Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК


Автор: Родина Людмила Дмитриевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: КГА ПОУ "Спасский педагогический колледж"
Населённый пункт: Приморский край, Спасский район, с. Спасское
Наименование материала: методические рекомендации воспитателям
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Раздел: дошкольное образование





Назад





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определенных форм общения и совместной деятельности с ребенком. Речь – неотъемлемая часть характера и самый широким образом определяют личность. В наши дни речь, более чем когда либо прежде, представляет собой главное средство, с помощью которого люди живут вместе и сотрудничают в местных, национальных и даже международных масштабах.
1. Характеристика развития речи детей раннего возраста
Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие. Закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны. Все процессы развития в раннем детстве тесно связанны с развитием речи. Данный период детского развития является сензитивным (наиболее благоприятным) для развития именно этой психической функции, подтверждением тому служит изучение детей, переживших жестокое обращение и мало общавшихся в детстве с другими людьми. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т.е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования»), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками. Первые три года жизни, когда дети в большинстве случаев воспитываются дома, являются решающими в развитии речи. Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так 3
постепенно ребенок развивает свой пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Процесс становления у детей первой функции речи, т.е. овладение речью как средством общения, в течении первых лет жизни происходит несколько этапов. На первом этапе ребенок еще не понимает речи окружающих взрослых и не умеет говорить сам, но здесь постепенно складываются условия, обеспечивающие овладение речью в последующем. Это довербальный этап. На втором этапе осуществляется переход от полного отсутствия речи к ее появлению. Ребенок начинает понимать простейшие высказывания взрослых и произносит свои первые активные слова. Это этап возникновения речи. Третий этап охватывает все последующее время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает речью и все более совершенно и разнообразно использует ее для общения с окружающими взрослыми. Это этап развития речевого общения. В общении потребность изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности ребенка ее взрослым. На каждом этапе развития потребность в общении конституируется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для взрослого задач. Речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима т них. Ребенок может говорить только о том, что он видит и что здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия, (или «единство слова и дела») очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, - не просто количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. При нормальном развитии ребенок к трем годам накапливает около 1000 слов. В этот период он учится строить первые предложения, первые обобщения. У него появляются первые вопросы, он начинает активно использовать речевые средства для общения. К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. Дети этот возраст не всегда могут правильно пользоваться своим голосовым аппаратам, например, не могут достаточно громко отвечать на вопросы взрослого и в то же время говорить тихо, когда и того требует ситуация (при подготовке ко сну, во время приема пищи). 4
В этом возраст велика склонность детей к подражанию, что является благоприятным фактором для активной речи ребенка. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш не только запоминает их; упражняясь в правильном произношении звуков и слов, он укрепляет артикуляционный аппарат. Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни – сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.
2. Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей раннего возраста
Моторика – это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты. Одним из показателей хорошего физического и психологического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Ели развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Восточные медики утверждают, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек. Среди других двигательных функций движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Как показывают наблюдения, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Э.Франус различает три вида подражательных реакций: 1) повторение собственных движений; 2) повторение знакомых движений взрослого; 5
