Напоминание

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Экологические основы природопользования"


Автор: Петрова Елена Сергеевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГКПОУ Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П.Романова
Населённый пункт: город Прокопьевск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Экологические основы природопользования"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОКОПЬЕВСКИЙ ГОРНОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ.В.П.РОМАНОВА УТВЕРЖДАЮ И.о. зам. директора по учебной работе _____________Т.В. Ломан «____» _______________2016 г. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по дисциплине «Экологические основы природопользования» Специальность: 21.02.15 Открытые горные работы Форма обучения: заочная СОГЛАСОВАНО Председатель цикловой комиссии ___________ С.В. Жигалова «___» ___________2016 г. Должность Фамилия/Подпись Дата Разработал Преподаватель Петрова Е.С.
Рассмотрено на заседании методического совета ГКПОУ ПГТТ им. В.П. Романова Старший методист _________________ Е.Л. Тимофеева «_____» __________________2016

Содержание
Введение 3 Структура заданий для практических работ 5 Список использованной литературы 14

Введение
Основное назначение методических указаний по выполнению практических работ дать возможность каждому студенту выполнить работу в необходимой последовательности, которая помогает достичь наилучшего результата. Методические указания содержат четкую последовательность действий по выполнению работы, обращают внимание студентов к ранее полученным теоретическим знаниям, концентрируют его внимание на наиболее важных и сложных моментах. В структуру пособия входят следующие разделы: 1. введение; 2. структура заданий для практических работ; 3. список учебной литературы. Задания для выполнения практических работ имеют следующую структуру: 1. методические указания по выполнению работы; 2. наименование темы и количество часов на практическую работу; 3. цель выполнения задания; 4. задание. Изучение данной дисциплины предусматривает работу студента с учебником, конспектом. На выполнение практических работ отводится 4 часа. Практические работы нацелены на формирование следующих умений:  объяснять смысл экологических глобальных проблем;  давать характеристику антропогенного воздействия на оболочки Земли;  прогнозировать и анализировать отрицательные последствия воздействий  человека на окружающую среду;  давать характеристику классификации природозащитных мероприятий. Критерии оценок: «5» - ориентация в учебной информации при изменении контекста. Творческое репродуцирование нового задания. Ориентация в учебной информации как системе. Умение анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать. Самостоятельное преобразование практической задачи в познавательную. Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. «4» - умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников. Ориентация в причинно – следственных связях явлений, процессов, событий. «3» - общая ориентация студента в учебной информации. Передача, пересказ информации. «2» - студент не ориентируется в учебной информации. Ход выполнения практической работы Практические работы необходимо выполнять в специальных тетрадях с указанием номера, темы, целей работы.

Тема

1:

Природные

ресурсы

и

рациональное

природопользование.

Методические рекомендации к выполнению практической работы №1.
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ. Без природы жизнь человека невозможна. Рост популяции человека ограничен некоторыми лимитирующими факторами. Одним из важнейших лимитирующих факторов выживания человека как биологического вида является ограниченность и исчерпаемость важнейших для него природных ресурсов. Вся история человечества - это история их взаимодействия. Окружающая нас среда, создает природные условия нашего существования. В этом "принимают участие" все ее компоненты - горные породы, вода, воздух, почвы, растительность и животный мир. С природными условиями тесно связаны наша жизнь и состояние здоровья, особенности быта и хозяйственная деятельность. В зависимости от своих потребностей человек использует те или иные компоненты природы. Тогда они становятся для него природными ресурсами (Богатствами).
Природные

ресурсы
– это совокупность природных объектов и явлений, которые используются человеком для поддержания своего существования.
Классификация природных ресурсов
Природные ресурсы можно классифицировать по трем признакам:
по источникам происхождения
:  биологические – живые компоненты биосферы (растения, животные, микроорганизмы), являющиеся источниками получения людьми материальных и духовных благ;  минеральные – все пригодные для употребления составляющие литосферы, используемые в хозяйстве как минеральное сырье или источники энергии;  энергетические ресурсы – совокупность энергии Солнца и космоса, атомно- энергетических, топливно-энергетических, термальных и других источников энергии;
по использованию в производстве
:  земельный фонд – сельскохозяйственные земли, земли населенных пунктов, земли несельскохозяйственного назначения (промышленности, транспорта). Мировой земельный фонд – 13,4 млрд. га;  лесной фонд – земли, на которых произрастают или могут произрастать леса, это часть биологических ресурсов;  водные ресурсы – подземные и поверхностные воды, которые могут быть использованы для различных целей в хозяйстве,  гидроэнергетические ресурсы – реки, приливно-отливная деятельность океана,  ресурсы фауны – количество обитателей, которые может использовать человек, не нарушая экологического равновесия,  полезные ископаемые (рудные, нерудные, топливно-энергетические ресурсы) – природное скопление минералов в земной коре, которое может быть использовано в хозяйстве;
по

