Напоминание

Система работы ДОУ по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста: задачи, условия, направления деятельности, формы работы с детьми, педагогами и родителями


Автор: Карелина Влада Юрьевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Радость" детский сад №20
Населённый пункт: г. Нижний Тагил
Наименование материала: статья
Тема: Система работы ДОУ по музыкальному воспитанию и развитию детей дошкольного возраста: задачи, условия, направления деятельности, формы работы с детьми, педагогами и родителями
Раздел: дошкольное образование





Назад





Система работы ДОУ по музыкальному воспитанию и развитию детей

дошкольного возраста: задачи, условия, направления деятельности,

формы работы с детьми и родителями
Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, в том числе музыкальных. Для того чтобы говорить о системе музыкального воспитания в детском саду необходимо в первую очередь определиться с задачами музыкального воспитания ребенка. Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру. Приобретая на занятиях в детском саду, в семье определенные знания о музыке, умения и навыки дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиваться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, то есть элементов музыкально-эстетического сознания. Не только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основу, а также взаимно, эстетическое воспитание развивает музыкальный и поэтический слух, способность воспринимать красоту природы, произведений музыкального и изобразительного искусства, активизирует воображение, эмоциональные реакции. Задачи музыкального воспитания и развития с учётом требований ФГОС следующие — развить музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;
— сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры. --развитие музыкально-художественной деятельности детей; -приобщение их к музыкальному искусству. Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. Таким образом, система музыкального воспитания в ДОУ включает в себя следующие направления деятельности педагогического коллектива: • Организация предметно-развивающей среды: наличие музыкального зала, уголков музыки в группах с необходимым набором практического и дидактического материала • Программно-методическое обеспечение: общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой программа «Ладушки», авторы: И. Каплунова и И. Новоскольцева. Последняя из названных программ является оригинальной разработкой системы музыкальных занятий с дошкольниками. В этой программе в занятиях выделен особо раздел развития чувства ритма. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Внедрение этого раздела происходит в игровой форме, игры проводятся постоянно и неоднократно повторяются. К концу учебного года дети способны чувствовать и понимать ритм. Развитие чувства ритма происходит посредством движения. •
Работа с детьми в области «Музыкальная деятельность»
Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами.
Для успешного достижения данной цели нами используются

различные формы работы с детьми:
• Аналитико-прогностические (наблюдения, опросы, определение уровня развития музыкальных способностей)  Музыкальные занятия в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 Музыкальные занятия могут базироваться на игровых методах и сочетании музыкальной деятельности с другими направлениями воспитательной работы с детьми, что обеспечивает общее развитие ребенка в процессе занятий. В процессе занятий решаются важнейшие задачи в
развитии ребенка. Музыка оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребенка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей. Специально созданный и подобранный материал создает яркую основу для занятий. В содержании занятий должны присутствовать основные виды музыкальной деятельности: пение, музыкально-ритмическое движение, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах. Структура традиционного занятия не позволяет в равной степени решить все поставленные задачи по всем видам музыкальной деятельности. Кроме того, этот тип занятия при постоянном применении снижает интерес детей, активность на занятии, тормозит самостоятельность и творчество, делает процесс обучения стереотипным, что недопустимо. Но использование в работе с детьми традиционных занятий оправдано. Они обусловливают систематичность в обучения, позволяет в определенной пропорции развивать отдельные способности детей.
Тематические занятия
дают возможность сконцентрировать внимание детей на одной теме в процессе всего занятия, активность детей при этом повышается. Смена видов музыкальной деятельности позволяет поддерживать высокий темп занятия, а сквозная тема, способствует более быстрой ориентации детей при определении характера музыки, восприятии ее содержания и средств музыкальной выразительности. Проведение
комплексных занятий
показало, что необычные по своему содержанию и структуре, они увлекают детей, повышают их активность во всех видах художественной деятельности, способствуют ориентации детей в окружающем, симулируют их эмоциональные переживания. Переход от одного вида художественной деятельности к другому делает их динамичными - часто меняются позы детей, их движения, что соответствует их возрастным особенностям.
Интегрированные занятия
позволяют решить задачи социализации.  Праздники  Концертная деятельность  Участие в конкурсах  Индивидуальная работа  Развлечения и досуги (в форме концертов, театрализованных представлений, спектаклей, музыкально-литературных праздников, конкурсов и т. п.)  Тематические дни  Кружковая работа
 Самостоятельная деятельность детей. Самостоятельная музыкальная деятельностьдетей проявляется не только в организации игр с пением, но и в музицировании, в проведении таких сюжетно-ролевых игр, как «Музыкальные занятия», «Праздничный концерт», «Музыкальный магазин», «День рождения Мишки (куклы)» и т. д. При этом дети прислушиваются к своему пению и пению товарищей. Общее воодушевление в игре, радость исполнения активизируют робких, нерешительных детей. Важно развивать в каждом ребенке заинтересованность к индивидуальному исполнению, помогать детям приобрести веру в себя, освободиться от напряженности, стеснения. Успех музыкального развития зависит от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеется иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлениями, разнообразные формы осуществления в музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и семье. Для полноценного развития комплекса музыкальных способностей у дошкольников необходима помощь родителей. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью, общей с другими людьми: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми. Поэтому педагоги дошкольного учреждения должны установить взаимодействие, и совместную работу для полноценного развития ребенка. Важнойзадачей, стоящей перед образовательным учреждением и семьей является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Для этого нужно проводить консультации для родителей, знакомить их с мировым опытом приобщения детей к восприятию произведений искусства. Вместе с родителямидети должны принимать участие в инсценировках, театральных постановках, литературно-музыкальных композициях. Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие направления в организации взаимодействия с семьями воспитанников: •
Взаимодействие с семьями воспитанников
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
Формы работы взаимодействия с семьёй:

