Автор: Барковская Наталья Евгеньевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР-Детский сад№2" Населённый пункт: г. Тула Наименование материала: статья Тема: Консультирование родителей неговорящих детей. Раздел: дошкольное образование
ДЕТЕЙ
В статье подробно описаны приемы работы с детьми, имеющими
задержки
речевого
развития и
д а н ы рекомендации
родителям,
воспитывающих таких детей.
К л юч е в ы е
с л о ва : з а д е р ж к а речевого
развития,
речевое
подражание,
слуховое
восприятие,
способность
понимать
сказанное,
способность говорить.
В с е
ч а щ е
н а
п р и е м а х
у логопеда
оказываются
родители,
обеспокоенные тем, что их ребенок двух-трех лет до сих пор не говорит. К
сожалению,
увеличение
числа
детей с
задержками
речевого
развития
становится не очень утешительной тенденцией. Возрастающая актуальность
этой проблемы отмечалась в последнее десятилетие многими авторами (З.М.
Дунаева,
Л.И.
Растягайлова, 2003;
Н.А Урядницкая, 2003;
Е.Ф Архипова,
2005; Г.В Чиркина, 2003; Ю.В. Герасименко, 2003;
Е. Янушко, 2007; Л.Р.
Давидович, Т.С. Резниченко, 2008). Обследования детей раннего возраста
в ы я в и л и , ч т о наибол е е ч а с т ы м и п р о бл е м а м и я в л я ю т с я речевые
расстройства. Существует множество речевых
трудностей у
детей
в этом
возрасте, н о хотелось бы затронуть вопрос о специфике
работы с детьми
раннего возраста, отстающими в речевом развитии. Архипова Е.Ф. (2005)
отмечает,
что в
последние г о д ы определилось
особое направление в
логопедии –
превентивное
логопедическое
воздействие.
Такая работа
требует о т логопеда определенных навыков и
особенного
подхода к
обучению, поскольку методика занятий с малышами существенным образом
отличается от занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В
настоящее время представлен большой выбор специальной литературы для
логопедических занятий с дошкольниками, однако описание практического
опыта работы с малышами встречается редко [7].
Ребенок, отстающий
в речевом развитии,
нуждается
в активном
участии
семьи, иначе
никакая
логопедическая
помощь н
е будет
эффективной. Важно обучить родителей хорошо знать особенности речевых
проблем своего ребенка и дать им практические навыки по их разрешению.
Для
повышения
уровня
осведомленности
родителей
неговорящих
малышей об основных аспектах логопедической работы, ниже приведен
минимальный объем информации, который в доступной форме необходимо
знать родителям.
Во-первых ,
родители должны представлять
возможные
причины
отставания речи
(отягощенный анамнез, родовые травмы,
перенесенные
заболев а н и я , состояние анализаторных систем,
особенности раннего
развития).
Во-вторых ,
родные и близкие должны
быть готовы к
том у, что
р е б е н к у понадобится помощь
не скольких специалистов (педиатра,
невролога, логопеда, психиатра, сурдолога) в том случае, если:
1.
Ребенок не реагирует или не всегда реагирует на звуки, не
поворачивает
голову в
сторону взрослого,
у него
отмечается
немодулированность крика, однообразное гуление, отсутствие лепета
и смеха, не формируется внимание к речи окружающих.
2.
Нарушена способность
к
установлению эмоционального
контакта (если
ребенок не реагирует на свое
имя, не выполняет
простые
словесные
инструкции,
не
п од ч и н я е т с я словесным
командам, не может показать предметы и действия в окружающей его
обстановке, на отдельных предметных и сюжетных картинках).
3.
П р и нормальном
слухе малыш
не
реагирует должны
образом на обращения, не применяет жестов, даже указательных, не
переносит
малейших изменений в
условиях существования, не
устанавливает эмоциональный контакт.
4.
У
ребенка
отсутствуют
подражательные игровые
действия,
он
не м о ж е т и
н е хочет
повторять
предложенные
манипуляции с игрушками, применять их по назначению [2].