3) повторение. Повторение собственных действий выражается в том, что ребенок начинает вертеть перед лицом одной рукой, затем другой, затем другой, затем снова первой и т.д. Примеров такого самоподражания можно видеть очень много. Знакомые, заученные ранее движения (например, игру в «ладушки») ребенок имитирует очень охотно, когда взрослый начинает проделывать их. Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, так как развитие мелко моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малыша в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно- сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
3. Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста
Особенность работы с детьми раннего возраста является неэффективность любых чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Даже не потому, что дети еще плохо понимают их, а потому что до 3-4 лет малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуаций (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значения слов взрослого. На первых этапах развития речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребенок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия, (или «единство слова и дела») очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию. Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития. 6
И.П. Павлов придал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершенней кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Таким образом, рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными анализаторами в сложные интегративные образы и представления. В народной педагогике созданы игры развития движений рук «Ладушки», «Сорока- белобока», «Коза рогатая», «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Чудесный мешочек» и др. Их значение до сих пор недостаточно осмысленно взрослыми. Многие взрослые видят в них развлекательное, оздоравливающее воздействие. Для развития мелкой моторики в дошкольных учреждениях могут использоваться: шнуровки; пристежки; мозаики; бусинки; пуговицы разного цвета и размера; мелкие камни, ракушки для сортировки, выкладывание. Анализ различных пособий по развитию мелкой моторики во второй младшей группе позволил систематизировать игры направленные на развитие мелкой моторики, которые могут быть включены в пальчиковую гимнастику для детей раннего возраста. 1. Игры манипуляции («Ладушки-ладушки»). Эти упражнения ребенок может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ; сюжетные пальчиковые упражнения («Пальчики здороваются») – подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). К этой группе относятся так же упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья; 2. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г; 3. Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга). Предложены И. Денисовым и Г. Денисовым. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности; 4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – 7
разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру) («Помоем руки под горячей струей воды» - движения, как при мытье рук). 5. Театр в руке, позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение («Бабочка», выпрямленными пальцами делать быстрые движения). Гимнастика для пальцев рук длится на пассивную (массаж кистей рук выполняется взрослым в медленном темпе, фиксируя руку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит массаж: поглаживание, постукивание) и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Этапы проведения пальчиковой гимнастики: 1) Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), поскольку на занятии, как правило, устает вся рука, а не только кисть. Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений – сжать пальцы в кулак, разжать. 2) Затем детям предлагаются сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением («Пальчики здороваются»), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки. 3) Упражнения, которые требуют высокой умственной активности детей, используются последними это пальчиковые кинезиологические упражнения – из серии «гимнастики мозга». Пальчиковая гимнастика может быть включена в режим дня. Например, ее можно провести утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально во время утренней гимнастики. А также перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагалось «поиграть с предметом», например, передавать мяч из рук в руки. Если детям предлагается комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок» очень эффективна пальчиковая гимнастика на физкультминутках (три-четыре упражнения). На учебно- тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса общеразвивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей – в заключительной части. 8