1. Музыкальная НОД (открытые музыкальные занятия).

Целью является повышение родительской компетентности в музыкальной области (н-р, День открытых дверей): 1)Индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка; 2)В сфере всех видов музыкальной деятельности по закреплению навыков и умений, приобретённых в музыкальной НОД в детском саду.
2. Мастер-классы, занятия-практикумы.
1)приобретение родителями практических навыков музыкального развития (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, логоритмика...); 2) с целью знакомства с детским музыкальным репертуаром, обучение совместномумузицированию с детьми, вооружение родителей основами музыкальных знаний о музыкальных инструментах, необходимых для воспитания здорового ребёнка (слушание, изготовление, игра...).
3. Совместные праздники и развлечения, игры, музыкальные гостиные с

элементами театрализации
С целью формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми («День Матери», «День защитника Отечества», «Осенние капустники», «8 Марта»). Родители – полноправные участники таких действ – от идеи до воплощения: - Обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника; - Разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью, придумывание сказок, историй; - Подготовка отдельных номеров; - Пошив праздничных костюмов, подготовка реквизита; - Помощь в оформлении помещения; - Помощь в изготовлении сюрпризов и подарков. - Участие в играх и конкурсах с детьми
4. Информационно - аналитический стенд, пропагандирующий вопросы

по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди

родителей.
Он содержит информацию, касающуюся: - Работы музыкального зала, расписание музыкальных занятий; - Значимости музыкального воспитания детей; - Информация о программах музыкального воспитания, используемых в детском саду; - Перечень рекомендуемой литературы по музыкальному воспитанию, а так же музыкальные игры и упражнения, которые можно делать в домашних условиях;
- Об особенностях эмоционального мира дошкольника; - Фотографии занятий, выступлений.
5. Индивидуальные беседы с родителями.

