Напоминание

Искусство натюрморта – предметы в группе


Автор: Овчинникова Маргарита Аркадьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ГБОУ "Елабужская школа № 7"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Елабуга
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Искусство натюрморта – предметы в группе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Конспект открытого урока по изобразительной деятельности во 2 классе
«Искусство натюрморта – предметы в группе»
Учитель изобразительного искусства Овчинникова М.А.
Цель:
совершенствование точности мелких движений рук и графомоторных навыков, развитие зрительной памяти, глазомера, цветоощущения.
Задачи:
Образовательные: - формировать навыки группировки предметов, составления натюрморта; - учить рисовать с натуры предметы в группе; - систематизировать знания, учащихся о жанре натюрморта; - познакомить учащихся с традицией чаепития, её историей. Коррекционно-развивающие: - коррегировать и развивать мелкую и крупную моторику; - развивать зрительную память, глазомер; Воспитательные: - воспитывать самостоятельность и умение работать в коллективе; - воспитывать детей в народных традициях; - прививать детям чувство гостеприимства.
Оборудование и материалы:
1.Для учителя: «Натуральная постановка»: стиль - аппликация – все детали натюрморта вырезаны и закреплены на листе ватмана, являющимся фоном натюрморта. На партах учеников – то же, но в уменьшенном варианте, на листе формата А-4, иллюстрации с изображениями самовара, методические пособия, раздаточный материал. 2. Для учащихся: Художественные материалы, необходимые для работы: простые карандаши, ластик, цветные карандаши или краски, кисти, ёмкость для воды, палитра, альбомы. 3. Зрительный ряд: Иллюстрации из книг с изображением процедуры чаепития, самовара. Художник В. Лосин, иллюстрация к сказке «Курочка ряба». Художник Т. Васильева, иллюстрация к повести С. Иванова «На пасеке». 4. Литературный ряд: Загадки на тему чаепития: о самоваре, о ложках, чашках.
Ход урока
1. Организационный момент Приветствие учителем класса. Выслушивание дежурного по классу. Положительный настрой на работу. 2. Вступление Познавательная беседа о процедуре чаепития. История, смысл, атрибуты чаепития. Повторение пройденного: уточнение понятия «натюрморт». Объяснение последовательности выполнения натюрморта. 3. Основная часть После беседы загадать детям загадки (их загадывают по просьбе учителя, 2 ученика, остальные отгадывают). После этого перейти к рисунку. Предложить детям «устроить чаепитие» у себя на листе альбома. Карандашный набросок. Работа в цвете: фон, замалевок, прорисовка деталей. 4. Окончание
2 Подведение итогов работы. Спросить детей, что они узнали о чаепитии. Закончить работу рассматриванием всех работ, разложенных на столе. Указать на недостатки. Отметить лучшие. Похвалить за работу всех.
Содержание урока
1. Организационный момент Здравствуйте ребята, садитесь. Пожалуйста, к доске попрошу дежурного с докладом… Итак, к уроку все готовы, начнём. Пальчиковая гимнастика - массаж всех пальчиков по очереди; - сжимание (кулачки) и разжимание пальцев рук; - пожатие рук. 2. Вступление Сообщение темы урока и рассказ учителя о натюрморте Тема нашего урока «Искусство натюрморта – предметы в группе. Сегодня мы с вами составим и нарисуем натюрморт, состоящий из самовара, чашки, кружки, кренделя, конфеты и яблока. Давайте вспомним, что такое натюрморт. Я попрошу (имя ученика) дать определение натюрморта. Спасибо, садись. Почему же мы выбрали именно эту тему и этот рисунок натюрморта? Этот рисунок очень подходит для темы «Чаепитие», а она близка всем и каждому в отдельности, так как она «тёплая», домашняя, добрая, если можно, так сказать. А теперь немного истории… Традиция