Автор: Самошкина Ольга Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №349 Населённый пункт: город Екатеринбург Наименование материала: проект Тема: Народная тряпичная кукла Раздел: дошкольное образование
Актуальность проекта
.
Интерес к народным ремёслам в современном мире
всё возрастает. Приобщение детей к русской
народной культуре является сегодня актуальной
темой. Детям обязательно нужно знать историю
своего народа, его традиции, культуру, промыслы,
чтобы чувствовать себя его частью, ощущать
гордость за свою страну. Сохраняя и передавая
следующим поколениям культурные и нравственные
ценности русского народа, нужно возвращать в
нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную
куклу. Бесценность работы с народной куклой
понять не трудно. В играх с куклами дети учатся
общаться, фантазировать, творить, проявлять
милосердие, тренируют память.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
-
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ
РУССКОГО НАРОДА ЧЕРЕЗ ОБРАЗ
ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ
КУКЛЫ
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
-РАЗВИВАТЬ И ОБОГАЩАТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ЗНАНИЯ О КУКЛАХ, ИХ РАЗНОВИДНОСТЯХ;
-ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ИСТОРИЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ;
-ПОЗНАКОМИТЬ С ТЕХНИКОЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ
ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ, ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС К СОЗДАНИЮ
НАРОДН. КУКЛЫ;
-УЧИТЬ ИЗГОТАВЛИВАТЬ ТРЯПИЧНУЮ НАРОДНУЮ КУКЛУ
САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО;
-ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ
КУКЛЕ И БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ;
-ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ
НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ, НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ,
ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ, НАРОДНЫМ ИГРАМ, НАРОДНОЙ
МУЗЫКЕ
ЭТАПЫ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОЕКТА
:
- ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ
ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ
ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
-ИЗУЧЕНИЕ ВИДОВ ТРЯПИЧНЫХ
КУКЛЫ
-ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЯПИЧНЫХ
КУКОЛ
-ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЕРЕГА
-РИСОВАНИЕ ИГРОВОЙ
ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
-ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ, НАРОДНЫХ ИГР И
РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ
ОПРОС ДЕТЕЙ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:
-ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО ТАКОЕ ТРЯПИЧНАЯ
КУКЛА?
-ЕСТЬ ЛИ ДОМА ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА?
-КАКИЕ НАРОДНЫЕ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ ЕСТЬ У
ТЕБЯ ДОМА?
-ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КОГДА И ЗАЧЕМ БЫЛА
ПРИДУМАНА НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА?
-ЛЮБИШЬ ЛИ ТЫ ИГРУШКИ СДЕЛАННЫЕ
СВОИМИ РУКАМИ?
-УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ДЕЛАТЬ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ?
-ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЯПИЧНОЙ
КУКЛЫ?
-ХОЧЕШЬ НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ ТРЯПИЧНУЮ
КУКЛУ?
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКОЛ
КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ
В глубокой древности
кукла была человеку
защитой от болезней,
несчастий, злых духов.
Она оберегала человека,
ее так и называли:
оберег или берегиня . О
куклах - оберегах
сочиняли сказки, в
которых они являлись
волшебными
помощницами:
охраняли, спасали,
давали своим хозяйкам
мудрые советы.
ИГРОВЫЕ КУКЛЫ
Игровые куклы
предназначались для
забавы детям. Они
делились сшивные и
свернутые. Свёрнутые
куклы делались без
иголки и нитки. На
деревянную палочку
наматывали толстый
слой ткани, а затем
перевязывали верёвкой.
Потом к этой палочке
привязывали голову с
ручками и одевали в
нарядную одежду.
ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ
Богата земля русская обрядами.
Обрядовых кукол почитали и
ставили в избе, в красный угол.
Они имели ритуальное
назначение. А для того, чтобы
в доме сытно и богато было,
хозяйка дома делала
куклу зерновушку, или
крупеничка.
Делали ее после сбора урожая.
В основе куклы - мешочек с
зернами, собранными с поля.
Набивали её разными зёрнами.
Также эту куклу женщина
делала для того, чтобы у нее
были дети.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА ЧЕРЕЗ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
-Чтение народной сказки «Василиса Прекрасная»
-Стихи о куклах
-Потешки, поговорки о куклах
- Узучение различной литературы по
изготовлению народной куклы
КОНСТРУИРОВАНИЕ.