степени

исчерпаемости
– экологическая классификация. Истощение природных ресурсов с экологических позиций – это несоответствие между
безопасными нормами изъятия природного ресурса из природных систем и недр, и потребностями человечества.
Классификация природных ресурсов (по степени исчерпаемости)

Состояние природных ресурсов
Неисчерпаемые ресурсы – солнечная энергия и вызванные ею природные силы (ветер, приливы) существуют вечно и в неограниченных количествах. Количество исчерпаемых возобновимых ресурсов ограничено, но они могут возобновляться естественным путем или с помощью человека (искусственная очистка воды и воздуха, повышение плодородия почв, восстановление поголовья диких животных и т.д.). ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. Добыча минеральных ресурсов ведет к уменьшению запасов полезных ископаемых и нарушению земель шахтами, карьерами, отвалами породы. Чрезмерное использование земель приводит к снижению плодородия почв, развития эрозии, подтопления и заболачивания. Усиленный водозабор пресных вод вызывают ухудшение санитарно-гигиенических условий жизни человека. Хищническое использование биологических ресурсов угрожает исчезновением отдельных видов. Все это свидетельствует о нерациональном природопользовании. Неразумное, потребительское использование природных ресурсов, например, неправильное распашка угодий на Больших равнинах в США привела к потере больших участков плодородных земель. Они превратились в так называемые бедленды - "плохие земли". Или другой пример: еще 30 лет назад Аральское море-озеро было четвертым по величине среди озер мира. Его пополняли водой большие реки - Сырдарья и Амударья. После воплощения в жизнь необдуманного проекта оросительной системы, воды рек отвели каналам на поля, где выращивали хлопчатник. До Арала, лежащего среди пустыни, речные воды почти не доходили. Поэтому когда полноводное, чрезвычайно рыбное море стало катастрофически мельчать и уменьшаться в размерах, то есть фактически исчезать. Рациональное природопользование предусматривает такое использование ресурсов, при котором человек получает необходимые ей природные богатства, а естественной среде не наносится ущерб. Например, более 150 лет назад на западе Франции люди засадили соснами песчаные гряды и болота. Сейчас вдоль
побережья Атлантического океана на месте пустошей на сотни километров простираются прекрасные сосновые леса. В Японии и Филиппинах на склонах гор созданы высокопроизводительные террасы для выращивания риса. В Израиле на безводные и бесплодные земли проведены оросительные каналы, и теперь в пустыне выращивают фрукты и овощи. Но, увы, примеры нерационального природопользования значительно многочисленнее. Итак, на нашей планете все больше возникает природно-антропогенных комплексов, зато чисто природные комплексы исчезают. Поэтому на человека возлагается ответственность за те преобразования, которые она привносит в земную природу.
Практическая работа № 1

Тема:
«Использование и воспроизводство природных ресурсов»
Цель работы:
Закрепить знания о классификации природных ресурсов.
Материальное обеспечение:
конспект.
Задание 1.
Разделите данные источники энергии на две группы: геотермальная энергия, тепловые электростанции, приливные электростанции, механическая энергия, ветра, атомные электростанции, солнечная энергия, гидроэлектростанции. Традиционные Альтернативные
Задание 2.
Заполните схему, приведя не менее двух примеров каждого из видов ресурсов Природные ресурсы Исчерпаемые Неисчерпаемые невозобновимые Частично возобновимые возобновимые космические Климатические водные
Задание

