Напоминание

интеллектуальная игра "С времен былинных и до наших дней, Свердловский край, горжусь историей твоей!"


Автор: Черкасова Лилия Борисовна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №4"
Населённый пункт: город Алапаевск Свердловская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: интеллектуальная игра "С времен былинных и до наших дней, Свердловский край, горжусь историей твоей!"
Раздел: начальное образование





Назад





Интеллектуальная игра

«С времен былинных

и до наших дней,

Свердловский край,

горжусь историей твоей!»

Цель игры:
Воспитание уважения к истории своей области, её прошлому, настоящему и будущему.
Задачи:
 прививать любовь к родному краю, воспитывать толерантность, чувство коллективизма, интерес к формам совместной работы;  расширять и углублять знания детей о родном крае, об историческом наследии своей Родины;  развивать, речь, мышление, навык самостоятельного добывания знаний, умение доказывать правильность суждений.
Ход занятия

1Актуализация знаний

Притча

о родном крае
Давным-давно, когда калмыки жили ещё в Китае, привезли китайскому императору в подарок необыкновенную птицу. Она так пела, что солнце в высшей точке неба замедляло свой ход, заслушиваясь её песней. Приказал император сделать для птицы золотую клетку, постелить ей пух молодого лебедя, кормить её из императорской кухни. Первого своего министра император назначил главным по уходу за птицей. Он сказал своему первому министру: - Пусть птица здесь чувствует себя так хорошо, как нигде и никогда не чувствовала. Каждое утро император ждал пения птицы. Но она молчала. Сад императора был единственным в мире по красоте. Но птица по-прежнему молчала. 'Чего же теперь ей недостаёт? - думал император.- Разве ей плохо у меня? Отчего же она не поёт?' Император пригласил всех своих мудрецов, чтобы выслушать их высокоучёные суждения. Самый почтенный столетний мудрец предположил, что воздух, выдыхаемый людьми, угнетает птицу и поэтому она не поёт. Внимательно выслушав всех, император повелел вывезти клетку в девственный лес. Однако и в лесу птица продолжала молчать. Крылья опущены до самого пола, из глаз катятся жемчужинки слёз. Тогда император приказал привести пленного мудреца. - Если ты нам дашь хороший совет и птица запоёт, получишь свободу, - сказал ему император. Неделю думал пленный мудрец и доложил: - Возите птицу по стране... Может быть, запоёт. Три года кочевал император с птицей по своим владениям. Наконец достигли они одного болотца. Вокруг него рос чахлый кустарник, а дальше простирались унылые жёлтые пески. Смрадные испарения поднимались из болот, роем летела назойливая мошкара. Повесили клетку на сухую ветвь саксаула. Поставили караульного, и все легли спать. Когда загорелась на небе ясная утренняя заря и багрянец её стал разливаться всё шире и шире, птица вдруг встрепенулась, расправила крылья, торопливо стала чистить клювом каждое пёрышко.
Заметив необычайное поведение птицы, караульный разбудил императора. А когда вековечное светило показало свой алый гребень, птица стремительно взлетела, ударилась о золотые прутья клетки и упала на пол. Она грустно огляделась вокруг и тихо запела. Сто восемь песен печали пропела она, а когда начала песню радости, тысячи таких же птиц, как она, слетелись со всех сторон и подхватили её песню. Показалось людям, что это не птицы поют под струны лучей восходящего солнца, а поют их души, тоскующие по прекрасному. - Вот откуда наша птица, это её родной край, - задумчиво промолвил император и вспомнил свой несравненный Пекин, где он не был три года. - Откройте дверцы клетки и выпустите птицу, - повелел он. И тогда запели все птицы тысячу песен хвалы родному краю, тысячу и одну песню хвалы свободе. Вот что значит родная земля и свобода, петь можно лишь там, где ты обрёл жизнь. Нет человеку ничего дороже места, где он родился, края, где он вырос, неба, под которым он жил. Да и не только человек - звери и птицы, всё живое под солнцем тоскует по родной земле. - Чему учит притча? В моем сердце уголок найдется Для тебя, любимый край родной, Ведь не зря ты моей малой родиной зовешься, Ты в душе всегда, всегда со мной!
- С чего начинается Родина?
1. С добрых материнских глаз 2. - С березки под окном 3.
МОЯ
- потому что здесь я родился, здесь моя семья и друзья, здесь мой дом. 4.
МАЛАЯ
- потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. 5.
РОДИНА
- потому что здесь живут родные моему сердцу люди. 6.Это очень важно - не только любить свою Родину, но и знать ее историю, чем она славится. Щедро уральский наш край наградила природа. Мы на Урале живём и мы этим горды. Область Свердловская, воля и сила народа, Как и Урал весь - опора российской страны.
2.Сообщение темы и цели занятия
- О чем мы будем сегодня говорить? Сформулируйте тему Почему именно эти слова я взяла темой нашей игры? (работали над проектом с таким названием) - Почему сейчас актуальна эта тема? - Совсем недавно мы отмечали юбилей нашей области – 80 лет со дня ее образования. И наша сегодняшняя игра посвящена этой знаменательной дате. Сегодня мы подведем итоги нашего проекта
«С времен былинных

