Предметно-пространственная развивающая среда, как система создания комфортного образовательного пространства в средней группе детского сада.
Автор: Репина Наталья Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ Детский сад №1 п. Молоково Населённый пункт: Тверская область, п. Молоково Наименование материала: Методическая разработка Тема: Предметно-пространственная развивающая среда, как система создания комфортного образовательного пространства в средней группе детского сада. Раздел: дошкольное образование
Опыт работы воспитателя МДОУ Детский сад №1 п. Молоково
Молоковского района Тверской области
Репиной Натальи Ивановны
Предметно-развивающая среда,
как система создания комфортного
образовательного пространства в средней группе детского сада.
Дошкольное образовательное учреждение – это естественное жизненное пространство
детей. Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится осмысление
особенностей развивающей среды, которая через свое содержание и свойства влияет на
всестороннее развитие ребенка.
Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении —
обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной
к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но
и развивающаяся. Практика подсказывает: полностью заменять предметную среду в
группе сложно. Но все-таки при любых обстоятельствах предметный мир, окружающий
ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что мы и делаем. Только тогда среда
способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой
активности.
Перед собой я поставила такую цель: создание предметной среды, обеспечивающей
полноценное развитие воспитанников.
Предметно-игровую среду в средней группе я организовала таким образом, что каждый
ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Развитие ребенка зависит от
того, в каком окружении он растет, кто его воспитывает. Окружающая среда, в которой
живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, стандартной, а может быть
насыщенной, неординарной, меняющейся. Ее правильная организация и включение
ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающим предметным миром
составляет важную сторону моей педагогической работы.
Я стараюсь продумывать, какая обстановка нужна, чтобы развивать и воспитывать
ребенка, обеспечивая в группе условия для развития каждого. Для этого я превратила
групповую комнату в своеобразную «лабораторию», где дети могут попробовать себя в
разных ролях. Большую часть группы занимают центры игры и конструирования.
Предметы для игр находятся на открытых полках шкафов. Игрушки мелкого и среднего
размера дети используют по своему усмотрению. Если кто-то из детей захочет уединиться,
он может спрятаться за переносной ширмой. Для игр дети используют и группу, и
спальню. Это позволяет рассредоточить играющих детей в помещении с учетом их
интересов и симпатий, избежать конфликтов. Для игр в «Больницу», «Парикмахерскую»,
«Дочки-матери» я подготовила необходимые атрибуты, различный игровой материал, что
позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. В
свободном доступе на полочке шкафов множество различных настольно-печатных игр,
мозаик, кубиков, дидактических игрушек для развития логического мышления, памяти,
внимания.
Дети используют для игр деревянный, металлический и пластмассовый конструкторы. Для
обыгрывания построек им предлагаются небольшие фигурки людей, животных, машинки,
мелкие игрушки. Я обращаю внимание детей на необходимость сотрудничества в
процессе конструирования, обсудить правила поведения во время совместной
деятельности. В строительных играх дети закрепляют знания геометрических фигур, в
названии которых испытывают затруднения: куб, призма, конус. Ребята в нашей группе с
выдумкой используют бросовый материал: коробки, крышки, баночки из-под йогурта, с
удовольствием используют конструктор «Лего», возводят множество сооружений,
которые могут сохраняться длительное время. С такими постройками они подолгу играют,
не боясь их разрушить, придумывают все новые игровые действия и сюжеты. Исчезают
такие конструкции только по желанию самих «архитекторов». Занимаясь
конструированием, дошкольники становятся организованнее, учатся преодолевать
трудности, действовать сообща.
Материал в группе я подобрала по образовательным областям. Это позволяет
детям использовать полученные знания в новой обстановке:
познавательная область – удовлетворяет потребность ребенка в освоении
окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
коммуникативная область – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку
познать азы общения и взаимодействия;
оздоровительная область – стимулирует двигательную активность, обогащает
двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
творческая область – приобщает детей к творческой деятельности, способствует
саморазвитию и самореализации.
На полках есть настольно-печатные игры «Что лишнее», «Найди отличия» игры по
знакомству с буквами «Азбука», сюжетные и предметные картинки, книги. Этот наглядный
материал способствует речевой и мыслительной деятельности. Для художественно-
эстетического развития в доступном месте сосредоточены разнообразные
художественные материалы, аудиозаписи, иллюстрации и альбомы на разнообразные
темы.