На занятиях с использованием тренажеров и фитболов (коррекционных мячей) также используются упражнения для пальцев. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу. Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик». В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели… (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев). На прогулке при плюсовой температуре можно после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предложить с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки. В зачине подвижной игры или в ходе игры, например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина могут выполнять движения руками. На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук («Перемени предмет», «Передай мяч», «Посадка картошки») Пальчиковые и ладонные игры необходимые детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и один из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель или мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама или воспитатель лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенка становится вершителем игры, и слова, и движения – все ему подвластно. Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эта гимнастика очень эмоциональна, увлекательна и способствует развитию речи, творческой деятельности. Поэтому пальчиковая гимнастика является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.
4. Комплексы пальчиковой гимнастики для детей первой младшей группы
При составлении комплекса были использованы работы таких авторов как: О.И. Гаврилиной, Н.Л. Кутявиной, И.Г. Топорковой, С.В. Щустовой. Таблица 1 Комплексы пальчиковой гимнастики для детей первой младшей группы 9
№ п/п Название Цель Упражнения пальчиковой гимнастики, направленных на развитие мелкой моторики и речи у детей раннего возраста Комплекс 1. 1 Собака Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации движений, стимуляция р а б о т ы б о л ь ш о г о и указательного пальцев. Обогащение словаря – имена существительные с уменьшительными суффиксом. У собачки острый носик (правая ладонь на ребро, на себя) Есть и шейка, (большой палец вверх, указательный, средний и безымянный – вместе) Е с т ь и х в о с т и к ( м и з и н е ц п оп е ре ме н н о оп ус ка е т с я и поднимается) 2 Кошка Формирование контроля за мышечным тонусом пальцев рук. Развивать дифференциацию ш и п я щ и х с о гл а с н ы х . Обогащение с л о в а р я . Обучение согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. А у кошки ушки Ушки на макушки (средний и безымянный пальцы упираются в большой) Ч т о б ы л у ч ш е с л ы ш а т ь (указательный и мизинец подняты вверх) Мышь в ее норушке. 3 Мышка Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации д в и ж е н и й ; р а з в и т и е воображения; стимуляция р а б о т ы б о л ь ш и х и указательных па льцев обеих рук. Обогащение с л о в а р я . О б у ч е н и е построению фразовой речи. Серенький комок сидит (средний и безымянный пальцы упираются в большой) И б у м а ж ко й в с е ш у р ш и т (указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам). 4 Зайка и ушки Р а з в и т и е о п т и к о - пространственной Ушки длинные у зайки (пальчики в кулачок). 10
ф у н к ц и и , у м е н и я о р и е н т и р о в а т ь с я н а п л о с ко с т и ; р а з в и т и е зрительного внимания; в о с п и т а н и е н а в ы к а работы ведущей рукой и м о т о р н о й л о в к о с т и пальцев. Активизация словаря: зайка, ушки глаголов скачет, прыгает. Обучение по строению фразовой речи. Из кустов они торчат (выставить вверх указательные пальцы). Он и прыгает и скачет (ими шевелить в стороны). Веселит своих зайчат ( и м и шевелит в стороны). 5 Лошадка Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации д в и ж е н и й , р а з в и т и е воображения, стимуляция р а б о т ы б о л ь ш и х и указательных па льцев обеих рук. Обогащение словаря. У лошадки вьется грива (правая ладонь на ребре от себя, большой палец к верху, сверху на нее накладывается левая ладонь углом, образуя пальчиками гриву) Бьет копытами игриво (большой палец к верху, два больших пальца образуют уши). 6 Коза Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация сл о вар я . Обучение по строению фразовой речи. У козы рога (внутренняя сторона л а д о н и о п у щ е н а в н и з , у к а з а т е л ь н ы й и м и з и н е ц выставлены вперед) Может забодать она (средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим). 7 Идет коза рогатая Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в Идет коза рогатая (правой рукой изображать рога, вытянув вперед) Идет коза бодатая (указательный палец и мизинец) Ножками топ-топ (кончиками пальцев обеих рук ударят по 11