3.
Определите, к каким видам природных ресурсов по различным классификациям относятся: чистая вода, каменный уголь, плодородие почв, тальк.
НАПРИМЕР:
нефть. 1. По классификации по источникам происхождения относится к минеральным ресурсам. 2. По использованию в производстве – полезным ископаемым.
3.
По истощаемости – исчерпаемые, невозобновимые.
Задание 4
. Выберите из предложенных вариантов один правильный ответ.
1. В лесной фонд Российской Федерации входят _______, расположенные в пределах территории России а. все леса б. только хвойные леса в. только кустарники г. только лиственные леса 2. Искусственное воспроизводство леса - это … а. посев, посадка семян растений человеком б. вырубка лесов в. мероприятия по сохранению подроста лесов г. самовосстановления лесов 3. Одним из основных направлений рационального использования водных ресурсов является … а. Мелиорация земель б. Применение старых технологий очистки воды в. Орошение г. Вторичное использование 4. Природные ресурсы это совокупность… а. верхних слоев атмосферы б. естественных тел, веществ и явлений природы, которые человек использует для обеспечения своего существования в. отходов, которые могут быть использованы вторично г. продуктов производства, которые изготавливает человек 5. Укажите неисчерпаемый вид ресурсов: а. Земельные б. Минеральные в. Биологические г. геотермальные. 6. Расположите ниже перечисленные ресурсы в порядке очередности их освоения человеком от древности до наших дней: а. минеральные ресурсы Мирового океана б. минеральные ресурсы суши в. земельные ресурсы г. биологические ресурсы (плоды, животные) 7. Выберите способ рационального использования ресурсов: а. полное извлечение полезных ископаемых из земных недр; б. получение из нефти различных видов топлива; в. подсечно-огневое земледелие; г. прекращение обработки истощенных земель. 8. Почему человечество в ближайшие годы столкнется с нехваткой ресурсов: а. недостаточно изучены ресурсы Земли; б. запасы полезных ископаемых ограничены; в. усложняются условия добычи полезных ископаемых; г. потребление ресурсов растет быстрее, чем их добыча.
Задание 5.
Сделайте вывод, объяснив, каким образом ресурсообеспеченность влияет на человечество.
Контрольные вопросы:
1. Что такое лесной фонд. 2. Охарактеризуйте водные ресурсы.
3. Что принято называть земельным фондом. 4. Приведите примеры гидроэнергетических ресурсов. 5. Природные ресурсы и их классификация. 6. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. 7. Пищевые ресурсы человечества. 8. Невозобновимые ресурсы 9. Возобновимые ресурсы 10. Проблемы производства сельскохозяйственной продукции.
Литература:
1. Арустамов, Э.А. Левакова, И.В. Баркалова, Н.В. Экологические основы природопользования [Текст]: учебное пособие / Э.А. Арустамов. – М.: 2008. – 320 с. 2. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник / М.В. Гальперин. - 2-e изд., испр. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 256 с.: ил. 3. Константинов, В.М. Челидзе, Ю.Б. Экологические основы природопользования [Текст] учебное пособие / В.М. Константинов. – М.: «Академия», 2011. – 208 с.

Тема 2: Загрязнение окружающей среды.

