"Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников"
Автор: Лаптева Ольга Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №15 Детский сад "Бережок" Населённый пункт: ЯНАО, г. Салехард Наименование материала: Проект Тема: "Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Согласовано:
Совет родителей МБДОУ
"Детский сад №15 "Бережок"
Протокол № 5
от 05.09.2016 г.
Принято:
Педагогический совет
МБДОУ "Детский сад №15
"Бережок"
Протокол № 10
от 08.09.2016 г.
Утверждено:
Приказ по МБДОУ «Детский сад
№15 "Бережок" г. Салехард
от 09.09. 2016 г.
Проект по организации социального партнерства
МБДОУ «Детский сад №15 "Бережок" г. Салехард с учреждениями социума
Автор Проекта: Лаптева Ольга Анатольевна - воспитатель МБДОУ № 15 "Бережок"
Тема проекта: «Социально – сетевое взаимодействие как фактор повышения качества образования дошкольников»
Тип : Познавательно - информационный
Вид : Социально - коммуникативный
Продолжительность: Долгосрочный
Возраст: Старший дошкольный
Участники: Воспитатели, дети, родители, педагоги доп. образования, музейные сотрудники, библиотекари, музыкальный
руководитель, инструктор по физкультуре, администрация МБДОУ № 15 "Бережок".
Форма работы: Групповая, фронтальная.
Актуальность проекта
Настоящий
Проект
«Социально
–
сетевое
взаимодействие как
фактор
повышения
качества
образования
дошкольников» (далее
–
Проект) отражает
работу
МБДОУ «Детский сад №15 "Бережок" г. Салехард (далее – МБДОУ, ДОУ, учреждение, детский сад) по
организации
социального партнерства нашего учреждения с организациями и учреждениями социума г. Салехард.
Дошкольный
возраст
–
важнейший
период
становления
личности,
когда
закладываются
предпосылки
гражданских
качеств,
формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их
социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания.
Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенных знаний, но
в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения,
здорового образа жизни.
В
Концепции
социального
развития
детей
дошкольного
возраста
перед
образовательными
учреждениями
ставится цель
воспитывать
культурного
человека
(субъекта
культуры);
свободного
гражданина
(субъекта
истории,
общества);
творческую
индивидуальность (субъекта деятельности, саморазвития).
Реализация этой цели направлена на решение следующих задач:
-воспитание в ребёнке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
-развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
-развитие
способности
самоопределения,
самоактуализации
на
основе
воспроизведения,
освоения,
присвоения
культурного
опыта
предыдущих поколений;
-становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Социальное
партнерство
в
образовании
–
это
совместная
коллективная
распределенная
деятельность
различных
социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При
этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках
социального партнерства акциях.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании,
социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый
уровень взаимодействия с социумом, выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой
системой».
Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Открытое дошкольное учреждение – это,
прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения, как для детей, так и для взрослых.
Такое
дошкольное
образовательное
учреждение
расширяет
и
укрепляет
взаимосвязи
с
жизнью,
социокультурной
средой,
институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями,
местными структурами власти.
Цель деятельности дошкольного образовательного учреждения открытого типа в микросоциуме состоит в том, чтобы
способствовать реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества и государства, содействовать развитию
и формированию социальных навыков у детей, укреплению их здоровья и благополучия.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:
-партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
-партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
-партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.
Для того чтобы понять, как максимально полно использовать потенциал социального партнерства, руководству дошкольного
образовательного учреждения необходимо четко осознавать миссию ДОУ, цели его развития и возможности привлечения социальных
партнеров для их достижения; владеть методами, формами, технологиями организации взаимодействия с социальными партнерами;
предвидеть
возможные
результаты
партнерства
для
развития
ДОУ,
повышения
качества
образовательных
услуг
(ориентировка
на
положительный
результат
совместной
деятельности
-
совершенствование
процесса
социального
и
личностного
становления
дошкольника).
