Автор: Сипкина Наталья Александровна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Абазинская средняя общеобразовательная школа №5" Населённый пункт: город Абаза Наименование материала: Методическая разработка Тема: Классный час "Город мой, мы "на ты" с тобой!" Раздел: среднее образование
Классный руководитель - Сипкина Наталья Александровна
Школа – МБОУ «Абазинская средняя общеобразовательная школа №5»
Класс – 8 «б»
Тема: «Город мой, мы на «ты» с тобой»
Цель:
воспитывать чувство любви к родной земле, к своему народу, к истории родного
города; неравнодушное отношение к судьбе родного города;
развивать познавательную активность и творческие способности учащихся;
развивать навык работы в группе, команде.
Форма проведения – Час общения
Оформление: на доске «выстроенные из кирпичиков дома», «река из ладошек», «следы»
( всё появляется в течение занятия), высказывание Джека Лондона «Истинное
назначение человека – жить, а не существовать!»
Эпиграф:
Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем.
Ход классного часа.
Подготовительный этап
При входе в класс все: и дети, и гости – получают ладошки, на нескольких
написаны буквы: р, о, д, и, н, а
Мотивация
- Ребята, каких людей вы сегодня встретили? (дети называют любые определения:
умных, добрых, злых, весёлых, требовательных, честных, творческих, замкнутых,
открытых и т.д. – все названные определения записываются на доску)
- А с какими людьми хотелось бы встречаться чаще? (из названных ранее
определений убираем лишние; остаются определения, характеризующие
положительно)
- Я желаю Вам быть сегодня: ……( перечисляю оставшиеся определения), потому
что уж каков человек есть, таких людей он и встречает, и приглашаю Вас к
разговору.
Актуализация
Проблемный вопрос: Ребята, Джек Лондон, который утверждал, что истинное
значение человека жить, а не существовать. Какая разница в понятиях “жить” и
“существовать”? (“Существовать” – это бесцельно, беспечно проводить время, не думая
о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком и ни о чем. “Жить” – это значит
приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их, заботиться о ближнем)
Подготовка к построению проекта
- Без чего не может жить человек? ( дети предлагают варианты, если не могут
назвать слово «Родина», прибегаю к помощи ладошек: составляем слово из букв)
- С чем ассоциируется у Вас слово «Родина»? (Абаза)
- Как произошло название нашего города?
Историческая справка
В 1865 году московским купцом А. Г. Кольчугиным на левом берегу р. Абакан был
основан Абаканский железоделательный завод. 3аводу был отведен земельный участок
площадью 117525 десятин. Пущен в эксплуатацию 10 декабря 1867 года. За первый год
работы на заводе было выплавлено 249190 пудов железной руды, вывезено и продано
железа и чугуна, железных и чугунных изделий на 52 тыс. руб. По причине разорения
завод был продан петербургскому чиновнику горного дела Г.М. Пермикину, крупному
капиталисту, владельцу Олекминских золотых приисков, уральской гранильной фабрики и
медеплавительного завода.
В 1889 году завод перешел во временное пользование рабочей артели, руководством
которой осуществлялось на выборных демократических началах.
В 1900 году владельцем завода стал петербургский. промышленник В. А. Ратьков-
Рожнов.
Вместе
с
заводом
возник
рабочий
пос.
Абаза.
Завод
просуществовал
с
перерывами 59 лет.
В 1966 рабочий пос. Абаза преобразован в город районного подчинения, с 2000 —
город республиканского подчинения, входивший в состав Таштыпского района. С 2003
является муниципальным образованием г. Абаза
- Но есть ведь и другое предположение. Вспомнить его можно, посмотрев на Герб
Абазы
Герб муниципального образования "Город Абаза" - "говорящий" герб. Медведь является
основной фигурой герба и говорит о названии города.
По - хакасски "Аба" - медведь, слово, составляющее первозвучность слова "Абаза", "за" -
завод, т.е. медвежий завод, о чем говорит медведь в рабочем фартуке мастерового завода с
молотком. Сапоги-валенки - это обувь рабочего при домне. Правой лапой медведь держит
копейный наконечник, изготавливаемый из руд абаканского месторождения с древних
времен.
Черный цвет - символ богатств недр, мудрости, вечности бытия.
Поле щита зеленое - цвет высокогорной хвойной тайги, окружающей город, а солнце
показывает Абазу как самый южный город Сибири. Солнечный круг окружен орнаментом
из пяти лепестков цветка жарка, символизирующего красоты природы Хакасии.
Красный цвет - символ красоты, мужества, стойкости.
Золото - символ благополучия, уверенности и богатства.
Серебро
в
геральдике
символизирует
также
чистоту,
мудрость,
благородство,
совершенство, мир.
Авторская группа:
идея герба: Виленин Андрияшев (Абаза);
- Какие достопримечательности города Вам известны? ( дети называют)
- Какой наш город? (работа в группах: на каждую букву в названии города подобрать
определения, обосновать свой выбор)
- Как вы думаете, какие трудности сегодня переживает наш город? ( дети называют)
Да, сегодня город переживает не самые лучшие времена, но пасовать перед трудностями
– не в правилах абазинцев. Вы юные жители города, в ваших руках его будущее.
- Как помочь
родному городу? Что вы, молодое поколение, стали бы развивать в
городе, чтобы он процветал?
Построение и реализация проекта
Работа в группах: выбирают одно из направлений (спорт, культура, туризм и т.д.) и
разрабатывают план действий
По итогам работы в группах, ребята защищают свои проекты, на доске «выстраивают»
дома.
- Какой след оставите вы о себе на благо родного города? («следы» размещаются на
доске между домами)
- Город живёт, в городе кипит жизнь. И до тех пор, пока есть неравнодушные люди,
готовые трудиться на благо родного города и его жителей,
отстаивать их интересы,
заботиться о завтрашнем дне – город будет жить! Его будущее – в ваших руках.
Возвращаемся к высказыванию Джека Лондона (“Существовать” – это бесцельно,
беспечно проводить время, не думая о будущем, не помня прошлого, не заботясь ни о ком
и ни о чем. “Жить” – это значит приносить пользу, иметь цели в жизни, достигать их,
заботиться о ближнем)
Недаром говорят: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту,
где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с
их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в
сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному поселку и
улице, на которой вы жили, ЛЮБОВЬ К МАЛОЙ РОДИНЕ.
Рефлексия
Напишите на ладошках пожелания нашему городу, его жителям. ( ладошки размещаются
на доске, имитируя реку Абакан)
Ребята, я благодарю Вас
сегодня за помощь, за отзывчивость, за активную работу.
Спасибо всем!