Напоминание

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения


Автор: Новикова Кристина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад №54
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения
Раздел: дошкольное образование





Назад




УДК 373.24 Н.И. Галанина, Е.М. Некрасова, И.В. Костенко, К.А. Новикова МБ ДОУ «Детский сад №54», Новокузнецк N.I. Galanina, E.M. Nekrasova, I.V. Kostenko, K.A. Novikova Kindergarten №54, Novokuznetsk E-mail: ds.54@yandex
Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ

безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с

правилами дорожного движения

Formation at the senior preschool children the basics of safe life in the

framework of familiarization with the rules of the road
Аннотация Статья представляет собой систему методов и приемов обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных задач, требующая безотлагательного решения. Аннотация The article is a system of teaching methods and techniques of pre-school children traffic rules . Ensuring the safety of children on the streets and roads , prevention of child road traffic injuries is one of the most urgent problems requiring urgent solutions. Ключевые слова Правила дорожного движения, дошкольное воспитание, социальный опыт ребенка Ключевые слова Rules of the road , early childhood education , the social experience of the child Ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Ребёнок, оказавшийся на улице, автоматически может считаться в состоянии опасности. Дорожно-транспортные происшествия - самая частая причина гибели детей на улице, а травмы ДТП - самые тяжёлые. Поэтому обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных проблем, требующая безотлагательного решения задачи. Старший дошкольный возраст - важный момент в жизни семьи, скоро ребенок пойдет в школу. Этот этап его жизни будет связан с рядом проблем, из которых наиболее острыми являются проблемы безопасности ребенка на
дороге. Одна из задач педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Актуальность этой проблемы связана ещё и с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на окружающую обстановку, которая свойственна взрослым.
Целью
проекта явилось создание условий для усвоения и закрепления знаний детьми и их родителями о навыках безопасного поведения на улицах города. Для реализации проекта были поставлены
задачи
: 1. Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения. 2. Оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения. 3. Формировать сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов. 4. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. 5. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. 6. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. 7. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике. 8. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе. 9. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
Совместная деятельность с детьми включает восемь блоков
: 1. Транспорт. 2. Улица. 3. Движение транспорта и пешеходов. 4. Регулируемый пешеходный переход. Светофор. 5. Нерегулируемый пешеходный переход. Дорожные знаки. 6. Правила поведения в транспорте. 7. Велосипед, самокат. 8. Загородная дорога
Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма:
1. Занятия познавательного цикла; продуктивная деятельность. 2. Игровая деятельность. 3. Целевые прогулки. 4. Беседы. 5. Чтение художественной литературы. 6. Досуги, развлечения. 7. Самостоятельная деятельность. 2
У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с
занятий познавательного цикла
(«По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуаций, Зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей. Теоретические знания подкрепляются
продуктивной

деятельностью
(рисованием, аппликацией, ручным трудом, п р о с т р а н с т ве н н ы м моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ. Большое внимание уделяется
игровой деятельности
, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно- ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх. Для закрепления знаний используются
экскурсии, целевые прогулки,

наблюдения,

беседы,

чтение

художественной

литературы
, организуются
в е ч е р а

д о с у г а
и
инсценировки

художественных

произведений
,
разыгрывание дорожных ситуаций
. Совместно с родителями воспитанников проводятся
выставки рисунков
и
конкурсы
на изготовление дорожно-транспортных макетов. Также
работа

с

родителями
по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия: изготовление стендов с наглядной информацией; заочные и очные консультации; участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ; выпуск буклетов; тематические родительские собрания; обучающие семинары с участием инспектора ГИБДД; семейные конкурсы; анкетирование; совместная детско-родительская досуговая деятельность. Для того чтобы установить уровень полученных детьми знаний разработаны
критерии оценки знаний и умений
детей в рамках проведения проекта: 1. Уровень сформированности представлений  о транспортных средствах;  об улице (виды перекрестков);  о правилах перехода проезжей части. 2. Знание дорожных знаков:  предупреждающих;  запрещающих;  информационно-указательных;  знаков сервиса. 3. Уровень культуры поведения детей 3
 на улице;  правила поведения в транспорте. 4. Знание правил поведения на железной дороге. Обследование детей показало, что уровень усвоения дорожной грамоты воспитанниками подготовительной к школе группы на конец 2014 – 2015 учебного года составляет 93%.
При реализации проекта достигнуты следующие результаты
:  разработан и апробирован перспективный план работы с детьми и родителями;  созданы достаточные условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;  разработаны критерии оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения;  уровень усвоения дорожной грамоты воспитанниками составляет 93%;  установлены прочные связи с ГИБДД.
Литература
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. М.: АСТ, 2005. - 144с. 2. Вдовиченко Л. А. Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников. С. -П. Детство-пресс, 2013. - 96с. 3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2016. - 128с. 4. Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2015. - 240с. 5. Радзиевская Л.И. Ты и дорога. Для детей 6-7 лет. Азбука безопасности. М.: Оникс, 2006. - 16с. 6. Фисенко М. А. ОБЖ. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД «Корифей», 2010. - 79с. 7. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения. М.: Скрипторий 2000, 2015. - 80с. 8. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5- 8 лет. М.: ТЦ Сфера, 2014. - 80с. 9. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. М.: ТЦ Сфера, 2015. - 80с. 10. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки. М.: Книголюб, 2007. - 80с. 4


В раздел образования