Мною подобран дидактический материал, игрушки, дидактические игры по развитию
математических способностей. Пополнена картотека игр специальными сериями для
детского сада «Играя, учись», «Веселая геометрия», «Развиваем и играем», «О
времени», «Отгадай-ка», составлена картотека дидактических игр. Раздаточный и
демонстрационный материал хранится в отдельных шкафах в достаточном количестве.
Большое количество игр по разделу «развитие логического мышления». Оформлены
пособия и разработаны игровые упражнения по ФЭМП. Дети свободно пользуются
головоломками, дидактическим играми - «Цвета», «Противоположности», «Во саду ли
в огороде», «Парные картинки «Том и Джерри» игры с ознакомлением с социальной
действительностью «Что из чего?», «Где моя мама?», «Что где растет?», мозаика
(сортировка по цвету, счет, составление узоров), фломастерами, мешочками со
счетными камешками, шишками, желудями. Программный материал я закрепляю в
проведении индивидуальной работы, в играх, на других занятиях (например: закреплять
счет, название геометрических фигур, цвет, ориентацию в пространстве на занятиях по
изобразительной деятельности, на физкультурных занятиях и т.д.).
В физкультурном центре есть необходимый инвентарь для развития движений: мячи
разных размеров, скакалки, гантели, кегли, обручи, гимнастические палки, шапочки для
подвижных игр, мешочки с песком, разноцветные ленточки, султанчики. Этот центр
пользуется популярностью у наших детей, поскольку реализует их потребность в
двигательной активности. Здесь дети занимаются и закрепляют разные виды движений:
прыжки с продвижением по извилистой дорожке, подлезание под дугу, игры с мячом,
метание в цель и т. п. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное
влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.
Также в своей работе я использую и бросовый материал для дыхательной гимнастики.
После сна мы с детьми проводим закаливающие процедуры, используя для этого
специальные коврики для профилактики плоскостопия, сделанные родителями из
бросового материала( крышки, фломастеры, пуговицы и т.д.)
Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную
деятельность с родителями имеет также одну из главных задач в развитии детей.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок
дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Формирование традиций нужно
начинать еще в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или еще
маленькие. Традиции - это основа уклада семьи, семьи – дружной крепкой, у которой
есть будущее. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны
сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то,
чего так сильно не хватает большинству современных семей. Воспитание ребенка
начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. Ведь построение
поведения детей идет по примеру копирования. Дети гордятся своей семьей. Малыш
ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому,
что так хочется всем членам семьи, так принято. Детские воспоминания, которые
передаются в следующее поколение. Мы у себя в группе создали семейный альбом, куда
дети вкладывают фотографии ,принесённые из дома .Они могут долго рассматривать этот
альбом , любят рассказывать о том , кто на них изображён . Дети, как будто приносят
каждое утро частичку тепла из своего дома, поэтому так и берегут его.
Театральный центр– важный объект развивающей среды, с которого можно начать
оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить
группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре
дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие
и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский
сад, теперь с удовольствием спешит в группу . Мною и с помощью родителей сшиты
разноцветные юбочки, фартучки, косынки. Из киндер-сюрпризов сделаны бусы, много
разнообразных сумочек. Дети с интересом и удовольствием наряжаются и играют. В
театральном центре размещаются ширма, маски сказочных персонажей, кукольный,
пальчиковый, театр «Би-ба-бо» и настольный виды театра. Я вместе с воспитанниками
готовлю костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие
артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли
зрителей.
Центр природы служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития
дошкольников. Я подобрала и разместила в нем растения, требующие разных способов
ухода, приготовила необходимое оборудование: передники, лейки, палочки для
рыхления.
В природном уголке я выставляю детские поделки из природного материала, экспонаты
природы, гармонично расставленные на полках.
С подгруппой дошкольников я провожу в природном центре наблюдения, простые опыты
и занятия природоведческого характера. Весной сажаем лук и наблюдаем, как появляются
первые зелёные пёрышки, так же сеем укроп и петрушку. Дети всегда внимательно
рассматривают появившиеся росточки.
Рядом, под зеленым деревом причудливой формы («Ниспадающая бегония»), дети
расставляют стульчики и играют в свободные игры.
Для центра продуктивной деятельности отведено самое светлое, хорошо освещенное в
группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, раскрашивают. Полки
я заполнила необходимым изобразительным материалом. В распоряжении детей
восковые мелки, акварель, гуашь. Дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и
цвета, картон, припасенные впрок, разложила на навесных полках. Здесь же есть место
для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла, так
называемая «Полочка красоты».