Методические рекомендации к выполнению практической работы №2

Физическое и химическое загрязнение

Физическое загрязнение
связано с изменением физических параметров внешней среды:  тепловое загрязнение - это изменение режима температуры какой-либо среды (источники в городе: подземные трубопроводы, теплотрассы);  световое загрязнение - это нарушение естественного режима освещенности в том или ином месте в результате воздействия искусственных источников света, приводящее к аномалиям в жизни животных и растений;  шумовое загрязнение - это увеличение интенсивности и повторяемости шума сверх природного уровня (20 - 30 дБ);  электромагнитное загрязнение - изменение электромагнитных свойств среды, приводящее к местным и глобальным геофизическим аномалиям и изменениям в тонких биологических структурах (источники: компьютеры, радиотелефоны, линии электропередач, мощные электроустановки); при длительном воздействии электромагнитных полей даже у здоровых людей отмечаются утомляемость, головные боли;  радиоактивное (радиационное) загрязнение - превышение естественного уровня содержания радиоактивных веществ в окружающей среде (при их распаде возникает ионизирующее излучение, которое оказывает сильное биологическое воздействие на живые организмы).
Химическое загрязнение
- это увеличение концентраций выше обычной нормы тех или иных химических компонентов в определенной среде или проникновение в нее чуждых веществ. Именно этот вид загрязнения является наиболее опасным для природных экосистем и качества жизни человека в связи с тем, что он поставляет в окружающую среду различные токсиканты (ядовитые вещества). Химическое воздействие является основной причиной снижения жизнеспособности организмов, сокращения популяций и разрушения биоценозов.
Химические загрязнители в окружающей среде и их влияние на здоровье человека.
Химические загрязнители - это газообразные, жидкие и твердые химические соединения и элементы. Антропогенными химическими загрязнителями могут быть вещества, синтезированные человеком (
ксенобиотики),
чужеродные для живых организмов и естественно не входящие в биотический круговорот (рис.1). Рис.1. Основные источники воздействия ксенобиотиков на организм человека
Ксенобиотики, а также некоторые природные вещества (напр. тяжёлые металлы) накапливаются в организме. Это явление называется биоаккумуляцией. Отрицательные влияния изменения качества внешней химической среды на метаболизм (обмен веществ) живых организмов получили название "экологических ловушек". В качестве примера такой ловушки можно привести воздействие
метилртути
(CH 3 Hg образуется в воде из Hg микробиологическим путем) на физиологические процессы в организме человека (болезнь «Минамата»), а также влияние на организм некоторых
пестицидов
- средств защиты растений (от лат. pestis — зараза и caedo — убиваю). Пестициды (ядохимикаты) опасны не только для тех видов, против которых они используются. Их применение в хозяйственных целях может приводить к сильному загрязнению среды и нежелательным последствиям. Поступая в организм человека с продуктами питания, через дыхательные пути, слизистые и кожные покровы, пестициды могут вызывать острые отравления с рвотой и резкими болями в животе, повышенным артериальным давлением, явлениями почечной недостаточности, нарушениями со стороны ЦНС. Помимо токсичности для теплокровных животных и человека, пестициды обладают способностью прогрессивно накапливаться в звеньях пищевых цепей. В случае с метилртутью также имеет место ее концентрация в цепях питания. Клиническая картина отравления человека этим веществом связана с необратимыми изменениями в нервной системе вплоть до летальных исходов. Перечень "экологических ловушек" можно дополнить примером с
нитратами,
широко использующихся в качестве удобрений (соли азотной кислоты) в сельском хозяйстве. Интенсивное поступление нитратов в растения приводит к тому, что они не полностью включаются в обменные процессы и накапливаются в листьях, стеблях и корнях, причем избыток частично восстанавливается до аммиака. Непосредственно для растений избыток нитратов опасности не представляет, но при попадании в организм теплокровных с пищей они превращаются в значительно более токсичные нитриты, вступающие во взаимодействие с аминами и амидами (продуктами взаимодействия аммиака с радикалами или металлами). В результате возможно образование нитрозосоединений - нитрозаминов и нитрозамидов. Накопление в организме человека нитратов при длительном употреблении такой растительной пищи вызывает тяжелые нарушения обмена веществ, аллергию, нервные расстройства.В крови нитраты превращают двухвалентное железо гемоглобина в трехвалентное, что нарушает перенос кислорода от легких к тканям. Что касается нитрозосоединений, то в ряде случаев они способны вызывать злокачественные новообразования, рак желудка, лейкоз. Поступление нитратов в организм в дозе более 5 мг на 1 кг массы тела уже является опасным. Другим примером "экологической ловушки" являются
радионуклиды,
которые содержатся в радиоактивных отходах атомной энергетики, образуются в результате ядерных испытаний и т. д. Это изотопы химических элементов (свинца, полония, радия, стронция, урана и др.), которые способны к ионизирующему (α-, β-, γ- и рентгеновскому) излучению. α- и β - излучения оказывают воздействие на организм, в основном, будучи им поглощенными, а испускающие их вещества относят к «внутренним» излучениям; γ- излучение может отказать воздействие на организм, находясь вне его. Ионизирующее излучение оказывает наибольшее воздействие на высокоразвитые организмы, в первую очередь - на человека. Наиболее устойчивы к нему микроорганизмы. Например, радионуклид стронций-90 поступает в организм через желудочно-кишечный тракт, легкие, кожные покровы, накапливается в скелете и мягких тканях. Стронций вызывает патологические явления в крови, ведет к внутренним кровоизлияниям, деструкции костного мозга. В отдаленные сроки после поражения (в последующих поколениях) возможны опухоли, лейкозы. Итак, в окружающую среду поступают различные токсиканты: аэрозоли, тяжелые металлы, пестициды, пластмассы и т. п., причем их перечень ежегодно пополняется примерно на 250 тыс. новых соединений. Особенно опасными являются
диоксины,
которые называют суперэкотоксикантами в силу их чрезвычайно высокой токсичности и биологической активности. Диоксины - это группа веществ, которая включает дибензо-1,4-диоксины (ПХДД), дибензофураны (ПХДФ) и бифенилы
(ПХБФ). В эту группу входят сотни хлор-, бром- и хлорброморганических циклических эфиров. Диоксины образуются во многих технологических процессах - от целлюлозно-бумажного, металлургического и других производств до биологической очистки сточных вод и хлорирования питьевой воды, сжигания отходов, сгорания топлива в двигателях (рис.2). Рис.2 Источники поступления диоксинов в окружающую среду, пути попадания и воздействие на организм человека Эти вещества по своей токсичности превосходят соединения тяжелых металлов, хлорорганические пестициды (ДДТ, гексахлоран и пр.), а по канцерогенности - ароматический углеводород бенз(а)пирен. Диоксины способны накапливаться в организме, являясь причиной многих тяжелых заболеваний: вызывают острые и хронические отравления; перерождения кожи и слизистых оболочек; нарушения в развитии плода у женщин; разрушение печени; злокачественные новообразования. Они также могут быть причиной иммунодефицита, и в этом смысле их иногда сравнивают с вирусом СПИД.
Кадмий как токсикант окружающей среды.
Из тяжелых металлов кадмий является самым опасным токсикантом среды (например, он значительно токсичнее свинца). В природной среде кадмий встречается лишь в очень малых количествах - именно поэтому его отравляющее действие было выявлено лишь недавно. Дело в том, что только в три-четыре последних десятилетия кадмий стал находить все более техническое применение. Он содержится в мазуте и дизельном топливе (и освобождается при его сжигании!), его используют в качестве присадки к сплавам, при изготовлении резиновых покрышек, при нанесении гальванических покрытий (кадмирование неблагородных металлов), для получения кадмиевых пигментов, нужных при производстве лаков, эмалей и керамики, в качестве стабилизаторов для пластмасс (например, поливинилхлорида), в электрических батареях, и т.д. В результате всего этого, а также при сжигании кадмийсодержащих пластмассовых отходов, кадмий может попадать в воздух. В Балтийское море ежегодно поступает 200 тонн кадмия (в том числе 45 % - из воздуха), а во всем мире в окружающую среду ежегодно выбрасывается примерно 5000 тонн. В организм человека больше всего кадмия попадает с растительной пищей и грибами. Хроническое отравление кадмием может произойти очень легко, так как он выводится из организма человека очень медленно (0,1 % в сутки) и накапливается в первую очередь в почках, волосах. Ранние симптомы отравления кадмием: поражение почек и нервной системы, нарушение функций половых органов, легких. Позднее возникают острые костные боли в спине и ногах. Кроме того, кадмий обладает мутагенным и канцерогенным действием и представляет генетическую опасность. ХЛОРАКНЕ

