Автор: Кондрашова Оксана Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ№1 Населённый пункт: Город Санкт -Петербург, Колпино. Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Проект ко Дню Победы" Раздел: дошкольное образование
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1
Колпинского района Санкт-Петербурга.
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Группа « Светлячки». Воспитатель: Кондрашова Оксана Юрьевна.
Педагогический проект
«Этот день Победы!»
1941-1945г.г.
Этих дней не смолкнет слава,
Вознесутся имена
Всех солдат могучих, бравых, не боявшихся огня,
Из фашистских автоматов, самолетов и машин.
Помним мы вас всех, ребята,
Несмотря на пост и чин.
Вы войну остановили, жизни дав свои взамен.
За свободу! За Россию!
Благодарны всем вам, всем!
Этих дней не смолкнет слава
Дней сражений, дней побед.
Прогреми же величаво
День победы
на весь свет!
Александр Благов
Введение
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни
гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война -
это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек. Многие, из которых продолжают еще жить рядом с нами, -
подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и
признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для
формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан
Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового
демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и
проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в
вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В, Парамонова
Л.А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война
это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа,
защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой
Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в
дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного
образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою
Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических
качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных
методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения
и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект «Этот День Победы!» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории
Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои
представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской
деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной
войны.
Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный
образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования:
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Название проекта «Этот день Победы!»
Результаты анкетирования родителей и анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей России в
период ВОВ определили проблемное поле:
1.
Большинство
опрошенных
родителей
считают,
что
патриотическим
воспитанием
должны
заниматься
в
основном
образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум
внимания;
2. Недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней:
Недостаточность материала об условиях жизни людей в этот период;
Недостаточность материалов о героях ВОВ нашего города
У детей не сформированы представления о ВОВ, о подвигах советских солдат.
Цель
Развитие
у
старших
дошкольников
гражданской
позиции,
патриотических
чувств,
любви
к
Родине
на
основе
расширения
представлений
детей
о
победе
защитников
Отечества
в
Великой
Отечественной войне
Задачи
Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной
войне: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и
т.д.
Наладить
взаимодействие
с
родителями
в
воспитании
у
дошкольников
патриотических
чувств,
через
художественную
литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и
художественно-эстетического воспитания.
Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за
свой народ, любовь к родине.
Познакомить с именами героев России, их подвигами во время
Великой Отечественной войны, зарождая в детях чувство гордости,
уважения и любви к своим соотечественникам.
Показать, как русский народ помнит и чтит память героев Великой
Отечественной войны.
Приобщать
к
словесному
искусству,
развивать
художественное
восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными
произведениями о войне.
Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество,
знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны
и Днём Победы.
Воспитывать
любовь
и
уважение
к
ветеранам
Великой
Отечественной войны, желание заботиться о них.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
Погружение в проблему. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация
детей и родителей к предстоящей деятельности.
Этап планирования отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей,
организация деятельности родителей.
Осуществление деятельности по решению проблемы
Создание предметно-развивающей среды.
Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка.
Работа по обогащению игрового опыта ребёнка.
Оформление результатов
Оформление стенгазеты «С днем Победы!».
Оформление выставки поделок «Спасибо, что живем».
Чтение детьми стихов и рассказов на тему войны.
Оформление альбомов: «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны».
Изготовление открыток для ветеранов
Подготовка сценария итогового мероприятия «Праздник День Победы!»
Описание продукта, полученного в результате проекта:
Стенгазета «С днем Победы!»» (дети вместе с родителями помещают информацию о своих родственниках, участниках
боевых действий).
Выставка поделок «Спасибо, что живем» (семейные поделки выполняются в любой технике).
Чтение стихов (дети под руководством своих родителей разучивают понравившиеся произведения о ВОВ).
Альбомы «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны».
Поздравительные открытки ветеранам ВОВ .
Итоговое мероприятие «Праздник День Победы!»
Вид проекта : информационно-практико-ориентированный.
Состав участников : Дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, сотрудники музея
истории «Ижорских заводов» (военный зал).
Интеграция образовательных областей
Название образовательной области
Содержание
Задачи
“Социально-коммуникативное развитие”:
Коммуникативные игры: «Поводырь»,
« С л у ж и л и
д в а
т о в а р и щ а » ,
«Медицинские
сестры»,
«Перенести
раненого».
С ю ж е т н о
–
р о л е в ы е
и г р ы :
«Разведчики», «Госпиталь».
Экскурсии
в
городской
музей
г.
Колпино,
к
мемориалам
-
«Вечный
огонь» и «Стелла» Колпино – Город
Герой»
Итоговое мероприятие «Праздник День
Победы
р а з в и в а т ь
и г р о в у ю
деятельность детей;
побуждать
детей
к
игровой
деятельности через знакомство
с подвигами советских солдат и
тружеников тыла;
формировать
у
детей
умение
творчески
развивать
сюжет
игры
используя
предметы
заместители;
формировать
умения
детей
р е а л и з о в ы в а т ь
з а м ы с е л
сюжета;
учить
соблюдать
ритуалы
у
памятников и обелисков.
“Познавательное развитие”:
Рассматривание
выставки
фотографий
памятников бойцам ВОВ.
Рассматривание альбома «Дети - герои
войны».
Рассматривание
иллюстраций
и
фотографий на полях сражений.
Рассматривание
альбома
ордена
и
медали ВОВ.
Д/И «Кто шагает на параде?».