6. Консультирование родителей по вопросам организации музыкального

воспитания детей в семье.
Проводятся с целью музыкального просвещения родителей, по темам: «Музыкальное воспитание в семье», «Родителям о музыкальном воспитании», «Советы: музыкальное воспитание», «Как слушать музыку с ребёнком».
7. Папки – передвижки.
Более подробно знакомят родителей с системой по музыкальному воспитанию дошкольников, дают информацию о том, чему можно научить ребёнка в определённом возрасте при систематическом посещении «Музыкальные занятия в детском саду»: «Музыкальные игры в детском саду», «Ваш ребёнок любит петь?», «Формирование ребёнка как личности в процессе ознакомления с народными играми», «10 причин, по которым ребёнок должен заниматься музыкой!», «Как в жизнь приходит музыка…», «Музыка и её влияние на развитие детей» и др. Если правильно и в системе выстраивать работу по музыкальному воспитанию с родителями, использовать разные формы работы, то родители становятся участниками музыкального образовательного процесса с детьми и художественно – эстетическое воспитание детей будет эффективней. Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству, устраняет отчуждённость, вселяет уверенность и решает многие проблемы по музыкальному воспитанию. Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с родителями детей является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. •
Формы работы с воспитателями с целью повышения

профессиональной компетентности педагогов.
Целесообразно выделить 2 группы организационных форм работы с воспитателями – коллективные или групповые и индивидуальные. К первым
относятся: педагогические советы, семинары и практикумы, творческие микро-группы педагогов, консультации, выставки, взаимопосещения, деловые игры и т.д, ко вторым – индивидуальные консультации, индивидуальное самообразование и т.д. СЕМИНАРЫ – это групповые занятия по определенному плану под руководством муз.руководителя. Семинары имеют целью повысить теоретический уровень воспитателей по конкретному вопросу музыкально- образовательной работы с детьми. Тематика семинаров связана с задачами годового плана, с целями программы развития дошкольного учреждения. Семинар, как правило, состоит из нескольких занятий. Их количество, частота проведения зависят от конкретной темы. Муз.руководитель со старшим воспитателем продумывают программу, план работы. Вместе с планом работы семинара в метод.кабинете вывешивается список литературы, рекомендованный к конкретному занятию, подбирается картотека, подготовлена выставка. Могут быть даны персональные задания каждому педагогу. Предварительная подготовка предоставляет возможность муз. руководителю проводить занятия с активным привлечением всех участников: в форме дискуссии, круглого стола и т.д. Семинары заканчиваются выработкой рекомендаций или разработкой плана дальнейшего изучения конкретных способов данной темы. СЕМИНАРЫ-ПРАКТИКУМЫ, направлены на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана. Муз.руководитель проводит семинары-практикумы например по таким темам: «Совершенствование овладения навыками пения, танцевальных движений» и т.д. Работа семинаров-практикумов должна иметь какой-то материальный результат. Можно устроить выставку работ воспитателей (напр. «Муз. дид. игры») участниками семинара могут подготовить вечер отдыха, на котором прозвучат песни и стихи. Возможно будет организован КВН, где одна из команд будет представлена участниками семинара- практикума, а др. теми кто не посещал и т.д. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОСМОТР ПЕДПРОЦЕССА – показ конкретных, наиболее эффективных форм, методов организации пед. процесса для обучения и ознакомления других воспитателей (например «самостоятельная худ. деятельность», «организация прослушивание классической музыки во 2й половине дня» и т.д. Коллективные просмотры организуются не чаще 1 раза в 3 месяца.
«ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ», «КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПРОСМОТРЫ» - это демонстрация уровня профессионализма педагогов, с последующим обсуждением просмотренного. УЧАСТИЕ В РАБОТЕ ПЕД.СОВЕТА –в форме презентации своего опыта работы, доклада, содоклада, отчета о работе по выполнению требований «Программы воспитания и обучения в д/с» по разделу музыкальное воспитание и т.