Свинец

как

токсикант

окружающей

среды.
Тяжелый металл свинец имеет особое значение вследствие высокой токсичности его соединений. Свинец ингибирует ферментативные реакции, вступая в химическое взаимодействие с белками и осаждая их. В организме свинец накапливается во многих органах и тканях: в костях, мышцах, печени, почках, селезенке, головном мозге, сердце и лимфатических узлах. Признаки свинцовой интоксикации: резкие спазмы сосудов, повышение артериального давления, судорожные припадки. Присутствие повышенных концентраций свинца в воздухе и продуктах питания представляет угрозу для здоровья человека. Особенно много свинца содержат свиная и говяжья печень, корнеплоды, листовые и плодовоягодные культуры. Корни растений являются основным органом, накапливающим свинец. В окружающую среду свинец поступает при сжигании нефти и бензина. Другим важным источником поступления свинца в окружающую среду являются: производство черных и цветных металлов, горнодобывающая промышленность, осадки коммунальных и промышленных сточных вод, а также инсектициды (средства борьбы с вредными насекомыми). Свинец техногенного происхождения накапливается в поймах и донных отложениях рек и озёр. Почва является естественным барьером на пути поступления свинца в растения и грунтовые воды, так как обладает высокой способностью закреплять поступающий в неё элемент.
SO

