Напоминание

Формирование умения решать задачи в начальной школе


Автор: Крючина Лариса Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ №4 МР Мелеузовский район Республика Башкортостан
Населённый пункт: город Мелеуз
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование умения решать задачи в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад




Крючина Лариса Викторовна, учитель начальных классов МОБУ СОШ №4 МР Мелеузовский район Республика Башкортостан
Тема:

Формирование умения решать задачи

в начальной школе
Значительное место в содержании курса математики начальных классов отводится решению текстовых задач. Известно, что решение текстовых задач представляет большие трудности для учащихся. Работа по формированию умения решать задачи начинается с первых дней обучения в школе. Первые шаги при решении простых задач, казалось бы, не вызывают у учащихся затруднений. Однако в дальнейшем самостоятельное решение составных задач оказывается не по силам многим ученикам. Причина же возникающих затруднений состоит, прежде всего, в том, что у учащихся не сформировано в достаточной мере умение анализировать текст задачи. Поэтому с 1 класса параллельно с выработкой вычислительных навыков ведется целенаправленная работа по знакомству школьников с текстовой задачей. При этом существенным является не отработка умения решать определенные виды текстовых задач, а приобретения опыта в анализе различных текстовых конструкций, формирование умения представлять их в виде схематических моделей, усвоение структуры задачи и осознание процесса ее решения. Средством организации этой деятельности могут быть специальные обучающие задания, включающие методические приемы сравнения, выбора, преобразования, конструирования. Для приобретения опыта в анализе текстов задач используется прием получения текста задачи из условия и вопроса, и сравнения текстов задач.
Данную работу на уроке целесообразно построить фронтально. Это создает условия для обслуживания ответов детей и для включения их в активную мыслительную деятельность. В качестве примера приведу фрагмент урока во 2 классе. Тема: Решение задач Цель: научить детей выполнять анализ текстовых задач, выявлять взаимосвязи между условием и вопросом, данными и искомыми и представлять эти связи в виде схематических моделей. Ход урока. На доске записано название темы: «Решение задач». - Посмотрите, как называется тема нашего урока. - Что такое задача? - Соедините вопрос с условием, чтобы получилась задача. 1. В пруду плавали 9 гусей и 6 уток. 2. В пруду плавали 8 уток. 3. В пруду плавали 12 уток, а гусей на 3 больше. Сколько гусей плавали в пруду? При соединения первого условия и предлагаемого вопроса задача не получится. Измените вопрос таким образом, чтобы полученный текст стал задачей. «В пруду плавали 9 гусей и 6 уток. Сколько всего птиц плавало в пруду?» Решите задачу самостоятельно. При соединении второго условия и предлагаемого вопроса задача не получится. - Дополните условия таким образом, чтобы вопрос задачи имел непосредственное отношение к условию. «В пруду плавали 8 уток, а гусей на 2 больше. Сколько гусей плавало в пруду?». - Решите задачу самостоятельно. - Назовите решение каждой из задач.
- Измените вопрос последней задачи так, чтобы она решалась в два действия. Сформулируйте задачу. «В пруду плавали 12 уток, а гусей на 3 больше. Сколько всего птиц плавало в пруду?». - Начертите отрезок, который можно обозначить число гусей, если число уток обозначено отрезком АВ. - Отметьте на схеме отрезок, который обозначает 3 гуся. - Отметьте на схеме отрезок, который обозначает количество гусей? Запишите выражением, сколько гусей плавало в пруду? 12+3 - Покажите на схеме отрезок, соответствующий данному выражению. - Будет ли это выражение решением данной задачи? Почему? - Прочитайте вопрос задачи и обозначьте его на схеме. 12 12 3 12 3 ? 12 3 ? ?
- Запишите выражением, сколько всего птиц плавало в пруду. 12+(12+3)=27 (п) - Маша и Саша решили следующую задачу. «У Димы было 14 и 11 русских марок. 5 марок он отдал товарищу. Сколько шаров у него осталось?» Маша нарисовала к задаче такую схему: Саша – такую: - Кто из них не понял текст задачи? - Запишите выражением данной задачи Учащиеся могут предложить три способа решения этой задачи: (14-5)+11=20(мар.) (14+11)-5=20(мар.) (11-5)+14=20(мар.) -Какое выражение соответствует данной схеме? - Промоделируйте схему под остальные два способа решения задачи. 14 11 ? 5 14 5 ? 11 14 11
(14+11)-5=20(мар.) (14-5)+11=20(мар.) Итог урока. 5 ? ? 14 5 11 ?


В раздел образования