Напоминание

"Лось"


Автор: Килина Екатерина Константиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №202
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Конспект
Тема: "Лось"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №202 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников»
Конспект занятия по экологическому воспитанию

детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Странички Красной книги Кемеровской области.

Знакомство с лосем»
Составила: Килина Екатерина Константиновна, воспитатель МДОУ №202 г.Кемерово, 2015 год.
Занятие из серии «Знакомство с Красной книгой Кемеровской области» В течении года педагог проводит занятия по ознакомлению с редкими представителями животного и растительного мира Кемеровской области, и вместе с детьми составляет свою Красную книгу. «Знакомство с лосем» Цель: расширение знаний о животных из Красной книги Кемеровской области. Задачи: уточнить и расширить представления о лосе; способствовать появлению положительных эмоций в отношении этого животного, побуждать к состраданию, к желанию помочь. Закрепить умения классифицировать деревья по внешней форме листа. Материалы и оборудование: картины с изображением весны; иллюстрации, картины из жизни лося; дидактическая игра «С какого дерева листик»; карта-схема «Странички Красной книги», схематичные рисунки для ее заполнения по теме «Лось» - по количеству детей. Предварительная работа: Дети приносят картинки с изображением лося, педагогом готовится карта – схема. 2
Воспитатель с детьми подходят к карте Сибири. - Мы сегодня с вами отправимся в путешествие по страницам красной книги Кемеровской области. Ребята, а как вы думаете где находится Кемеровская область на карте? Кто мне покажет (ответы детей). Наша Кемеровская область богата лесами. Лес у нас называется – тайга – это лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья. На каком транспорте можно туда попасть? (ответы детей) А по лесу мы будем путешествовать пешком. Здравствуй, лес, дремучий лес! Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что нам шепчешь на заре, Весь в росе, как серебре? Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица? Всё открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои. По ходу игры происходит описание весенних картин, отображающих особенности в лесу. Имитация движения по лесной тропинке (перепрыгивание через ручей, ходьба по камешкам, по узкой дорожке в лесу.) -Ребята, посмотрите куда мы попали? Какое сейчас время года? (ответы детей) А вы знаете, кто здесь живет? Здесь живет – лось! Это самый крупный современный олень. И мы с вами сейчас с ним познакомимся. (педагог показывает картину с изображением лося и ведет по ней беседу) Лось – это дикий зверь. У него длинные ветвистые рога. На ногах есть копыта. Он поедает траву и листья. Это травоядный зверь, для человека не опасен. Заметив человека, он быстро убегает. По общему облику лось хорошо отличается от других оленей. Верхняя губа вздутая и сильно нависает над нижней. Рога лося состоят из короткого ствола и широкой уплощенной, несколько вогнутой лопаты. От лопаты вперед, наружу и назад отходят отростки, более или менее равномерно обрамляющие лопату (на роге может быть до 18 отростков). (Воспитатель одновременно показывает все детали на картинах.) Окраска лося буровато-черная. Летом лоси предпочитают гари и лесосеки, где богатая поросль лиственных деревьев, буйно разрастается высокотравье, в том числе любимый корм лося – кипрей (иван-чай). Большое значение для лося имеют леса с болотами, тихими реками, р у ч ь я м и и о з е р а м и , г д е о н и к о р м я т с я в о д н о й р а с т и т е л ь н о с т ь ю . 3
Зимой для лося необходимы смешанные и хвойные леса с густым подлеском или хорошим подростом молодняка, особенно сосны, осины или березы, рябины и др. –Ребята, а знаете, как лось кушает? Захватив ветку губами, он обрывает с нее все листья. Лучше всего лоси поедают листья осин, рябин, ив, берез, черемухи, кленов, ясеня. Давайте вспомним, как выглядят эти деревья и их листочки. Детям предлагается дидактическая игра «С какого дерева листик» Посмотрите, какие рога у самца лося. Первые рога вырастают у самцов через год – в апреле – мае; в конце июля – августе они отвердевают. Эти рога обычно не имеют еще отростков. Рога с хорошо выраженной лопатой появляются только на пятом году жизни. Взрослые самцы сбрасывают рога в ноябре – декабре, редко позже. Новые рога начинают расти в апреле – мае. Пока рога мягкие, они чувствительны к ударам и укусам насекомых. Твердеют они в июле, а в августе – сентябре самцы очищают их от кожи. Лоси живут до 20-25 лет, но большинство животных в природе погибает значительно раньше. Так, в многоснежных районах, ранней весной, когда медведи выходят из берлог, они часто нападают на лосей. Очень опасными для лосей могут быть волки. Но на взрослых лосей волки нападают только стаей, да и то избегают бросаться спереди. Но молодых и подростков погибает от волков очень много. В отличие от медведя, волки нападают на лосей в малоснежный период, поскольку по рыхлому и высокому снегу волкам трудно угнаться не только за взрослым лосем, но и подростком. Много маленьких лосят погибает в затяжные весны с возвратом холодов и снега. Немало их ломает свои хрупкие ножки о бурелом в тайге или тонет при переправах через реки во время ледохода. А еще взрослые лоси часто страдают от браконьеров. Поэтому численность животных значительно уменьшилась и это грациозное животное занесено в Красную книгу. Но пора нам возвращаться домой в детский сад. Физкультминутка. Я по лесу пойду, я бруснику найду .Если нет лукошка – наберу в ладошку. Прыгну через лужицу, голова закружится, И в траву брусника…. Тут ее найди-ка! Вдруг мы видим – у куста Птенчик выпал из гнезда. Тихо птенчика берем 4
И назад в гнездо кладем. Итог занятия (Практическая работа). А теперь ребята, давайте повторим, с каким животным мы встретились в лесу и заполним страничку нашей Красной книги. Педагог задает вопросы: Как называют нашего животного? (дети отвечают и наклеивают в центральный круг изображение лося) Какие особенности во внешнем виде лося. (дети называют и наклеивают рога и копыта) Чем питается лось в летнее и зимнее время года? (дети наклеивают листочки, травинки, кору и веточки – заготовленные картинки) Какие сезонные изменения в жизни лося вы знаете? (дети наклеивают рога и объясняют) Какие у лося враги? (дети наклеивают картинки медведя и волка) В свободное время можно провести рисование лося. 5


В раздел образования