2

и

NO

2

в

атмосфере
. При сжигании ископаемого топлива и при обработке серосодержащих руд диоксид серы улетучивается в атмосферу. К тому же предприятия, производящие целлюлозу, выпускают его в воздух тоннами. Подсчитано, что США ежегодно "выдыхают" в атмосферу 26 млн. т., Европа - 60 млн. т. диоксида серы (93 % поступающего в атмосферу SO 2 выбрасывается в северном полушарии и только 7% - в южном). Все чаще происходит выпадение "кислотных дождей". Из SO 2 и влаги воздуха в конечном счете образуется серная кислота, составляющая около 60 % всех содержащихся в дождевой воде кислот. Остальные 35% представлены азотной кислотой, которая образуется из окислов азота (в т.ч. NO 2 ), выбрасываемых с выхлопными газами автомобилей, а также образующихся при электрических разрядах во время гроз. Прямое воздействие кислотного дождя может усугубляться благодаря непрямому сопутствующему эффекту. Так, тяжелые металлы (например, ртуть), которые могут содержаться в почве и горных породах, не вымываются обычной дождевой водой, но зато вымываются кислыми растворами. Воздействие кислотных дождей снижает устойчивость лесов к неблагоприятным факторам, что может закончиться их деградацией; приводит к закислению озер, что опасно для популяций рыб и планктона. Влияние кислотности сказывается и на состоянии технологических объектов, памятников культуры, плодородии почв, здоровье человека. Воздух, загрязненный SO 2 и NO 2 , раздражает дыхательные пути, вызывая у человека бронхит, эмфизему легких, астму. Первые признаки отравления - легкий кашель; при повышении концентрации данных веществ возникает сильный кашель, рвота, головная боль. При контакте SO 2 и NO 2 с влажной поверхностью слизистых оболочек образуются кислоты, которые приводят к отеку легких, глотки.
Экопатология и экотоксикология

Экологическая патология
- это учение о болезнях человека, в возникновении и развитии которых ведущую роль играют неблагоприятные факторы внешней среды в комплексе с другими болезнетворными факторами. Экологическую патологию определяют появление новых необычных заболеваний, атипичность течения известных болезней, а также «омоложение» ряда заболеваний (сахарного диабета, гипертонической болезни, инфаркта миокарда и даже мозговых инсультов у детей). Примерами «новых» экологических болезней являются: диоксиновый синдром (хлоракне, пигментация кожи, иммунодефицит); «странная» болезнь Минамата (параличи, умственная отсталость вследствие поражения центральной нервной системы метилртутью, накопленной в морских продуктах питания); общая иммунная депрессия («химический СПИД»), вызываемый диоксинами, тяжелыми металлами, токсичными радикалами и др. Известны различные эффекты воздействия химических загрязнителей на организм человека: токсические, тератогенные, онкогенные, мутагенные (ниже приводятся их
характеристики). Реакции организма на загрязнения зависят от индивидуальных особенностей: возраста, пола, состояния здоровья. Как правило, более уязвимы дети, пожилые и престарелые, больные люди. При систематическом или периодическом поступлении в организм сравнительно небольших количеств токсичных веществ происходит хроническое отравление.
Токсическое действие загрязнителей
- это ядовитое действие, вызывающее отравление. Яды - это чужеродные химические соединения (ксенобиотики), которые при поступлении в организм (через дыхательные пути, кожные покровы, пищеварительный тракт) в незначительных количествах способны вступать во взаимодействие с жизненно важными структурами организма и вызывать нарушение его жизнедеятельности, переходящее при определенных условиях в болезненное состояние (отравление) или смерть. Науку, исследующую взаимодействие организма и яда называют токсикологией
. Экотоксикология
- раздел токсикологии, который изучает ингредиентный состав, и особенности распространения загрязняющих веществ в окружающей среде, эффекты воздействия на живые организмы и экосистемы, а также методы их дезактивизации.
Тератогенное действие загрязнителей
(нарушение развития плода)- действие веществ на организм человека в стадии внутриутробного развития, приводящее к ненаследуемому уродству (например, дефект конечностей, неба и т.д.). Вредное воздействие на организм матери и плода оказывают все основные группы пестицидов (хлорорганические, фосфорорганические, ртутьорганические) и другие загрязнители (метилртуть).
Мутагенное

действие

загрязнителей
- действие, вызывающее мутации в организме (изменение генетической информации, химической структуры молекул ДНК). Мутации бывают соматические (возникают в клетках тела, не способны передаваться по наследству) и генеративные (возникают в половых клетках, проявляются в следующем поколении). Известны химический и радиационный мутагенез. Химический мутагенез - явление возникновения мутаций под действием химических загрязняющих веществ (полициклические ароматические углеводороды - ПАУ, нитрозосоединения, пестициды, тяжелые металлы). Радиационный мутагенез - явление возникновения мутаций под действием радиоактивных веществ. Опасность мутагенов в том, что они накапливаются в генофонде популяций.
Онкогенное

действие

загрязнителей
- действие, приводящее к образованию злокачественных опухолей. Химические вещества, провоцирующие такие заболевания, называются канцерогенами (ПАУ, мышьяк, асбест,никель, кадмий, радон, бензол и др.).
Мероприятия, проводимые в целях борьбы с загрязнением

