Автор: Болтукова Ирина Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 Населённый пункт: г. Лабытнанги, Тюменская область, ЯНАО Наименование материала: конспект Тема: урок - исследование Раздел: начальное образование
Тема урока. Правописание слов с разделительными ь и ъ знаками.
Цели:
восстановить алгоритм написания слов с разделительными Ъ и Ь знаками;
развивать умение сравнивать и различать слова с разделительными Ъ и Ь
знаками;
вовлекать каждого ребёнка в учебно-познавательную деятельность при
работе в группе, воспитывать культуры спора, развивать умения
высказывать и отстаивать свою точку зрения, сотрудничать с учителем и
друг с другом;
обогащать словарный запас учащихся, работать над развитием речи;
продолжать работу по формированию самооценки учащихся;
развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое
мышление.
воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок-путешествие, мини-исследование.
Оборудование:
сигнальные карточки;
бейджики красного, жёлтого, зелёного фона с надписью Ь или Ъ знаки;
флажки красного, жёлтого, зелёного цвета;
авторская презентация по ходу урока «Приглашение в сказочный лес» с
вложенной презентацией для проверки знаний «Правописание ъ и ь знаков
в словах», взятой на сайте viki.rdf.;
флейш-задание из Единой коллекции ЦОР, school-collection.edu;
карточки для дифференцированной и групповой работы;
оценочные листы.
Ход урока
I.
Организационный момент
Учитель.
- Прозвенел звонок для нас
Дети.
- Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сядем, спинки прямо.
Все легонечко вздохнём,
Урок русского начнём.
Примечание*. (У каждого из учащихся бейджик. (бейджики красного, зелёного
или жёлтого цвета, с ъ или ь знаком. Первоначально ребята рассаживаются в 3
группы)
II.
Определение темы урока
Учитель. - Сегодня вы не просто ученики, а исследователи русского языка. Во
время исследования и дальнейшей работы вы будете заполнять лист успешности.
- Над какой проблемой мы сегодня будем работать, попробуйте догадаться.
Однажды я стала невольным свидетелем одного разговора.
Дети разыгрывают сценку.
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..
- Друзья! Ваш разговор – никчёмные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.
Учитель. - Какова же тема нашего исследования?
Ответы детей (Написание слов с разделительными ъ и ь знаками)
Учитель. Верно! Мы будем заниматься изучением слов с разделительным Ъ
знаком и с разделительным Ь знаком. На доске учитель вывешивает карточки с Ъ
и ь знаками.
- А какие цели будем преследовать на уроке исследования?
- Будем сравнивать правила написания разделительных Ъ и Ь знаков, уметь
правильно определять, какой знак написать в слове.
III.
Минутка чистописания
Учитель . - Запишите число, когда мы начали исследование и где оно начато.
- Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу …
Учитель - Сегодня на минутке чистописания мы будем писать буквы, которые не
обозначают звуков.
Дети пишут по образцу.
ь ъ ььь ььь ъъъ ъъъ
вью вьё тья вьи нье бъя съё въе дъю
Учитель. - Нарисуйте корону над тем сочетанием букв, которое у вас получилось
лучше всех.
IV.
Актуализация знаний
Учитель. - Что общего и чем интересны эти буквы? В чём их различие? На эти
вопросы мы найдём ответы, проведя исследование.
- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму и приготовьтесь к ответу по
плану:
Для какой цели служит?
В какой части слова находится?
Перед какими буквами?
Дети выполняют работу по вариантам.
Мальчики над словами: крылья, вьюн, соловьи, вьётся, веселье.
Девочки над словами: объезд, разъяснение, съёжился, предъюбилейный.
Учащиеся рассказывают об употреблении разделительных Ъ и Ь знаков по плану,
составляют графическую схему в каждой группе, мальчики про разделительный ь,
а девочки – про разделительный Ъ.
V.
Работа в группах
Учитель. - Что общего у разделительных Ъ и Ь знаков?
- Чем различается написание слов с разделительными Ъ и Ь?
- Давайте составим алгоритм работы над словами, в котором пишутся
разделительный ъ и ь знаки. Все схемы вывешиваются на доске, сравнивают,
приходят к единому мнению.
- Итак, у нас есть теоретические знания, которыми мы должны уметь
пользоваться, нам необходимо научиться применять их на практике. Давайте
покинем класс и отправимся в путешествие. А отправимся мы в сказочный лес, кто
будет нашими попутчиками?
VI.
Работа над темой. Словарная работа
Слайд 1. Приглашение в сказочный лес. Дети закрывают глаза. (Карточки с ъ и ь
переворачиваются, и на обратной стороне буквы-человечки).
Слайд 2. (Чтение стихотворения под музыку) Дети выполняют разминка для глаз
Слайд 3. Словарная работа .