чаепития пришла к нам из Китая, это довольно далеко (где находится эта страна, вы узнаете, изучая материал на уроке географии в старших классах). Эта традиция очень древняя и насчитывает не одно тысячелетие. Чайная церемония на китайском языке звучит как «ГУН-ФУ-ЧА». «ГУН-ФУ-ЧА» требует особой атмосферы и специального настроя, достичь которого, впрочем, не так уж сложно. Предметы, окружающие вас во время чаепития должны быть приятны для глаз, нежная музыка должна услаждать слух, всё вокруг должно быть гармоничным. И у нас в России тоже существует эта традиция. Раньше во время чаепития на столе обязательно стоял самовар – наиболее устойчивый атрибут домашнего уюта. Чаепитие – это своего рода праздник. Как правило, во время чая почти не спорили. «Приглашение на чай» было принято в среде людей воспитанных, сдержанных, интеллигентных… 3. Основная часть Загадки А теперь (ученик) загадает нам загадку: Блестит ярко мой мундир, На столе я командир. Знают чашки, чайник: Я большой начальник. (самовар) Отгадали, «молодцы!», а теперь (ученик) пожалуйста, ещё одна загадка: Шесть фарфоровых подруг, На скатерке встали вкруг, Захотели вечерком Нас попотчевать чайком. (чашки) И снова дети (ученик) загадывают и отгадывают загадки: Две сестры, одна большая, Кашу манную мешает,
3 Ну, а меньшая сестрёнка Чай помешивает звонко (ложки) Молодцы! Всё верно. Рассматривание композиции рисунка Ну а теперь рассмотрим наш рисунок. На нём изображен обычный деревянный стол. А как я узнала, что он деревянный? Ответ ученика (показана структура дерева). Правильно. На столе самовар. Почему он в центре? - Ответ ученика (это главный атрибут чаепития). Рядом с ним яблоко, кружка, чашка, конфета, крендель. Давайте уточним, что и где лежит… Что за самоваром? (ответ ученика) Что перед ним (ответ ученика) Ребята, вспомним, об этом мы говорили на прошлых уроках, те места предмета, которые лучше всех освещены, какими цветами раскрашиваем? (ответ ученика) - более светлыми. Какой из предметов самый высокий? Правильно, самовар. Практическая работа Ну а теперь приступим к работе. Возьмите раздаточный материал. Положите лист перед собой, уточните, где стоит самовар, достаньте из конверта и укрепите в прорезях те предметы, которые изображены у меня в натюрморте (конфета, яблоко, пряник, крендель, бабочка, чайная чашка или кружка). Теперь перед каждым на столе – копия картины, изображенной на доске. Внимательно изучите ее, и приступим к графическому изображению её на вашем альбомном листе. Порядок работы - лист возьмите вертикально - проведите линию через весь лист вертикально, деля его пополам. - отметьте размеры стола, самовара, и др. предметов. - уточните размеры и обведите контуры. - посмотрите, нет ли ошибок, и обведите весь рисунок. А теперь, чуть отдохнём… Физкультминутка для мышц пальцев рук: Внимание – физкультминутка! Все вместе: «Мы старались, рисовали Наши пальчики устали, А сейчас мы отдохнём, Рисовать опять начнём!» Продолжаем… - выберите необходимые цвета - закрашивайте рисунок, начиная с самых светлых мест. - посмотрите на рисунок, уберите все вспомогательные линии. Ну что же, наш рисунок готов! Итак, теперь мы многое знаем о чаепитии, и нарисовали замечательный натюрморт с самоваром. 4. Окончание
Итог урока
А теперь я вас попрошу рассказать о том, что мы сегодня рисовали. Как называется процедура чаепития на китайском языке? (Отвечает один из учеников). Посмотрим, у кого работа получилась лучше? Анализируются ошибки. Ребята, попробуйте сами оценить вашу работу! Какую оценку вы бы поставили себе сами? Оценка учителя. Выставляются оценки. Учитель подводит итог работы: «Все молодцы, работали, старались». А теперь прибираемся на рабочем месте. Урок закончен, до свидания!


В раздел образования