окружающей среды
Загрязняющие вещества в окружающей среде чаще всего образуют "коктейли". Их комбинированное (совместное) действие может оказаться синергидным, то есть приводящим к значительному усилению вредного эффекта по сравнению с раздельным эффектом каждого из них. В целях борьбы с вредным действием химических загрязнителей проводятся различные мероприятия, созданы различные научные направления.
Медико-генетическое консультирование
- консультации в специальных медицинских учреждениях для выяснения характера и последствий действия экотоксикантов на генетический аппарат человека с целью рождения здорового потомства.
Скрининг
- отбор и проверка на мутагенность и канцерогенность факторов среды (производственной, домашней, природной среды).
Гигиеническая

регламентация

вредных

веществ

в

среде

(нормирование)
- установление санитарно-гигиенических нормативов их содержания в воздухе, воде, почве, а также в растениях, продуктах питания, материалах. Предельно-допустимая концентрация (ПДК) - это количество вредного вещества в среде, которое практически не оказывает влияния на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства.

Загрязнение окружающей среды как фактор риска для здоровья человека
В развитии патологических процессов в организме человека различные загрязнения окружающей среды могут играть роль факторов
риска,
т.е. не являться непосредственной причиной определенной болезни, но увеличивать вероятность ее возникновения. Влияние факторов среды на развитие поражений органов человека и их систем показано в таблице 1.1 Таблица 1.1 Ориентировочный перечень факторов окружающей среды, оказывающих влияние на распространенность некоторых классов и групп болезней


Болезни

Факторы окружающей среды
1 2 3 1 Болезни системы кровообращения (сердце, сосуды) 1. Суммарный индекс загрязнения атмосферного воздуха химическими веществами 2. Шум 3. Электромагнитные поля 4. Состав питьевой воды (хлориды, нитраты, нитриты, жёсткость) 5. Эндемичность территории по микроэлементам (кальций, магний, медь и др.) 6. Загрязнение продуктов питания пестицидами 7. Климат: быстрая смена погоды, число дней с осадками, перепады атмосферного давления и др. 2 Болезни органов дыхания 1. Загрязнение атмосферного воздуха химическими веществами и пылью, особенно оксидами углерода и серы 2. Погодные условия:быстрота смены погоды, влажность, ветер 3. Социальные условия: жилище, материальный уровень семьи 4. Загрязнение воздушной среды пестицидами 3 Болезни органов пищеварения 1. Загрязнение продуктов питания и воды ядохимикатами 2. Эндемичность местности по микроэлементам 3. Социальные условия: материальный уровень, жилищные условия 4. Загрязнение атмосферного воздуха химическими веществами, особенно диоксидом серы 5. Состав питьевой воды, её жёсткость 6. Шум 4 Болезни эндокринной системы 1. Шум 2. Загрязнение атмосферного воздуха, особенно оксидом углерода 3. Эндемичность территории по микроэлементам 5 Болезни крови 1. Эндемичность территории по микроэлементам, особенно хрому, кобальту, железу 2. Электромагнитные поля 3. Загрязнённость пищи и воды нитратами и нитритами, пестицидами 4. Ионизирующая радиация 6 Болезни аллергической природы 1. Суммарный индекс загрязнения атмосферного воздуха 2. Социальные условия: жилище 3. Загрязнённость пищи и воды, пестицидами 7 Болезни кожи и подкожной клетчатки 1. Уровень инсоляции (солнечной радиации) 2. Недостаток или избыток микроэлементов во внешней среде 3. Загрязнение атмосферного воздуха химическими веществами в сочетании с природными факторами (осадки, туман, давление)
8 Патология беременности и врожденные аномалии 1. Загрязнение атмосферного воздуха химическими веществами. 2. Электромагнитные поля 3. Шум 4. Недостаток или избыток микроэлементов во внешней среде 5. Ионизирующая радиация 9 Психические расстройства 1.Суммарный уровень загрязнения воздуха химическими веществами 2. Шум 3. Электромагнитные поля 4. Загрязнение среды ядохимикатами 10 Болезни мочеполовых органов 1. Недостаток или избыток микроэлементов 2. Загрязнение атмосферного воздуха 3. Состав и жесткость питьевой воды 11 Злокачественные новообразования 1. Загрязнение воздуха, особенно канцерогенными веществами 2. Загрязнение пищи и воды нитратами и нитритами, пестицидами и другими канцерогенами 3. Эндемичность местности по микроэлементам 4. Состав и жесткость питьевой воды 5. Ионизирующая радиация
Практическая работа №2

