Напоминание

Приминение здоровьесберегающих технологий на уроках химии


Автор: Гилева Светлана Николаевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МАОУ "ООШ №19"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Приминение здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Раздел: среднее образование





Назад





ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ ХИМИИ
Гилева Светлана Николаевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №19» г. Новокузнецк Здоровье человека отражает одну из наиболее приоритетных сторон жизни об- щества и тесно переплетается с правом человека на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. Согласно данным, полученным разными специалистами Института возрастной физиологии за время обучения в образовательных учреждениях наблюдается ухудшение состояния здоровья учащихся: 70% функциональных расстройств переходят в хрониче- скую патологию. Ко времени окончания школы в 4–5 раз возрастает заболеваемость ор- ганов зрения и опорно-двигательного аппарата, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Результаты планового медицинского осмотра учащихся МАОУ «ООШ № 19», беседы с родителями показали, что 100% обучающихся имеют проблемы со здоровьем: плохое зрение – 15%; сколиоз – 25%; плоскостопие – 5%; заболевания щитовидной же- лезы –3%; излишний вес – 2%, нервно-психические расстройства – 8 %. Следовательно, вопросы сохранения здоровья и формирования мотивация на здоровый образ жизни для учащихся, родителей и педагога имеют важное значение. Главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья. Это можно сде- лать через создание здоровьесберегающей среды в школе, на каждом уроке. Современный урок отличается высокой интенсивностью, информационной пере- грузкой, недостаточной двигательной активностью и чрезмерным нервно–психическим напряжением учащихся. Использование здоровьесберегающей среды направлено на разрешение противоречий между существующей организацией обучения на уроке и необходимостью сохранения, укрепления и формирования здоровья. От уровня рациональности урока во многом зависит функциональное состоя- ние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддер- живать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преж- девременное утомление. Урок можно считать здоровьесберегающим, если при его проведении соблюдались следующие принципы:  в кабинете должны поддерживаться оптимальные гигиенические усло- вия: чистота, температура, свежесть воздуха, освещение, отсутствие не- приятных раздражителей;  однообразность урока вызывает утомление, поэтому рекомендуется 4–7 видов деятельности за урок по 7–10 минут. Но частые смены деятельно- сти также утомляют детей;  необходимо использовать на уроках не только словесный вид препода- вания, но и наглядный, аудиовизуальный (не менее 3 за урок);  должны применяться методы, способствующие активизации инициати- вы и творческого самовыражения обучающихся (беседа, ролевые игры, дискуссии);
 обязательная составная часть урока – физкультминутки; Физические упражнения позволяют снять эмоциональное напряжение, локальное утомление  учитель должен выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоро - вьем непосредственно в ходе урока;  формирование у обучающихся мотивации к учебной деятельности, ин- тереса к изучаемому материалу позитивно влияет на их эмоциональный фон;  благоприятный психологический климат на уроке; профилактика «школьных неврозов» зависит от умения учителя предупредить на уро- ке конфликты из–за несогласия с оценкой, нарушения дисциплины и т.д.;  за первыми партами располагаются дети с нарушениями слуха и зрения;  при использовании ИКТ необходимо соблюдать требования, СанПиНа. . Химия - один из самых трудных предметов в основной школе, поэтому необхо- димо проводить работу по профилактике и предупреждению стрессов, связанных с за - ниженной самооценкой из-за отсутствия знаний или недостаточного уровня их усвое- ния. Хорошие результаты дает работа в парах, группах, где ведомый более слабый уче- ник чувствует поддержку товарища. При оценке выполненной работы необходимо учи- тывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Учащимся необ- ходимы физкультминутки на уроке, которые позволят им размять свое тело, расслабить- ся.. Не нужно забывать и о том, что отдых – это смена видов деятельности. При плани- ровании урока нужно не допускать однообразной работы. Некоторым ученикам трудно запомнить даже несложный материал. Для этого полезно развивать зрительную память, часто использовать эксперимент, при его недоступности – виртуальную лабораторию. Это очень повышает интерес к предмету, помогает лучше усвоить изучаемый материал. Огромное значение для усвоения предмета, для повышения интереса к предмету имеет прак- тическая направленность, уметь связать изучаемый материал с жизнью. Так, при изучении темы «Жиры», можно рассмотреть не только их строение и химические свойства, но и действие на организм таких любимых продуктов, как чипсы, и то, как избавиться от жирных пятен, уместно рассказать о холестерине. При изучении темы «Водородная связь» можно рассказать о том, что мокрые волосы расчесы- вать нельзя, объясняя и связывая это с изучаемой темой. «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» – говорил М.В. Ломоносов. И, действительно, это так. Куда ни вз- глянешь – продукты химического производства. Многие из них отрицательно влияют на орга- низм детей. Поэтому на уроках необходимо учить, как из множества предложенных продуктов выбрать то, что меньше причинит вред здоровью. В 8 классе при изучении темы «Соли» умест- но рассказать о вреде излишнего употребления поваренной соли. Организм человека быстро реагирует на нарушение солевого баланса появлением мышечной слабости, быстрой утомляе- мостью, потерей аппетита. «Вино губит душу людей и их потомство» – эти слова Л.Н. Толстого служат эпиграфом к уроку «Токсическое воздействие этанола на организм человека: причины и последствия», где демонстрирую влияние спирта на животный белок (мясо), проводятся ана- логия с белковыми молекулами человеческого организма. Учащиеся сами проводят лаборатор- ный опыт. Основная цель такого урока показать влияние алкогольных напитков на системы ор- ганов и организма в целом и способствовать формированию устойчивой мотивации на сохра- нение собственного здоровья.
При изучении альдегидов рассматривается вопрос образования формальдегидных смол в пеп- ле сигарет и воздействие на белок кожи человека, эмаль зубов курильщиков. Альдегиды раз- дражают слизистую оболочку глаз и дыхательных путей, воздействует на нервную систему. Ис- точником формальдегида могут стать мебель, фанера, ДСП и др. Особое место в образовательном процессе отводится информационно-коммуникационным технологиям. Широкое использование анимации, химического моделирования с использова- нием компьютера делает обучение более наглядным, понятным и запоминающимся. Использо- вание виртуальных экскурсий значительно расширяет кругозор ребенка и облегчает понимание сути химических производств. Но главное достоинство компьютерного проектирования на уро- ке химии - его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет не- посредственную опасность для здоровья обучаемого. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что внедрение здоровьесберегающих техноло- гий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию учащимися предмета, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе создаёт благо- приятный фон для повышения уровня мотивации обучения и сохранения их психического и фи- зического здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе поз- воляет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном про- странстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилак- тику асоциального поведения.
Литература

1.
Артюнина И. П.Использование здоровьесберегающих технологий на уроках химии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nsportalshkola/khimiya/library/2013/12/19/. 2. Грачёва А.П. Инновационная деятельность преподавателя. Психологические науки. М.: «Спутник» 2004 № 6(10), стр. 15-23 3. Грачева А.П. Проблемы организации обучения информатике в условиях формирования здоровьесберегающей среды школы // Вестник Московского городского педагогическо- го университета. Серия “Информатика и информатизация образования”. – М.: МГПУ, 2005. №2 (5). – С.21-25. 4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: Аркти, 2005. – 170 с. 5. Соколова О. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии [Электронный ре- сурс]. – Режим доступа shkolnymir/. 6. 12.Сухарев А.Г, Цыренова Н.М. Концептуальная модель здоровьесберегающей образовательной технологии в современной школе М.: Современная гуманитар- ная академия, - 2007, стр. 10-45


В раздел образования