Напоминание

ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭТИКЕТНОМУ КОМПОНЕНТУ


Автор: Сверчинская Анастасия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №66 "Яблонька"
Населённый пункт: г. Калуга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ОБУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭТИКЕТНОМУ КОМПОНЕНТУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





О

БУЧЕНИЕ

СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ

ЭТИКЕТНОМУ

КОМПОНЕНТУ

.
Овладение родным языком как средством и способом общения является важнейшим приобретением дошкольного детства. По средствам языка ребенок налаживает контакт с окружающими людьми и важно, чтобы эти контакты носили дружелюбный характер. Для этого ребенок должен научиться не только доброму, гуманному отношению к людям, но и способам их выражения, в том числе и речевым способам. Они определяют речевое поведение человека, которое в значительной степени реализуется с помощью визуально закрепленных стереотипов общения. Стереотипы общения определяются обще ством. Которые вырабатывают стандартные нормы социального поведения, в том числе и речевого, определяемое представлением о шаблоне поведения, которое ожидается от человека в каждой отдельной ситуации. Обучение этикетным компонентам начинается с самого раннего возраста дошкольного. Основные формулы этикетного компонента лучше всего закладываются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. Ребенку, как известно, приходится за очень короткий промежуток времени, дошкольной жизни усвоить богатую родную речь. Ребенок овладевает ею, когда слушает речь людей, разговаривает с ними, принимает на себя окружающий быт и пытается этот быт преобразовать для собственного существования, когда играет со сверстниками и взрослыми, когда участвует в детсадовских занятиях по любой тематике. Словарный запас старшего дошкольника может доходить до четырех тысяч слов. Надо так систематично вести работу по увеличению и обогащению словаря, чтобы дошкольник воспринимал значение нового слова, понимал, в каких ситуациях и речевых конструкциях это слово можно применять [22]. В старшем дошкольном возрасте происходит освоение грамматического строя родного языка. В речи используються предложения сложных форм, выделяются основные и придаточные предложения. Развивается мышление,
которое связано со словом. Конечно, на развитие речи ребенка влияет социальное и предметное окружение, различные виды деятельности и конкретные действия, накопленные знания и умения, явления семейного и общественного порядка, а также огромнейший жизненный опыт. Раскрывая причинные, целевые, следственные связи между явлениями, дошкольник использует слова, характеризующие эти связи, а именно: он объясняет, почему возникло явление, для чего оно существует, что произойдет, если оно будет развиваться тем или другим способом. В отличие от пятилетнего ребенка, способного обнаружить ошибку в речи, но еще не понимающей причины этой ошибки, старший дошкольник старается определить причину. Он понимает, почему следует говорить так, а не иначе. Он готов к восприятию правил речи и проникновению таким способом в богатую сущность родного языка, а значит, он приобретает «языковое чувство». Ребенок старшего дошкольного возраста способен связно выражать мысль, анализировать речь, выделять ее особенности [22]. Одним из важных в воспитательной деятельности воспитателя у старшего дошкольного возраста продолжает оставаться организация жизни и деятельности ребенка, способствующая опыту содержательного общения, формированию доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим. Вместе с тем возникает потребность систематизации тех представлений о нормах речевого поведения, которые он приобрел на протяжении всего предшествовавшего периода [38, с. 47–48]. В нравственном воспитании старшего дошкольника продолжает занимать большое место воспитание культуры общения. Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая предполагает у дошкольников достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Исследователь русского языка Л. А. Введенская формулирует понятие «культура речи» следующим образом: «Под культурой речи понимается:  владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;  умение выбрать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства, которые способствуют до стижению поставленных задач коммуникации;  соблюдение этики общения. Таким образом, у культуры речи сформированы три основных составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический… Этический аспект культуры речи указывает на знание, умения и применение правил языкового поведения в определенных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается развитие этикетного компонента» [14, с. 33– 35]. Развитие этикетного компонента, как известно, содержит совокупность поведенческих правил, соблюдение которых позволяет человеку показывать уважительное отношение к людям. Поведенческая демонстрация, нацеленная на проявление искреннего чувства добра и уважения, позитивна, поскольку она направлена на построение доброжелательных взаимоотношений между людьми. Исследователь развития этикетного компонента И. Н. Курочкина пишет следующее: «Этикетный компонент — это совокупность правил, которые указывают на речевые средства проявления уважения к людям. Речевая форма этикета является не только важной структурой подразделения поведенческого порядка, но и глобально важным инструментом речевого общения. Соблюдение его правил необходимо личности, желающей владеть речью в той степени, при которой она характеризуется как культурная. Чтобы это соблюдение стало органичной потребностью личности, следует уже в дошкольном возрасте, когда закладываются личностные основы, обучать детей этикетным компонентам».
