Напоминание

Играю - значит интересно живу


Автор: Северинова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад №54
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Играю - значит интересно живу
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №54" Методическая разработка Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. "Играю - значит интересно живу " Автор: Северинова Н.В воспитатель г.Новокузнецк 2016
Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем, что игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования. Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности. Для детей игра, которую принято называть "спутником детства", составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания. Сюжетно - ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л. Рубенштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимоотношении ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно - ролевую игру ребенка, - это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, проходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития. Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно - ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Психолого - педагогический аспект сюжетно - ролевой игры
Теоретические представления о сущности детской игры в основном сводятся к следующему: 1.игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью; 2.игра занимает свое место в ряду других "воспроизводящих" деятельностей, является ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры возникают основные психические новообразования данного возраста; 3.развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, т.е. от социальных влияний. В отечественной педагогике и психологии четко определены развивающие функции игры: - развитие мотивационно - потребностной сферы ребенка (Д.Б.Эльконин) - развитие воображения, образного мышления (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, С.Л.Рубенштейн) - морально - нравственное развитие ребенка, овладение нормами и правилами взаимоотношений между людьми (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджеринская, Т.А.Маркова) Однако игра выполняет свои развивающие функции в полной мере лишь тогда, когда она является самостоятельной деятельностью ребенка. Только в этом случае реализуется специфические воздействие игры на развитие ребенка: происходит расширение его действий в плане представлений, развитие комбинаторных способностей, совершенствование ориентации в человеческих отношениях, овладение способами группового взаимодействия. Сюжетная игра возникает на рубеже раннего и дошкольного возраста. Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с взрослыми. При этом создаются предпосылки ролевой игры: -использование ребенком в игре предметов-заменителей и называние их в соответствии с их игровым значением; -овладение ребенком достаточно сложной организацией действий, выстраивающихся в логическую цепочку действительных, жизненных связей, наблюдаемых в деятельности людей; -овладение ребенком обобщенными действиями, которые отделены от конкретных предметов; -наличие у ребенка умения соотносить собственные действия с действиями взрослых и появление попыток называть себя именем взрослого("мама","папа","шофер"); -приобретение ребенком относительной независимости от окружающих взрослых - носителей образцов действий и проявление стремления самостоятельно действовать как они.
Как доказано многочисленными исследованиями, предпосылки перехода от предметного действия к роли формируются к концу раннего возраста в следующей последовательности: -выполнение ребенком действий сначала только с теми предметами, которые использовались взрослыми в процессе их формирования; -перенос сформированных действий на другие предметы (которые сначала предлагаются взрослыми); -называние ребенком используемых предметов именами замещаемых, но лишь после того, как выполнены действия с ними, и взрослые обозначили их игровые имена; -обозначение ребенком себя именем человека, чьи действия он воспроизводит по предложению взрослого. В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы: Мотив игры. В процессе развития сюжетно- ролевой игры мотив меняется. первоначально мотивом игры выступает игровое действие, возникшее в процессе овладения ребенком предметным миром. В дальнейшем мотивом игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербального, вербального) с другими участниками игры. Тема игры. Представляет собой ту область социальной деятельности, которая отражается в игре (например: "семья", "больница", "магазин" и др.). Тематика сюжетно - ролевых игр меняется с возрастом играющих: преимущественными темами игр детей от 2 до 4 лет являются "семья"."детский сад", в то время, как в более старшем возрасте в играх чаще отражаются профессиональная деятельность взрослых ("больница","парикмахерская", "магазин"). Сюжет игры. Сюжет определяет события, которые в определенной последовательности изображаются в игре. В рамках одной темы могут самостоятельно реализоваться разнообразные сюжеты (например, тема игры "семья" - сюжет игры: "Семья обедает", "Утро в семье", "Праздник в семье", и др.) "Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям - образцам"(Д.Б.Эльконин).Обязательным условием развития сюжета является наличие у ребенка соответствующих представлений, интерес к теме игры и близость темы личному опыту дошкольника. Для успешного развития сюжета также необходима согласованность ролей в игре, умение детей взаимодействовать в процессе игры и их взаимопонимание. В раннем возрасте развитие сюжета определяется наличием тех или иных предметов и игрушек, используемых детьми в игре, позднее, дети первоначально определяют сюжет, и, согласуясь с ним, приписывают желаемые свойства имеющимся предметам. В методике сюжетно- ролевой игры выделяются игровые сюжеты различной сложности (Н.Я.Михайленко):
