Опытно – экспериментальная деятельность детей 6-7 лет "Удивительные свойства воздуха"
Автор: Елисеева Светлана Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: "Детский сад №12 "Ёлочка" Населённый пункт: г. Валдай, Новгородская область Наименование материала: конспект занятия Тема: Опытно – экспериментальная деятельность детей 6-7 лет "Удивительные свойства воздуха" Раздел: дошкольное образование
Опытно – экспериментальная деятельность детей 6-7 лет
«Удивительные свойства воздуха»
Цель: Поддержка интереса детей к окружающей среде; развитие
познавательной активности детей в процессе экспериментирования
Задачи:
1. Расширить представления детей о сферах человеческой деятельности
(человек как исследователь-ученый).
2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах
воздуха, о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.
3. Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность
детей.
4. Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения
воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых
правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание
детей;
Коррекционные: развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных
способностей
Оборудование: открытка с загадкой, 3 конверта с разрезными буквами В, О,
З, Д, У, Х, халаты, веер, пакеты, алгоритм выполнения каждого эксперимента,
мольберт, карточки-правила «Как вести себя в лаборатории?», модель с
перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря), таблички с именами детей,
стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой,
салфетки, пластилин, резиновая игрушка, кусок резины, минеральная вода,
стаканы пластиковые по количеству человек, крышки, бутылки, баночки с
разными ароматами, апельсин, мандарин.
Ход занятия
Организационный момент.
-Всем ребятам доброе утро!
-Сделайте глубокий вдох, выдох.
-Вдохните добро, выдохните неприятности!
-Вдохните уверенность, выдохните беспокойство!
-Вдохните здоровье, выдохните болезни!
-Скажите, пожалуйста, а знаете ли вы, что нужно человеку для здоровья?
(Ответы детей)
-Давайте посмотрим с вами несколько слайдов.
-Ребята, внимание! Начнем с небольшого эксперимента. Одной рукой мы
закроем нос и плотно закроем рот. Ни нос, ни рот нельзя открывать…
-Почему вы открыли? Что произошло? Что вы почувствовали?
-Я загадаю загадку и, возможно, вы найдете ответ на ваше состояние.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем!
-Отгадку вы мне не говорите, а соберите, пожалуйста, из букв, которые
находятся в конвертах. Давайте разобьёмся по парам, соберём слово и
проверим отгадку. (Каждой паре раздать конверт с буквами с разными
уровнями сложности: буквы написаны одним цветом; обозначены гласные и
согласные; обозначены гласные и согласные и имеют порядковый номер).
Соберите слово. (Получилось слово ВОЗДУХ.)
- Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
-Как вы думаете, сколько может прожить человек без еды? А без воды? А без
воздуха?
- Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней,
без воздуха не больше 5 минут.
-А что может произойти, если весь воздух на планете станет грязным?
-А каким воздухом полезно дышать? – (Чистым.)
- Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? - ( Проветривать
помещение, гулять на свежем воздухе, сажать деревья и т. д.)
ТРИЗ -игра «Хорошо- плохо».
-А кому ещё нужен воздух? - (Рыбам, животным, растениям, деревьям,
всему живому).
-Правильно, всему живому.
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ,
Невесомою косынкой
Он окутывает нас…
Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим!
- Конечно, речь идет о воздухе.
-Вы хотите поговорить о воздухе и собрать о нем, как можно больше
сведений, как настоящие ученые-исследователи? Учёные работают в
помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение
называется? Лаборатория.
-- Давайте проговорим это слово вместе.
-Я приглашаю вас в самую настоящую научную лабораторию.
-В лаборатории нужно соблюдать определенные правила. Какие, как вы
думаете? (Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не толкаться.)
-Давайте мы представим, что вы приехали из разных городов на
всероссийскую конференцию, чтобы поделиться своим знаниями и в нашей
лаборатории провести опыты.
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать научный сотрудник?-
(Быть внимательным, аккуратным, спокойным).
Практическая часть.
(Дети надевают халаты) Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники и я
буду обращаться к вам коллеги.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
-Напомните мне, пожалуйста, тему наших сегодняшних исследований.
(Воздух).
-Посмотрите на доску - нам предложена какая-то модель. Как вы думаете, что
здесь изображено? (Глаз, руки, нос, ухо, гиря)
- Посмотрите на первую модель (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы
будем искать ответ сейчас? (Как можно увидеть воздух?)
(1 опыт)
……………………………………………………………………………………….
.
1.Как можно увидеть воздух?
- У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух,
ничего)
- А давайте мы проверим ваши версии.
Эксперимент «Есть ли воздух в стаканчике?» (1 вариант)
- Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно
стаканчика приклеиваем на пластилин или клей салфетку, тщательно её
прижимаем ко дну банки.
Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и
опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из
воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же
случилось с салфеткой. (Она сухая)
-Почему? Как считаете?
(Салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда
воду.)
Эксперимент «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» (2
вариант)
-Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет
алгоритм, расположенный на экране.
Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент -
ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. -Что вы
увидели? (Пузырьки воздуха). - Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо.
В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) - Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда
поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и
ёмкости с водой увидели воздух. Какого он цвета?
Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха
«Воздух не имеет цвета. Он прозрачный»
(2 опыт)
………………………………………………………………………………………
……
-А как вы думаете, чем можно поймать воздух? (Насос, шприц, рот, пакет,
руки)
Эксперимент «Как поймать воздух?»
-Начинаем соревнование: кто больше поймает воздуха.
- Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты. Что в них находится? (Воздух). Что произошло с пакетом?
-Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож
надутый пакет? (ответы).
- Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Из
этого мешка можно сделать любую фигуру. Вы его видите? Теперь развяжем
пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым.