пространстве. Активизация словаря. столу или коленям) Глазками хлоп-хлоп! (хлопать в ладоши)! Кто каши не ест, молока не пьет (грозить пальчиком), Того коза забодает, забодает ( и з о б р а ж а т ь р о г а , д е л а т ь движения вперед к детям). 8 Гусь Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Обучение р е б е н к а т о ч н ы м д в и ж е н и я м п а л ь ц е в правой и левой руки. Активизация сл о вар я : гогочет. Гусь стоит и все г о г оч е т (предплечье вертикально, ладонь под прямым углом, указательный палец опирается на большой, все пальцы прижаты друг к другу) Ущипнуть тебя он хочет (угу). 9 Петушок Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Петушок стоит весь яркий (ладонь вверх указательный палец опирается на большой), Гребешок он чистит (остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх) лапкой. 10 Птенчики в гнезде Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря – имена существительные с уменьшительным суффиксом. Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо (обхватить все пальчики правой руки левой ладонью) Птенчикам своим расскажет, где о н а вз я л а з е р н о (шевелить руками). 11 Птичка Развитие координации Пальчики – головка (ладони 12
д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря – имена существительные с уменьшительным суффиксом повернуть к себе, большие пальцы выпрямить от себя и переплетены, большие пальцы - головка) Крылышки – ладошка (остальные сомкнутые пальцы – крылья, помахать ми). 12 Прятки Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация сл о вар я . Обучение согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. В прятки пальчики и г р а л и (ритмично сгибать и разгибать пальцы) И головки убирали. Вот так, вот так, И головки убирали (усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках) Вот маленький улей, где пчелы (пальцы сжаты в кулак, затем отгибать их по одному) Спрятались, никто их не увидит (пальцы сжаты в кулак, затем отгибать их по одному). 13 Улей Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Обучение р е б е н к а т о ч н ы м д в и ж е н и я м п а л ь ц е в правой и левой руки. Обогащение с л о в а р я : улей, пчелы, жужжат. Вот они показались из улья (пальцы сжаты в кулак, затем отгибать их по одному) Одна, две, три, четыре, пять! З - з - з - з ! (Пальцы разжаты и разведены в стороны). 14 Черепаха Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в Вот моя черепаха, она живет в панцире (руки сжаты в кулаки, 13
ведущей руки; развитие способности запомнить расположение пальцев в пространстве. Обогащение с л о в а р я : ч е р е п а х а . О б у ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Обучение по строению фразовой речи. большие пальцы внутри) Она очень любит свой дом (руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри). Когда она хочет есть, то высовывает голову ( з а т е м показать большие пальцы и спрятать их обратно). Комплекс 2. 1 На лужок Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация сл о вар я . Обучение ребенка точным д в и ж е н и я м п а л ь ц е в правой и левой руки. Обучение согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Обучение по строению фразовой речи. На лужок пришли з а й ч а т а (сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки) Медвежата, барсучата ( п р и перечислении животных сгибать п а л ь ц ы н а о б е и х р у к а х поочередно), Лягушата и енот. На зеленый на лужок. Приходи и ты дружок! 2 Моя семья Обучение ребенка точным д в и ж е н и я м п а л ь ц е в правой и левой руки; развитие умения загибать п а л ьч и к и в п о р я д к е очередности, начиная с мизинца, развитие умений договаривать выделенные Этот пальчик – дедушка (дети держат руки зажатыми в кулачки, открывается большой палец) Этот пальчик - бабушка (открывается указательный палец) Э т о т п а л ь ч и к – п а п о ч к а (отрывается средний палец) Э т о т п а л ьч и к – м а м о ч к а (открывается безымянный палец) 14
с л о в а . А к т и в и з а ц и я с л о в а р я . О б у ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Обучение по строению фразовой речи. Этот пальчик буду я (открывается мизинец) Вот и вся моя семья (дети сжимают и разжимают кулачки). 3 Сорока Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации движений, зрительного в н и м а н и я ; р а з в и т и е понимания эмоциональных состояний. Активизация с л о в а р я . О б у ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Сорока, сорока, Кашу варила (указательный палец правой руки водить по ладони левой). Деток кормила: Этому дала, этому дала, этому дала (сгибать поочередно каждый палец кроме мизинца) А эт ом у н е д а л а (показать мизинец): «Ты дров не рубил, Ты воды не носил, Ты печь не топил. Н и ч е г о н е п о л у ч и л » (грозить пальчиком и качать головой). 4 Поиграем в пальчики Обучение ребенка точным д в и ж е н и я м п а л ь ц е в правой и левой руки; развитие умения загибать п а л ьч и к и в п о р я д к е очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные с л о в а . О б у ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Большаку дрова рубить (загибать по очереди все пальцы на обеих руках), А тебе воды носить, А тебе печь топить, А тебе тесто месить (загибать по очереди все пальцы на обеих руках) А малышке песни петь. Песни петь да плясать, Родных братьев потешать (шевелить пальцами обеих рук). 5 Пальчик-мальчик Обучение ребенка точным д в и ж е н и я м п а л ь ц е в правой и левой руки; развитие умения загибать Пальчик-мальчик, где ты был? (показать большие пальцы на обеих руках) С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, 15