-сюжеты (предпосылочные, "усеченные"), включающие в себя одного персонажа, одно действие в одной предметной ситуации (мама стирает белье, врач делает укол). Усложненным вариантом этого сюжета может считаться включающий в себя не одно, а два - три действия, выполняемых одним персонажем в одной предметной ситуации (мама стирает белье, развешивает его, гладит утюгом); -сюжеты, включающие несколько действующих лиц с одинаковыми видами действий в одной предметной ситуации (два солдата маршируют, ползут, стреляют; две мамы стирают белье). Связь персонажей и их действий определяется общей предметной ситуацией. Усложнение этой структуры может быть связано с увеличением количества персонажей; -сюжеты, включающие в себя два взаимодополняющих персонажа (мама- дочка, врач- больной), взаимодействующих в одной предметной ситуации, усложнение может быть представлено как увеличение предметных ситуаций (мама одевает дочку, идет с ней гулять на улицу), а также как увеличение количества дополнительных ролей (две дочки, три больных). Связь между отдельными элементами сюжета задается через функциональное взаимодействие персонажей; -сюжеты, где кроме набора действий и связей между персонажами, заданы отношения между ними (дети слушаются маму; медсестра выполняет назначение врача). Поскольку игра имеет социальный характер, то ее сюжеты изменяются вместе с изменениями, происходящими в обществе. Игровое действие. Является основной единицей игровой деятельности, передается в обобщенной и сокращенной форме или форме схемы. Для ребенка это действие реальное, с реальными игровыми операциями, с использованием игрушек или предметов- заменителей. Изменение характера действий в игре определяет развитие игры в целом. Путь развития игры: "От конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от него к ролевому действию. Основными характеристиками игрового действия являются: -наличие осознанной цели; -наличие способов (операций), с помощью которых оно совершается; -реальные предметные условия (наличие игрушек, предметов- заменителей); -расхождение между целью и реальными операциями, выполняемыми ребенком (сидит на стуле, а говорит, что "плывет на корабле"); наличие воображаемой ситуации, условный характер игры, особый смысл действий с реальными предметами (палочка -карандаш, ключ. шприц и др.). Игровая роль. Принятие роли является начальным ключевым моментом игры. Это отождествление себя с каким- либо персонажем, воспроизведение его действий и отношений с другими действующими лицами. Именно роль становится для дошкольника мотивом, хотя по ходу развития игры имеются
осознание ребенком выполняемой роли и смысл игры. Обязательным условием выполнением роли какого - либо человека является выделение характерных признаков его деятельности и вычленение его отношений с другими людьми. в развитых формах игры принятие роли связано с ее называнием, обозначением словом. Детям раннего возраста трудно принять роль без предметно - атрибутивного обозначения (белый халат - врач, бинокль- капитан, руль- шофер). Воображаемая ситуация. Появляется из несовпадения операции с игровым действием в процессе игры, как ее результат. Это определенная условность, которая принимается всеми участниками игры в процессе воссоздания реальной действительности через воплощение принятой ребенком роли. Основными особенностями сюжетно - ролевой игры являются: 1. Соблюдение правил. 2. Социальный мотив игр. 3. Эмоциональное развитие. 4.Развитие интеллекта дошкольника. 5.Развитие воображения и творчества. 6.Развитие речи. Виды сюжетно- ролевых игр: 1.Игры на бытовые сюжеты. В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. 2.Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни. 3.Игры на героико - патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа. 4.Игры на темы литературных произведений, кино, теле - и радиопередач. В этих играх дети отражают целевые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение. 5."Режиссерские" игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее придумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Уровни развития сюжетно- ролевой игры:
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Второй этап. Основное содержание игры - действия с предметом. Третий этап. Основное содержание игры - также действия с предметами. Однако они дополняются действиями, направленными на устранение разнообразных контактов с партнерами по игре. Четвертый этап. Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Психолого - педагогический аспект сюжетно - ролевой игры Теоретические представления о сущности детской игры в основном сводятся к следующему: 1.игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и структуре деятельностью; 2.игра занимает свое место в ряду других "воспроизводящих" деятельностей, является ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры возникают основные психические новообразования данного возраста; 3.развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и воспитания ребенка, т.е. от социальных влияний. В отечественной педагогике и психологии четко определены развивающие функции игры: - развитие мотивационно - потребностной сферы ребенка (Д.Б.Эльконин) - развитие воображения, образного мышления (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, С.Л.Рубенштейн) - морально - нравственное развитие ребенка, овладение нормами и правилами взаимоотношений между людьми (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджеринская, Т.А.Маркова) Однако игра выполняет свои развивающие функции в полной мере лишь тогда, когда она является самостоятельной деятельностью ребенка. Только в этом случае реализуется специфические воздействие игры на развитие ребенка: происходит расширение его действий в плане представлений, развитие комбинаторных способностей, совершенствование ориентации в человеческих отношениях, овладение способами группового взаимодействия. Сюжетная игра возникает на рубеже раннего и дошкольного возраста.
Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с взрослыми. При этом создаются предпосылки ролевой игры: -использование ребенком в игре предметов-заменителей и называние их в соответствии с их игровым значением; -овладение ребенком достаточно сложной организацией действий, выстраивающихся в логическую цепочку действительных, жизненных связей, наблюдаемых в деятельности людей; -овладение ребенком обобщенными действиями, которые отделены от конкретных предметов; -наличие у ребенка умения соотносить собственные действия с действиями взрослых и появление попыток называть себя именем взрослого("мама","папа","шофер"); -приобретение ребенком относительной независимости от окружающих взрослых - носителей образцов действий и проявление стремления самостоятельно действовать как они. В дошкольной педагогике проводились и проводятся исследования игры, связанные с ее педагогическим, психологическим использованием для подготовки ребенка к взрослой жизни. Ведь в игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, их уточнение, обогащение, закрепление. Игра выступает как эффективное средство познания ребенком окружающей его предметной и социальной среды, тем самым, способствуя социальному развитию дошкольника. Литература: Виноградова Н. А., Позднякова Н. В., Сюжетно - ролевые игры для старших дошкольников. М.: 2009. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., «Организация сюжетной игры в детском саду» М.: 2000. Воронова В. Я., «Творческие игры старших дошкольников». М.: 1983. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Воспитание дошкольника, 2002, 128 с. Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В.Краснощекова. Изд. 3-е.- Ростов н/Д,: Феникс, 2008.- 251с.


В раздел образования