д. КОНСУЛЬТАЦИИ - наиболее распространенная форма работы, для которой характерна монологическая форма преподнесения новой для воспитателей информации. Возможно также использование активных методов работы, напр. консультация в виде ролевых игр, когда муз. руководитель не рассказывает, как проводить например музыкальное занятие, а показывает его, дав возможность воспитателям представить себя детьми, с последующим анализом действий участников. Возможно перед началом консультации предложить воспитателям отгадать кроссворд, что трудно сделать, не владея определенными понятиями, и повторить попытку после консультации, дав возможность воспитателям увидеть эффект от полученных знаний ДОКЛАД – можно строить следующим образом. Вступление – указать на актуальность, сущность проблемы. Определение цели, т. е отражение самого существенного, чем определяется выступление с докладом. Основная часть – изложение фактов, событий, предложений в логической или хронологической последовательности, если требуются – выводы, заключения, рекомендации. Резюме – краткое изложение сути доклада, если он сложный и длинный. ОТЧЕТ – структура: констатация достижений к определенному времени, описание работы, которую необходимо сделать, указание на проблемы, имеющиеся в работе, определение путей решений проблем, рекомендации. ОПЫТ РАБОТЫ –оформление опыта: фотография, представляющего опыт работы; основные данные его биографии; основное содержание опыта; доклады, творческие отчеты; детские работы, конспекты занятий, выписки из календарного плана работы; перспективные планы работы с детьми, высказывания детей, вопросы к беседам, фотографии деятельности детей и т.д.; рекомендации по использованию опыта другими, используемая литература. РОЛЕВАЯ ИГРА – игровой процесс, в котором участвует группа педагогов, причем каждый имитирует либо деятельность педагога на занятии, либо воспитанников. ЗРИТЕЛЬСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ - обсуждение театральных спектаклей, телевизионных программ, посвященных ДОУ.
РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ МИКРОГРУППАХ – (3-6 человек)- неформальное объединение небольшой группы педагогов на добровольной основе, когда необходимо освоить какую-то новую теорию, методику, идею. Каждый член группы сначала самостоятельно изучает новую разработку или ее часть, потом излагает своим коллегам, они дополняют, спорят, обмениваются мнениями, затем реализуют тему на практике. ДИАЛОГ, ДИСКУССИЯ – рассмотрение, исследование, обсуждение спорного вопроса, каждый должен высказать свое собственное мнение, учиться отстаивать его, доказать свою точку зрения. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИНГ, МОЗГОВАЯ АТАКА ИЛИ БАНК ИДЕЙ, КРУГЛЫЙ СТОЛ – это рациональные способы коллективного продуцирования новых идей для решения практических проблем, не поддающихся решению традиционными способами. КВН успешно используется для выработки реакции на изменение педагогической ситуации, умения найти оптимальный вариант решения задачи. Прекрасная возможность показать в соревновании свои творческие возможности. Стимулирует активность участников в приобретении и демонстрации знаний, умений, навыков. ТВОРЧЕСКАЯ, МУЗЫКАЛЬНАЯ ГОСТИННАЯ – форма организации взаимодействия педагогов в соответствии с их интересами и предпочтениями. Создается обстановка свободного, непринужденного общения. БРИФИНГ - встреча. На которой кратко излагается позиция по одному из злободневных вопросов. Муз. руководитель заранее готовится к ответу на вопросы по определенной теме и позволяет максимально активизировать воспитателей. Создаются 2 команды - одна задает вопросы, другая отвечает, или организатор задает вопросы, педагоги отвечают. СМОТР-КОНКУРС – способ проверки профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции. Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов. Предполагает возможность оценивать результаты путем сравнения своих способностей с другими. МУЗЫКАЛЬНЫЙ САЛОН – одна из форм эстетического развития, духовного общения педагогов, детей, родителей, сохранения лучших народных традиций, обычаев. Прием формирования благоприятного микроклимата в коллективе. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВЫСТАВКИ – представление наглядных материалов: рисунков, изделий, литературы. Способствуют обогащению знаний, являются формой обмена опытом педагогов. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными являются, например, такие как, «В помощь воспитателю», «Советы специалистов», «Новинки литературы», «Наш