формировать
представления
детей о событиях ВОВ;
познакомить детей с понятиями
“война”,
“фронт”,
“ т ы л ” ,
“ветераны”, “победа”;
формировать
представления
детей
о
разных
родах
войск
“ п е х о т а ” ,
“ т а н к и с т ы ” ,
“моряки”, “летчики”.
“Речевое развитие”:
Дидактические
игры:
«Назови
рода
войск», «Кому, что нужно?» «Что для
чего»
(закрепление
знаний
детей
предназначений
предметов
военного
времени),
«Скажи
наоборот»,
«Кто
больше
назовет
качеств
героя»,
«Чья
форма?».
Настольно-печатная
игра
«Вещи
военного времени».
Знакомство и разучивание пословиц и
поговорок
о
войне,
чести,
доблести,
славе.
З н а ко м с т в о
с
х уд о ж е с т в е н н о й
литературой:
Ю.
Яковлев
«Как
Сережа
на
войну
ходил»,
К.Паустовский
«Стальное
колечко»,
И.
Туричин
« К р а й н и й
развивать связную речь;
активизировать словарь детей,
закреплять звукопроизношение
с л о в :
« б о е ц » ,
« с о л д а т » ,
«фронт»,
«тыл»,
«снаряды»,
«поле
боя»
« ке р о с и н о ва я
лампа», «примус», «этажерка»,
«радиоприемник»,
«граммофон»,
«гимнастерка»,
« ш и н е л ь » ,
« ф л я ж к а » ,
«котелок». и т.д.;
у ч и т ь ,
с а м о с т о я т е л ь н о
придумать рассказ с опорой на
иллюстрации.
случай»,
Н.
Ходза
«Дорога
жизни»,
С . Я .
М а р ш а к «Мальчик
из
села
Поповки».
Разучивание и чтение стихов о войне , о
Победе.
Итоговое мероприятие «Праздник День
Победы
“Художественно-эстетическое развитие”:
Прослушивание песен военных лет, о
войне.
Рассматривание иллюстраций и
фотографий на полях сражений,
альбома «Ордена и медали ВОВ».
Рисунок
на
темы:
«Салют
над
городом», «Парад Победы».
Конструирование из бумаги «Цветы к
памятнику»
Изготовление поделки (с родителями)
в любой технике на тему «Спасибо,
ч т о
ж и в е м »
д л я
о р г а н и з а ц и и
выставки.
Изготовление открыток для ветеранов.
Итоговое
мероприятие
«Праздник
День Победы
п од в е с т и
к
в о с п р и я т и ю
художественных
произведений
о войне;
у ч и т ь
э м о ц и о н а л ь н о
и
выразительно
читать
стихи
о
войне;
развивать
эмоциональную
сферу
личности
в
процессе
музыкальной деятельности;
р а зв и ват ь
п р од у к т и в н у ю
деятельность детей.
“Физическое развитие”:
Спортивное соревнование «На защите
Родины»
Эстафета «Полоса препятствий»
Подвижная игра «Шагаем на параде».
Спортивное упражнение «Салют»
Итоговое мероприятие «Праздник День
Победы»
Развивать физические качества,
через подвижные,
коммуникативные, сюжетно-
ролевые игры, эстафеты.
Организационные формы работы над проектом
Непосредственно образовательная деятельность
«Что такое война?»
«Дети войны»
«Наши герои»
«Что за праздник День Победы?»
Экспериментирование,
Моделирование
Моделирование ситуаций в коммуникативных играх:
«Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские
сестры», «Перенести раненого»;
подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса
препятствий», в сюжетно-ролевых играх: «Разведчики»,
«Госпиталь», «Парад».
Игра
дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что
нужно?»,
«Что
для
чего»,
«Скажи
наоборот»,
«Кто
больше
назовет
качеств
героя»,
«Чья
форма?»,
«Кто
шагает на параде?»;
коммуникативные
игры
«Поводырь»,
«Служили
два
товарища»,
«Медицинские
сестры»,
«Перенести
раненого»;
подвижные
игры
«Шагаем
на
параде»,
«Полоса
препятствий»;
сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь»,
«Парад».
Самостоятельная работа детей
Рисунок на темы: «Медали и ордена», «Парад Победы».
Конструирование из бумаги «Цветы к памятнику»
Изготовление открыток для ветеранов.
Взаимодействие с родителями
изготовление папки-передвижки «Дети –войны»
оформление подборки рассказов “Детям о войне”;
разучивание стихотворений с детьми;
помощь в организации предметно-развивающей среды,
посещение с ребёнком музеев;
домашний просмотр фильмов о ВОВ,
подбор материалов для стенгазеты
подготовка работ для выставки поделок «Спасибо, что
живем!».
Форма проведения презентации
В рамках проекта подготовлены выставка детского рисунка, посвященного ВОВ, выставка поделок, изготовленных детьми и
их родителями, изготовлены поздравительные открытки ветеранам.
Выпущена стенгазета «С Днем Победы!»».
Итоговое мероприятие «Праздник День Победы!»
Мы родились, когда все было в прошлом,
Победе нашей не один десяток лет,
Но как нам близко то, что уже в прошлом.
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
И каждый год душа болит, рыдает,
Когда нам память выдает слова.
Дух праздника в воздухе витает,
А на глазах печали пелена.
Спасибо вам, что мы войны не знали,
Что мы не слышим шума страшных лет,
Что вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!
Пусть помнят все про подвиг вашей жизни,
Пусть люди помнят ваши имена.
И пусть умолкнут войны, что есть в мире
В тот день, когда черемуха цвела.
Да, - это праздник вашей седины,
Вы пережили много бед.
Поклон нижайший, до самой земли,
Дай Бог вам, ветераны, долгих лет!