Напоминание

Психологическая разгрузка детей дошкольного возраста на и вне занятий


Автор: Аль Рифаи Екатерина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №52"
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Психологическая разгрузка детей дошкольного возраста на и вне занятий
Раздел: дошкольное образование





Назад





Психологическая разгрузка детей дошкольного возраста на и вне

занятий.
Аль Рифаи Екатерина Владимировна Педагог-психолог Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Они создают условия, гарантирующие охрану и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, воспитанников. В Концепции дошкольного воспитания указывается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребёнка не сводятся к узко педагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учёта их возрастных и индивидуальных особенностей. Физическое воспитание содержит неограниченные возможности для всестороннего развития ребёнка. Оно помогает ему раскрыть свои двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы. Именно благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие мозга, эндокринной, дыхательной систем, значительно оздоравливается
организм ребёнка, формируются психофизические качества, культура чувств, нравственные и интеллектуальные особенности личности. Интенсивное физическое развитие вызывает у ребёнка потребность в движении, что является, по мнению П.М. Якобсона и Ю.Ф. Змановского, нормальным явлением. Если сдерживать его активность, это вызывает изменения в эмоциональном самочувствии ребёнка, приводит иногда к «взрывным» эмоциональным реакциям. Если же спокойная деятельность чередуется с разнообразными играми, с прогулками, с физическими упражнениями, то это приводит к улучшению эмоционального тонуса, делает эмоциональное самочувствие и поведение более ровным. Это заставляет более внимательно рассмотреть развивающие и воспитательные функции средств физической культуры как ведущих форм в организации двигательного опыта ребёнка, как средств коррекции и профилактики эмоциональных нарушений. Убедительно доказано взаимосвязь между движениями и состоянием психики, мыслями и чувствами человека ( И.М. Сеченовым, И.П. Павловым и др.). Опираясь на достижение возрастной физиологии, нейропсихологии, детский организм рассматривается как единая саморегулируемая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологические и функциональные процессы. Современная психофизиология утверждает: физиологическое и психическое являются функцией одной и той же рефлекторной отражательной деятельности. Исследования показывают, что психическая деятельность ребёнка носит условно-рефлекторный характер и формируется на протяжении детства под воздействием воспитания (И.М. Сеченов, И.П. Павлов и др.). Благодаря системному подходу психологической науки к познанию ребёнка в комплексе всех свойств и особенностей становится возможным обосновать
роль самовыражения через движения в подвижной игре в психокоррекции и интеллектуальном развитии ребёнка. Психокоррекционное воздействие физических упражнений осуществляется при использовании разнообразных игр, пальчиковой и глазодвигательной гимнастики, включенной в физические упражнения. Красота движения проявляется в совершенном физическом контроле, который позволяет телу властвовать над пространством и временем. Играя, ребёнок удовлетворяет природную потребность в движении. Известно, что, когда потребность удовлетворена, может развиться свободная сила воображения. Творческая активность имеет важнейшее биологическое значение и является движущей силой саморазвития каждого индивида, основой его здорового образа жизни. В качестве средств коррекции используют: арттерапию, игротерапию, танцетерапию, психогимнастику, музыкальные средства, беседа и проблемные ситуации (А.И. Захаров, Л.В. Соловьёва, А.В. Лебедева). Выбор данных методов и приёмов не является спонтанным, он – следствие теоретического анализа подходов к коррекции и развитию личности дошкольника в рамках отечественной психологии. Как указывают исследователи, для развития психики и интеллекта ребёнка чрезвычайно велика роль двигательной активности. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и, тем самым, способствуя её развитию. Двигательные упражнения способствуют снятию напряжения, улучшают самочувствие детей, развивают внимание, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать своё поведение, дают возможность ребёнку сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность. Рассмотрим более подробно каждый из методов психологической разгрузки(коррекции и развития). Начнём с того, что раскроем термин
«психологиче ская разгрузка» – это снятие э м о ц и о н а л ь н о го , интеллектуального и физического напряжения. С помощью игровой терапии мы воздействуем на детей игрой. В игре заложен большой потенциал влияния на личность ребёнка, игра позволяет ребёнку снять эмоциональное и двигательное напряжение. Главная особенность игры – двуплановость – способствует тому, что у человека снижается боязнь ошибиться, сделать что-то неправильно. Это, в свою очередь, обусловливает развивающий эффект игры (варианты игр см. в приложении). Следующий метод – это психогимнастика. Этот метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Невербальные сигналы (наклон головы, поза, движение рук и губ, выражение глаз, походка) позволяют умеющему «читать» их человеку получать гораздо более достоверную и полную информацию о других людях. Следующий метод, относящийся к арттерапии, - проективное рисование. Рисование, само по себе, несёт множество развивающих функций: 1. требует согласования большого количества психических функций, развивает чувственно-двигательную координацию; 2. координирует конкретно-образное мышление; 3. выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира; 4. является способом выражения различного рода эмоций. Для аутотренинга можно использовать музыкальные произведения, наблюдение детьми за рыбками в аквариуме, струями воды в небольшом фонтанчике или водопаде. Дети могут просеивать песок, перемывать камешки и ракушки, перебирают и раскладывают по ячейкам жёлуди, шишки, фасоль, горох. В процессе этого у детей снимаются усталость,
раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие. В ходе своей работы я попыталась осуществить группировку средств, направленных на психологическую разгрузку детей дошкольного возраста. (Таблица 1,2) В процессе работы педагогу предоставляется возможность варьировать коррекционно-развивающие упражнения в течение недели. (Таблица 3)
Таблица №1
Средства,

направленные

на

развитие

психологической

устойчивости

у

детей

дошкольного возраста.

