Формирование умения решать задачи в начальной школе
Автор: Крючина Лариса Викторовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ №4 МР Мелеузовский район Республика Башкортостан Населённый пункт: город Мелеуз Наименование материала: Статья Тема: Формирование умения решать задачи в начальной школе Раздел: начальное образование
Крючина Лариса Викторовна,
учитель начальных классов
МОБУ СОШ №4
МР Мелеузовский район
Республика Башкортостан
Тема:
Формирование умения решать задачи
в начальной школе
Значительное место в содержании курса математики начальных классов
отводится решению текстовых задач. Известно, что решение текстовых задач
представляет большие трудности для учащихся.
Работа по формированию умения решать задачи начинается с первых
дней обучения в школе. Первые шаги при решении простых задач, казалось
бы,
не
вызывают
у
учащихся
затруднений.
Однако
в
дальнейшем
самостоятельное решение составных задач оказывается не по силам многим
ученикам.
Причина же возникающих затруднений состоит, прежде всего, в том, что у
учащихся не сформировано в достаточной мере умение анализировать текст
задачи.
Поэтому с 1 класса параллельно с выработкой вычислительных навыков
ведется
целенаправленная
работа
по
знакомству
школьников
с
текстовой
задачей.
При
этом
существенным
является
не
отработка
умения
решать
определенные
виды
текстовых
задач,
а
приобретения
опыта
в
анализе
различных текстовых конструкций, формирование умения представлять их в
виде
схематических
моделей,
усвоение
структуры
задачи
и
осознание
процесса ее решения. Средством организации этой деятельности могут быть
специальные
обучающие
задания,
включающие
методические
приемы
сравнения,
выбора,
преобразования,
конструирования.
Для
приобретения
опыта в анализе текстов задач используется прием получения текста задачи
из условия и вопроса, и сравнения текстов задач.
Данную
работу
на
уроке
целесообразно
построить
фронтально.
Это
создает условия для обслуживания ответов детей и для включения их в
активную мыслительную деятельность.
В качестве примера приведу фрагмент урока во 2 классе.
Тема: Решение задач
Цель:
научить
детей
выполнять
анализ
текстовых
задач,
выявлять
взаимосвязи
между
условием
и
вопросом,
данными
и
искомыми
и
представлять эти связи в виде схематических моделей.
Ход урока.
На доске записано название темы: «Решение задач».
- Посмотрите, как называется тема нашего урока.
- Что такое задача?
- Соедините вопрос с условием, чтобы получилась задача.
1. В пруду плавали 9 гусей и 6 уток.
2. В пруду плавали 8 уток.
3. В пруду плавали 12 уток, а гусей на 3 больше.
Сколько гусей плавали в пруду?
При соединения первого условия и предлагаемого вопроса задача не
получится.
Измените вопрос таким образом, чтобы полученный текст стал задачей.
«В пруду плавали 9 гусей и 6 уток. Сколько всего птиц плавало в пруду?»
Решите задачу самостоятельно.
При соединении второго условия и предлагаемого вопроса задача не
получится.
-
Дополните
условия
таким
образом,
чтобы
вопрос
задачи
имел
непосредственное отношение к условию.
«В пруду плавали 8 уток, а гусей на 2 больше. Сколько гусей плавало в
пруду?».
- Решите задачу самостоятельно.
- Назовите решение каждой из задач.
- Измените вопрос последней задачи так, чтобы она решалась в два
действия.
Сформулируйте задачу.
«В пруду плавали 12 уток, а гусей на 3 больше. Сколько всего птиц
плавало в пруду?».
- Начертите отрезок, который можно обозначить число гусей, если число
уток обозначено отрезком АВ.
- Отметьте на схеме отрезок, который обозначает 3 гуся.
- Отметьте на схеме отрезок, который обозначает количество гусей?
Запишите выражением, сколько гусей плавало в пруду?
12+3
- Покажите на схеме отрезок, соответствующий данному выражению.
- Будет ли это выражение решением данной задачи? Почему?
- Прочитайте вопрос задачи и обозначьте его на схеме.
12
12
3
12
3
?
12
3
?
?
- Запишите выражением, сколько всего птиц плавало в пруду.
12+(12+3)=27 (п)
- Маша и Саша решили следующую задачу.
«У Димы было 14 и 11 русских марок. 5 марок он отдал товарищу.
Сколько шаров у него осталось?»
Маша нарисовала к задаче такую схему:
Саша – такую:
- Кто из них не понял текст задачи?
- Запишите выражением данной задачи
Учащиеся могут предложить три способа решения этой задачи:
(14-5)+11=20(мар.)
(14+11)-5=20(мар.)
(11-5)+14=20(мар.)
-Какое выражение соответствует данной схеме?
- Промоделируйте схему под остальные два способа решения задачи.
14
11
?
5
14
5
?
11
14
11
(14+11)-5=20(мар.)
(14-5)+11=20(мар.)
Итог урока.
5
?
?
14
5
11
?