Напоминание

Создание целостного образа природы у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности


Автор: Силиверстова Маргарита Вениаминовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31
Населённый пункт: город Бугульма, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Создание целостного образа природы у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад





Создание целостного образа природы у детей дошкольного возраста

средствами изобразительной деятельности
Силиверстова М. В. воспитатель МБДОУ №31 «Аленушка»
"Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай сделать - и я

пойму".
Каждому человеку планеты Земля необходимо овладеть минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, для того, чтобы его поведение было экологически осмысленным. В отношении к природе ребенок не дифференцирует свое «Я» от окружающего мира, не различает границу между «человеческим» и «нечеловеческим»; у него преобладает познавательный тип отношения (какой объект бывает на ощупь, вкус) сравнительно эмоционально-чувственным и практически- действенным. Экологическая культура – это воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое. В становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально – образного по своей сути. Вся система обучения основана на логике сознания, лишь процесс творчества имеет непосредственную связь с подсознанием. Вот почему приобщение детей к искусству, к творчеству является не только способом “вытягивания” глубин подсознания в область сознания, но и воздействия на подсознание. Детское творчество отражает окружающий мир, природу, как на основе непосредственного их восприятия, так и в результате знакомства с произведениями искусства, в которых
запечатлены живые, неповторимые явления природы. Ребенок воспринимает природу не только созерцательно, но и действенно, все увиденное он стремится потрогать, рассмотреть, обстоятельно обследовать со всех сторон. Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Ведь человек формирует материю по объективным законам красоты и по социальным нормам; отношения к природе, в том числе эстетического, определяется общественными потребностями. На основании своего педагогического опыта я пришла к выводу, о необходимости целенаправленного развития эстетического отношения к окружающему миру. Чтобы сформировать гуманное отношения, требуется, чтобы ребенок воссоздал своими руками увиденное в природе. С этой целью каждая моя совместная деятельность с детьми (экскурсии, наблюдения, элементарные опыты, игры или чтения природоведческой литературы) включает продуктивный вид деятельности. Основная моя цель - создание яркого эмоционального образа. Это позволяет мне использовать технологию способа показа в инновационном ключе (без использования образца), тем самым, развивая воображение, художественные способности детей. Значимость интегрированного подхода заключается в том, что существует возможность переводить образы природы из одного вида деятельности в другой. Так я повышаю уровень эстетического восприятия. Способность ребенка одушевлять своей фантазией неодушевленный мир позволяет ему «очеловечивать все сущее». Видимые детьми деревья, цветы, птицы, «букашечки – таракашки» наделяются образными характеристиками. Важно научить прочувствовать «боль» и «радость», всех живых существ. Есть такое простое, известное всем выражение “Цветущий край”. Так называют земли, где знания, опыт людей, их привязанность, их любовь к природе поистине творят чудеса. Такой «цветущий край» в своей группе мы с детьми создаем сами. Детишки, с которыми я работаю - маленькие исследователи, которые с каждым днём открывают для себя незнакомый окружающий мир. Мы любим всё красивое, ведь "Красота - спасёт мир", мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим яркие краски природы. В нашем «краю» который находится в экологическом уголке мы размещаем свои «нарисованные» работы. Рисуют мои дети пластилином на заламинированом картоне. Кроме того, во время лепки ребенок приобретает разнообразные знания, его представления об окружающем мире уточняются и углубляются. Дошкольник
в процессе работы осмысливает качества предметов, их характерные особенности. Пластилинография - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Почему именно рисование пластилином? Ребенок пробует, ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата. С помощь стеки, он в любое время может подкорректировать свою работу, что при рисовании или аппликации практически сделать невозможно. Что будет изображать ребенок, он выбирает сам. Если дети получили эмоциональный всплеск после общения, наблюдения или поэзии, то они обязательно будут воспроизводить свое маленькое «подобие природы». Как маленькие ученые они с любопытством рассматривают с помощью лупы и цветы, и паучков – солдатиков, травушку – муравушку, почки на ветках, и даже камешки не обходятся без их пристального разглядывания. Вот мои «ученые» разглядывают ядра гречки или пшена, значит скоро в сюжетно – ролевом уголке будет продаваться крупа, сделанная из того же пластилина. Или еще один предмет наблюдения – дерево – рябина. И вот появляется первая работа – голое дерево, потом вторая работа и уже есть почки, проходит время и появляется третья работа – этот же ствол, ветки и на ветках белые пушистые соцветия. Все деревья сбросили листву, а наша красавица «горит» красными ягодами. Вот у меня уже серия картин из жизни рябины, сделанная руками детей. Такие серийные работы используются для развития речи, дидактических игр. Радость общения с цветами – одно из самых сильных чувств, подаренных человеку природой. Пышные георгины, розы, ромашки, бархатцы, пионы, петуньи, лилии и многие другие цветы дарят детям ни с чем не сравнимые впечатления. Средствами создания образов у цветов являются формы листьев, стеблей, цветков, игра красок, разнообразие ароматов. Работы детей на тему «Натюрморт с цветами» отличаются разнообразием композиционного построения рисунка. Ребята старались точно передать форму и колорит цветов в букете. Не менее интересны детям овощи, которые они выращивают с воспитателями на огороде: помидоры, морковь, лук, патиссоны, огурцы, капуста, картошка и другое.Создавая изображения из пластилина, дети опираются на опыт, который получили через восприятие. При создании композиции у детей закрепляются представления об особенностях внешнего вида овощей и фруктов. В ходе такого проникновения ребенок начинает ощущать тонкие и сложные взаимосвязи, законы сохранения природы, подходя к одному из ее главных законов – брать только необходимое. Глубина осознания первого дает ростки второго – “не навреди”


В раздел образования