Автор: Килина Екатерина Константиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №202 Населённый пункт: г. Кемерово Наименование материала: Конспект Тема: "Лось" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №202
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического развития воспитанников»
Конспект занятия по экологическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Странички Красной книги Кемеровской области.
Знакомство с лосем»
Составила:
Килина Екатерина Константиновна,
воспитатель МДОУ №202
г.Кемерово, 2015 год.
Занятие из серии «Знакомство с Красной книгой Кемеровской области»
В течении года педагог проводит занятия по ознакомлению с редкими
представителями животного и растительного мира Кемеровской области, и вместе с
детьми составляет свою Красную книгу.
«Знакомство с лосем»
Цель: расширение знаний о животных из Красной книги Кемеровской области.
Задачи: уточнить и расширить представления о лосе; способствовать появлению
положительных эмоций в отношении этого животного, побуждать к состраданию, к
желанию помочь. Закрепить умения классифицировать деревья по внешней форме листа.
Материалы
и
оборудование:
картины
с
изображением
весны;
иллюстрации,
картины
из
жизни
лося;
дидактическая
игра
«С
какого
дерева
листик»;
карта-схема
«Странички Красной книги», схематичные рисунки для ее заполнения по теме «Лось» - по
количеству детей.
Предварительная работа: Дети приносят картинки с изображением лося, педагогом
готовится карта – схема.
2
Воспитатель с детьми подходят к карте Сибири.
- Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по страницам красной книги
Кемеровской области. Ребята, а как вы думаете где находится Кемеровская область на
карте? Кто мне покажет (ответы детей). Наша Кемеровская область богата лесами. Лес у
нас называется – тайга – это лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья. На
каком транспорте можно туда попасть? (ответы детей) А по лесу мы будем путешествовать
пешком.
Здравствуй, лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои.
По ходу игры происходит описание весенних картин, отображающих особенности
в лесу. Имитация движения по лесной тропинке (перепрыгивание через ручей, ходьба по
камешкам, по узкой дорожке в лесу.)
-Ребята, посмотрите куда мы попали? Какое сейчас время года? (ответы детей)
А вы знаете, кто здесь живет? Здесь живет – лось!
Это самый крупный современный олень. И мы с вами сейчас с ним познакомимся.
(педагог показывает картину с изображением лося и ведет по ней беседу)
Лось – это дикий зверь. У него длинные ветвистые рога. На ногах есть копыта. Он
поедает траву и листья. Это травоядный зверь, для человека не опасен. Заметив человека,
он быстро убегает.
По общему облику лось хорошо отличается от других оленей. Верхняя губа вздутая
и
сильно
нависает
над
нижней.
Рога
лося
состоят
из
короткого
ствола
и
широкой
уплощенной, несколько вогнутой лопаты. От лопаты вперед, наружу и назад отходят
отростки, более или менее равномерно обрамляющие лопату (на роге может быть до 18
отростков). (Воспитатель одновременно показывает все детали на картинах.) Окраска
лося буровато-черная. Летом лоси предпочитают гари и лесосеки, где богатая поросль
лиственных деревьев, буйно разрастается высокотравье, в том числе любимый корм лося –
кипрей (иван-чай). Большое значение для лося имеют леса с болотами, тихими реками,
р у ч ь я м и
и
о з е р а м и ,
г д е
о н и
к о р м я т с я
в о д н о й
р а с т и т е л ь н о с т ь ю .
3
Зимой для лося необходимы смешанные и хвойные леса с густым подлеском или хорошим
подростом молодняка, особенно сосны, осины или березы, рябины и др.
–Ребята, а знаете, как лось кушает? Захватив ветку губами, он обрывает с нее все
листья. Лучше всего лоси поедают листья осин, рябин, ив, берез, черемухи, кленов, ясеня.
Давайте вспомним, как выглядят эти деревья и их листочки.
Детям предлагается дидактическая игра
«С какого дерева листик»
Посмотрите, какие рога у самца лося. Первые рога вырастают у самцов через год –
в апреле – мае; в конце июля – августе они отвердевают. Эти рога обычно не имеют еще
отростков. Рога с хорошо выраженной лопатой появляются только на пятом году жизни.
Взрослые самцы сбрасывают рога в ноябре – декабре, редко позже. Новые рога начинают
расти в апреле – мае. Пока рога мягкие, они чувствительны к ударам и укусам насекомых.
Твердеют они в июле, а в августе – сентябре самцы очищают их от кожи.
Лоси живут до 20-25 лет, но большинство животных в природе погибает значительно
раньше. Так, в многоснежных районах, ранней весной, когда медведи выходят из берлог,
они часто нападают на лосей.
Очень опасными для лосей могут быть волки. Но на взрослых лосей волки
нападают только стаей, да и то избегают бросаться спереди. Но молодых и подростков
погибает от волков очень много. В отличие от медведя, волки нападают на лосей в
малоснежный период, поскольку по рыхлому и высокому снегу волкам трудно угнаться не
только за взрослым лосем, но и подростком.
Много маленьких лосят погибает в затяжные весны с возвратом холодов и снега.
Немало их ломает свои хрупкие ножки о бурелом в тайге или тонет при переправах через
реки во время ледохода.
А еще взрослые лоси часто страдают от браконьеров. Поэтому численность
животных значительно уменьшилась и это грациозное животное занесено в Красную
книгу.
Но пора нам возвращаться домой в детский сад.
Физкультминутка.
Я по лесу пойду, я бруснику найду
.Если нет лукошка – наберу в ладошку.
Прыгну через лужицу, голова закружится,
И в траву брусника…. Тут ее найди-ка!
Вдруг мы видим – у куста
Птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем
4
И назад в гнездо кладем.
Итог занятия (Практическая работа).
А теперь ребята, давайте повторим, с каким животным мы встретились в лесу
и заполним страничку нашей Красной книги.
Педагог задает вопросы:
Как называют нашего животного? (дети отвечают и наклеивают в центральный круг
изображение лося)
Какие особенности во внешнем виде лося. (дети называют и наклеивают рога и
копыта)
Чем питается лось в летнее и зимнее время года? (дети наклеивают листочки,
травинки, кору и веточки – заготовленные картинки)
Какие сезонные изменения в жизни лося вы знаете? (дети наклеивают рога и
объясняют)
Какие у лося враги? (дети наклеивают картинки медведя и волка)
В свободное время можно провести рисование лося.
5