-Знакомство с процессом
изготовления «Куклы –закрутки»
-Изготовление с детьми «Куклы-
закрутки»
МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
-СЛУШАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ П.И. ЧАЙКОВСКОГО
«НОВАЯ КУКЛА»
-ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ
-РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН- ЗАКЛИЧЕК
-ИГРА НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
ИГРОВАЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Игровая деятельность:
-Дидактические игры( «Узнай элемент
узора», «Что из чего» и т.д.)
-Русские народные игры « Жмурки»
-Сюжетно- ролевые игры «Семья»
Трудовая деятельность:
-Ручной труд
--Самообслуживание( дети готовят свои
рабочие места и убирают их после
занятия)
-Прибирают игрушки, бережно относятся
к ним.
РЕЗУЛЬТАТ.
1.У детей сформированы знания о русской народной кукле,
материалах, необходимых для ее изготовления.
2.Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с
тряпичной куклой:
-подборка иллюстраций и фотографий;
-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
-выставка «Народная тряпичная кукла».
3.Продолженно воспитание в детях любви и уважения к
народным традициям и прошлому русского народа.
4.Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную
куклу.
5.Родители привлечены к активному участию в реализации
проекта.
ВЫВОД.
Подводя итоги проекта, мне хочется вспомнить слова академика Д.С.
Лихачёва, который считал, что: «Мы не должны забывать о своём
культурном прошлом о наших памятниках литературе языке и
живописи… Национальные отличия сохраняться и в двадцать первом
веке если мы будем озабочены воспитанием душ ,а не только передачей
знаний». Целенаправленная работа ознакомление дошкольников с
историей народной тряпичной куклы, в тесном единстве детей,
воспитателя и родителей, позволила нам заинтересовать детей, привить
у них интерес к сохранению народных традиций. Дети не только узнали
историю возникновения куклы, но и научились её изготавливать,
соотносить по виду( игровая, обрядовая, обереговая), самостоятельно
организовывать ролевые игры с использованием сюжета старины и
народных кукол. Используя в активной речи русский фольклор. Я
уверенна, что это и есть, искомая нами всеми, веков связывающая нить.
Которую мы должны передать своим детям точно как передавалась она
нам, из поколения в поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. ШАЙДУРОВА Н. В. «ТРАДИЦИОННАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА.
2. ДАЙН ГАЛИНА, ДАЙН МАРИЯ. «РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА. КУЛЬТУРА,
ТРАДИЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ»- КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ, 2007
3. Н РЫЖОВА, Л. ЛОГИНОВА «МИНИ-МУЗЕЙ В Д/С» ЛИНКА-ПРЕСС;
МОСКВА, 2008 Г.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
4. И. ЛЫКОВА «Я ЛЕПЛЮ СВОЮ ИГРУШКУ» Д/В 1-2009
5. ДАЙН. - М. : КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ, 2007.- 120 С.
6. ЗИМИНА, З. И. ТЕКСТИЛЬНЫЕ ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ /СОСТ. З. И. ЗИМИНА.
7. «РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА. КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ, ТЕХНОЛОГИЯ».
ЭЛЕКТРОННЫЕ (ИНТЕРНЕТ) РЕСУРСЫ
8. ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ: WWW.RUKUKLA.RU
9. ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ: WWW.KRUPENICHKA.RU
10. ТРЯПИЧНАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА:WWW.KUKLA-DUSHA.NET
11. СЛАВЯНСКАЯ КУКЛА: WWW.SLAVAKUKLA.RU
12. НАРОДНАЯ КУКЛА:WWW.VEDJENA.GALLERY.RU.
13. РУССКИЕ ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ:WWW.CLUB.OSINKA.RU.
14. РУЧНАЯ РАБОТА:WWW.HANDMADE.IDVZ.RU
15. СЛАВЯНСКАЯ ДОКТРИНА : WWW.MIRTESEN.RU
16. СЛАВЯНСКИЕ КУКЛЫ: WWW.LIVEINTERNET.RU