Автор: Северинова Наталья Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБ ДОУ детский сад №54 Населённый пункт: г. Новокузнецк Наименование материала: методическая разработка Тема: Играю - значит интересно живу Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №54"
Методическая разработка
Современный дошкольник: особенности игровой деятельности.
"Играю - значит интересно живу "
Автор: Северинова Н.В
воспитатель
г.Новокузнецк 2016
Актуальность данной проблемы в современных условиях связана с тем, что
игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее
результатах, а в самом процессе.
Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
Для детей игра, которую принято называть "спутником детства", составляет
основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно
переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны
личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе
игры активно работают все его психические процессы: мышление,
воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Игра выступает как важное средство воспитания.
Сюжетно - ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного
возраста. Характеризуя ее, С.Л. Рубенштейн подчеркнул, что эта игра есть
наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на
взаимоотношении ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры:
эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность,
активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно - ролевую игру ребенка, - это
окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в ней
развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память,
воображение, дисциплинированность, ловкость. В игре формируются и
развиваются все стороны личности ребенка, проходят значительные
изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более
высокой стадии развития.
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые
создаются самими детьми, это творческие или сюжетно - ролевые игры. В
них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и
деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом
коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих
товарищей и свои собственные.
Психолого - педагогический аспект сюжетно - ролевой игры
Теоретические представления о сущности детской игры в основном сводятся
к следующему:
1.игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и
структуре деятельностью;
2.игра занимает свое место в ряду других "воспроизводящих" деятельностей,
является ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры
возникают основные психические новообразования данного возраста;
3.развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и
воспитания ребенка, т.е. от социальных влияний.
В отечественной педагогике и психологии четко определены развивающие
функции игры:
- развитие мотивационно - потребностной сферы ребенка (Д.Б.Эльконин)
- развитие воображения, образного мышления (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,
А.В.Запорожец, С.Л.Рубенштейн)
- морально - нравственное развитие ребенка, овладение нормами и правилами
взаимоотношений между людьми (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджеринская,
Т.А.Маркова)
Однако игра выполняет свои развивающие функции в полной мере лишь
тогда, когда она является самостоятельной деятельностью ребенка. Только в
этом случае реализуется специфические воздействие игры на развитие
ребенка: происходит расширение его действий в плане представлений,
развитие комбинаторных способностей, совершенствование ориентации в
человеческих отношениях, овладение способами группового взаимодействия.
Сюжетная игра возникает на рубеже раннего и дошкольного возраста.
Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с взрослыми.
При этом создаются предпосылки ролевой игры:
-использование ребенком в игре предметов-заменителей и называние их в
соответствии с их игровым значением;
-овладение ребенком достаточно сложной организацией действий,
выстраивающихся в логическую цепочку действительных, жизненных связей,
наблюдаемых в деятельности людей;
-овладение ребенком обобщенными действиями, которые отделены от
конкретных предметов;
-наличие у ребенка умения соотносить собственные действия с действиями
взрослых и появление попыток называть себя именем
взрослого("мама","папа","шофер");
-приобретение ребенком относительной независимости от окружающих
взрослых - носителей образцов действий и проявление стремления
самостоятельно действовать как они.
Как доказано многочисленными исследованиями, предпосылки перехода от
предметного действия к роли формируются к концу раннего возраста в
следующей последовательности:
-выполнение ребенком действий сначала только с теми предметами, которые
использовались взрослыми в процессе их формирования;
-перенос сформированных действий на другие предметы (которые сначала
предлагаются взрослыми);
-называние ребенком используемых предметов именами замещаемых, но
лишь после того, как выполнены действия с ними, и взрослые обозначили их
игровые имена;
-обозначение ребенком себя именем человека, чьи действия он воспроизводит
по предложению взрослого.
В структуре игры как деятельности можно выделить следующие элементы:
Мотив игры. В процессе развития сюжетно- ролевой игры мотив меняется.
первоначально мотивом игры выступает игровое действие, возникшее в
процессе овладения ребенком предметным миром. В дальнейшем мотивом
игры становится возможность взаимодействия (игрового, невербального,
вербального) с другими участниками игры.
Тема игры. Представляет собой ту область социальной деятельности, которая
отражается в игре (например: "семья", "больница", "магазин" и др.).