и до наших дней,


Свердловский край,

горжусь историей твоей!»
- Какие факты вы хотели бы вспомнить? Сегодня на игре мы вспомним факты из истории Свердловской области, ее прошлого и настоящего. Наша задача – доказать, что нашей областью, действительно, можно гордиться.
Итогом нашей работы
будет газета под одноименным названием На игре будут соревноваться
три команды
. Результаты работы будет
оценивать компетентное жюри – представители школьного

музея
….
3.Мотивация
- Какие качества нужны, чтобы победить? - Знания, внимание, быстрота, умение работать в группе, слушать и слышать товарищей пригодятся нам сегодня. Ну что же, в путь!
Задание №1 – придумать название команд, написать на листе, выбрать капитана
- Когда наша область отмечала свой юбилей? - Определите дату образования области? Свердловская область – самый крупный регион Урала, которая занимает часть Уральских гор и Западно - Сибирской равнины. - В какой части света находится Свердловская область? (На границе Европы и Азии (граница проходит по уральским горам и по реке Урал). Граница Европы и Азии - одна из особенностей Уральского края. Современная граница Европы и Азии была предложена В.Н.Татищевым, основателем многих городов на Урале. Именно он обосновал проведение границы по горам Уральского хребта и реке Урал. Всего на Урале установлено более 20 обелисков Европа-Азия.
№21 Обелиск у поселка Уралец
Столб установлен на перевале через хребет Веселые Горы вблизи поселка Уралец в 1961 г и посвящён первым успехам советской космонавтики в честь полета в космос Юрия Гагарина. Квадратную колонну 6 м высотой, венчает макет земного шара, вокруг которого по стальным орбитам вращаются спутники и корабль «Восток». - Какой город является областным центром? Область получила название от её центра — города Свердловска (ныне — Екатеринбург). Название появилось 17 января 1934 года вместе с образованием самой области.


I тур

«Символика области»
Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг, гимн. Эти символы нужны как выражение патриотизма ее граждан и обозначение страны на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ. Вот почему отношение к гербу, флагу, гимну – это и отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Жители разных стран гордятся своими государственными символами.
Свердловская область – одна из первых среди регионов страны приняла собственную символику. Она имеет все атрибуты государственной власти – гимн, герб, флаг. Работа в командах 1 – найти флаг и рассказать о нем 2 - найти герб и рассказать о нем 3 – найти гимн и рассказать о нем (наклеивают флаг , герб, гимн на макет карты области) Обобщение: Наша символика не воинственна и не хвастлива. Даже соболь на нашем областном гербе – это не только обозначение пушного богатства наших лесов, но и марка всемирно известного демидовского металла. Но важно не только знать, как они выглядят, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории.
II тур «Территория области»
Свердловская область — крупнейший регион Урала. Докажите это. Выберите карточку с правильным ответом Работа в командах 1 – обозначить
площадь области
(194,8 тыс. км 2 .) 2 – найти соседей области
(Соседи
: Граничит на западе с Пермским краем, на севере с Республикой Комии Ханты-Мансийским автономным округом, на востоке с Тюменской областью, на юге с Курганской, Челябинскойобластями и Республикой Башкортостан.) 3 – найти
численность
населения области
(Население
– 4 320 677 чел) (наклеивают на макет карты) То, что Свердловская область — крупнейший регион Урала, доказывает наличие городов, которые славят область.
III «Чудеса Свердловской области».
В свердловской области 40 городов, я предлагаю вам решить анаграммы и соотнести их с названиями городов. 3. венксяьн Верхотурье ревтохуреь Сысерть ртьесыс Невьянск 2 йнижин гилат Краснотурьинск ругбринтеаке Нижний Тагил раксонурискнь Екатеринбург 1 Жниени гитавол Алапаевск симви Нижние Таволги паесвалак Висим
Ведущий:
проверим правильные ответы. Обозначьте города на карте (дети выходят и прикрепляют на макет карты названия городов области)
- Чем знамениты города?