В старшем возрасте дети овладевают нормами речи:  самостоятельно выполняют основные правила этикетного компонента при приветствиях, прощаниях, обращениях с просьбой, знакомствах, при выражении благодарности;  знакомятся с основными правилами этикетного компонента телефонного разговора, столового, гостевого этикета, этикетного взаимодействия в общественных местах (в театре, музее, кафе); учаются использовать эти правила;  знают и учатся правильно использовать невербальные средства общения: мимику, жесты, позу, а также тактично обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, давать правельные оценки;  участвуют в коллективных разговорах, стремясь использовать принятые нормы вежливого речевого общения: внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения. Воспитание культуры речи, развитие этикетного компонента — одна из важных проблем нравственности, имеющая огромнейшую социальную значимость. Передавая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы делаем всё возможное, что бы сохранить связь времен, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко демонстрируются в умении грамотно излагаться, излагать мысль слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В. А. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» говорил, что «речевая культура человека — это чистое зеркало его духовной культуры» [35]. Вот почему важно, обратить внимание, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.
Владеть этикетными компонентами — значит:  знать основные правила приветствия, знакомства, высказывания критического замечания, комплимента, проявления благодарности, обращения с просьбой, ведения спора, выступления перед аудиторией и др.;  осознавать, что для развития доброжелательных отношений с людьми необходимо соблюдение порядка построения предложения, высказывания, речи, а также подбора слов, подходящих в конкретной ситуации;  обладать умениями и навыками по выполнению исполнительных установок, например определять нужные громкость и тембр голоса, соблюдать речевые паузы, пользоваться интонационным разнообразием, сочетать произнесенную речевую конструкцию с мимикой, жестами и позами;  соблюдать нормы речевого поведения, при этом умея выбрать то из правил, которое подходит к конкретной жизненной ситуации[22]. Дети впитывают в себя все, что их окружает, личный пример взрослого для ребенка убедительней тысячи слов, поэтому семье и воспитателю необходимо контролировать свою речь, поведение. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Как говорил Макаренко: «Ваше собственное поведение — решающая вещь». Педагогу, который стремится развить речь ребенка до высокой степени, а именно к переходу на школьное обучение, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника, о которых писали М. М. Алексеева, В. В. Гербова, Э. П. Короткова, А. М. Леушина, О. С. Ушакова и др. Эти требования необходимо указать, чтобы объединить два вопроса — развитие речи у дошкольников и обучение детей компонента . Сюда входят: 1) четкая дикция и правильное произнесение слова;
2) выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости; 3) большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям; 4) отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т. п.); 5) употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений; 6) умение вести диалог, т. е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы; 7) умение пересказывать текст, а также составлять собственные рассказы; 8) умение доказательно обосновывать свои утверждения [22]. Содержание этикетного компонента, вводимое в жизнь детей, должно отвечать потребностям дошкольников и условиям их жизни. Дошкольник осваивает способы и условия налаживания отношений с людьми. Он постоянно оказывается в ситуации встречи или расставания. Ему приходится благодарить людей за внимание, заботу, помощь, подарки, а также просить о помощи либо услуге. Он способен оценить достоинства друзей и близких людей и сказать им об этих достоинствах. Основные правила этикетного компонента , с которыми мы знакомим дошкольника: 1. Говорить людям при встрече слова приветствия: «здравствуйте», «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер» и другие. При этих словах, произносимых четко и громко, надо улыбнуться, посмотреть в глаза человеку, которому эти слова предназначены. Говорить слова приветствия всем, кого встретишь, когда п р и х о д и ш ь в детский сад; всем, кто тебя встречает, когда приходишь в гости, в театр, в музей, в кафе, в небольшой магазинчик.