п а л ь ц ы в п о р я д к е очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные с л о в а . А к т и в и з а ц и я с л о в а р я . Б у ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Обучение по строению фразовой речи. С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел (затем поочередно соединять их с остальными пальцами). 6 Вышли пальчики гулять Обучение ребенка точным д в и ж е н и я м п а л ь ц е в правой и левой руки; развитие умения загибать п а л ь ц ы в п о р я д к е очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные с л о в а . А к т и в и з а ц и я с л о в а р я . Б у ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Обучение по строению фразовой речи. Раз, два, три, четыре, пять – в ы ш л и п а л ь ч и к и г у л я т ь (поочередное сгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца) Раз, два, три, четыре, пять – в д о м и к с п р я т а л и с ь о п я т ь (поочередное сгибание пальчиков в кулаки, начиная с мизинца). 7 Замок Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации движений, зрительного в н и м а н и я ; р а з в и т и е понимания эмоциональных состояний. Активизация с л о в а р я . О б у ч е н и е На дверях висит замок. Кто его открыть не смог? (пальцы в «замочек») Мы замочком постучали, Мы замочек повертели, Мы замочек прокрутили (затем стучать о стол «замочком», затем круговые движения «замочком») И открыли! (показать ладошки). 16
согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. 8 Пять пальцев Обучение ребенка точным д в и ж е н и я м п а л ь ц е в правой и левой руки; развитие умения загибать п а л ь ц ы в п о р я д к е очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова. Обогащение и активизация словаря. На моей руке пять пальцев, Пять хватальцев, Пять держальцев (ритмично сжимать и разжимать кулачки). Чтоб строгать и чтоб пилить (на счет поочередно загибать пальчики на обеих руках) Чтобы брать и чтоб дарить (на с ч е т п о оч е р е д н о з а г и б а т ь пальчики на обеих руках) Их не трудно сосчитать: раз, два, три, четыре, пять! (разжать пальчики на обеих руках) 9 Капуста Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации д в и ж е н и й ; р а з в и т и е воображения; стимуляция работы ладоней обеих рук. Активизация словаря. М ы к а п у с т у р у б и м - р у б и м (движения прямыми ладонями вверх-вниз). М ы к а п у с т у с о л и м - с о л и м (поочередное п о гл а ж и ва н и е подушечек пальцев). Мы капусту трем-трем (потирать кулачок о кулачок) М ы к а п у с т у ж м е м - ж м е м (сжимать и разжимать кулачки). 10 Повстречались Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации движений, зрительного в н и м а н и я ; р а з в и т и е понимания эмоциональных состояний. Активизация с л о в а р я . О б у ч е н и е построению фразовой речи. Повстречались два котенка: « М я у - м я у ! » (соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца) Два щенка: «Ав-ав!» (соединять поочередно пальцы правой левой рук, начиная с мизинца) Два жеребенка: «Иго-го!» Два тигренка: «Р-р-р!» Два быка: « М у - у ! »(соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца). Смотри, какие рога (показать 17
рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы). 11 Зайцы Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации движений, зрительного в н и м а н и я ; р а з в и т и е понимания эмоциональных состояний. Активизация с л о в а р я . О б у ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Скачет зайка косой (указательный и средний пальцы правой руки вытянуты, остальные выпрямить и соединить) Под высокой сосной (ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить) Под другою сосной (ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены) Скачет зайка другой (указательный и средний пальцы левой руки вытянуты, остальные выпрямить и соединить). 12 Кошка и собака Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации движений, зрительного в н и м а н и я ; р а з в и т и е понимания эмоциональных состояний. Активизация с л о в а р я . О б у ч е н и е построению фразовой речи. В ы ш л а к о ш е ч к а в п е р е д (указательный палец и мизинец правой руки согнуты вверх, остальные пальцы прижаты к ладони, причем большой палец согнуты сверху) К нам идет, хвостиком играет ( л е в о й л а д о н ь ю м а ш е м у основания правой кисти) Ей на встречу из ворот (большие п а л ь ц ы о б е и х р у к в в е р х , внутренняя сторона ладоней к с е бе , о с т а л ь н ы е п а л ь ц ы в горизонт а льном п о л ож е н и и вместе, кончики средних пальцев соприкасаются). Д в е соб а к и в ы б е г а ю т (указательных пальцы и мизинцы о бе и х ру к п од н я т ы в в е р х , о стальные прямые п а л ь ц ы , 18