Физические

упражнения

Массажные

упражнения

Гимнастика

Игровые

у п р а ж н е н и я

и

подвижные игры
•упражнения общеразвивающего х а р а к т е р а п о д стихотворный текст, •релаксационные упражнения, •глазодвигательные упражнения, • у п р а ж н е н и я с элементами беби- йоги, • у п р а ж н е н и я с попеременным мышечным н ап р я ж е н и е м и расслаблением, •упражнения для кистей рук, •упражнения для с н я т и я о б щ е г о утомления. •массажные у п р а ж н е н и я с элементами йоги, •игровой общий самомассаж, •самомассаж для рук, •самомассаж для ног, •самомассаж для ушных раковин, •самомассаж для глаз, •точечный массаж. •танцевально- ритмическая гимнастика, •пальчиковая гимнастика, • г и м н а с т и к а с элементами аутогенной тренировки, •виброгимнастика, •
дыхательная

гимнастика:
•ритмичное двухфазное дыхание, •звуковое дыхание, • д ы х а н и е п о м е т о д и к е А . Н . Стрельниковой, • д ы х а н и е п о м е т о д и к е Н . Соловьёвой, •звуковая дыхательная г и м н а с т и к а с элементами йоги, •дыхательная медитация. •подвижные игры с остановкой движения, •подвижные игры , н а п р а в л е н н ы е н а сплочение детского коллектива, •подвижные игры , н а п р а в л е н н ы е н а снижение мышечного напряжения, •подвижные игры и упражнения, н а п р а в л е н н ы е н а релаксацию, •игровые упражнения н а р е л а кс а ц и ю и дыхание, •оздоровительные игры, •игровые упражнения для рук и пальцев, •игровые упражнения с п о п е р е м е н н ы м мышечным н а п р я ж е н и е м и расслаблением, игровые имитационные упражнения.
Таблица №2
Формы

физического

воспитания,

направленные

на

развитие

психологической

устойчивости у детей.

Гимнастика перед

дневным сном

Гимнастика

после

дневного

сна

Физкультминутки

Оздоровительная

прогулка
•релаксационные упражнения, •дыхательная гимнастика, •глазодвигательные упражнения, •массажные у п р а ж н е н и я с элементами йоги. •
массаж:
Игровой, Самомассаж (рук, н о г , у ш н ы х раковин); Точечный массаж, •пальчиковая гимнастика, • р а з м и н к а с элементами беби йоги, • дыхательные и звуковые упражнения йоги, • упражнения с поперемен-ным мышечным напряжением и расслаблении-ем. • у п р а ж н е н и я д л я кистей рук, •упражнения для глаз, • у п р а ж н е н и я д л я ушных раковин, • д ы х а т е л ь н ы е и звуковые упражнения, • у п р а ж н е н и я д л я с н я т и я о б щ е г о утомления, •пальчиковая гимнастика, •игровые имитационные упражнения, общеразвивающие у п р а ж н е н и я п о д стихотворный текст, •релаксационные упражнения, • у п р а ж н е н и я с попеременным мышечным н а п р я ж е н и е м и расслаблением, •психогимнастика. •дыхательная гимнастика, •релаксационные упражнения, •
варианты

подвижных игр:
•подвижные игры с остановкой движения, •подвижные игры, направленные на сплочение детского коллектива, •подвижные игры, направленные на снижение мышечного напряжения, •эстафетные подвижные игры, •игры с мячом, •подвижные игры высокой п од в и ж н о с т и ( с бегом, прыжками).
Таблица № 3
Схема психологической разгрузки в течении недели.

Режимны

й момент

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Занятие
Дыхательные и звуковые упражнения. Психогимнастич еские этюды. Упражнен ия для глаз. Пальчико- вая гимнасти- ка. Упражнения для снятия общего утомления.
Свободна

я деятел-

ность

детей в 1-

ой пол.

дня
Игровой общий самомассаж. Упражнения для ушных раковин. Упражне- ния с поперемен -ным мышечны м напряже- нием и расслабле- нием. Игровые имитации- онные упражне- ния. Общеразвива щие упражнения под стихотворны й текст.
Прогулка

в 1-й пол.

дня
Игры с мячом Подвижные игры высокой подвижности (с бегом, прыжками) Подвиж- ные игры с остановко й движения. Упражнен ия для развития общей моторики Релаксацион- ные и дыхательные упражнения
Свободна

я

деятельно

сть детей

во 2-й

пол. дня
Общеразвиваю щие упражнения под стихотворный текст. Рисование (тематическое, свободное) Музыкаль ные средства. Танцеваль но- ритмическ ая гимнасти- ка Упражнения с попеременны м мышечным напряжением и расслаблен- ием.

Прогулка

во 2-ой

пол. дня
Дыхательные упражнения. Игровые имитационные упражнения. Специальн ые подвижны е игры. Упражнен ия для снятия общего утомления Массажные упражнения с элементами йоги.


В раздел образования