2. При окончании встречи говорить людям слова расставания: «до свидания», «до скорого свидания», «до новой встречи». Говорить слова расставания, когда уходишь из дома, из детского сада, из гостей; всем, кто тебя провожает из музея, из кафе, из других мест. 3. Благодарить добрым словом «спасибо» или «благодарю» людей, которые сделали для тебя что-то хорошее или оказали помощь. Выходя из-за стола после еды, надо поблагодарить всех, кто накрывал на стол, подавал еду, убирал со стола посуду, вместе с тобою ел. 4. Обязательно говорить слово «пожалуйста», когда просишь людей о помощи, о том, чтобы тебе дали нужную вещь, купили игрушку или книжку. Однако нельзя просить все время, надо и самому другим помогать, на просьбы людей откликаться. 5. В ответ на слово «спасибо» можно сказать слово «пожалуйста», чтобы показать тому человеку, которому так отвечаешь, что ты с удовольствием оказываешь услугу и с радостью помогаешь ему. 6. В ответ на благодарность за угощение можно ответить: «На здоровье». Человек, получивший такой ответ, знает: ему пожелали быть здоровым. 7. Говорить людям комплименты — добрые слова, в которых отмечаются их хорошие качества, достоинства, умения. При этом надо обязательно улыбаться и смотреть тому, кого хвалишь, в глаза. 8. Стараться не обижать людей злыми словами: «ты — плохой»; «ты — злой»; «я тебя не люблю». О своей обиде лучше сказать: «мне не нравится, что ты пожадничал»; «я не хочу, чтобы ты говорил неправду»; «мне не хочется сейчас с тобой играть». 9. Не говорить обидных прозвищ, они уничтожают дружеские отношения. С тем, кто обзывается, дружить не хочется. Есть у ребят такая пословица: «кто так обзывается, тот сам так называется».
10. Надо обращаться к людям, называя их по именам. Так мы выделяем среди всех того человека, с которым говорим [22]. Введение в речь дошкольников новых слов, таких как этикет, приветствие, комплимент, а также разнообразие формулировок приветствия, расставания, комплимента, выражения благодарности и просьбы направлены на развитие словарного запаса детей. Они не только познают, но и узнают новые слова, словосочетания, но и познают их смысл. Дети активно начинают понимать значимость произнесения этих слов при построении доброжелательных отношений, превращают эти слова в единую часть своей речи. Осознают, что речь — это не столько набор произносимых слов, сколько умение правильно, грамотно строить с их помощью общения. Осваивая правила этикетных компонентов, дети понимают и восторгаются красотою и величие слова. Воспитатель обращает большое внимание детей на то, почему слова, заключенные в речевые конструкции, надо говорить обязательно, и почему слова, которые дети могут охарактеризовать как злые, дурные, мешающие речи, говорить не следует. Так мы создаем условия, чтобы постепенно убирать из детской речи слова- паразиты, грубые и матерные выражения. Обучение дошкольников правилам этикетного компонента происходит на специально созданных занятиях, которые включают в себя:  этические беседы;  чтение художественных произведений;  заучивание стихотворений;  дидактические и театрализованные, сюжетно-ролевые игры;  решение проблемных ситуаций, задач и другое. Бе седа — это целенаправленное обсуждение ч е го - л и б о , организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Это метод развития связной речи и т. д. В ходе беседы дети не только осваивают моральные нормы, но и расширяют свой словарь, знакомясь с этическими понятиями, основными формулами речевого этикета [57].
На занятиях у старших дошкольников рекомендуют проводить беседы на такие темы, как «Приветствуем друг друга», «Давайте познакомимся», «Волшебные слова», «Как правильно беседовать», «У меня зазвонил телефон», «В мире вежливых слов», «Добрые приветствия» и другие. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребёнка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребёнок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего разговорной речи: умения слушать и понимать собеседника, ясно выражать свои мысли словами. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков речевого и культурного поведения: ребёнок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не перебивать собеседника. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. Воспитатель становится образцом собеседника [22]. Положительное отношение детей к беседе воспитатель поддерживает за счет постановки понятных и практически важных для них вопросов, связанных с их повседневным опытом; постоянным поощрением активности дошкольников, их стремления принять участие в беседе. С этой целью педагог корректирует высказывания дошкольников, помогая адекватно выразить мысль, поддерживает разные суждения, по возможности спорные, требующие аргументов. Материалом для этических бесед могут служить конкретные факты из жизни детей, произведения художественной литературы. В ходе беседы дети не только осваивают моральные нормы, но и расширяют свой словарь, знакомясь с этическими понятиями. Объем понятия сначала ограничен