Тема:
«Физическое и химическое загрязнения»
Цель

работы:
Закрепить на практических примерах знания о физических и химических загрязнениях
Материальное обеспечение:
раздаточный материал. Изучите теоретический материал и проанализируйте воздействие различных факторов окружающей среды на здоровье человека. Закрепите и систематизируйте полученные знания путем заполнения таблиц, с помощью тестов и контрольных вопросов.
Задание 1.
Заполните таблицу Химический загрязнитель, название Источники поступления в окружающую среду Особенности воздействия на здоровье человека 1. 2. и т.д.
Задание 2.
Заполните таблицу Факторы окружающей среды Наиболее характерные болезни 1. Шум 2. Электромагнитные поля 3. Уровень инсоляции 4. Ионизирующая радиация и т.д.
Задание 3
. Выберите один правильный ответ. 1. Загрязнение природной среды живыми организмами, вызывающими у человека различные заболевания - а) радиоактивное;
б) биологическое; в) химическое; г) шумовое. 2. Канцерогены - это вещества, вызывающие… а) раковые заболевания; б) аллергические заболевания; в) хроническое отравление; г) инфекционные заболевания. 3. Естественный шумовой фон составляет: а) 20 - 30 дБ; б) 50 - 60 дБ; в) 80 - 90 дБ; г) 110 - 120 дБ. 4. Из тяжелых металлов _____ является самым опасным токсикантом окружающей среды. а) свинец; б) медь; в) кадмий; г) железо. 5. Естественное загрязнение биосферы происходит в результате: а) разложения биомассы отмерших организмов редуцентами; б) пыльных бурь; в) накопления бытовых отходов; г) обработки растений пестицидами. 6. Наиболее опасные загрязнители окружающей среды - а) пестициды; б) диоксины; в) микроорганизмы; г) цинк.
Задание 4
. Выберите правильные суждения 1. Реакция организма на загрязнения зависит от индивидуальных особенностей человека. 2. Фреоны могут разрушать озоновый слой. 3. Избыток нитратов опасен для растений. 4. Если продукт не содержит избытка нитратов, значит, он экологически чистый. 5. Значительная часть болезней человека связана с ухудшением экологической обстановки. 6. Окружающая человека среда - это техногенная и социальная среда. 7. Химическое загрязнение является наиболее опасным видом загрязнения для здоровья человека.
Задание

5.
Охарактеризуйте каждый вид загрязнения окружающей среды путем проставления кодов правильных ответов: Химические загрязнения – Биологические загрязнения – Физические загрязнения –
Коды ответов:
1) различные химические вещества, как правило, составляющие отходы производства 2) при попадании в организм большими концентрациями способны привести к острому отравлению его и даже к смерти 3) болезнетворные микроорганизмы, вирусы, гельминты, простейшие 4) звуки в 20 - 30 дБ 5) звуки в 80 и более дБ 6) при попадании в организм вызывающие инфекционные болезни 7) способные вызвать тиф, чуму, малярию 8) вызывающие нервно-психические заболевания, расстройства сердечно-сосудистой системы, ухудшение или потерю слуха 9) заражающие организм воздушно-капельным путем, при тесном контакте с больным или через переносчиков
10) вызывающие хроническое отравление организма при систематическом поступлении в него даже небольшими количествами 11) вызывающие внутренние кровоизлияния, деструкцию костного мозга. 12) попадающие в организм человека при дыхании, с продуктами питания и водой.
Контрольные вопросы
: 1. Что такое пестициды. 2. Что такое «Экологический бумеранг». 3. Какие удобрения вы знаете? 4. Что такое гербициды? 5. Что такое экологический риск? 6. Какие виды антропогенного воздействия вы знаете? 7. Перечислите виды физических загрязнений. 8. Перечислите виды химических загрязнений. 9. Какие воздействия носят названия стациально-деструкционных.
Литература
1. Арустамов, Э.А. Левакова, И.В. Баркалова, Н.В. Экологические основы природопользования [Текст]: учебное пособие / Э.А. Арустамов. – М.: 2008. – 320 с. 2. Гальперин, М.В. Экологические основы природопользования [Текст]: учебник / М.В. Гальперин. - 2-e изд., испр. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 256 с.: ил. 3. Константинов, В.М. Челидзе, Ю.Б. Экологические основы природопользования [Текст] учебное пособие / В.М. Константинов. – М.: «Академия», 2011. – 208 с.


В раздел образования