Тематика сюжетно - ролевых игр меняется с возрастом играющих:
преимущественными темами игр детей от 2 до 4 лет являются
"семья"."детский сад", в то время, как в более старшем возрасте в играх чаще
отражаются профессиональная деятельность взрослых
("больница","парикмахерская", "магазин").
Сюжет игры. Сюжет определяет события, которые в определенной
последовательности изображаются в игре. В рамках одной темы могут
самостоятельно реализоваться разнообразные сюжеты (например, тема игры
"семья" - сюжет игры: "Семья обедает", "Утро в семье", "Праздник в семье",
и др.) "Развитие сюжета идет от исполнения ролевых действий к ролям -
образцам"(Д.Б.Эльконин).Обязательным условием развития сюжета является
наличие у ребенка соответствующих представлений, интерес к теме игры и
близость темы личному опыту дошкольника. Для успешного развития сюжета
также необходима согласованность ролей в игре, умение детей
взаимодействовать в процессе игры и их взаимопонимание. В раннем
возрасте развитие сюжета определяется наличием тех или иных предметов и
игрушек, используемых детьми в игре, позднее, дети первоначально
определяют сюжет, и, согласуясь с ним, приписывают желаемые свойства
имеющимся предметам.
В методике сюжетно- ролевой игры выделяются игровые сюжеты различной
сложности (Н.Я.Михайленко):
-сюжеты (предпосылочные, "усеченные"), включающие в себя одного
персонажа, одно действие в одной предметной ситуации (мама стирает белье,
врач делает укол). Усложненным вариантом этого сюжета может считаться
включающий в себя не одно, а два - три действия, выполняемых одним
персонажем в одной предметной ситуации (мама стирает белье, развешивает
его, гладит утюгом);
-сюжеты, включающие несколько действующих лиц с одинаковыми видами
действий в одной предметной ситуации (два солдата маршируют, ползут,
стреляют; две мамы стирают белье). Связь персонажей и их действий
определяется общей предметной ситуацией. Усложнение этой структуры
может быть связано с увеличением количества персонажей;
-сюжеты, включающие в себя два взаимодополняющих персонажа (мама-
дочка, врач- больной), взаимодействующих в одной предметной ситуации,
усложнение может быть представлено как увеличение предметных ситуаций
(мама одевает дочку, идет с ней гулять на улицу), а также как увеличение
количества дополнительных ролей (две дочки, три больных). Связь между
отдельными элементами сюжета задается через функциональное
взаимодействие персонажей;
-сюжеты, где кроме набора действий и связей между персонажами, заданы
отношения между ними (дети слушаются маму; медсестра выполняет
назначение врача).
Поскольку игра имеет социальный характер, то ее сюжеты изменяются
вместе с изменениями, происходящими в обществе.
Игровое действие. Является основной единицей игровой деятельности,
передается в обобщенной и сокращенной форме или форме схемы. Для
ребенка это действие реальное, с реальными игровыми операциями, с
использованием игрушек или предметов- заменителей. Изменение характера
действий в игре определяет развитие игры в целом. Путь развития игры: "От
конкретного предметного действия к обобщенному игровому действию и от
него к ролевому действию.
Основными характеристиками игрового действия являются:
-наличие осознанной цели;
-наличие способов (операций), с помощью которых оно совершается;
-реальные предметные условия (наличие игрушек, предметов- заменителей);
-расхождение между целью и реальными операциями, выполняемыми
ребенком (сидит на стуле, а говорит, что "плывет на корабле");
наличие воображаемой ситуации, условный характер игры, особый смысл
действий с реальными предметами (палочка -карандаш, ключ. шприц и др.).
Игровая роль. Принятие роли является начальным ключевым моментом игры.
Это отождествление себя с каким- либо персонажем, воспроизведение его
действий и отношений с другими действующими лицами. Именно роль
становится для дошкольника мотивом, хотя по ходу развития игры имеются
осознание ребенком выполняемой роли и смысл игры. Обязательным
условием выполнением роли какого - либо человека является выделение
характерных признаков его деятельности и вычленение его отношений с
другими людьми. в развитых формах игры принятие роли связано с ее
называнием, обозначением словом. Детям раннего возраста трудно принять
роль без предметно - атрибутивного обозначения (белый халат - врач,
бинокль- капитан, руль- шофер).
Воображаемая ситуация. Появляется из несовпадения операции с игровым
действием в процессе игры, как ее результат. Это определенная условность,
которая принимается всеми участниками игры в процессе воссоздания
реальной действительности через воплощение принятой ребенком роли.
