Сотрудничество школы и семьи через ведущую роль классного руководителя
Автор: Мутлу Наталья Валерьевна Должность: учитель истории Учебное заведение: МОУ Средняя общеобразовательная школа №3" Населённый пункт: г. Салехард, Ямало-Ненецкий атономный округ Наименование материала: статья Тема: Сотрудничество школы и семьи через ведущую роль классного руководителя Раздел: среднее образование
Сотрудничество школы и семьи через ведущую роль классного руководителя.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под
сомнение.
Родители
являются
первыми
и
основными
учителями
ребенка
до
его
поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Эффективность работы школы
по обучению детей во многом зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей.
Доказано, что подростки, семьи которых не взаимодействуют со школой, испытывают
большие сложности во взаимоотношениях и с семьей, и со школой.
Ведущую
роль
в
организации
сотрудничества
школы
и
семьи
играют
классные
руководители.
Одна
из
важнейших
задач
классных
руководителей
–
способствовать
единению,
сплочению
семьи,
установлению
взаимопонимания
родителей
и
детей,
созданию
комфортных,
благоприятных
условий
для
развития
ребенка.
Успешное
ее
решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества
педагогов, родителей и детей.
Суть творческого сотруднического взаимодействия классного руководителя и семьи
заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка,
раскрытии
в
нем
лучших
качеств
и
свойств.
Это
поможет
педагогам
и
родителям
объединить свои усилия в создании условий для формирования у ребенка тех качеств и
свойств,
которые
необходимы
для
самоопределения
и
самореализации
ученика,
для
преодоления трудностей и самореабилитации в случае неудачи.
В основе взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного
доверия и уважения, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Цель статьи
заключается
в
следующем:
определить
задачи,
функции
и
основные
направления работы классного руководителя с родителями.
Воспитание детей – вечно актуальная проблема. В современных условиях семья – лишь
один из институтов, хотя и наиболее значимый, социализации личности. Одновременно
существуют и другие, не менее мощные государственные и общественные институты,
оказывающие
воспитательное
воздействие
на
детей.
Желательно
оптимально
скоординировать
их
усилия,
чтобы
не
допускать
негативных
последствий
и
рассогласованности в действиях. Забота о семье – это дело всего общества, всех его
институтов, среди которых школа остается наиглавнейшим помощником и советчиком
родителей.
Одна из задач школы – создание необходимых условий для всестороннего развития
личности ребенка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от современной
работы школы с родителями, ведущую роль в этой работе занимает систематическая,
кропотливая работа классного руководителя.
Взаимодействие семьи и классного руководителя должно строиться на следующих
принципах:
1.
следует отказаться от традиционного подхода в работе с родителями;
2.
семья должна стать активным участником педагогического процесса;
3.
ведущим принципом в отношениях между школой и родителями должно стать
согласие, взаимодействие, сотрудничество в интересах развития и становления личности
ребенка.
Главное
направление
в
сотрудничестве
–
развитие
сущностных
сил
ребенка,
его
задатков, способностей, интересов.
Классный руководитель – это первое лицо в школе, которое несет ответственность за
воспитание личности ученика в соответствии с требованиями общества.
Применительно
к
классному
руководителю,
комплексный
подход
к
воспитанию
требует:
охвата различными формами воспитания всех без исключения учащихся;
сочетания
в
процессе
воспитания
разнообразных
методов
и
приемов
воспитательного воздействия;
тесного
взаимодействия
в
воспитательном
процессе
школы,
семьи
и
общественности;
обеспечения единства воспитания и само воспитания;
постоянной проверки и учета результатов воспитания, корректирования на этой
основе воспитательного процесса.
Классный руководитель располагает определенными методическими руководствами
для практического осуществления комплексного подхода к воспитанию, в котором семье
отводится равная с другими звеньями, направлениями и средствами роль во всестороннем
развитии детей. В работе с родителями он должен решать такие задачи:
организация процесса воспитания на основе глубоких знаний особенностей каждой
личности ребенка, всего детского коллектива, органической составной частью которых
должно быть – глубокое знание условий воспитания детей в семье;
оказание постоянной и всесторонней помощи семье в воспитании детей;
своевременное корректирование процесса семейного воспитания на основе знаний,
полученных при изучении воспитания детей в семье.
