Напоминание

Народная тряпичная кукла


Автор: Самошкина Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №349
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: проект
Тема: Народная тряпичная кукла
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПОЗНАВАТЕЛЬНО-

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕК

«НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ

КУКЛА»

Исполнитель: Самошкина Ольга Ивановна

Студентка заочного отделения

2 курс , 202 группа


Актуальность проекта
. Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
- ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ИНТЕРЕСА К ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА ЧЕРЕЗ ОБРАЗ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: -РАЗВИВАТЬ И ОБОГАЩАТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЗНАНИЯ О КУКЛАХ, ИХ РАЗНОВИДНОСТЯХ; -ПОЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ; -ПОЗНАКОМИТЬ С ТЕХНИКОЙ ИЗГОТОВЛЕНИЯ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ, ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС К СОЗДАНИЮ НАРОДН. КУКЛЫ; -УЧИТЬ ИЗГОТАВЛИВАТЬ ТРЯПИЧНУЮ НАРОДНУЮ КУКЛУ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ С ПОМОЩЬЮ ВЗРОСЛОГО; -ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЕ И БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ; -ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС И ЛЮБОВЬ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ, НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ, ОБЫЧАЯМ, ТРАДИЦИЯМ, НАРОДНЫМ ИГРАМ, НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ

ЭТАПЫ

РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОЕКТА

:

-
ЗНАКОМСТВО С ИСТОРИЕЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРОДНОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ -ИЗУЧЕНИЕ ВИДОВ ТРЯПИЧНЫХ КУКЛЫ -ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЯПИЧНЫХ КУКОЛ -ИЗГОТОВЛЕНИЕ ОБЕРЕГА -РИСОВАНИЕ ИГРОВОЙ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ -ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НАРОДНЫХ ИГР И РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

ОПРОС ДЕТЕЙ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:
-ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, ЧТО ТАКОЕ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА? -ЕСТЬ ЛИ ДОМА ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА? -КАКИЕ НАРОДНЫЕ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ ЕСТЬ У ТЕБЯ ДОМА? -ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ, КОГДА И ЗАЧЕМ БЫЛА ПРИДУМАНА НАРОДНАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА? -ЛЮБИШЬ ЛИ ТЫ ИГРУШКИ СДЕЛАННЫЕ СВОИМИ РУКАМИ? -УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ДЕЛАТЬ ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ? -ЧТО НУЖНО ДЛЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ? -ХОЧЕШЬ НАУЧИТЬСЯ ДЕЛАТЬ ТРЯПИЧНУЮ КУКЛУ?

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КУКОЛ


КУКЛЫ-ОБЕРЕГИ
В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Она оберегала человека, ее так и называли: оберег или берегиня . О куклах - оберегах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы.

ИГРОВЫЕ КУКЛЫ
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ
Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу зерновушку, или крупеничка. Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОЕКТА ЧЕРЕЗ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ.
-Чтение народной сказки «Василиса Прекрасная» -Стихи о куклах -Потешки, поговорки о куклах - Узучение различной литературы по изготовлению народной куклы

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
-Рисование «Моя обереговая кукла» -Рисование «Народная игровая тряпичная кукла»

КОНСТРУИРОВАНИЕ.
-Знакомство с процессом изготовления «Куклы –закрутки» -Изготовление с детьми «Куклы- закрутки»

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

-СЛУШАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ П.И. ЧАЙКОВСКОГО

«НОВАЯ КУКЛА»

-ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

-РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСЕН- ЗАКЛИЧЕК

-ИГРА НА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ


ИГРОВАЯ И ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Игровая деятельность: -Дидактические игры( «Узнай элемент узора», «Что из чего» и т.д.) -Русские народные игры « Жмурки» -Сюжетно- ролевые игры «Семья» Трудовая деятельность: -Ручной труд --Самообслуживание( дети готовят свои рабочие места и убирают их после занятия) -Прибирают игрушки, бережно относятся к ним.

РЕЗУЛЬТАТ.
1.У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления. 2.Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с тряпичной куклой: -подборка иллюстраций и фотографий; -альбом с описанием разных видов тряпичных кукол; -выставка «Народная тряпичная кукла». 3.Продолженно воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа. 4.Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу. 5.Родители привлечены к активному участию в реализации проекта.


ВЫВОД.
Подводя итоги проекта, мне хочется вспомнить слова академика Д.С. Лихачёва, который считал, что: «Мы не должны забывать о своём культурном прошлом о наших памятниках литературе языке и живописи… Национальные отличия сохраняться и в двадцать первом веке если мы будем озабочены воспитанием душ ,а не только передачей знаний». Целенаправленная работа ознакомление дошкольников с историей народной тряпичной куклы, в тесном единстве детей, воспитателя и родителей, позволила нам заинтересовать детей, привить у них интерес к сохранению народных традиций. Дети не только узнали историю возникновения куклы, но и научились её изготавливать, соотносить по виду( игровая, обрядовая, обереговая), самостоятельно организовывать ролевые игры с использованием сюжета старины и народных кукол. Используя в активной речи русский фольклор. Я уверенна, что это и есть, искомая нами всеми, веков связывающая нить. Которую мы должны передать своим детям точно как передавалась она нам, из поколения в поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. ШАЙДУРОВА Н. В. «ТРАДИЦИОННАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА. 2. ДАЙН ГАЛИНА, ДАЙН МАРИЯ. «РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА. КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ, ТЕХНОЛОГИИ»- КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ, 2007 3. Н РЫЖОВА, Л. ЛОГИНОВА «МИНИ-МУЗЕЙ В Д/С» ЛИНКА-ПРЕСС; МОСКВА, 2008 Г. ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 4. И. ЛЫКОВА «Я ЛЕПЛЮ СВОЮ ИГРУШКУ» Д/В 1-2009 5. ДАЙН. - М. : КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ, 2007.- 120 С. 6. ЗИМИНА, З. И. ТЕКСТИЛЬНЫЕ ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ /СОСТ. З. И. ЗИМИНА. 7. «РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА. КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ, ТЕХНОЛОГИЯ». ЭЛЕКТРОННЫЕ (ИНТЕРНЕТ) РЕСУРСЫ 8. ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ: WWW.RUKUKLA.RU 9. ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ: WWW.KRUPENICHKA.RU 10. ТРЯПИЧНАЯ НАРОДНАЯ КУКЛА:WWW.KUKLA-DUSHA.NET 11. СЛАВЯНСКАЯ КУКЛА: WWW.SLAVAKUKLA.RU 12. НАРОДНАЯ КУКЛА:WWW.VEDJENA.GALLERY.RU. 13. РУССКИЕ ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ:WWW.CLUB.OSINKA.RU. 14. РУЧНАЯ РАБОТА:WWW.HANDMADE.IDVZ.RU 15. СЛАВЯНСКАЯ ДОКТРИНА : WWW.MIRTESEN.RU 16. СЛАВЯНСКИЕ КУКЛЫ: WWW.LIVEINTERNET.RU


В раздел образования