- Чьи родные тоже прославляли область?
(рассказывают о своих родных) Почему Свердловскую область можно найти на карте, а Свердловск нельзя?
IV ТУР «Богатства Свердловской земли»

Конфигурация территории области напоминает камень. Как раньше называли Урал? Природа области уникальная и неповторима, особенно такое место, как Самоцветная полоса Урала. В этой части области – самые крупные залежи драгоценных камней: изумруды, алмазы, топазы – вот лишь некоторые драгоценности этой полосы. В моей земле богатства скрыты, Она и золото хранит, И рядом с медью – малахиты, Железо, мрамор и гранит. Темны кристаллики агата, Лучисты грани хрусталя. И знаменита, и богата Наша Уральская земля. Работа в командах
Соберите пазлы
и вы узнаете, чем богата наша область (текст разрезан на части – пазлы) ТЕКСТ
1 – Где добывают железную руду
Основное богатство Урала —
железная руда
. Большинство рудных месторождений находится
в Нижнем Тагиле, Качканаре
На месторождениях построены огромные заводы по переработке руды НТМК,
Качканарский

горно
-
обогатительный

комбинат
— российский производитель железно-рудного сырья в городе Качканар ТЕКСТ
2 – Где добывают цветные металл
(текст разрезан на части – пазлы) Богат Урал месторождениями цветных металлов.
Медную руду
добывают в
Красноуральске
. Старейшее место
золотодобычи
в России –
Березовское
месторождение близ Екатеринбурга. Красноуральский медеплавильный комбинат Берёзовский - является первым центром добычи рудного золота в России. Сейчас добычу золота на Берёзовском месторождении осуществляет рудник им. С.М. Кирова, ТЕКСТ
3 – Где добывают самоцветы
(текст разрезан на части – пазлы) Центром добычи самоцветов на Урале стала деревня
Мурзинка
, вблизи города Алапаевска. В окрестностях
Мурзинки
– множество самоцветных копей. В том числе такие знаменитые, как
Мокруша
(ее
топазы
называют лучшими в мире),
Ватиха
(с лучшими
аметистами
)
Обобщение
Железорудные богатства Урала исстари являлись предметом гордости России. Уже в XVIII в. уральское железо считалось лучшим в мире. Уральские изделия высоко ценились и в Европе, и в Америке. На Урале известны драгоценные, полудрагоценные (алмазы, аметисты, топазы) и поделочные (малахит, агаты, яшмы, мрамор) камни. (Мурзинский, Ильменский).
Ватиха-самое крупное местрождение аметистов на Мурзинской самоцветной полосе. ВЫСТАВКА КАМНЕЙ
V ТУР. «Урал – многонациональный»
В Свердловской области в мирном соседстве проживают представители 140 разных национальностей, обогащая духовный мир и культурные традиции друг друга.
- Какие национальности живут в Свердловской области?
Однако Урал славен не только трудовыми достижениями, но и умением отдыхать - Какой игре вы можете нас научить? (Домашнее задание) Команды обучают игре другие команды
Игры народов Свердловской области

«Заговор на богатство» (татарская)
Один из играющих
берет
веревку и раскручивает ее. Остальные прыгают через веревку: чем выше, тем больше будет доход и богатство. Перед началом игры говорят следующие слова: Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок, Прыгайте как можно выше. Можно прыгать выше крыши.
Башкирская народная игра «Липкие пеньки»
Три – четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные дети - становятся пеньками.
4. Подведение итогов
Наша игра закончена. - Все ли мы рассказали о свердловской области? - Что мы запланировали вначале игры? - Смотрим на газету: получилось ли это у нас?
Докажите, что нашей областью можно гордиться
- Мы собрали большой материал о нашей области и
хотим передать его в музей
, для того, чтобы и другие учащиеся нашей школы могли познакомиться с историей Свердловской области. - Чему вы научились за время нашего проекта? - Какие выводы вы сделали для себя? Ответное слово детей из школьного музея


В раздел образования