Напоминание

Методика планирования организации и проведения физкультурных праздников и досугов с целью совершенствование основных движений.


Автор: Долматова Марина Дмитриевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ Татариновский детский сад общеразвивающего вида "Колобок"
Населённый пункт: с. Татариново, Ступинский район, Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика планирования организации и проведения физкультурных праздников и досугов с целью совершенствование основных движений.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методика

планирования

организации

и

проведения

физкультурных

праздников и досугов с целью совершенствование основных движений.
Праздники – важный фактор формирования человека. В энциклопедическом словаре слово «праздник» разъясняется как «день, посвящённый выдающимся событиям, традиционным датам…». А в Толковом словаре под редакцией С.И.Ожегова праздник – это «день торжества, установленный в честь или память какого– нибудь», «день радости и торжества по поводу чего – нибудь», - день массовых игр, развлечений», «счастливый, радостный день, ознаменованный каким – нибудь важным, приятным событием». Спортивный праздник в детском саду – это событие особенное. Кроме того, что он несёт радость и веселье, на нём дети демонстрируют свои спортивные достижения в силе, ловкости, координации, быстроте, сноровке – это своего рода показательные выступления маленьких спортсменов. Физкультурные праздники воспитывают такие необходимые личностные качества, как воля, выдержка, целеустремлённость, смелость и упорство, чувство коллективизма, товарищества, дружбы, взаимопомощи. Использование разнообразных форм двигательной деятельности создаёт оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребёнка. К формам организации двигательной деятельности ребёнка относятся: - физкультурные занятия; - физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня; - самостоятельная двигательная деятельность детей; - физкультурный досуг, физкультурные праздники и недели здоровья; Все формы работы способствуют комплексному решению задач физического воспитания. Однако каждая из форм решает свои специальные задачи и имеет свою специфику.
Эффективность учебно – воспитательного процесса в детском саду во многом зависит от правильной организации физкультурно – оздоровительной работы. Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статистической позы, у детей развивается утомление, падает активность, внимание, понижается восприятие. По мнению Э.Й. Адашкявичене, выполнение физических упражнений и особенности основных движений вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, активизирует деятельность нервной системы, повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность. Для того, чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, чтобы были созданы благоприятные условия для решения всего комплекса задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо следить за целесообразным чередованием работы и отдыха, определённой периодичностью занятий умственного характера и физических упражнений, игр, развлечений. В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают физкультурные праздники и физкультурные досуги. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности сезона и природные факторы.
Физкультурный праздник
является особым, радостным событием в жизни ребёнка. Праздник представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Насыщенный динамикой двигательного содержания, проводимый на свежем воздухе, он является радостным событием в жизни детей.
Программу физкультурного праздника, как одного из видов активного отдыха детей, входят разнообразные физические упражнения и весёлые подвижные игры, отражающие приобретённые ребёнком двигательные навыки. В праздничную программу включаются движения, предварительно разученные на физкультурных занятиях, спортивные игры, игры с пением, эстафеты, танцы, аттракционы, упражнения с элементами акробатики, музыкально – ритмические движения. Они доставляют ребёнку радость и удовольствие. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активно включится в их подготовку. Опыт организации физкультурных праздников показывает их положительное влияние на решение широкого круга оздоровительных и воспитательных задач. При рациональном сочетании с другими видами занятий по физической праздники в значительной мере помогают создать оптимальный двигательный режим, способствуют повышению работоспособности и закалке детей. Во время физкультурных праздников, все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, музыкально – ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приёмов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей, активному применению приобретённых ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение выполнять задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения; малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в
пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества как ,быстрота реакции, ловкость и гибкость. В мероприятиях могут участвовать и дети из соседнего дошкольного учреждения. Темы праздников могут быть самыми разнообразные: «Мы спортсмены», «Олимпийские игры», «Весёлые старты», «Зимушка – зима» и т.д. Совместная деятельность детей, преодоление в команде различных трудностей, достижение общего командного результата – всё это сплачивает детский коллектив. Дети сопереживают неудачам своих товарищей, радуются их достижениям, поддерживают хорошие отношения между собой, проявляют заботу к более младшим, застенчивым и неловким детям, учатся стремиться не только к индивидуальным, но и к командным победам. Воспитатель должен заботиться, чтобы все дети были вовлечены в действие, чтобы никто не остался в стороне. Во время праздника необходимо обеспечить высокую двигательную активность детей, при этом особое внимание должно уделяться малоподвижным, застенчивым детям, их необходимо чаще подбадривать, поощрять, оказывать помощь, давая возможность поверить в свои силы. Физкультурные праздники могут быть организованны не только на участке дошкольного учреждения, но и в ближайшем парке, лесу, на стадионе. От места проведения во многом зависят тематика и организация. При планировании и подготовке праздника необходимо: - выяснить какие движения в данной возрастной группе находятся на этапе совершенствования соотнести с задачами предшествующих занятий - обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;  подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;
