Психологическая разгрузка детей дошкольного возраста на и вне занятий
Автор: Аль Рифаи Екатерина Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №52" Населённый пункт: г. Воронеж Наименование материала: статья Тема: Психологическая разгрузка детей дошкольного возраста на и вне занятий Раздел: дошкольное образование
Психологическая разгрузка детей дошкольного возраста на и вне
занятий.
Аль Рифаи Екатерина Владимировна
Педагог-психолог
Закон Российской Федерации «Об образовании» гласит, что для воспитания
детей
дошкольного
возраста,
охраны
и
укрепления
их
физического
и
психического
здоровья,
развития
индивидуальных
способностей
и
необходимой коррекции нарушений развития действует сеть дошкольных
образовательных учреждений. Они создают условия, гарантирующие охрану
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
обучающихся,
воспитанников.
В
Концепции
дошкольного
воспитания
указывается,
что
дошкольное
воспитание
должно
быть
пронизано
заботой
о
физическом
здоровье
ребёнка
и
его
психологическом
благополучии.
Поскольку
физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим
здоровьем,
с
их
эмоциональным
благополучием,
то
пути
достижения
физического
и
психического
здоровья
ребёнка
не
сводятся
к
узко
педагогическим
средствам
физического
воспитания
и
медицинским
мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском
учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных
видов
детской
деятельности,
учёта
их
возрастных
и
индивидуальных
особенностей.
Физическое
воспитание
содержит
неограниченные
возможности
для
всестороннего
развития
ребёнка.
Оно
помогает
ему
раскрыть
свои
двигательные способности, мобилизовать психические и физические силы.
Именно благодаря физическим упражнениям, воздействующим на развитие
мозга,
эндокринной,
дыхательной
систем,
значительно
оздоравливается
организм ребёнка, формируются психофизические качества, культура чувств,
нравственные и интеллектуальные особенности личности.
Интенсивное
физическое
развитие
вызывает
у
ребёнка
потребность
в
движении, что является, по мнению П.М. Якобсона и Ю.Ф. Змановского,
нормальным
явлением.
Если
сдерживать
его
активность,
это
вызывает
изменения
в
эмоциональном
самочувствии
ребёнка,
приводит
иногда
к
«взрывным»
эмоциональным
реакциям.
Если
же
спокойная
деятельность
чередуется
с
разнообразными
играми,
с
прогулками,
с
физическими
упражнениями, то это приводит к улучшению эмоционального тонуса, делает
эмоциональное самочувствие и поведение более ровным.
Это
заставляет
более
внимательно
рассмотреть
развивающие
и
воспитательные функции средств физической культуры как ведущих форм в
организации
двигательного
опыта
ребёнка,
как
средств
коррекции
и
профилактики эмоциональных нарушений.
Убедительно
доказано
взаимосвязь
между
движениями
и
состоянием
психики, мыслями и чувствами человека ( И.М. Сеченовым, И.П. Павловым и
др.).
Опираясь
на
достижение
возрастной
физиологии,
нейропсихологии,
детский организм рассматривается как единая саморегулируемая система, в
которой
взаимодействуют
управляемые
высшей
нервной
деятельностью
физиологические,
психологические
и
функциональные
процессы.
Современная психофизиология утверждает: физиологическое и психическое
являются
функцией
одной
и
той
же
рефлекторной
отражательной
деятельности.
Исследования
показывают,
что
психическая
деятельность
ребёнка
носит
условно-рефлекторный
характер
и
формируется
на
протяжении
детства
под
воздействием
воспитания
(И.М.
Сеченов,
И.П.
Павлов и др.).
Благодаря системному подходу психологической науки к познанию ребёнка в
комплексе всех свойств и особенностей становится возможным обосновать
роль самовыражения через движения в подвижной игре в психокоррекции и
интеллектуальном развитии ребёнка.
Психокоррекционное воздействие физических упражнений осуществляется
при
использовании
разнообразных
игр,
пальчиковой
и
глазодвигательной
гимнастики,
включенной
в
физические
упражнения.
Красота
движения
проявляется в совершенном физическом контроле, который позволяет телу
властвовать над пространством и временем. Играя, ребёнок удовлетворяет
природную
потребность
в
движении.
Известно,
что,
когда
потребность
удовлетворена, может развиться свободная сила воображения. Творческая
активность имеет важнейшее биологическое значение и является движущей
силой саморазвития каждого индивида, основой его здорового образа жизни.