конкретными представлениями, образами. Но постепенно оно наполняется все новым и новым содержанием [57]. Обучение детей конструкциям комплимента, извинения, просьбы, благодарности попутно вводит их в словарь детей. Мы читаем детям художественные произведения, рассказываем сказки, предлагаем пересказать тот или иной текст. П е р во н ач а л ь н о , п р и о зн а ком л е н и и с худ о ж е с т в е н н ы м и произведениями, детей не удовлетворяет неопределенная ситуация, когда трудно сказать, какой персонаж плохой, а какой хороший. Дети стремятся выделить положительных героев. Эмоционально положительное отношение к этим героям вызывает резко отрицательную реакцию на действия тех персонажей, которые им чем-либо мешают. Именно развитие способности к сопереживанию и содействию определяет переход от немотивированной оценки к ее обоснованию. Симпатия, положительное эмоциональное отношение к товарищу, литературному герою играют большую роль в возникновении и развитии моральных чувств (сочувствия, справедливости и т. д.) [57]. В рассказах и диалогах можно использовать принцип контраста, позволяющий детям, с одной стороны, критиковать неправильное в поведении и речи, а с другой — отмечать достоинства и строить этическую речь по образцу. Например, известный рассказ В. А. Осеевой «Волшебное слово», в котором Павлик узнал о силе слова пожалуйста, закрепляет и доброе отношение к этому слову, и потребность обращаться к нему. С детьми можно обсудить и то, как часто следует прибегать к слову «пожалуйста», чтобы оно не стало манипулятором в отношениях ребенка с людьми. Кроме того, мы предлагаем детям пересказать рассказ, составить на ту же тему свой рассказ. Такая работа ведет к употреблению детьми многосложных предложений, к научению пересказывать произведения, а также составлять собственные рассказы и сказки [21].
Связь бесед с реальной жизнью и деятельностью детей поддерживается практическими заданиями, которые предлагаются дошкольникам в свободное время, если нет времени на занятии. Задания подбираются по прочитанным произведениям. Например , воспитатель может попросить детей придумать новый конец рассказа, сказки (чтобы узнать, как герои жили дальше; изменить плохой конец на хороший и т. д.);нарисовать понравившегося героя. Если дошкольники затрудняются нарисовать рисунок, следует предложить им описать задуманное словами. Потом можно организовать выставку детских рисунков, что даст возможность еще раз вспомнить то или иное правило. Для работы над выразительностью речи хорошо помогают стихотворения. Обсуждая с детьми вопросы поведения, мы выразительно читаем стихотворения, в которых говорится о том, как надо вести себя и как ведут себя л юд и . Мы читаем детям художественные произведения, рассказываем сказки, предлагаем пересказать тот или иной текст. Например, ребенок, изучая правила приветствия, прослушал стихотворение В. Кривошеева «Доброе утро!»: Придумано кем-то Просто и мудро При встрече здороваться: – Доброе утро! Доброе утро! – Солнцу и птицам. – Доброе утро! – Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым… Доброе утро длится до вечера. Ребенок закрепил поведенческое правило, его нравственную основу. Однако воспитатель не стоит на месте а идет дальше, желая, чтобы дети смогли сами прочесть стихотворение, в котором ненавязчиво говорится о необходимости приветственных слов. Начинается огромная совместная работа
педагога и воспитанников над выразительным исполнением — над интонацией, паузами, темпом и громкостью чтения. Такая тщательная работа, которая направлена на то, чтобы эмоционально воздействовать на дошкольника в процессе обучения поведенческим правилам, приведет и к тому, что он пополнит свои знания выразительностью от поэтической речи и перенесет ее в речь бытовую [22]. Другой путь — обыгрывание разнообразных ситуаций диалогического общения детей, в которых необходимы формулы речевого этикета. Например, при обучении правилам разговора по телефону мы предлагаем детям следующие задания: пригласи подружку к себе на день рождения; узнай, пойдет ли друг гулять; узнай у бабушки, как она себя чувствует. Одним из наиболее эффективных средств формирования поведения детей с позиций современного этикета является игра. Она как способ увлекательного процесса познания окружающего мира дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представление о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, предоставляет возможности задуматься над своими поведенческими манерами. Ни в коем случае нельзя забывать о дисциплинирующем значении игры, так как соблюдение установленной дисциплины является важным условием выполнения этикетного правила. Для это разрабатываются и используют самые разнообразные виды великолепных и значимых игры [22]. Чтобы каждый ребенок мог активно участвовать в играх и упражнения, необходимо проводить специально созданные занятия с небольшой группой по 10–12 человек. Во время занятий, в других режимных моментах организуют дидактические игры, главная цель которых — активное развитие ребенка. Они хорошо используются при отработке правил и норм этикета. Ни в коем случае нельзя принуждать детей к выполнению заданий и упражнений. Для активизации их деятельности можно использовать положительные оценки, награждение призами победителей и проигравших: утешительные призы
снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях. Творческий подход к делу и фантазия воспитателя помогут в разнообразии игровой деятельности детей, в ходе которой они осваивают мир. Роль воспитателя в самой игре может быть различна. Воспитатель и дети — соавторы любой игры. Нельзя забывать о детской самостоятельности и инициативе, необходимо только направлять их для обучения правильному обучению. Тогда не будет скучных нотаций, жестких и непонятных детям требований, а поведенческая регламентация легко войдет в жизнь маленького человека, осознавшего в ходе игры ее разумность и необходимость [42] . Мы вводим в обиход детей речевые формулы этикета, учим их способам проявления доброжелательного и уважительного отношения к людям. Однако надо также научить их доказательно и разумно отстаивать свои мнения и желания, обосновывать свои утверждения. Здесь подойдут такие упражнения: объясни маме, почему ты нарушил договор с ней и не убрал игрушки на место; договорись с дедушкой о прогулке в зоопарк; обсуди с папой, какой подарок вы можете сделать маме ко дню рождения; убеди бабушку в том, что тебе необходима новая игрушечная машина. Правила речевого этикета необходимы для грамотного построения взаимоотношений людей. Ребенок дошкольного возраста,поняв эти правила и приняв их как руководство к действию, не заканчивает свое обучение. Оно продолжится в школьной жизни и после школы. Каждый раз появление новой ситуации, нового жизненного условия ведет к новому, более глубокому познанию этикетного правила. В дошкольном возрасте ребенок познает азы правильного речевого поведения, а вместе с ними у дошкольника идет важнейший процесс развития речи [22]. Немаловажным является и то, что в воспитании культуры поведения первостепенное значение имеет пример воспитателя. Его внешний облик, поступки и суждения, вежливость, спокойный тон разговора, справедливое отношение к окружающим, и прежде всего к детям, — важный и
действенный пример для подражания. Однако одним личным примером всех вопросов воспитания всё же не решить. Процесс воспитания культуры поведения очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов. Необходима также подвижность средств воспитания, их постоянная корректировка. Нередко бывает, что проверенный практикой метод вдруг перестаёт быть эффективным. Педагог должен внимательно следить за тем, как каждый из его подопечных воспринимает воспитательные воздействия и влияния. Освоение правил начинается на специально созданных занятиях и продолжается в реальной действительности, не прекращаясь ни на минуту. Например, утром дети приветствуют воспитателя, вечером прощаются, в течение дня, обращаясь к нему и к товарищам, употребляют необходимые речевые обороты. Каждое правило речевого этикета возникает в жизни ребенка много раз в день — в детском саду и за его пределами. Отсюда велика важность совместной работы воспитателя, родителей и других близких для ребенка людей, чтобы то, что он узнал в детском саду, использовалось, закреплялось, становилось его потребностью [25, с. 78]. Нужно как можно быстрее, раньше определить уровень нравственной воспитанности каждого из воспитанников. Наблюдения позволяют выявить у каждого ребёнка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений к окружающим, трудности в освоении навыков культуры поведения. Это, в свою очередь, служит основой для оценки динамики развития ребёнка и корректировки дальнейшего процесса воспитания [37, с. 10].
Выводы по первой главе.
Речевая форма этикета является не только значительным структурным подразделением поведенческого порядка, но и важным инструментом речевого общения. Соблюдение его правил необходимо личности, желающей владеть речью в той степени, при которой она характеризуется как культурная. Чтобы это соблюдение стало органичной потребностью личности, следует уже в дошкольном возрасте, когда
закладываются личностные основы, обучать детей правилам речевого этикета. Формирование представлений о правилах речевого этикета и воспитание положительного отношения к их выполнению осуществляется в процессе этических бесед, чтения художественной литературы, игр, повседневной жизни ребенка. В каждом случае ознакомления детей с нравственными правилами и моральными качествами воспитатель стремится связать их с опытом детей, сделать личный опыт предметом коллективного обсуждения, анализа и оценки. Это способствует более глубокому осознанию значения необходимости выполнения норм и правил вежливого поведения. Детей необходимо учить пользоваться формулами речевого этикета, подбирать необходимые слова для разных жизненных ситуаций. На опыте общения в коллективе, в результате педагогических оценок и взаимных оценок детьми друг друга старший дошкольник практически убеждается в важности соблюдения правил речевого этикетного поведения. На основе представления о правилах у старшего дошкольника формируются элементы морально-оценочного отношения к поступкам сверстников и к собственному поведению.


В раздел образования