 выделить ответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие заведующей, методиста, воспитателей групп, родителей);  определить количество участников каждой возрастной группы детского сада;  обозначить порядок подведения итогов конкурсов и соревнований, поощрение участников праздника. По мнению М.А.Руновой, успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и чётко спланирована его программа. При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:  недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состязаний, организуемых по инициативе спортивных организаций;  недопустим отбор участников – детей, дающих только лучшие результаты. Желательно, чтобы участвовали все дети;  при подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию. Не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок, отдельных заданий – выступлений, особенно игр соревновательного характера;  необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности детей). Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе. Э.Я.Степанкова выделяет в физкультурных праздниках – три части. Первая часть праздника, как правило, проходит в форме физкультурного
парада, который начинается общим шествием детей, разделённых на отдельные команды, идущие со своими значками, вымпелами, эмблемами. Движения проводятся под музыку, стихи, песни, что вызывает высокий эмоциональный подъём. После физкультурного парада дети демонстрируют свои умения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в соревнованиях в беге, метании, прыжках, играх – эстафетах, играх с элементами соревнования, спортивных играх. В праздник можно включать и разнообразные аттракционы. Эта часть праздника проводится с учётом времени для каждой возрастной группы и всех участников. Во второй части праздника могут быть организованы кукольный театр, выступление школьников, взрослых, сюжетные прогулки. В этой части обязательно вводятся разнообразные сюрпризные моменты: появление сказочных героев, фокусника, танцоров. В заключение праздника гости, дети, родители, воспитатели и сотрудники детского сада исполняют общий танец, импровизируя и веселясь. Интересно и увлекательно проходят зимние физкультурные праздники. Их содержание отражает время года и включает в себя катание на санках, лыжах, а также спортивные игры (хоккей), различные подвижные игры, массовые несложные пляски и сюрпризные моменты. На зимнем празднике песни и стихи ребёнок не исполняет. Сюрпризные моменты – источник радости детей. На праздниках используются красочные атрибуты и оформление, музыкальное сопровождение, что делает его привлекательным и интересным. Широкий простор для подбора разнообразных упражнений и игр открывается при проведении праздника в летнее время. В этих условиях возможно включение в содержание праздника массовых выступлений детей, требующих большого свободного пространства, игр – эстафет с
бегом, прыжками с места и разбега, метанием в цель и на дальность, упражнениями в равновесии в разных условиях, а также заданий, выполняемых на велосипедах и самокатах, элементов спортивных игр, весёлых аттракционов. По мере возможности ребёнок участвует в подготовке праздничного оформления. В рамках подготовки к празднику с ним проводятся экскурсии на стадион, беседы, рассматриваются иллюстрации, разучиваются стихи. В день проведения праздника взрослые стараются не нарушать режим дня, избегать излишней нервозности. Обстановка праздника должна доставлять радость ребёнку. Длительность праздника не превышает 45-1ч. В процессе руководства ходом праздника В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина отмечают что, обязательным является поддержание контактов с судейской коллегией, согласование, совместные действия с ней. Нельзя допускать чрезмерного затягивания праздника. Это может привести к переутомлению детей, потере у них интереса к происходящему и, как следствие этого, нарушение дисциплины. Важно, чтобы действия на празднике менялись непрерывно; не должно быть больших пауз между выступлениями, длительного обдумывания оценок судьями. Не допускаются так называемые «пьедестал почета» для отдельных детей, т.к. ни психологически, ни физически дети ещё не готовы к серьёзным соревнованиям. Физкультурные праздники проводится, начиная со средней группы, 2-3 раза в год. Наряду с физкультурными праздниками следует широко использовать физкультурный досуг.
Физкультурный досуг
– одна из наиболее эффективных форм активного отдыха детей. Он не требует специальной подготовки, а строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрастному составу.