соединены вместе). 13 Перестук Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации д в и ж е н и й ; р а з в и т и е воображения; стимуляция р а б о т ы б о л ь ш и х и указательных па льцев обеих рук. Активизация с л о в а р я . О б у ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Обучение по строению фразовой речи. Поднял ушки бурундук (правая р у к а , п а л ь ц ы п о о ч е р е д и поднимать и резко отпускать) Он в лесу услышал звук (пальцы по оч е р е д и р е з ко о п у с к ат ь и поднимать) Это что за громкий с ту к , ( п а л ь ц ы п о оч е р ед и р е з ко опускать и поднимать) Тук да тук, да тук? А пойдем сказал барсук, (пальцы по очереди резко опускать и поднимать) Сам увидишь этот трюк (левая рука - пальцы по очереди резко опускать и поднимать) Это дятел сел на сук(левая рука - пальцы по очереди резко опускать и поднимать) И без крыльев и без рук(левая рука - пальцы по очереди ре з ко опускать и поднимать) Ищет он, где спрятан жук, (левая рука - пальцы по очереди резко опускать и поднимать) Вот и слышен перестук (левая рука - пальцы по очереди резко опускать и поднимать). Комплекс 3. 1 Пальчики кивают Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации движений, зрительного в н и м а н и я ; р а з в и т и е понимания эмоциональных состояний. Активизация словаря. Вот и встретилась семья (руки на уровне груди, пальцы вверх, ладони смотрят друг на друга, на каждую строчку кивание одного пальца по очереди 2-4 «кивка»). Рад тебя увидеть я (кивание одного пальца 2-4 «кивка») Всех мы в гости пригласили 19
(кивание одного пальца 2-4 2кивка») Всех здороваться учили (кивание одного пальца 2-4 «кивка») Может пальчик номер пять (кивание одного пальца 2-4 «кивка») В знак приветствия кивать (кивание одного пальца 2-4 «кивка») Б ез ымя нный может н и ж е , (кивание одного пальца 2-4 «кивка») Средний силой не об и же н , (кивание одного пальца 2-4 «кивка») Этот знает все на с в ет е , (кивание одного пальца 2-4 «кивка») А вот этот любят дети (кивание одного пальца 2-4 «кивка»). 2 Сидит белка на тележке Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации д в и ж е н и й ; р а з в и т и е воображения; стимуляция р а б о т ы б о л ь ш и х и указательных па льцев обеих рук. Активизация с л о в а р я . О б у ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Обучение по строению фразовой речи. Сидит белка на тележке Продаёт она орешки: (ритмичные сгибания пальцев обеих рук в ритме потешек) Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Заиньке усатому (поочередное сгибание пальчиков, начиная с большого). 3 Прогулка Обучение ребенка точным д в и ж е н и я м п а л ь ц е в Пошли пальчики гулять (пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на 20
правой и левой руки; развитие умения загибать п а л ьч и к и в п о р я д к е очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные с л о в а . А к т и в и з а ц и я с л о в а р я . О б у ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Обучение по строению фразовой речи. первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу) А вторые догоняют (по столу двигаются указательные) Третьи пальчики бегом (движение по столу средних пальцев в быстром темпе) А четвертые пешком (медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола) П я т ы й п а л ь ч и к п о с к а к а л (мизинцы скачут) И в конце пути упал (хлопок обоими кулаками по поверхности стола). 4 Цветок Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря. Вырос высокий цветок на поляне (руки в вертикальном положении ладони прижаты друг к другу р а з в е с т и п а л ь ц ы и с л е г к а округлить их) У т р ом в е с е н н и м р а с к р ы л лепестки (развести пальчики) Всем лепесткам красоту и п и т а н ь е (ритмичное движение пальцами вместе-врозь) Д руж н о д а ю т п од з е м л е й корешки (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести). 5 Колечки Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запомнить расположение пальцев в пространстве. Птичек мы окольцевали (большой и указательный пальцы правой руки смыкаем в кольцо и по очереди надеваем на пальцы левой руки – от большого до мизинца) Наблюдали, узнавали (надеваем на пальцы левой руки) 21