календарь» идр. Эпизодические напр: «Знакомимся с творчеством музыкантов» и др. потребность в которых возникает в течение учебного года. МАСТЕР-КЛАСС – одна из новых форм работы, основная цель которого – передача педагогического опыта, системы работы, авторских находок, всего того, что помогло достичь наибольших результатов. Обычно мастер-класс состоит из 2х частей: - показ работы с детьми; - работа с педагогами с целью трансляции педагогического опыта. Важно не только умело показать работу с детьми, но и обсудить с коллегами полученные результаты, рассказать им при помощи каких методов и приемов они были достигнуты. ОБУЧЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИМ УМЕНИЯМ – очень эффективно, его надо заранее готовить. АНКЕТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ - изучение мнения , интересов, отношения воспитателей к содержанию работы по муз. воспитанию в ДОУ, в динамике. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ БЕСЕДА – целью является уточнение позиций, взглядов педагога, высказывание пожеланий, рекомендаций, направленных на совершенствование наблюдаемых аспектов пед.деятельности. Уважайте своего собеседника, ничто так отрицательно не влияет на атмосферу деловой беседы, как презрительный жест, усмешка итд. Всегда, когда возможно, будьте вежливы, дружески настроены, дипломатичны и тактичны. РЕКОМЕНДАЦИИ – один из способов доведения решений до сведения исполнителей – педагогов. ОРГАНИЗАЦИЯ: ПЛАНИРОВАНИЕ, ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ДЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ, УТРЕННИКОВ, РАЗВЛЕЧЕНИЙ- обсуждение сценариев, назначение на роли, ведущего, помощников, репетиционная работа с воспитателями (разучивание, постановка). анализ проведенного мероприятия. СИСТЕМАТИЧЕСКИ (в течение всего года) музыкальный руководитель осуществляет подбор муз. репертуара (пение, движения, игра на муз инструментах итд), разучивает его с воспитателями, проводит индивидуальную работу с воспитателем над развитием вокальных, двигательных навыков, регулярно проводит лекции-слушания о композиторах, муз. эпохах, направлениях в музыке, организует посещение муз. концертов для воспитателей и т.д. •
Работа с социумом
В обществе долгие годы было принято считать, что детское дошкольное учреждение является «закрытым» учреждением, автономной системой. В современном мире невозможно выполнить главную задачу дошкольного
учреждения - воспитать гармонично развитую личность - без
взаимодействия с социумом
. Детскому саду необходимо сформировать новый уровень
взаимодействия с социальными институтами города
, выйти за территориальную границу учреждения, стать
социально
доступным звеном образовательной системы. Именно в дошкольном возрасте закладываются многие качества, которые формируют личность человека: гражданственность, ответственность, способность выбора, уважение к людям независимо от их расовой принадлежности, возраста, пола и вероисповедания. Очень важно у детей дошкольного возраста сформировать не только определенный уровень знаний и умений, но и развивать личностные качества, базовые способности,
социальные и культурные навыки
, заложить основы экологической культуры, здорового образа жизни, безопасного поведения. В современной психолого-педагогической науке понятие «
социализация
» трактуется, как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства
социо - культурного опыта
. И, конечно, очень важно обеспечить успешную
социализацию
подрастающего поколения. В образовании под понятием «
социальное партнерство
» понимается совместная коллективная распределенная деятельность различных
социальных групп
, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально
планируемых в рамках социального

партнерства акциях
. Детский сад должен быть прежде всего открытым учреждением для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых, расширять и укреплять
взаимосвязи с жизнью
,
социокультурной средой
, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно- досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя
:
работу
с государственными структурами и органами местного самоуправления;
взаимодействие
с учреждениями здравоохранения;
взаимодействие
с учреждениями образования, науки и культуры; с семьями воспитанников детского сада. В нашем детском саду это  Детская библиотека  Музыкальная школа
 Театр кукол  Театр «Расчудесица»  Филармония На процесс музыкального воспитания огромное влияние оказывает мастерство педагога, его знание предмета, его любовь к нему и способность увлечь за собой детей. Важно чтобы педагог в процессе музыкального воспитания уделял внимание развитию творческих способностей детей, поощрял их инициативу, направлял ребенка в поиске им своего места в искусстве. Система музыкального воспитания в ДОУ позволяет дошкольнику получить основы эстетического воспитания и музыкальной культуры. Это открывает для ребенка мир творческого развития, способствует его социализации и подготовит его к полноценной взрослой жизни. Автор статьи: Музыкальный руководитель МАДОУ «РАДОСТЬ» детский сад №20 Карелина Влада Юрьевна


В раздел образования