Грамотно организованное и продуманное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальными партнерами
приводит
к
положительным
результатам.
Создаются
условия:
для
расширения
кругозора
дошкольников
(освоения
предметного
и
природного
окружения,
развития
мышления,
обогащения
словаря,
знакомства
с
историей,
традициями
народа)
за
счет
снятия
территориальной
ограниченности
ДОУ
(экскурсии,
поездки,
походы);
формирования
навыков
общения
в
различных
социальных
ситуациях, с людьми разного пола, возраста, национальности, с представителями разных профессий; воспитания уважения к труду
взрослых; привлечения дополнительных инвестиций в финансовую базу ДОУ.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя: работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;
взаимодействие
с
учреждениями
здравоохранения;
взаимодействие
с
учреждениями
образования,
спорта,
культуры;
с
семьями
воспитанников детского сада.
Взаимодействие с каждым из партнеров базируется на следующих принципах: добровольность, равноправие сторон, уважение
интересов друг друга, соблюдение законов и иных нормативных актов. Взаимодействие с социальными партнерами может иметь
вариативный характер построения взаимоотношений по времени сотрудничества и по оформлению договоренностей (планов) совместного
сотрудничества. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно. Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные
задачи.
Первый этап – подготовительный .
Его цель - определение целей и форм взаимодействия с объектами социума. Задачи данного этапа: анализ объектов социума для
определения
целесообразности
установления
социального
партнерства;
установление
контактов
с
организациями
и
учреждениями
микрорайона, округа, города и т.д.; определений направлений взаимодействия, разработка программ сотрудничества с определением
сроков, целей и конкретных форм взаимодействия;
Следующий этап – практический.
Его цель - реализация программ сотрудничества с организациями и учреждениями социума. Задачи данного этапа: формирование
группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта; разработка социально-значимых
проектов взаимодействия детского сада с объектами социума по различным направлениям деятельности детского сада; разработка
методических
материалов
для
реализации
данных
проектов;
разработка
системы
материального
поощрения
для
сотрудников,
участвующих в реализации проектом взаимодействия с социальными партнерами.
И последний – заключительный этап.
Его
цель
–
подведение
итогов
социального
партнерства.
Задачи
данного
этапа:
проведение
анализа
проделанной
работы;
определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с организациями социума.
Цель Проекта:
Использовать возможность социума г. Салехард и МБДОУ № 15 "Бережок" для создания единой воспитательной системы.
Задачи Проекта:
-Отработать механизм взаимодействия с социальными институтами образования, культуры, и спорта.
-Формировать способность адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении.
-Развивать коммуникативные способности, доброжелательность к окружающим, готовность к сотрудничеству и самореализации.
-Стимулировать развитие активной гражданской позиции сопричастности к судьбе детского сада, города, малой родины, страны.
-Обеспечение
психоэмоционального
благополучия
и
здоровья
участников
образовательного
процесса,
использование
навыков
социального партнерства для личностно-гармоничного развития.
Предполагаемый результат:
1.Создание системы взаимодействия ДОУ с учреждениями социума г. Салехард на основе договоров и совместных планов.
2.Становление уровня социальной компетенции участников образовательного процесса, направленных на активное освоение мира.
3.Повышение общекультурного уровня, формирование позитивной самооценки, коммуникативных, творческих навыков, личностных
качеств детей, родителей, педагогов.
4.Рост психоэмоционального благополучия и здоровья участников образовательного процесса, основанных на творческом взаимодействии
с социальными институтами.
5.Структура
управления
ДОУ,
обеспечивающая
координацию
взаимодействия
с
социальными
институтами,
использование
социокультурного потенциала социума г. Салехард в создании единой воспитательной системы.
Механизм реализации:
-Конструирование социально-культурной образовательной среды для исследовательской, созидательной, познавательной деятельности;
-Социально-просветительская деятельность среди родительской общественности.