Улетев, в такие дали, Где морозы переждали (наведем все пальцы левой руки) Что пернатые клевали, Гнезда, где свои свивали, Где вы яйца отложили, (затем надеваем кольцо из пальцев левой руки и по очереди надеваем на пальцы правой руки) Как вы бури пережили, (надевая колечко на палец правой руки) Сколько вы в конце концов, (надевая колечко на палец правой руки) В г нездах вывели п т е н ц о в (надевая колечко на палец правой руки). 6 Дом и ворота Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря. Обучение согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. На поляне дом стоит (пальцы обеих рук под углом друг к другу ш и р о к о р а с с т а в л е н ы , соприкасаются только кончики одноименных пальцев) Ну а к дому путь з акрыт (большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, о с т а л ь н ы е п а л ь ц ы в горизонт а льном п о л ож е н и и вместе, кончики средних пальцев соприкасаются) Мы ворота открываем (ладони поворачиваются параллельно друг к другу) В этот домик приглашает (то же, что на первую). 7 В гости к пальчику большому Обучение ребенка точным д в и ж е н и я м п а л ь ц е в правой и левой руки; В гости к пальчику большому П р и х о д и л и п р я м о к д о м у (выставляем вверх большие 22
развитие умения загибать п а л ь ц ы в п о р я д к е очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные с л о в а . О б у ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Обучение фразовой речи. пальцы, - соединяем под углом кончики пальцев обеих рук) У к а з а т е л ь н ы й и с р е д н и й (поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно) Безымянный, и последний Сам мизинчик – малышок Постучался о порог (затем вверх выставляются мизинцы, пальцы сжаты в кулак, кулачки стучат друг о дружку) Вместе пальчики-друзья, Друг без друг а им н е л ь з я . (Ритмичное сжатие пальцев на обеих руках). 8 Апельсин Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации движений, зрительного в н и м а н и я ; р а з в и т и е понимания эмоциональных со стояний. О бу ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Обучение по строению фразовой речи. Мы делили апельсин (дети двумя руками держат предполагаемый апельсин) Много нас, а он один (показывают десять пальцев, а потом один) Эта долька – для ежа, (загибают большой палец руки) Эта долька – для стрижа (загибают второй палец) Эта долька – для утят (загибают средний палец) Э т а д о л ь к а – д л я к о т я т (загибают безымянный палец) Эта долька – для бобра (загибают мизинец) А для волка – кожура (бросают предполагаемую кожуру рукой) О н се рд и т н а н а с – б е д а (изображают испуганный вид)!!! Разбегайтесь кто куда! (делают движения руками в стороны) 9 Журавль и диковинка Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации Длинноногий журавль (правую руку вытянуть вверх, соединить 23
движений, зрительного в н и м а н и я ; р а з в и т и е понимания эмоциональных со стояний. О бу ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Обучение по строению фразовой речи. большой и указательный пальцы) На мельницу ездил, на мельницу ездил (руки прямые перед собой махать руками в одной плоскости влево-вправо.) Диковинку видел ( ру к и в н и з ладони перпендикулярно полу, удивиться) Коза муку мелет (соединить пальцы мизинец и большой внутрь поместить большой, вверх остаются рога указательный и безымянный) Козел засыпает (большой палец внутрь ладони сверху средний и большой, рога – мизинец и указательный) А маленькие козлята (руки в кулачки выставить указательные пальцы приставить к бокам головы) Муку выг ребают ( п а л ь ц ы развести делать загребающие движения к себе) С о в а и з - з а у г л а с м о т р и т ( с о е д и н и т ь б о л ь ш о й и указательный пальцы обеих рук колечком приставить к своим глазам) Ногами топочет (топать ногами) Головою вертит (крутить влево и вправо головой). 10 Елка Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запомнить расположение пальцев в Елка быстро получается (ладони о себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг от друга) Если пальчики с ц е п л я ю т с я 24
пространстве. Активизация сл о вар я . Обучение согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Обучение по строению фразовой речи. (пальчики выставляются вперед) Локотки ты подними (локотки к корпусу не прижимаются) Пальчики ты разведи (пальчики выставляются вперед). 11 Колокольчик Развитие координации д в и ж е н и й п а л ь ц е в ведущей руки; развитие способности запомнить расположение пальцев в пространстве. Активизация сл о вар я . Обучение согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Колокольчик всё звенит (тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены) Язычком он шевелит (средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает). 12 Кулачок Р а з в и т и е м е л к о й моторики, координации движений; стимуляция р а б о т ы б о л ь ш и х и указательных па льцев обеих рук. Активизация с л о в а р я . О б у ч е н и е согласованию с у щ е с т в и т е л ь н о г о и прилагательного. Обучение по строению фразовой речи. Как сожму я кулачок (руки р е бе н ка л е ж ат н а ко л е н я х ладонями вниз, сжимаем рук в кулак) Да поставлю на бочок (ставим кулак большим пальцем вверх) Разожму ладошку (распрямляем кисть) Положу на ножку (рука кладется на колено ладонью вниз). В комплексе 1 предложены упражнения для детей с низким уровнем развития речи, способствующие активизации и обогащению словаря в основном именами существительными и глаголами, каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию «Зайка и ушки», «Прятки», «Черепаха». Упражнения состояли их коротких слов четверостиший текста для 25