В-третьих, необходимо поговорить об особенностях работы с детьми
раннего возраста, так как методика занятий с малышами коренным образом
отличается от занятий с детьми дошкольного возраста [7].
В первую очередь, работа с малышами предполагает:
1.
Наличие у ребенка потребности говорить. Необходимо создать
такие условия, в которых у ребенка появится желание произносить одни и
те же звуки неоднократно.
2.
Развитие
эмоционального
общения
со
взрослым. Ребенок
не
станет повторять за взрослым, если не налажен эмоциональный контакт.
Для
нормального
речевого
развития
малыша
общение
должно
быть:
значимым, проходить на эмоционально положительном фоне и обязательно
побуждать к ответу.
Особая р о л ь зде сь отводится эмоциональным
играм,
в которых
инициативу берет
на
себя
взрослый. Проведение таких
игр требует
соблюдения
нескольких условий:
взрослый должен
проявлять большую
заинтересованность
в
игре
и активно
взаимодействовать с
ребенком,
сопровождать игровые
действия комментариями, описывая словами все
э т ап ы и гр ы . Это
простые, хорошо
знакомые и гр ы , которые
помогут
установить эмоциональный контакт и настроить на общение («Лови мячик»,
«Дай ручку», «Киса, киса, брысь!»). В них от ребенка не требуется речевой
активности и не вызывают у малыша негативную реакцию. При этом речь
должна быть эмоциональной, четкой и немногословной [7].
3.
Развитие
общего
подражания
обязательно
должно
предшествовать
речевому.
Значение создания
потребности
подражать
р е ч и в
качестве
важнейшего
пускового
момента в
возникновении
речи
отмечается
всеми
специалистами,
занимающимися с
задержанными в
речевом
отношении
детьми
(Е.Ф.
Архипова,
Л.Р.
Давидович,
Т.С.
Резниченко, Е . Я н у ш ко и
др.).
Только
на
сформированном общем
подражании движениям и действиям начинается собственно речь ребенка
[7]. Последовательность развития общего подражания от простых движений к
сложным: начинают с отдельных простых, а затем и нескольких движений.
Следующим этапом учат выполнять действия с предметами и игрушками,
потом можно включать подвижные игры и игры
со
стихами и только на
заключительных этапах выполнять игровые действия.
4.
Развитие слухового восприятия нужно развивать с первых дней
жизни. Родителям важно научить детей слушать. Д л я этого желательна
следующая последовательность: сначала пробуждение
интереса к звукам
окружающего мира (шуршание листьев, шум
дождя, лай
собаки), потом
подключаются
звуки,
исходящие о т предметов и
материалов (тиканье
часов,
звон
стекла,
скрип двери), «домашние» звуки
(холодильника,
телефона),
транспортные
звуки (сигналы
машин:
гул
самолетов, скрип
тормозов),
звуки детских
музыкальных игрушек и инструментов. Очень
важно учить различать неречевые звуки (бубен, барабан или погремушка;
шуршит бумага или журчит вода и т.д.); громкие и тихие, разные по силе и
высоте звуки; развивать
умение определять источник звука, улавливать
ритм и только потом переходить на развитие речевого слуха, постепенно
приучая дифференцировать
неречевые и речевые
звуки, в т о м числе и
звукоподражания [2, 7].
5.
Н е обойтись при
становлении речи и без развития дыхания,
сначал а физиологического, а
потом
речевого. Приступая
к
развитию
физиологического дыхания, подбираются
игры н а выработку сильного
ротового
выдоха: малышей у ч ат плавно
дуть
на бумажных
бабочек и
вертушки, сдувать осенние листочки, удерживать выдохом кусочки ваты над
головой, выдувать через трубочку мыльные пузыри из стакана и даже катать
сильной воздушной струей по столу карандаши.
6.
Развитие моторики
рук. Родителям важно знать,
насколько
подражание
движениям рук,
игры с
пальцами стимулируют и ускоряют
процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует
н е только опыт
многих поколений, н о
и многие
исследования наших
физиологов, доказавших
прямое
влияние
двигательных импульсов от
пальцев рук на формирование речевых зон и коры головного мозга в целом
[7]. Это
определяет
некоторую последовательность в развитии движений
рук: хватание, соотносящие движения, подражание движения рук и только
потом переход к более тонким движениям кистей и пальцев рук.