Формирование детского коллектива, коллектива родителей, обеспечение их общения –
первостепенные
задачи
классного
руководителя.
Установление
контактов
с
семьей,
с
родителями учащихся – это результат целенаправленной и длительной работы, прежде
всего предполагающей всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и
условий семейного воспитания ребенка.
Функции классного руководителя в работе с родителями четко очерчены.
1-я функция:
Установление
и
поддержание
постоянной
связи
с
родителями.
Эта
связь
не
должна
отрицательно влиять на самочувствие ребенка. Формами поддержания связи с родителями,
установления с ними контактов является включение родителей в воспитательную работу с
детьми в школе, привлечение родителей к общественной работе в школе.
2-я функция:
Выработка единства требований семьи и школы к ребенку. Первоосновой в выработке
этого
единства
требований
являются
«Правила
для
учащихся»
-
документ,
который
определяет круг обязанностей ребенка.
3-я функция:
Организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала. Важен
безошибочный
выбор
форм
и
методов
работы,
дающих
нужный
результат
в
воспитательной деятельности.
4-я функция:
Педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры
планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами
учебно-воспитательного
процесса,
конкретными
проблемами,
возникающими
в
ходе
совместной деятельности учителя и родителей.
5-я функция:
Укрепление и развитие контактов с шефами класса, советами содействия семье и школе.
6-я функция:
Ведение документации по работе с родителями учащихся с целью изучения и развития
воспитательной активности семьи.
Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития
учащихся осуществляется классным руководителем с помощью тематических и итоговых
родительских собраний, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся,
составление карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности, ведения
дневников
наблюдения
за
процессом
развития
ребенка
или
тетрадей
достижений
учащихся.
Функции,
осуществляемые
классным
руководителем,
доказывают
сложность
и
разносторонность
его
деятельности,
требующей
творчества,
энтузиазма,
глубокой
психолого - педагогической компетентности
Формы
взаимодействия
классного
руководителя
с
родителями
-
это
способы
организации
их
совместной
деятельности
и
общения.
Целесообразно
сочетание
коллективных,
групповых
и
индивидуальных
форм
взаимодействия.
Так,
обсуждение
какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при
индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях. В теории и на
практике
утвердились
три
формы
работы
с
родителями:
индивидуальная,
групповая,
коллективная. Критерием классификации является количество родителей, включенных во
взаимодействие с классным руководителем.
Коллективная форма работы с родителями:
родительское собрание;
родительский лекторий;
конференция по обмену опытом;
вечер вопросов и ответов;
диспут-размышление по проблемам воспитания;
встреча с администрацией, учителями класса.
Родительское собрание - основная форма работы с родителями, где обсуждаются
проблемы
жизни
классного
и
родительского
коллективов.
Педагог
направляет
деятельность
родителей
в
процессе
его
подготовки
и
является
рядовым
участником
собрания. Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы,
взаимного
обмена
мнениями,
идеями,
совместного
поиска.
Один
из
эффективных
способов повышения активности и творчества участников собрания – включение их в
совместную
исследовательскую
деятельность.
Так,
например,
родителям
предлагается
провести целевое наблюдение за поведением детей, а затем поделиться полученными
результатами.
На
основе
этого,
педагоги
и
родители
определяют,
как
построить
совместную
работу
по
преодолению
выявленных
недостатков,
закреплению
положительного опыта.
Задачи, которые решаются на собраниях, можно разделить на несколько видов:
организационные (утверждается план работы, выбирается родительский комитет,
создаются инициативные группы родителей и т.д.)
тематические собрания (тематику выбирают совместно)
собрания – практикумы (направлены на освоение родителями конкретных приемов
и
методов
семейного
воспитания,
оказания
помощи
детям
в
деятельности
по
самообразованию и самовоспитанию)
итоговые (цель – показать учебно-воспитательный процесс как средство развития
личности
ребенка,
обратить
внимание
родителей
на
неиспользованные
возможности
развития познавательных сил и способностей).
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их
педагогическую культуру, помогает выработать единые подходы к воспитанию детей. В
определении
тематики
лектория
участвуют
родители.