более легкого запоминания детьми слов упражнения «Собака», «Кошка», «Гусь», «Лошадка», «Птенчики», что способствовало развитию интереса к этим игровым упражнениям. В данном комплекс упражнения способствовали развитию координации движений, стимулировалась работа больших и указательных пальцев обеих рук «Мышка», «Птенчики в гнезде», а также для развития пространственной функции «Идет коза рогатая», «Петушок», «Улей», умение ориентироваться относительно себя в пространстве «Коза», «Улей», «Собака»; развития зрительного внимания. Комплекс 2 направлен на развитие речи детей со средним уровнем развития речи. Целью большинства упражнений данного комплекса было развитие координации движений пальцев ведущей руки «На лужок», «Сорока»; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве «Поиграем в пальчики», «Замок», «Дом и ворота», обучение детей точным движениям пальцев правой и левой руки «Пять пальцев», «Зайцы», развитие умений загибать пальцы в порядке очередности, начиная с мизинца «Семья», «Повстречались», «Вышли пальчики гулять», «Пальчик-мальчик». Обогащение и активизация словаря, обучение умению согласовывать имена существительные и прилагательные «На лужок», «Пять пальцев», «Капуста», образование множественного числа существительных «Пять пальцев», «Повстречались», «Прогула», построению простых предложений «Скачет зайка». На развитие речи детей первой младшей группы с более высоким уровнем направлен комплекс 3. Задания направленые на преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи «Елка», «Колокольчик», «Дом и ворота», на развитие мелкой моторики «Пальчики кивают», координации движений «В гости к пальчику большому»; развитие воображения «Апельсин», «Сидит белка на тележке»; на обучение построению фразовой речи «Кошка и собака», «Перестук», «Апельсин». Пальчиковая гимнастика обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий и, конечно же (если ребенок по-настоящему включен в нее) приносит эмоциональное удовлетворение. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, основных психических процессов, а также речи детей раннего возраста. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Языковое развитие ребенка нельзя отделить от его моторного развития. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Указывающее, очерчивающе, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. При этом ребенок не сразу начинает контролировать движения всех своих мускулов, и ему нужно помочь научиться делать это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождать словами песнями, играми, движениями пальцев ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита речь, внимание, память. Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно- сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Рекомендуется включать в занятия пальчиковые игры, иметь в группе специальный игровой материал и создавать условия для развития мелкой моторики, что в свою очередь ведет к эффектному речевому развитию детей раннего возраста. Пальчиковая гимнастика необходима детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для развития речи, и один из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития ребенка. 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. [Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю. Куров, В.Н. Куров, М., 2003-180с. 2. Калмыкова И.Г. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях/ И.Г. Калмыкова – Ярославль: Академия развития, 1998-140с. 3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры [Текст]/ О.И. Крупенчук- М Издательский дом. Литера -2005-32с. 4. Кудрявцева Е. Программа воспитания, обучения и развития в детском саду [Текст]/Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание -2003.-№10-с.2-14 5. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. Для студентов пед. Ин-тов/ В.С. Мухина – М.: Просвещение, 1985 -272с. 6. Немов Р.С. Психология: Учеб для студентов выш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн 1./ Р.С.Немов –М.: Просвещение, 1995 -576с. 7. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского –М.: Просвещение, 2006 8. Прищепа С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников /С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005.-1999- 220с. 9. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина – М: ООО АСТ, 1999-220с. 10. Цвынтарный Л. Играем пальчиками и развиваем речь / Л. Цвынтарный М.С. Вороноцова – М.: Спб,1999-164с. 11. Чудесный кроб. Русские народные пески, сказки./ Сост. Г,М, Науменко – М. 2008-482с. 12. Шустова И,Б, Игры для детей / И.Б, Шустова, Издательский дом Литература – 2005 – с.230. 28


В раздел образования