7.
Подключение упражнений
для
органов артикуляции, которые
активно участвуют в оформлении речи. Цель артикуляционной гимнастики
Е . Ф . Архипова ( 2 0 0 5 )
в и д и т
в стимулировании кинестетических
ощущений, необходимых для развития подвижности губ и языка. На этом
этапе не надо добиваться качества выполнения этих упражнений [1].
В-четвертых ,
чтобы
четко
понимать
содержание
логопедической
работы с безречевым ребенком, родителям нужно четко знать, что:
Для овладения речевой деятельностью должны сформироваться две
важнейшие способности; способность понимать сказанное и собственно
сама
способность
говорить [2]. Любой сбой в развитии этих основных
речевых функций неминуемо влечет за собой задержку речи.
Ключевым
моментом
системы
«запуска»
речи
можно
р а с с м а т р и в а т ь
о д н о в р е м е н н о е
в о з д е й с т в и е н а
п р о ц е с с ы
совершенствования как понимания речи, так и формирования собственной
речи ребенка [2].
Для стимулирования появления речи именно родительская активность
становится незаменимой помощью логопеда. На этом этапе важнейшим
фактором становится правильное поведение в отношении ребенка:
1.
Создание
речевой среды, предполагающей
постоянный
разговор с ребенком,
многократное
проговаривание всех бытовых
ситуаций.
Это касается одевания,
раздевания,
прогулки,
завтрака,
обеда, приготовления еды и т.д.
2.
Накопление
пассивного словаря. Родителям
важно взять
за
правило комментировать все, что вы делаете, а некоторые слова произносить
и по несколько раз. При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает
вопросы и сам на них отвечает, если ребенок еще не готов реагировать на
них должным образом. Родители должны понять, что при задержке речевого
развития нужен по-особому осмысленный подход в отношениях с малышом.
3.
Основной «пусковой» момент появления речи – общение.
Важно постепенно приучить всех, кто близко общается с ребенком,
использовать любую ситуацию для общения с ним. Со стороны всех
близких
в
семье должен быть
единый подход. Нельзя подавлять
речевую, игровую инициативу ребенка. Родители должны стараться
любыми обстоятельствами
«спровоцировать» малыша
н а ответ,
поощрять любую речевую реакцию [2].
Таким
образом, придерживаясь
рекомендаций
логопеда,
родители
помогут своим
неговорящим детям в развитии коммуникативной функции
речи,
подготовят к
специально
организованным играм и
упражнениям,
которые обязательно будут использоваться на логопедических занятиях.
Список литературы:
1.
Архипова Е . Ф . Логопедическая работа
с
детьми раннего
возраста. – М.: «Астрель», 2005.
2.
Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. Ребенок плохо говорит.
–
М.: «Гном», 2008.
3.
Дунаева
З.М. К вопросу о б организации
медико-психолого-
педагогической помощи детям
раннего
возраста
с
отклонениями
в
развитии /
З.М. Дунаева, Л.И. Растягайлова // Ранняя психолого-медико-
педагогическая
помощь
детям с
особыми
потребностями и их семьям:
матер. конф. – М., 2003.
4.
Коррекционно-развивающая р а б от а
с
д е т ь м и р а н н е г о и
младшего
дошкольного возраста
/
А.Е.
Иванова, О.Ю.
Кравец,
И.А.
Рыбкина и др.; под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2005.
5.
Малофеев
Н.Н.
Ранняя
помощь –
приоритет
современной
коррекционной
педагогики /
Н.Н. Малофеев // Ранняя психолого-медико-
педагогическая
помощь
детям с
особыми
потребностями и их семьям:
матер. конф. – М., 2003.
6.
П р и ход ь ко
О . Г. Д е т и
с двигательными
нарушениями:
коррекционная
работа н а первом
году жизни: метод. пособие
/ О.Г.
Приходько, Т.Ю. Моисеева. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.
7.
Янушко Е.
Помогите малышу
заговорить! –
М.:
«Теревинф»,
2007.