в играх детей:дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми • Привлекать детей к украшению группы к праздникам, обсуждая разные возможности и предложения • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого,не навязывая им мнения взрослых • Привлекать детей к планированию жизни группы на день

5 – 6 лет
Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям:выражать радость при встрече; использовать ласкуи теплое слово для выражения своего отношенияк ребенку • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей • Поощрять желания создавать что-либопо собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу) • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры • Привлекать детей к планированию жизни группына день и на более отдаленную перспективу • Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п. • Создавать условия и выделять времядля самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам
6 – 8 лет
Приоритетная сфера инициативы – научение • Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилийи указанием возможных путей и способов совершенствования продукта • Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы:повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. • Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности • Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников • Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые естьу каждого • Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его результатами • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей • При необходимости помогать детям в решении проблемпри организации игры • Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожеланияи предложения • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детейпо интересам

в освоении образовательной области

«Речевое развитие»

3 - 4 года
Приоритетная сфера инициативы – продуктивная деятельность • Создавать условия для реализации собственных планови замыслов каждого ребенка • Рассказывать детям об их реальных, а также возможныхв будущем достижениях • Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей • Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширятьее сферу • Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей • Поддерживать стремление научиться делать что-то и радостное ощущение возрастающей умелости • В ходе занятий и в повседневной жизни терпимо относитьсяк затруднениям ребенка, позволять ему действовать в своем темпе • Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Использовать в роли носителей критики ТОЛЬКО игровые персонажи, для которых создавались эти продукты. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности • Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям • Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, проявлять деликатность и тактичность
4 - 5 лет
Приоритетная сфера инициативы – познание окружающего мира • Поощрять желание ребенка строить первые собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, проявлять уважение к его интеллектуальному труду • Создавать условия и поддерживать театрализованную деятельность детей, их стремление переодеваться («рядиться») • Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им сюжеты игры. Развивающий потенциал игры определяется тем, что это самостоятельная, организуемая самими детьми деятельность • Соблюдать условия участия взрослого в играх детей:дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие; сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют дети, а не педагог; характер исполнения роли также определяется детьми • Побуждать детей формировать и выражать собственную эстетическую оценку воспринимаемого,не навязывая им мнения взрослых • Привлекать детей к планированию жизни группы на день
5 – 6 лет
Приоритетная сфера инициативы – внеситуативно-личностное общение • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям:выражать радость при встрече; использовать ласкуи теплое слово для выражения своего отношенияк ребенку • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей • При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры • Привлекать детей к планированию жизни группына день и на более отдаленную перспективу • Обсуждать выбор спектакля для постановки, песни, танца и т.п.
• Создавать условия и выделять времядля самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам
6 – 8 лет
Приоритетная сфера инициативы – научение • Вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилийи указанием возможных путей и способов совершенствования продукта • Спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы:повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т.п. • Рассказывать детям о трудностях, которые вы сами испытывали при обучении новым видам деятельности • Создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников • Обращаться к детям с просьбой показать воспитателю и научить его тем индивидуальным достижениям, которые естьу каждого • Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей • При необходимости помогать детям в решении проблемпри организации игры • Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовать их пожеланияи предложения • Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детейпо интересам

в освоении образовательной области

«Познавательное развитие»

3 - 4 года:
• Использовать в работе с детьми формы и методы, побуждающие детейк различной степени активности • Проводить индивидуальные беседы познавательной направленности
4 - 5 лет:
• Создавать условия для проявления познавательной активности детей • Использовать в работе с детьми методы и приемы, активизирующие детей на самостоятельную поисковую деятельность (детское экспериментирование) • Поощрять возникновение у детей индивидуальных познавательных интересов и предпочтений, активно использовать их в индивидуальной работе с каждым ребёнком
5 - 8 лет:
• Развивать и поддерживать активность, инициативностьи самостоятельность в познавательной (поисковой) деятельности • Поощрять и поддерживать индивидуальные познавательные интересыи предпочтения
в освоении образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие»

2 - 3 года:
• По указанию ребенка создавать для него изображения или лепку, другие изделия • Содержать в открытом доступе изобразительные материалы • Поощрять занятия изобразительной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка
3 - 4 года:
• Всегда предоставлять детям возможности для реализацииих замысла
4 - 5 лет:
• Читать и рассказывать детям по их просьбе, включать музыку
5 - 8 лет:
• Устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ • Организовывать концерты для выступления детей и взрослых

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ ДЛЯ СТИМУЛЯЦИИ

ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.
1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его отказ от высказывания оценок и критики в адрес ребенка способствуют свободному проявлению дивергентного мышления (его характеризуют быстрота, гибкость, оригинальность, точность). 2. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности. 3. Поощрение высказывания оригинальных идей. 4. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем. 5. Обеспечение возможностей для упражнения и практики. Широкое использование вопросов дивергентного типа применительно к самым разнообразным областям. 6. Предоставление детям возможности активно задавать вопросы. 7. Планомерное обогащение жизненного опыта детей. 8. Совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта. 9. Своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей. 10. Активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре новых знаний, способов решения игровых задач, способствующего вступлению детей во взаимодействие друг с другом.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ДЕТСКОЙ

ИНИЦИАТИВЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
1.Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной. 2.Инициатива — первый шаг к творчеству. Для ее подавления достаточно одного слова или взгляда, а чтобы возродить — годы. Понаблюдайте за тем, что ребенок делает с интересом (играет в солдатики, разбирает машинки, рисует узорчики на тетрадях и т.д.). Даже если это увлечение вам кажется бесполезным, поддержите его. Помогите организовать эту деятельность (купите книги по данной теме, поищите информацию в Интернете и т.д.). Только то, что делается с интересом, по-настоящему продуктивно. Если вы поощряете интерес ребенка, он быстрее прислушается к вашим требованиям. 3.Настоящая творческая деятельность бескорыстна, поэтому не ждите мгновенных результатов. Главный критерий успешности деятельности — н а л и ч и е с т о й к о г о и н т е р е с а к н е й . Будьте терпимы к ошибкам ребенка. Не стоит доделывать за него, остерегать от ошибок, говорить о том, что могло быть лучше. Критика возможна только, когда ребенок достаточно уверен в себе. 4.Оставляйте ребенка одного, чтобы у него была возможность заниматься своими делами или, как вам кажется, ничего не делать. Постоянная целенаправленная деятельность, в которую включен ребенок, не оставляет места для наблюдения, размышления, творчества. 5.Наблюдайте за ребенком, подмечайте моменты его собственного авторства, помогите ему осознать свою индивидуальность и научите ценить себя как творческую личность. 6.Собственный пример родителей заразителен, но не стоит сравнивать ребенка с собой («вот я в твои годы» и т.д.). Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка — недосягаемая крепость, а возможные недостатки вызывают стремление исправить их, превзойти. 7. Помогите ребенку «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамки для рисунков и выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д. Для ребенка важна оценка его деятельности родителями.
Родительская

улыбка,

одобрительный

взгляд,

внимательный

поворот

головы,

восторженный

рассказ

о

достижениях

своего

ребенка по телефону родственникам — то, ради чего дети способны


рисовать, строить, лепить, в общем — творить. Не скупитесь на

знаки внимания!


В раздел образования