Интересно, почему? Вы видели, куда он делся?
-Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит,
воздух есть вокруг нас. А имеет ли форму воздух?
-Да действительно формы он не имеет .
Ставим символ «воздух не имеет формы»
(3 опыт)
………………………………………………………………………………………
…
Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше
нарисовано на модели? « Руки». Как вы думаете, что руки могут обозначать? (
Как почувствовать воздух?)
Эксперимент «Чувствуем воздух»
-Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).
-А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).
Попробуйте поймайте воздух пакетом. Возьмите острую палочку и
осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него
руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать .
- Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно
почувствовать воздух?
- А кто считает по-другому?
- При помощи чего мы узнали, что можно почувствовать воздух? (При
помощи веера, дули на ладошки).
(4 опыт)
……………………………………………………………………………….
Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.
Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо», на какой вопрос мы
должны найти ответ? « Как услышать воздух?»
- Как вы слышите воздух? (Ветер воет, когда очень сильный, деревья шумят).
Эксперимент «Слышим воздух»
-Возьмите по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите?
( Звук, воздух.)
-А ещё у вас на столе есть шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим
шариком, чтобы услышать воздух? Нужно немного надуть его, растянуть
отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? ( Писк,
воздух).-Надуйте шарики и отпустите их.
-С помощью чего мы услышали воздух, коллеги? (Нам помогли баночки,
бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
(5 опыт) ……………………………………………………………………
Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. Какой следующий значок на
доске? «Нос». На какой вопрос мы должны найти ответ? Как вы думаете,
воздух имеет запах? Как проверить? Вначале мы должны подготовиться к
эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные
упражнения. Я вас приглашаю на ковёр,
Игра « Четыре стихии» ( Земля - руки вниз, вода - руки вперед, огонь - руки
за спину, воздух - руки вверх).
-Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо
сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко.
Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? ( Сильно.)
-А теперь я вам предлагаю взять в руки султанчики. Как вы думаете, как
нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно
также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать
воздух на султанчик.
-Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в
головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно
сосредоточиться на следующем эксперименте. (Сели на стульчики)
Эксперимент «Узнай по запаху»
-Я каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить аромат, который
я предложу и подумать, к какой профессии относится этот запах.
( Предложить ароматы: хлеб, духи, опилки, конфета, порошок, и т.д. Дети
стараются угадать по запаху профессию.)
Хлеб - пекарь; духи – парфюмер или парикмахер; лекарство-доктор,
приправа – повар; конфета – кондитер, продавец, дегустатор; порошок –
прачка; опилки – плотник, столяр.
-Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат
для всех, закройте глаза (предложить всем аромат мандарина). Вы
замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть по дольке
мандарина. Сам воздух не имеет запаха, но
может запахи переносить. По
запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там
приготовили повара.
(6 опыт) …………………………………………………………………………
Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась
одна модель, что это? – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны
ответить? (Имеет ли вес воздух?)
-Кто как думает? Вы можете это проверить?
Эксперимент «Имеет ли воздух вес?» (Вариант 1)
На столе разложены предметы: резиновая уточка, кусок резины.
-Возьмем кусочек резины и опустим его в воду.( Он утонул). А теперь
опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
-Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
( Вариант 2 ) Представьте, что это весы. Что вы заметили? Почему палка
висит ровно? Шары весят одинаково.
-А что произойдет, если один из шаров проткнуть? (Дети высказывают
предположения)
-Давайте
проверим
(протыкаем)
.
Почему
изменилось
положение
весов?
(Шарик без воздуха стал более лёгким).
-Что произойдет, когда мы проткнём и второй шарик?
-Палка выровняется (проверяем на практике предположения детей)
- Что же произошло?
-Воздух имеет вес, поэтому надутый шарик весит больше, чем не надутый,
когда из шарика выходит воздух, он становится легче. Понравился вам опыт?
Подведение итогов .
Коллеги, давайте подведем итоги. Сегодня мы с вами:
-увидели воздух:
- С помощью трубочек и ёмкости с водой.
- Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.
почувствовали воздух;
- С помощью пакетов, вееров, дули на ладонь.
услышали воздух:
- С помощью бутылочек, баночек.
- С помощью шарика.
узнали, что воздух имеет вес:
- С помощью весов, шариков, резиновой игрушки.
узнали, что воздух переносит запах
- С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат
-Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом.
У меня есть для вас интересный кроссворд. В красных клетках зашифровано
слово, которое вы должны отгадать. Я загадаю вам загадки о явлениях
природы, в пустые клетки вы впишите отгадки и узнаете зашифрованное
слово.
Загадки
1. Я берёзку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу.
А меня не видать,
Кто я? Можешь угадать? (Ветер)
2. Кто это такой садовник,
Полил вишню и крыжовник,
Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и кусты? (Дождь)
3. Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
4. С горы сбегая без труда
Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда,
Руби хоть топором.
Нагрей её и к облакам,
Она взлетит тогда.
Теперь ты мне ответишь сам -
Зовут её (Вода)
5. Подходила, грохотала,
Стрелы на землю метала,
Нам казалось шла с бедой.
Оказалось шла с водой.
Подошла и пролилась,
Вдоволь пашня напилась. (Туча)
6. Ветер дует “ух-ух-ух”…
С тополей сбивает (Пух)
Дети отгадывают загадки и вписывают их в пустые клеточки кроссворда.
Затем читают зашифрованное слово – воздух.
Наши эксперименты подошли к концу, вы все были внимательными,
активными.
Уважаемые коллеги, вы сейчас разъедетесь по разным городам, надеюсь, вы
сможете повторить увиденные эксперименты и придумать новые. Мне очень
понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно
проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за
работу! До новых встреч!