В
качестве
средств
коррекции
используют:
арттерапию,
игротерапию,
танцетерапию,
психогимнастику,
музыкальные
средства,
беседа
и
проблемные ситуации (А.И. Захаров, Л.В. Соловьёва, А.В. Лебедева).
Выбор данных методов и приёмов не является спонтанным, он – следствие
теоретического
анализа
подходов
к
коррекции
и
развитию
личности
дошкольника в рамках отечественной психологии.
Как указывают исследователи, для развития психики и интеллекта ребёнка
чрезвычайно велика роль двигательной активности. От работающих мышц
импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную
систему и, тем самым, способствуя её развитию. Двигательные упражнения
способствуют снятию напряжения, улучшают самочувствие детей, развивают
внимание,
навыки
волевой
регуляции,
умение
управлять
движениями
и
контролировать
своё
поведение,
дают
возможность
ребёнку
сбросить
накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность.
Рассмотрим
более
подробно
каждый
из
методов
психологической
разгрузки(коррекции
и
развития).
Начнём
с
того,
что
раскроем
термин
«психологиче ская
разгрузка»
–
это
снятие
э м о ц и о н а л ь н о го ,
интеллектуального и физического напряжения.
С
помощью
игровой
терапии
мы
воздействуем
на
детей
игрой.
В
игре
заложен большой потенциал влияния на личность ребёнка, игра позволяет
ребёнку
снять
эмоциональное
и
двигательное
напряжение.
Главная
особенность игры – двуплановость – способствует тому, что у человека
снижается
боязнь
ошибиться,
сделать
что-то
неправильно.
Это,
в
свою
очередь,
обусловливает
развивающий
эффект
игры
(варианты
игр
см.
в
приложении).
Следующий
метод
–
это
психогимнастика.
Этот
метод,
при
котором
участники
проявляют
себя
и
общаются
без
помощи
слов.
Невербальные
сигналы (наклон головы, поза, движение рук и губ, выражение глаз, походка)
позволяют
умеющему
«читать»
их
человеку
получать
гораздо
более
достоверную и полную информацию о других людях.
Следующий метод, относящийся к арттерапии, - проективное рисование.
Рисование, само по себе, несёт множество развивающих функций:
1.
требует
согласования
большого
количества
психических
функций,
развивает чувственно-двигательную координацию;
2. координирует конкретно-образное мышление;
3. выступает способом постижения и преобразования своих возможностей и
окружающего мира;
4. является способом выражения различного рода эмоций.
Для
аутотренинга
можно
использовать
музыкальные
произведения,
наблюдение детьми за рыбками в аквариуме, струями воды в небольшом
фонтанчике
или
водопаде.
Дети
могут
просеивать
песок,
перемывать
камешки
и
ракушки,
перебирают
и
раскладывают
по
ячейкам
жёлуди,
шишки,
фасоль,
горох.
В
процессе
этого
у
детей
снимаются
усталость,
раздражение,
дети
успокаиваются,
восстанавливают
эмоциональное
равновесие.
В
ходе
своей
работы
я
попыталась
осуществить
группировку
средств,
направленных на психологическую разгрузку детей дошкольного возраста.
(Таблица 1,2)
В
процессе
работы
педагогу
предоставляется
возможность
варьировать
коррекционно-развивающие упражнения в течение недели. (Таблица 3)
Таблица №1
Средства,
направленные
на
развитие
психологической
устойчивости
у
детей
дошкольного возраста.
Физические
упражнения
Массажные
упражнения
Гимнастика
Игровые
у п р а ж н е н и я
и
подвижные игры
•упражнения
общеразвивающего
х а р а к т е р а
п о д
стихотворный
текст,
•релаксационные
упражнения,
•глазодвигательные
упражнения,
• у п р а ж н е н и я
с
элементами
беби-
йоги,
• у п р а ж н е н и я
с
попеременным
мышечным
н ап р я ж е н и е м
и
расслаблением,
•упражнения
для
кистей рук,
•упражнения
для
с н я т и я
о б щ е г о
утомления.
•массажные
у п р а ж н е н и я
с
элементами йоги,
•игровой
общий
самомассаж,
•самомассаж
для
рук,
•самомассаж
для
ног,
•самомассаж
для
ушных раковин,
•самомассаж
для
глаз,
•точечный массаж.
•танцевально-
ритмическая
гимнастика,
•пальчиковая
гимнастика,
• г и м н а с т и к а
с
элементами
аутогенной
тренировки,
•виброгимнастика,
• дыхательная
гимнастика:
•ритмичное
двухфазное
дыхание,
•звуковое дыхание,
• д ы х а н и е
п о
м е т о д и к е
А . Н .