Физкультурный досуг лучше проводить на открытом воздухе, что способствует оздоровлению, а также закаливанию организма детей. В зимнее время физкультурный досуг проводится на открытом воздухе при температурных условиях, соответствующих гигиеническим нормам данного региона. В случае неблагоприятных условий (сильный дождь, мороз и т.д.) физкультурный досуг проводят в хорошо проветренном помещении. Успех физкультурного досуга во многом зависит от чёткой его организации. Прежде всего надо сформировать несколько команд и детей одной возрастной группы или нескольких параллельных групп. В каждой группе можно создать 2 -3 команды по 8 – 10 человек, которые выступят во всех видах соревнований или поочерёдно. В программу физкультурного досуга можно включать игры как для смешанных команд, так и для мальчиков и девочек отдельно. Необходимо принять все меры предосторожности, исключающие возможность травматизма: хорошо оборудовать место для соревнований, проводить их в строгом соответствии с правилами, при соскоках с препятствий использовать гимнастические маты, скамейки для болельщиков установить на расстоянии 1 – 2 м от игровых площадок. Лучше не включать в программу бег по узкому бревну, лазанье по канату и спуск с него на скорость. Важно за 2 – 3 дня познакомить детей с правилами игры, содержанием эстафет. Тогда дети успеют потренироваться в основных действиях, быстрее поймут суть задания. Заранее необходимо оборудовать место, где планируется провести игры. Можно использовать футбольное поле, баскетбольную площадку, беговые дорожки, оборудование, и необходимо иметь в достаточном количестве мелкий инвентарь: мячи, скакалки, обручи, флажки и т. д. Заранее следует создать судейское жюри, включив в него воспитателей, родителей, детей, освобождённых от соревнований по состоянию здоровья, продумать награждение команд – победительниц, собрать заявки от команд, составить протоколы для судей.
Включать в физкультурный досуг игры и эстафеты целесообразно лишь такие, которые интересны детям. Тогда ребята внимательно следят за ходом борьбы, «болеют» за свою команду. Интересно проходят со старшими детьми досуг, который включает разученные на физкультурных занятиях движения и строится в основном на играх – эстафетах, в которых дети на каждом этапе выполняют различные задания, преодолевают несложные препятствия. Это может быть: - бег с переносом лёгких предметов, - ведением, - подбрасыванием, - удержанием мяча на теннисной ракетке, - катанием палкой или клюшкой 1 – 2 мячей, - бег с прыжками через короткую скакалку, - бег с подлезанием или перелезанием через различные препятствия, - передвижением на санках, лыжах и т.д. Подбирая упражнения, надо всегда учитывать возраст детей и их физическую подготовку. Важно помнить, что в эстафетах чаще всего все задания выполняются на скорость, а это снижает точность движений, ловкость, глазомер, например метание мяча в баскетбольную корзину, удар мяча в футбольные ворота. Физкультурный досуг должен быть насыщен действиями, проходить без пауз, лишней траты времени на организацию. Главной задачей педагога при проведении физкультурного досуга является: создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление возможности испытать приятное ощущение удовольствия от выполняемых им и другими детьми движений, а также радости от успехов товарища.
При проведении этого досуга ребёнок выполняет различные двигательные задания. Он ведёт себя более непосредственно, чем на физкультурных занятиях. Раскованность и естественность использования двигательных умений и навыков обеспечивает выразительность, артистизм, эстетичность его движений. Физические нагрузки – лучший способ формирования раскованности и красоты движений. Умеренная мышечная нагрузка улучшает самочувствие и поднимает настроение. Физкультурный досуг развивает мышление, воображение, целеустремлённость, культуру чувств, не требует специальной подготовки. Он строится на знакомом материале. При проведении досуга необходимо активное участие воспитателя. Он даёт команды, подводит итоги, является судьёй в соревнованиях. По содержанию и композиции физкультурный досуг может быть разным: он может строится на знакомых играх и игровых упражнениях, на элементах спортивных игр (баскетбол, хоккей, футбол), на упражнениях в основных движениях (беге, прыжках, прыжках через короткую скакалку). Такой вариант досуга является для ребёнка своеобразным зачётом по овладению им перечисленных видов движений и освоению правильной техники движений. Физкультурные досуги проводятся во всех возрастных группах, начиная со второй младшей группы. Организуются 1-2 раза в месяц во вторую половину дня. Предназначается для одной – двух групп дошкольного учреждения. Проводится воспитателем в обычной обстановке, с обычными атрибутами, как в помещении, так и на воздухе. Длительность: Младшая группа – 20-30 минут; Средняя группа - 20-30 минут; Старшая группа – 35-40 минут; Подготовительная группа – 40-50 минут.
В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание досуга может быть введён сказочный персонаж или можно использовать занимательный сюжет. Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам. Следует использовать музыкальное сопровождение. Физкультурный досуг не должен совпадать с физкультурными занятиями и праздниками. Из всего выше сказанного следует сделать вывод: что физкультурные праздники и досуги являются важными компонентами активного отдыха детей. Многообразная деятельность детей, насыщенная эмоциональными играми, упражнениями, проводимыми на свежем воздухе в виде развлечений, способствует физической рекреации детей, расслаблению организма после умственной нагрузки, укреплению их здоровья. Полезными упражнениями и в плане всесторонней физической подготовки, и в плане активного отдыха детей являются спортивные игры и упражнения, в основе которых лежат все основные виды движений, выполняемых в самых разнообразных условиях. Эмоциональный фон, интересные действия в спортивных играх и упражнениях рождают положительные эмоции, бодрое, жизнерадостное настроение, создают определённый эмоциональный настрой у детей. Воспитывает такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к сверстникам. Участие детей в физкультурных праздниках и досугах помогает глубже осознать значение систематических упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов, пробуждает интерес к регулярным занятиям физической культурой. Они не только являются своеобразной формой показа достижений в различных видах движений, но и учат творческому использованию двигательного опыта в условиях коллективных действий.


В раздел образования