- С проделками, каких животных мы здесь можем столкнуться?
Ответы детей. На слайде появляются изображения животных.
Образец записи: Проделки (чьи?) медвежьи, заячьи, вороньи, сорочьи, оленьи,
лисьи.
- Какая орфограмма встретилась в словах?
Ответы детей. Написание разделительного ь.
VII.
Закрепление
Слайд 4. SOS! SOS! SOS!
Используется презентация, скачана с сайта viki.rdf
Учитель. - Кому-то потребовалась наша помощь?
- Колобку.
(Ребята работают с сигнальными карточками (ъ, ь), помогают Колобку спастись от
зайца, волка, медведя, лисы и возвратиться к бабушке и дедушке)
VIII.
Работа по группам. (Смена состава групп)
Слайд 12
Учитель. - Смотрите, тропинка расходится в две стороны, наверно, и нам надо
разделиться
Каждая группа отбирает и записывает в тетрадь свои слова. Капитан читает слово,
дети решают и записывают ли в тетрадь. (1 группа – слова с разделительным ь, 2
группа – с разделительным ъ).
Слайд 13. Проверка.
- Мудрая Сова тоже разобралась с заданием и поможет вам его проверить.
IX . Физминутка.
Слайд 14.
“Прогулка”.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.
Дети повторяют движение.
X.
Работа над предложением
- Пока мы с вами отдыхали, в лесу поднялся ветер и унёс некоторые слова и
буквы из предложений. Ёжику удалось разыскать некоторые из них, но какие из
них вставить в предложение он не знает, давайте ему поможем.
- Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы и подходящие по смыслу
слова.
Ворвался вет..р (в) лес.
______________ он ___________ на д..рев..ях.
Слова для справок: лист…я, вз…ерошил, с…ёжил, суч..я.
Запись предложений.
Проверка.
Ворвался ветер в лес. Взъерошил он листья на деревьях.
- Что обозначает слово взъерошил?
Дети объясняют.
Работа в парах.
- Сейчас все отдохнули
И новая забота:
Нужно сделать на «отлично»
Парную работу.
Слайд 16. «Ловушка».
- Ветер перепутал буквы в словах. Восстановите порядок.
Съжался, сьёжился, сехал.
Поъехал, подьехал, подъбежал.
- Запишите правильно, обозначьте орфограмму.
Дети проверяют правильность, выполненной работы:
сжался, съёжился, съехал.
Поехал, подъехал, подбежал.
XI.
Выполнение дифференцированных заданий
Слайд 17.
- Тропинка ведёт нас всё дальше и дальше. Смотрите, она разбегается на 4
стороны. Лесные жители приглашают нас к себе в гости, придётся нам опять
разделиться.
Работа по карточкам (три уровня).
1 уровень (красный фон): выписывают слова из текста в 2 столбика, обозначают
орфограмму. (Приложение 1).
2 уровень (жёлтый фон): списывают слова и вставляют пропущенные буквы,
обозначают орфограмму. (Приложение 2).
3 уровень (зелёный фон): находят в тексте ошибки, исправляют их и записывают
правильно, обозначают орфограмму. (Приложение 3).
Индивидуальная работа. Два человека работают на компьютерах
(Использование ЦОР, флейш-задание ).
Учащиеся определяют, в каких словах пишется ъ, а в каких - ь, чтобы открыть
заветную дверь и прочитать пословицу « Есть терпенье – будет и уменье»
Оценивают свою работу. (По желанию комментируют)
X I Подведение итогов.
- Вы проявили сегодня большое терпенье и показали нам свои уменья.
Молодцы!
- Вспомните стихотворение, которое мы слышали в начале урока, о ссоре
разделительных Ъ и Ь знаков. Мы закончили нашу работу и указали Ъ и Ь знакам
их законные места. Давайте ещё раз вспомним об этом.
- Что в них общего?
- Чем отличается написание слов с разделительным ь и ъ знаком?
- Теперь разделительные ъ и ь знаки перестанут ссориться и никогда не забудут
своё место в словах. Не путайте и вы их, ребята!
- Всем ребятам надо знать,
Где Ъ, а где Ь знак писать
Рефлексия.
На уроке мне было интересно и всё понятно
На уроке мне было интересно, но встречались небольшие трудности.
На уроке мне было интересно, но мне надо ещё поработать по этой теме
На уроке мне было неинтересно, но я всё понял по теме урока.
На уроке мне было неинтересно, и я ничего не понял по теме.
- Подсчитайте, сколько баллов набрали во время исследования и путешествия.
Домашнее задание.
- Из орфографического словаря выписать 10 слов с разделительными ь или ъ
знаками, узнать их значение, составить предложение с двумя из этих слов
.