Целесообразно
осуществлять
подготовку занятий поочередно группой родителей. В зависимости от сложности темы,
подготовленности к ней родителей, педагог, совет дела привлекают специалистов, либо
подбирают материал и проводят занятие своими силами. Если приглашается специалист,
организаторы предварительно обговаривают с ним круг проблем, продумывают способы
привлечения и активизации участников занятия.
Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей или составления по
группам проблемных вопросов, возникающих в воспитании детей и взаимоотношениях с
ними. На одни вопросы может ответить педагог, для ответа на другие приглашается
специалист (по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд проблем может стать
основой для специально подготовленного диспута.
Встречу с администрацией, учителями класса целесообразно проводить ежегодно.
Педагоги
знакомят
родителей
со
своими
требованиями,
выслушивают
их
пожелания.
Возможны вопросы в адрес друг друга, составление программы действий по выявленным
проблемам в процессе совместного коллективного поиска. Встреча может быть завершена
индивидуальными консультациями, беседами или работой в группах с учетом возникших
проблем и сложностей в воспитании, обучении отдельных групп детей.
Особо
важной
формой
является
взаимодействие
педагогов
с родительским
комитетом, который может выбираться родительским собранием на весь учебный год. В
ряде классов, где родители активны и заинтересованы, функцию родительского комитета
поочередно выполняют они все, распределившись в группы по желанию. Члены комитета
могут
распределить
обязанности,
роли,
функции
по
организации
работы,
как
с
родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными семьями.
Групповые занятия
могут
носить
исследовательский
характер.
Так,
учителя
и
классный руководитель приглашают на урок родителей тех детей, которые испытывают
типичные сложности в учебе. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих
учащихся. После посещения ряда уроков учителя и родители вместе пытаются выявить
причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи. Особую заботу классного
руководителя, педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь их к
воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка. С этой целью
классные руководители организовывают специальные встречи, проводят конференции,
размышления – консультации.
К о л л е к т и в н ы е
и
г р у п п о в ы е
ф о р м ы
в з а и м о д е й с т в и я
пронизывают индивидуальные формы.
К
ним
относят
беседу,
задушевный
разговор,
консультацию
–
размышление,
выполнение
индивидуальных
поручений,
совместный
поиск решения проблемы, переписку. Эти формы могут быть эффективны, если с каждым
родителем удалось индивидуальный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе
родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с
педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти
наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в
семье и школе.
В
индивидуальной
форме
взаимодействия
заложены
большие
воспитательные
возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздействие на родителей,
существенным образом изменить отношение к педагогу.
Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов гораздо больше усилий и
изобретательности, но и эффективность ее значительно выше. Именно в индивидуальном
общении
родители
усваивают
требования,
предъявляемые
школой
к
учащимся,
и
становятся союзниками классного руководителя. Достигнутая в результате высокая их
включенность в дела школы приводит к повышению достижений учащихся, их желанию
учиться, к улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, более
полному выполнению домашнего задания, к улучшению психологического климата в
школе и мнения родителей об учителях.
Для
успешной
реализации
воспитательных
задач
классному
руководителю
нужно
построить свою работу следующим образом:
изучить семейный коллектив класса, специфику каждой семьи;
выявить особенности организации учебной и внеурочной деятельности школьников
в семье и отношение родителей к ней;
на
основе
этих
знаний
планировать
и
координировать
работу
по
оказанию
практической помощи родителям.
От успешного развития взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным
результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны
родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними,
повышение авторитета в глазах детей, родителей, школьной администрации, большая
удовлетворенность
своей
работой,
более
творческий
подход
к
ней.
Для
родителей
результатом
взаимодействия
становится
лучшее
знание
детей
и
школьных
проблем,
уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение
своей
значимости
в
школе,
увеличение
родительской
компетентности
и
получение
одобрения своей роли родителей, укрепление семьи улучшение общения с детьми. Для
детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учебе, в
развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении.
Таким
образом,
осуществляя
воспитательную
работу
с
родителями,
учитель
должен
опираться
на
опыт
работы
классных
руководителей,
добившихся
в
этой
области
определенных
результатов.
