Напоминание

Консультирование родителей неговорящих детей.


Автор: Барковская Наталья Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Детский сад№2"
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: Консультирование родителей неговорящих детей.
Раздел: дошкольное образование





Назад





КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ НЕГОВОРЯЩИХ

ДЕТЕЙ
В статье подробно описаны приемы работы с детьми, имеющими задержки речевого развития и д а н ы рекомендации родителям, воспитывающих таких детей.
К л юч е в ы е

с л о ва :
з а д е р ж к а речевого развития, речевое подражание, слуховое восприятие, способность понимать сказанное, способность говорить. В с е ч а щ е н а п р и е м а х у логопеда оказываются родители, обеспокоенные тем, что их ребенок двух-трех лет до сих пор не говорит. К сожалению, увеличение числа детей с задержками речевого развития становится не очень утешительной тенденцией. Возрастающая актуальность этой проблемы отмечалась в последнее десятилетие многими авторами (З.М. Дунаева, Л.И. Растягайлова, 2003; Н.А Урядницкая, 2003; Е.Ф Архипова, 2005; Г.В Чиркина, 2003; Ю.В. Герасименко, 2003; Е. Янушко, 2007; Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко, 2008). Обследования детей раннего возраста в ы я в и л и , ч т о наибол е е ч а с т ы м и п р о бл е м а м и я в л я ю т с я речевые расстройства. Существует множество речевых трудностей у детей в этом возрасте, н о хотелось бы затронуть вопрос о специфике работы с детьми раннего возраста, отстающими в речевом развитии. Архипова Е.Ф. (2005) отмечает, что в последние г о д ы определилось особое направление в логопедии – превентивное логопедическое воздействие. Такая работа требует о т логопеда определенных навыков и особенного подхода к обучению, поскольку методика занятий с малышами существенным образом отличается от занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В настоящее время представлен большой выбор специальной литературы для логопедических занятий с дошкольниками, однако описание практического опыта работы с малышами встречается редко [7]. Ребенок, отстающий в речевом развитии, нуждается в активном участии семьи, иначе никакая логопедическая помощь н е будет
эффективной. Важно обучить родителей хорошо знать особенности речевых проблем своего ребенка и дать им практические навыки по их разрешению. Для повышения уровня осведомленности родителей неговорящих малышей об основных аспектах логопедической работы, ниже приведен минимальный объем информации, который в доступной форме необходимо знать родителям.
Во-первых
, родители должны представлять возможные причины отставания речи (отягощенный анамнез, родовые травмы, перенесенные заболев а н и я , состояние анализаторных систем, особенности раннего развития).
Во-вторых
, родные и близкие должны быть готовы к том у, что р е б е н к у понадобится помощь не скольких специалистов (педиатра, невролога, логопеда, психиатра, сурдолога) в том случае, если: 1. Ребенок не реагирует или не всегда реагирует на звуки, не поворачивает голову в сторону взрослого, у него отмечается немодулированность крика, однообразное гуление, отсутствие лепета и смеха, не формируется внимание к речи окружающих. 2. Нарушена способность к установлению эмоционального контакта (если ребенок не реагирует на свое имя, не выполняет простые словесные инструкции, не п од ч и н я е т с я словесным командам, не может показать предметы и действия в окружающей его обстановке, на отдельных предметных и сюжетных картинках). 3. П р и нормальном слухе малыш не реагирует должны образом на обращения, не применяет жестов, даже указательных, не переносит малейших изменений в условиях существования, не устанавливает эмоциональный контакт. 4. У ребенка отсутствуют подражательные игровые действия, он не м о ж е т и н е хочет повторять предложенные манипуляции с игрушками, применять их по назначению [2].

