Автор: Никитин Александр Александрович Должность: учитель технологии Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 33 имени Героя России сержанта Н.В. Смирнова" Населённый пункт: Чувашская Республика, г. Чебоксары Наименование материала: статья Тема: Развитие творческих способностей на технологии Раздел: среднее образование
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии
Сегодня любая школа находится в условиях модернизации образования,
поэтому
каждому
учителю
необходимо
отмечать
те
преобразования
в
обществе, которые диктуют необходимость формирования творчески активной
личности,
способной
эффективно
и
нестандартно
решать
жизненные
проблемы.
В
настоящее
время
все
более
актуальным
в
образовательном
процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые
формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать новую
информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Об этом
идет
речь
и
в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
начального общего и основного общего образования.
Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:
развитие
инновационной
творческой
деятельности
обучающихся
в
процессе решения прикладных учебных задач;
активное
использование
знаний,
полученных
при
изучении
других
учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
совершенствование
умений
выполнения
учебно-исследовательской
и
проектной деятельности;
формирование
представлений
о
социальных
и
этических
аспектах
научно-технического прогресса;
формирование способности придавать экологическую направленность
любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в
разных формах деятельности.
Предметные
результаты
изучения
предметной
области
«Технология»
должны отражать:
1) осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития
общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности
технологической
культуры
и
культуры
труда;
уяснение
социальных
и
экологических
последствий
развития
технологий
промышленного
и
сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2
2) овладение
методами
учебно-исследовательской
и
проектной
деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и
эстетического
оформления
изделий,
обеспечения
сохранности
продуктов
труда;
3) овладение средствами и формами графического отображения объектов
или процессов, правилами выполнения графической документации;
4) формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным
учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
5) развитие
умений
применять
технологии
п р ед с т а вл е н и я ,
преобразования
и
использования
информации,
оценивать
возможности
и
области
применения
средств
и
инструментов
ИКТ
в
современном
производстве или сфере обслуживания;
6) формирование
представлений
о
мире
профессий,
связанных
с
изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Решение поставленных задач возможно с внедрением в образовательный
процесс таких развивающих технологий, которые помогают подросткам не
только овладевать определенными знаниями, умениями и навыками в той или
иной сфере деятельности, но и развивать их творческий потенциал.
Практика
показывает,
что
для
учителя
задача
развития
творческих
способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С
одной стороны, нужно для каждого ученика создать такие условия, которые
позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой
стороны, это должно происходить в рамках программы. Именно поэтому,
правильно выбранные технологии образования помогают учителю определить
ту
возможную
меру
включенности
учащихся
в
творческую
деятельность,
которая делает обучение интересным в рамках учебной программы.
Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на
создание
какого-либо
нового,
оригинального
продукта
в
сфере
науки,
искусства, техники и производства. Творческий процесс - это всегда прорыв в
неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний,
3
умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных
идей и подходов в новое своеобразное качество.
«Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо как
можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского
возраста»,
-
пишет
М.Н.
Скаткин
(Скаткин
М.Н.
«Школа
и
всесторонне
развитие детей»).
В школе существуют различные формы урочной и внеурочной работы:
Урочная деятельность.
Различные
формы
проведения
уроков,
привлечение
учащихся
к
подготовке
докладов,
рефератов
об
истории
и
развитии
разных
видов
рукоделия,
организация
разнообразной
творческой
деятельности
учеников:
составление
кроссвордов,
схем,
технологических
карт,
таблиц,
разработка
рекламных проспектов. Кроме того, у каждого учителя в практике работы
имеется набор дидактических приемов, творческих заданий для формирования
творческого мышления и развития познавательного интереса. На развитие
творческих
способностей
направлена
проектная
деятельность
учащихся.
Работая самостоятельно над заранее выбранной темой, подбирая различный
материал, ученики могут раскрыть свое творческое начало. В такой работе
ребята учатся видеть главное, ставить цель, выбирать из дополнительной
литературы наиболее интересный материал по теме.
Особое
внимание
на
занятиях
уделяется
групповым
проектам.
В
творческих
коллективах
складываются
отношения
дружбы,
взаимных
симпатий, где учащиеся ориентируются на продуктивные формы общения и
сотворчества.
Внеурочная деятельность.
Предметные
недели,
экскурсионная
работа,
проведение
праздничных
мероприятий, КВН, участие в конкурсах, в выставках, ярмарках-продажах -
эти и другие формы внеурочной деятельности применяются для развития
творческих способностей детей.
4
Предметные кружки как одна из форм развития творческих способностей
учащихся.
Большие возможности для развития творческих способностей учащихся
открывают
кружковые
занятия.
Вызывая
интерес
учащихся
к
предмету,
кружки
способствуют
развитию
кругозора,
творческих
способностей,
привитию
навыков
самостоятельной
работы
и
тем
самым
повышению
качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет
возможность
выбрать
себе
дело
по
душе,
выявить,
ставить
и
разрешать
интересующие проблемы.
Неспособных
детей
нет.
Важно
только
научить
их
поверить
в
себя,
раскрыть способности. Это задача каждого учителя.
Уроки
технологии
-
это
уроки
жизни.
Этот
школьный
предмет
дает
обучающимся
знания
и
умения,
которые
необходимы
каждый
день
в
обыденной жизни. И для учителя - одного желания мало, надо терпеливо и
последовательно овладеть педагогическим мастерством, изучать психические
особенности школьников, предвидеть возможные затруднения при усвоении
учебного материала, учитывать особенности детей. Занятия по технологии
позволяют
проводить
систематическую
работу
по
формированию
у
школьников
нравственных
качеств
личности,
развивать
способности,
воспитывать трудолюбие. Всегда нужно помнить, что любая деятельность
ребенка нуждается в оценке, награде, поощрении.
Продуманное
оформление
класса,
обеспеченные
всем
необходимым
рабочие места, наличие наглядных пособий, раздаточного материала все это
имеет
большое
значение
для
успеха
обучения.
Приветливый
тон
учителя
создает
доброжелательную
атмосферу,
психологически
подготавливает
учащихся к работе, чистота и порядок в кабинете воспитывают аккуратность,
дисциплинированность,
формируют
хороший
вкус,
а
главное
–
повышает
мотивацию обучения.
Раскрыть и развить творческие способности – одна из задач учителя
технологии.
Это
способствует
становлению
ученика:
он
становится
более
5
самостоятельным
в
своих
суждениях,
имеет
свою
точку
зрения
и
аргументировано умеет ее отстаивать. Повышается работоспособность. Но
самое главное – это то, что у ребенка развивается его эмоциональное сфера,
его
чувства,
душа.
А
если
развиты
его
эмоции,
то
будет
развиваться
и
мышление. А думающий человек это и есть тот человек, который должен
выйти из стен школы.
6