Он
должен
применять
современные
методики,
постоянно
совершенствовать свое мастерство. Чтобы привлечь родителей на свою сторону он должен
быть
тактичным,
доброжелательным,
интересным
собеседником,
а
главное
–
должен
любить детей. К такому классному руководителю на все встречи родители будут идти с
удовольствием. Родители станут его помощниками и союзниками. Это поможет им решать
общие задачи воспитания – раскрытие сущностных сил человека, развитие его задатков,
интересов,
активности
ребенка,
его
инициативы
и
творчества.
Нужно
строить
взаимодействие с родителями на основе идей-принципов, как:
Идеи – принципы
Обращение к чувству родительской любви и ее уважение;
Умение разглядеть в каждом ученике положительные стороны, позволяющие давать
характеристику детей с выдвижения предваряющей положительной оценки;
Высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот, их трудовой и
общественной деятельности.
В своей работе классный руководитель должен использовать различные формы и
методы работы с родителями, но они не должны замыкаться в рамках школы, класса. Он
должен организовывать походы, экскурсии.
Необходимо развивать границы сотрудничества. Помимо формального взаимодействия
(лекции, собрания, беседы), классному руководителю следует развивать неформальные
способы
взаимодействия
с
семьей
и
семей
между
собой
(чаепития,
встречи
для
обсуждения личного опыта по обучению и воспитанию). Для большей эффективности
лучше сделать эти формы взаимодействия регулярными.
Классный
руководитель,
учителя
и
психолог
должны
верить
в
важность
и
необходимость участия семьи в воспитании и обучении детей. только тогда они будут
способны помочь семьям преодолеть все сложности этой работы.
Обучающее общение классного руководителя и родителей может быть сконцентрировано
вокруг следующих тем:
Учебные предметы, изучаемые детьми в школе
Основные
учебные
умения
(анализировать
задания,
планировать
свое
время,
доводить начатое до конца)
Как работать с детьми
Система поощрения
Система оценивания (для детей и родителей)
Защита своих прав (для детей и родителей)
Самооценка.
В заключении хотелось бы отметить, что формирование сотруднических отношений
между
родителями,
учащимися
и
педагогами
зависит
от
того,
как
складывается
взаимодействие
взрослых
в
этом
процессе.
Родители,
классный
руководитель
–
воспитатели одних и тех же детей, и результат может быть успешным тогда, когда они
станут
союзниками.
В
основе
этого
союза
–
единство
стремлений,
взглядов
на
воспитательный процесс, совместно выработанные общие цели и воспитательные задачи,
пути достижения намеченных результатов.
Так же как и педагоги, каждый отец и мать желают видеть своих детей здоровыми и
счастливыми,
они
готовы
поддержать
начинания
педагога,
направленные
на
удовлетворение интересов, потребностей детей. родители – это взрослые люди, имеющие
большой жизненный опыт, знания, умение осмысливать события, поэтому в решении ряда
вопросов педагог может получить от них нужный совет. Сотрудничество учителей и
родителей
позволяет
лучше
узнать
ребенка,
посмотреть
на
него
с
разных
сторон
и
позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь взрослым в понимании его
индивидуальных
особенностей,
развитии
способностей,
преодоления
негативных
поступков и проявлений в поведении, формировании жизненных ценностных ориентаций.
В то же время значительная часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не
имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении
контактов с детьми. Педагоги и родители вместе пытаются найти наиболее эффективные
способы
решения
этой
проблемы,
определяют
содержание
и
формы
педагогического
просвещения.
Определяющую
роль
в
создании
союза
педагогов
и
родителей,
в
установлении
сотруднического
взаимодействия
между
ними
выполняют
классные
руководители.
Достижение этой цели возможно, если классный руководитель в работе с родителями
исключает
дидактизм,
не
поучает,
а
советуется,
размышляет
вместе
с
ними,
договаривается
о
совместных
действиях;
тактично
подводит
их
к
пониманию
необходимости
педагогических
знаний.
Вся
атмосфера
взаимодействия,
общения
классного руководителя с родителями должна показать, что педагог нуждается в них, в
объединении усилий, что родители – его союзники, и он не может обойтись без их совета
и помощи.