Детские работы (рисунки, поделки) выставляются на всеобщее обозрение на стенде
"Творческие идеи", к которому имеется свободный доступ. Также эти и другие работы мы
выставляем в раздевальную комнату, где оформлен стенд «Мир чудесный я творю».
(Приложение № 1) В этом уголке родители могут увидеть поделки: «Снеговиков»,
«Зимнюю поляну», «Лесная красавица», «Осенний лес», сделанных из бросового и
природного материала, также оформлена фотовыставка на тему «Солнышко лучистое
улыбнулось весело».
В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок
тишины и спокойствия, как центр уединения, который располагает к созерцательному
наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других центров ширмой,
ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортный
диванчик, наличие разноцветных подушек, мягких игрушек. Уют, домашняя обстановка
позволяют детям комфортно расположиться и погрузиться в волшебный мир книг.
Долгими зимними вечерами я могу почитать детям их любимые сказки и рассказы, а
также организовать в литературном центре выставку произведений того или иного автора
(например, К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, В. Сутеева), провести литературные
калейдоскопы, где дети вспоминают уже знакомые им произведения.
Центр безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он
оснащен необходимыми атрибутами для младшего возраста к сюжетно-ролевым играм,
занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные
игрушки – транспортные средства, светофор, фуражка милиционера.
В нашей группе оформлен музыкальный центр со своим, только ему присущим
оформлением и содержанием: дидактические игры по всем разделам музыкального
воспитания, макеты музыкальных инструментов, музыкальные игрушки, шумовые
инструменты для организации самостоятельного музицирования детей.
Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность
свободного подхода к каждому центру в группе способствуют эмоциональному и
интеллектуальному развитию воспитанников. Подобная предметная среда способствует
всестороннему развитию дошкольника, формирует умение выбирать нужный материал,
действовать им в определенной последовательности, дети бережно относятся к играм и
игрушкам и аккуратно складывают их по окончании деятельности.
Прогулка также способствует всестороннему развитию детей. Она даёт возможность
наблюдать, понимать, запоминать. Во время пребывания на участке или на улице дети
получают много новых впечатлений и знаний об окружающем. Для осуществления задач
всестороннего развития создан участок на территории детского сада для организации
разнообразной деятельности детей. На этом участке выделены места для проведения
подвижных игр детей, для игр с песком, водой, строительным материалом, для
творческих игр и игр с различными игрушками.
На участке имеется оборудование для развития движений. Кроме постоянного
оборудования, на площадку выносим игрушки, пособия в соответствии с намеченным
планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут
кататься на велосипедах.
Помимо игровой площадки на участке родители построили закрытую беседку, в
которой соорудили необходимую кукольную мебель для игры в «Дочки – матери»;
также такая беседка служит нам защитой от дождя и солнца.
В зимнее время на участке устраиваем горку, снежные сооружения для
двигательной активности детей.
Чтобы дети охотно собирались на прогулку, я заранее продумываю ее содержание,
вызываю у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они
будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут
гулять с большой охотой.
Таким образом, создание предметно - развивающей среды способствует закреплению
знаний детей, полученных в процессе непосредственно образовательной деятельности,
обогащению их социального опыта, развитию детского творчества.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,
организованную, коммуникативную функции. Наполняемость предметной
развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей. Но самое
главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности
ребенка. Предметная развивающая среда должна способствовать реализации всех
образовательных областей в образовательном процессе, включающем: совместную
партнерскую деятельность взрослого и детей; свободную самостоятельную
деятельность самих детей в условиях созданной воспитателем предметной
развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком
деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками
или действовать индивидуально.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо
учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных
особенностей детей, периода обучения.
Литература:
1.Соломенникова О.А. - «Занятия по формированию элементарных экологических
представлений во второй младшей группе. М., Мозаика – Синтез, 2006г.
2.Евстратова Л.А. — «Воспитание у детей бережного отношения к природе». ,2003г.
3.Программа Радуга «Воспитание и обучения в детском саду»;
4.Новоселова, С. 4.Развивающая предметно-игровая среда детства;
5. Дошкольное воспитание. — 1998. — № 4. — С. 79.
6. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О.
Артамонова // 7.Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.
3.Петровский В. А. Построение развивающей среды в ДОУ;
8.Толстикова О. Создаем развивающую среду своими руками;
9. Дошкольное воспитание. — 1997. — № 5