Стрельниковой,
• д ы х а н и е
п о
м е т о д и к е
Н .
Соловьёвой,
•звуковая
дыхательная
г и м н а с т и к а
с
элементами йоги,
•дыхательная
медитация.
•подвижные
игры
с
остановкой движения,
•подвижные
игры ,
н а п р а в л е н н ы е
н а
сплочение
детского
коллектива,
•подвижные
игры ,
н а п р а в л е н н ы е
н а
снижение мышечного
напряжения,
•подвижные
игры
и
упражнения,
н а п р а в л е н н ы е
н а
релаксацию,
•игровые упражнения
н а
р е л а кс а ц и ю
и
дыхание,
•оздоровительные
игры,
•игровые упражнения
для рук и пальцев,
•игровые упражнения
с
п о п е р е м е н н ы м
мышечным
н а п р я ж е н и е м
и
расслаблением,
игровые
имитационные
упражнения.
Таблица №2
Формы
физического
воспитания,
направленные
на
развитие
психологической
устойчивости у детей.
Гимнастика перед
дневным сном
Гимнастика
после
дневного
сна
Физкультминутки
Оздоровительная
прогулка
•релаксационные
упражнения,
•дыхательная
гимнастика,
•глазодвигательные
упражнения,
•массажные
у п р а ж н е н и я
с
элементами йоги.
• массаж:
Игровой,
Самомассаж
(рук,
н о г ,
у ш н ы х
раковин);
Точечный массаж,
•пальчиковая
гимнастика,
• р а з м и н к а
с
элементами
беби
йоги,
•
дыхательные
и
звуковые
упражнения йоги,
•
упражнения
с
поперемен-ным
мышечным
напряжением
и
расслаблении-ем.
• у п р а ж н е н и я
д л я
кистей рук,
•упражнения для глаз,
• у п р а ж н е н и я
д л я
ушных раковин,
• д ы х а т е л ь н ы е
и
звуковые упражнения,
• у п р а ж н е н и я
д л я
с н я т и я
о б щ е г о
утомления,
•пальчиковая
гимнастика,
•игровые
имитационные
упражнения,
общеразвивающие
у п р а ж н е н и я
п о д
стихотворный текст,
•релаксационные
упражнения,
• у п р а ж н е н и я
с
попеременным
мышечным
н а п р я ж е н и е м
и
расслаблением,
•психогимнастика.
•дыхательная
гимнастика,
•релаксационные
упражнения,
• варианты
подвижных игр:
•подвижные игры с
остановкой
движения,
•подвижные
игры,
направленные
на
сплочение
детского
коллектива,
•подвижные
игры,
направленные
на
снижение
мышечного
напряжения,
•эстафетные
подвижные игры,
•игры с мячом,
•подвижные
игры
высокой
п од в и ж н о с т и
( с
бегом, прыжками).
Таблица № 3
Схема психологической разгрузки в течении недели.
Режимны
й момент
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Занятие
Дыхательные
и звуковые
упражнения.
Психогимнастич
еские этюды.
Упражнен
ия для
глаз.
Пальчико-
вая
гимнасти-
ка.
Упражнения
для снятия
общего
утомления.
Свободна
я деятел-
ность
детей в 1-
ой пол.
дня
Игровой
общий
самомассаж.
Упражнения для
ушных раковин.
Упражне-
ния с
поперемен
-ным
мышечны
м
напряже-
нием и
расслабле-
нием.
Игровые
имитации-
онные
упражне-
ния.
Общеразвива
щие
упражнения
под
стихотворны
й текст.
Прогулка
в 1-й пол.
дня
Игры с мячом
Подвижные игры
высокой
подвижности (с
бегом,
прыжками)
Подвиж-
ные игры с
остановко
й
движения.
Упражнен
ия для
развития
общей
моторики
Релаксацион-
ные и
дыхательные
упражнения
Свободна
я
деятельно
сть детей
во 2-й
пол. дня
Общеразвиваю
щие
упражнения
под
стихотворный
текст.
Рисование
(тематическое,
свободное)
Музыкаль
ные
средства.
Танцеваль
но-
ритмическ
ая
гимнасти-
ка
Упражнения
с
попеременны
м мышечным
напряжением
и расслаблен-
ием.
Прогулка
во 2-ой
пол. дня
Дыхательные
упражнения.
Игровые
имитационные
упражнения.
Специальн
ые
подвижны
е игры.
Упражнен
ия для
снятия
общего
утомления
Массажные
упражнения
с элементами
йоги.