Основными особенностями сюжетно - ролевой игры являются:
1. Соблюдение правил.
2. Социальный мотив игр.
3. Эмоциональное развитие.
4.Развитие интеллекта дошкольника.
5.Развитие воображения и творчества.
6.Развитие речи.
Виды сюжетно- ролевых игр:
1.Игры на бытовые сюжеты. В этих играх большое место занимают игры с
куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих
сверстниках, взрослых, их отношениях.
2.Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается
труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни.
3.Игры на героико - патриотические темы, отражающие героические подвиги
нашего народа.
4.Игры на темы литературных произведений, кино, теле - и радиопередач. В
этих играх дети отражают целевые эпизоды из литературных произведений,
подражая действиям героев, усваивая их поведение.
5."Режиссерские" игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять
разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за
куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее
придумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из
знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни.
Уровни развития сюжетно- ролевой игры:
Первый этап.
Основным содержанием игры являются действия с предметами.
Второй этап.
Основное содержание игры - действия с предметом.
Третий этап.
Основное содержание игры - также действия с предметами. Однако они
дополняются действиями, направленными на устранение разнообразных
контактов с партнерами по игре.
Четвертый этап.
Основное содержание игры - отражение отношений и взаимодействий
взрослых друг с другом.
Психолого - педагогический аспект сюжетно - ролевой игры
Теоретические представления о сущности детской игры в основном сводятся
к следующему:
1.игра является особой, социальной по происхождению, содержанию и
структуре деятельностью;
2.игра занимает свое место в ряду других "воспроизводящих" деятельностей,
является ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры
возникают основные психические новообразования данного возраста;
3.развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий жизни и
воспитания ребенка, т.е. от социальных влияний.
В отечественной педагогике и психологии четко определены развивающие
функции игры:
- развитие мотивационно - потребностной сферы ребенка (Д.Б.Эльконин)
- развитие воображения, образного мышления (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,
А.В.Запорожец, С.Л.Рубенштейн)
- морально - нравственное развитие ребенка, овладение нормами и правилами
взаимоотношений между людьми (Р.И.Жуковская, Д.В.Менджеринская,
Т.А.Маркова)
Однако игра выполняет свои развивающие функции в полной мере лишь
тогда, когда она является самостоятельной деятельностью ребенка. Только в
этом случае реализуется специфические воздействие игры на развитие
ребенка: происходит расширение его действий в плане представлений,
развитие комбинаторных способностей, совершенствование ориентации в
человеческих отношениях, овладение способами группового взаимодействия.
Сюжетная игра возникает на рубеже раннего и дошкольного возраста.
Она вырастает из предметной деятельности и общения детей с взрослыми.
При этом создаются предпосылки ролевой игры:
-использование ребенком в игре предметов-заменителей и называние их в
соответствии с их игровым значением;
-овладение ребенком достаточно сложной организацией действий,
выстраивающихся в логическую цепочку действительных, жизненных связей,
наблюдаемых в деятельности людей;
-овладение ребенком обобщенными действиями, которые отделены от
конкретных предметов;
-наличие у ребенка умения соотносить собственные действия с действиями
взрослых и появление попыток называть себя именем
взрослого("мама","папа","шофер");
-приобретение ребенком относительной независимости от окружающих
взрослых - носителей образцов действий и проявление стремления
самостоятельно действовать как они.
В дошкольной педагогике проводились и проводятся исследования игры,
связанные с ее педагогическим, психологическим использованием для
подготовки ребенка к взрослой жизни. Ведь в игре происходит активная
социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, их уточнение,
обогащение, закрепление. Игра выступает как эффективное средство
познания ребенком окружающей его предметной и социальной среды, тем
самым, способствуя социальному развитию дошкольника.
Литература:
Виноградова Н. А., Позднякова Н. В., Сюжетно - ролевые игры для старших
дошкольников. М.: 2009.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А., «Организация сюжетной игры в детском
саду» М.: 2000.
Воронова В. Я., «Творческие игры старших дошкольников». М.: 1983.
Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игра в дошкольном
возрасте: пособие для воспитателей детских садов. М.: Воспитание
дошкольника, 2002, 128 с.
Сюжетно- ролевые игры для детей дошкольного возраста /
Н.В.Краснощекова. Изд. 3-е.- Ростов н/Д,: Феникс, 2008.- 251с.