В-третьих,
необходимо поговорить об особенностях работы с детьми раннего возраста, так как методика занятий с малышами коренным образом отличается от занятий с детьми дошкольного возраста [7]. В первую очередь, работа с малышами предполагает: 1. Наличие у ребенка потребности говорить. Необходимо создать такие условия, в которых у ребенка появится желание произносить одни и те же звуки неоднократно. 2. Развитие эмоционального общения со взрослым. Ребенок не станет повторять за взрослым, если не налажен эмоциональный контакт. Для нормального речевого развития малыша общение должно быть: значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и обязательно побуждать к ответу. Особая р о л ь зде сь отводится эмоциональным играм, в которых инициативу берет на себя взрослый. Проведение таких игр требует соблюдения нескольких условий: взрослый должен проявлять большую заинтересованность в игре и активно взаимодействовать с ребенком, сопровождать игровые действия комментариями, описывая словами все э т ап ы и гр ы . Это простые, хорошо знакомые и гр ы , которые помогут установить эмоциональный контакт и настроить на общение («Лови мячик», «Дай ручку», «Киса, киса, брысь!»). В них от ребенка не требуется речевой активности и не вызывают у малыша негативную реакцию. При этом речь должна быть эмоциональной, четкой и немногословной [7]. 3. Развитие общего подражания обязательно должно предшествовать речевому. Значение создания потребности подражать р е ч и в качестве важнейшего пускового момента в возникновении речи отмечается всеми специалистами, занимающимися с задержанными в речевом отношении детьми (Е.Ф. Архипова, Л.Р. Давидович, Т.С. Резниченко, Е . Я н у ш ко и др.). Только на сформированном общем подражании движениям и действиям начинается собственно речь ребенка [7]. Последовательность развития общего подражания от простых движений к
сложным: начинают с отдельных простых, а затем и нескольких движений. Следующим этапом учат выполнять действия с предметами и игрушками, потом можно включать подвижные игры и игры со стихами и только на заключительных этапах выполнять игровые действия. 4. Развитие слухового восприятия нужно развивать с первых дней жизни. Родителям важно научить детей слушать. Д л я этого желательна следующая последовательность: сначала пробуждение интереса к звукам окружающего мира (шуршание листьев, шум дождя, лай собаки), потом подключаются звуки, исходящие о т предметов и материалов (тиканье часов, звон стекла, скрип двери), «домашние» звуки (холодильника, телефона), транспортные звуки (сигналы машин: гул самолетов, скрип тормозов), звуки детских музыкальных игрушек и инструментов. Очень важно учить различать неречевые звуки (бубен, барабан или погремушка; шуршит бумага или журчит вода и т.д.); громкие и тихие, разные по силе и высоте звуки; развивать умение определять источник звука, улавливать ритм и только потом переходить на развитие речевого слуха, постепенно приучая дифференцировать неречевые и речевые звуки, в т о м числе и звукоподражания [2, 7]. 5. Н е обойтись при становлении речи и без развития дыхания, сначал а физиологического, а потом речевого. Приступая к развитию физиологического дыхания, подбираются игры н а выработку сильного ротового выдоха: малышей у ч ат плавно дуть на бумажных бабочек и вертушки, сдувать осенние листочки, удерживать выдохом кусочки ваты над головой, выдувать через трубочку мыльные пузыри из стакана и даже катать сильной воздушной струей по столу карандаши. 6. Развитие моторики рук. Родителям важно знать, насколько подражание движениям рук, игры с пальцами стимулируют и ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует н е только опыт многих поколений, н о и многие исследования наших физиологов, доказавших прямое влияние двигательных импульсов от
пальцев рук на формирование речевых зон и коры головного мозга в целом [7]. Это определяет некоторую последовательность в развитии движений рук: хватание, соотносящие движения, подражание движения рук и только потом переход к более тонким движениям кистей и пальцев рук. 7. Подключение упражнений для органов артикуляции, которые активно участвуют в оформлении речи. Цель артикуляционной гимнастики Е . Ф . Архипова ( 2 0 0 5 ) в и д и т в стимулировании кинестетических ощущений, необходимых для развития подвижности губ и языка. На этом этапе не надо добиваться качества выполнения этих упражнений [1].
В-четвертых
, чтобы четко понимать содержание логопедической работы с безречевым ребенком, родителям нужно четко знать, что: Для овладения речевой деятельностью должны сформироваться две важнейшие способности; способность понимать сказанное и собственно сама способность говорить [2]. Любой сбой в развитии этих основных речевых функций неминуемо влечет за собой задержку речи. Ключевым моментом системы «запуска» речи можно р а с с м а т р и в а т ь о д н о в р е м е н н о е в о з д е й с т в и е н а п р о ц е с с ы совершенствования как понимания речи, так и формирования собственной речи ребенка [2]. Для стимулирования появления речи именно родительская активность становится незаменимой помощью логопеда. На этом этапе важнейшим фактором становится правильное поведение в отношении ребенка: 1. Создание речевой среды, предполагающей постоянный разговор с ребенком, многократное проговаривание всех бытовых ситуаций. Это касается одевания, раздевания, прогулки, завтрака, обеда, приготовления еды и т.д. 2. Накопление пассивного словаря. Родителям важно взять за правило комментировать все, что вы делаете, а некоторые слова произносить и по несколько раз. При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы и сам на них отвечает, если ребенок еще не готов реагировать на
них должным образом. Родители должны понять, что при задержке речевого развития нужен по-особому осмысленный подход в отношениях с малышом. 3. Основной «пусковой» момент появления речи – общение. Важно постепенно приучить всех, кто близко общается с ребенком, использовать любую ситуацию для общения с ним. Со стороны всех близких в семье должен быть единый подход. Нельзя подавлять речевую, игровую инициативу ребенка. Родители должны стараться любыми обстоятельствами «спровоцировать» малыша н а ответ, поощрять любую речевую реакцию [2]. Таким образом, придерживаясь рекомендаций логопеда, родители помогут своим неговорящим детям в развитии коммуникативной функции речи, подготовят к специально организованным играм и упражнениям, которые обязательно будут использоваться на логопедических занятиях.
Список литературы:
1. Архипова Е . Ф . Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: «Астрель», 2005. 2. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит. – М.: «Гном», 2008. 3. Дунаева З.М. К вопросу о б организации медико-психолого- педагогической помощи детям раннего возраста с отклонениями в развитии / З.М. Дунаева, Л.И. Растягайлова // Ранняя психолого-медико- педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: матер. конф. – М., 2003. 4. Коррекционно-развивающая р а б от а с д е т ь м и р а н н е г о и младшего дошкольного возраста / А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец, И.А. Рыбкина и др.; под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005. 5. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики / Н.Н. Малофеев // Ранняя психолого-медико-
педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям: матер. конф. – М., 2003. 6. П р и ход ь ко О . Г. Д е т и с двигательными нарушениями: коррекционная работа н а первом году жизни: метод. пособие / О.Г. Приходько, Т.Ю. Моисеева. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. 7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! – М.: «Теревинф», 2007.


В раздел образования