-Приобретение теоретических и практических навыков сотрудничества, освоение педагогами социально-педагогического пространства.
Опыт работы нашего МБДОУ с учреждениями социума показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на
личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным.
Схема реализации Проекта:
Блок I «Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования»
Социальный партнер –МАУ ДО ЦДТ "Надежда" г. Салехард.
Цель
блока: Создание
единого
образовательно-дополнительного
развития
дошкольников,
проведение
совместных
культурно-
досуговых мероприятий ( акций, мастер-классов, выставок, конкурсов).
Задачи:
1.Объединить
усилия
педагогов
дошкольного
образования,
родителей
и
педагогов
дополнительного
образования
для
эффективной
организации дополнительного образования в системе «ребенок-педагог-родитель».
2.Создать условия для гармоничного развития детей, совершенствование индивидуальных способностей и самостоятельности.
3.Формировать
позитивное
отношение
участников
образовательного
процесса
к
занятиям
изо,
лепке
из
солёного
теста,
вязанию,
выжиганию, развивать представления об особенностях искусства.
4.Повышение
квалификации
педагогов
и
уровня
знания
родителей
в
области
художественно-эстетического
развития
детей,
взаимодействие всех участников образовательного процесса посредством педагогического взаимодействия.
Основные направления:
Художественно-эстетическое;
Личностно – ориентированные;
Мотивационное;
Социально-коммуникативное.
Приложение 1. План социально – сетевого взаимодействия.
Блок II «Взаимодействие с общеобразовательными
учреждениями»
Социальный партнер – МАОУ СОШ № 4 г. Салехард
Цель блока:
Создание преемственности в организации образовательной системы МБДОУ со школой. Выработка общих подходов к оценке
готовности ребенка к школе с позиции самоценности дошкольного возраста.
Задачи блока:
1. Установление партнерских взаимоотношений детского сада и школы.
2.
Создание
преемственности
образовательных
систем,
способствующих
позитивному
отношению
дошкольников
к
своей
будущей
социальной роли – ученик.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей в подготовке детей к школе,
посредством педагогического взаимодействия.
Основные направления:
Информационное;
Методическое;
Практическое.
Приложение 2. План социально – сетевого взаимодействия.
Блок III. Взаимодействие с учреждениями культуры.
Социальный партнер – ГБУ ЯНАО "Ямало-Ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского.
Цель блока: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия МБДОУ с учреждениями культуры.
Задачи блока:
1. Расширять творческое взаимодействие ДОУ с учреждениями культуры для создания единой социокультурной педагогической системы.
2. Осуществлять интегрированный подход к эстетическому воспитанию и формированию художественно-творческих способностей в
системе «ребенок-педагог-родитель».
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
Основные направления:
Эстетическое;
Духовно-нравственное;
Художественно-творческое;
Культурно-просветительское.
Приложение 3. План социально – сетевого взаимодействия.
Блок IV. Взаимодействие с центральной библиотечной системой г. Салехард.
Социальный партнер – Библиотека семейного чтения г. Салехард.
Цель блока: Формирование целостной социокультурной системы взаимодействия МБДОУ с библиотечной системой.
Задачи блока:
1. Расширять творческое взаимодействие ДОУ с библиотекой в единой социокультурной педагогической системе.
2. Осуществлять интегрированный подход к речевому развитию детей и формированию литературно - интеллектуальных знаний в системе
«ребенок-педагог-родитель».
3. Способствовать развитию духовно-нравственной культуры участников образовательного процесса.
Основные направления:
Речевое развитие;
Духовно-нравственное;
Художественно-эстетическое;
Культурно-просветительское,
Социально-коммуникативное.
Приложение 4. План социально – сетевого взаимодействия.
Система реализации Проекта:
Сотрудничество с каждым учреждением строится на плановой основе с определением конкретной деятельности по развитию детей.
Планы социально - сетевого взаимодействия прилагаются к настоящему Проекту.