Приминение здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Автор: Гилева Светлана Николаевна Должность: учитель химии и биологии Учебное заведение: МАОУ "ООШ №19" Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область Наименование материала: статья Тема: Приминение здоровьесберегающих технологий на уроках химии Раздел: среднее образование
НА УРОКАХ ХИМИИ
Гилева Светлана Николаевна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №19»
г. Новокузнецк
Здоровье человека отражает одну из наиболее приоритетных сторон жизни об-
щества и тесно переплетается с правом человека на физическое, духовное, социальное
благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.
Согласно данным, полученным разными специалистами Института возрастной
физиологии за время обучения в образовательных учреждениях наблюдается ухудшение
состояния здоровья учащихся: 70% функциональных расстройств переходят в хрониче-
скую патологию. Ко времени окончания школы в 4–5 раз возрастает заболеваемость ор-
ганов зрения и опорно-двигательного аппарата, в 3 раза – органов пищеварения, в 2
раза – число нервно-психических расстройств.
Результаты планового медицинского осмотра учащихся МАОУ «ООШ № 19»,
беседы с родителями показали, что 100% обучающихся имеют проблемы со здоровьем:
плохое зрение – 15%; сколиоз – 25%; плоскостопие – 5%; заболевания щитовидной же-
лезы –3%; излишний вес – 2%, нервно-психические расстройства – 8 %. Следовательно,
вопросы сохранения здоровья и формирования мотивация на здоровый образ жизни для
учащихся, родителей и педагога имеют важное значение.
Главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно
влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Это можно сде-
лать через создание здоровьесберегающей среды в школе, на каждом уроке.
Современный урок отличается высокой интенсивностью, информационной пере-
грузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно–психическим
напряжением учащихся. Использование здоровьесберегающей среды направлено на
разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и
необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья.
От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состоя-
ние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддер-
живать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преж-
девременное утомление.
Урок можно считать здоровьесберегающим, если при его проведении соблюдались
следующие принципы:
в кабинете должны поддерживаться оптимальные гигиенические усло-
вия: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие не-
приятных раздражителей;
однообразность урока вызывает утомление, поэтому рекомендуется 4–7
видов деятельности за урок по 7–10 минут. Но частые смены деятельно-
сти также утомляют детей;
необходимо использовать на уроках не только словесный вид препода-
вания, но и наглядный, аудиовизуальный (не менее 3 за урок);
должны применяться методы, способствующие активизации инициати-
вы и творческого самовыражения обучающихся (беседа, ролевые игры,
дискуссии);
обязательная составная часть урока – физкультминутки; Физические
упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение, локальное
утомление
учитель должен выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоро -
вьем непосредственно в ходе урока;
формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности, ин-
тереса к изучаемому материалу позитивно влияет на их эмоциональный
фон;
благоприятный
психологический
климат
на
уроке;
профилактика
«школьных неврозов» зависит от умения учителя предупредить на уро-
ке конфликты из–за несогласия с оценкой, нарушения дисциплины и
т.д.;
за первыми партами располагаются дети с нарушениями слуха и зрения;
при использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, СанПиНа.
. Химия - один из самых трудных предметов в основной школе, поэтому необхо-
димо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с за -
ниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвое-
ния. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, где ведомый более слабый уче-
ник чувствует поддержку товарища. При оценке выполненной работы необходимо учи-
тывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Учащимся необ-
ходимы физкультминутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, расслабить-
ся.. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. При плани-
ровании урока нужно не допускать однообразной работы. Некоторым ученикам трудно
запомнить даже несложный материал. Для этого полезно развивать зрительную память,
часто использовать эксперимент, при его недоступности – виртуальную лабораторию.
Это очень повышает интерес к предмету, помогает лучше усвоить изучаемый материал.
Огромное значение для усвоения предмета, для повышения интереса к предмету имеет прак-
тическая направленность, уметь связать изучаемый материал с жизнью. Так, при изучении темы
«Жиры», можно рассмотреть не только их строение и химические свойства, но и действие на
организм таких любимых продуктов, как чипсы, и то, как избавиться от жирных пятен, уместно
рассказать о холестерине.
При изучении темы «Водородная связь» можно рассказать о том, что мокрые волосы расчесы-
вать нельзя, объясняя и связывая это с изучаемой темой. «Широко распростирает химия руки
свои в дела человеческие…» – говорил М.В. Ломоносов. И, действительно, это так. Куда ни вз-
глянешь – продукты химического производства. Многие из них отрицательно влияют на орга-
низм детей. Поэтому на уроках необходимо учить, как из множества предложенных продуктов
выбрать то, что меньше причинит вред здоровью. В 8 классе при изучении темы «Соли» умест-
но рассказать о вреде излишнего употребления поваренной соли. Организм человека быстро
реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой утомляе-
мостью, потерей аппетита. «Вино губит душу людей и их потомство» – эти слова Л.Н. Толстого
служат эпиграфом к уроку «Токсическое воздействие этанола на организм человека: причины и
последствия», где демонстрирую влияние спирта на животный белок (мясо), проводятся ана-
логия с белковыми молекулами человеческого организма. Учащиеся сами проводят лаборатор-
ный опыт. Основная цель такого урока показать влияние алкогольных напитков на системы ор-
ганов и организма в целом и способствовать формированию устойчивой мотивации на сохра-
нение собственного здоровья.
При изучении альдегидов рассматривается вопрос образования формальдегидных смол в пеп-
ле сигарет и воздействие на белок кожи человека, эмаль зубов курильщиков. Альдегиды раз-
дражают слизистую оболочку глаз и дыхательных путей, воздействует на нервную систему. Ис-
точником формальдегида могут стать мебель, фанера, ДСП и др.
Особое место в образовательном процессе отводится информационно-коммуникационным
технологиям. Широкое использование анимации, химического моделирования с использова-
нием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Использо-
вание виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание
сути химических производств. Но главное достоинство компьютерного проектирования на уро-
ке химии - его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций
с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет не-
посредственную опасность для здоровья обучаемого.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что внедрение здоровьесберегающих техноло-
гий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию учащимися предмета,
усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе создаёт благо-
приятный фон для повышения уровня мотивации обучения и сохранения их психического и фи-
зического здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе поз-
воляет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном про-
странстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилак-
тику асоциального поведения.
Литература
1.
Артюнина И. П.Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии
[Электронный ресурс]. – Режим доступа:
nsportalshkola/khimiya/library/2013/12/19/.
2.
Грачёва А.П. Инновационная деятельность преподавателя. Психологические науки. М.:
«Спутник» 2004 № 6(10), стр. 15-23
3.
Грачева А.П. Проблемы организации обучения информатике в условиях формирования
здоровьесберегающей среды школы // Вестник Московского городского педагогическо-
го университета. Серия “Информатика и информатизация образования”. – М.: МГПУ,
2005. №2 (5). – С.21-25.
4.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология
здоровья в школе. М.: Аркти, 2005. – 170 с.
5.
Соколова О. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии [Электронный ре-
сурс]. – Режим доступа shkolnymir/.
6.
12.Сухарев А.Г, Цыренова Н.М. Концептуальная модель здоровьесберегающей
образовательной технологии в современной школе М.: Современная гуманитар-
ная академия, - 2007, стр. 10-45