Автор: Чеснокова Анна Дмитриевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СШ № 143 Населённый пункт: г. Красноярск Наименование материала: эссэ Тема: Цвета яблонь запах Раздел: полное образование
Эссе
Цвета яблонь запах
Когда в цветенье яблоневом завязь,
Мы ожидаем торжество плода.
Анатолий Поперечный
Уроки, уроки, уроки… Изо дня в день, месяц за месяцем… Цели…Задачи.
Все уже отработано до автоматизма: этим я их удивлю, здесь мы погрустим,
а вот сейчас они открыть должны такое, о чем весь мир не догадывался! Мы
вместе рисуем, сочиняем, ТВОРИМ. Я хочу СО ЧУВСТВОВАТЬ то, что
происходит с моими детьми, СО ПЕРЕЖИВАТЬ все это с ними. Обиды,
разочарования… Застенчивое: «Я не готова»,- и тайное признание о первой
любви. «Я очень рада, что к тебе пришло это чувство». Воспоминания
теплом окутывают мою душу, на миг перенося в тот мир, куда я больше не
вернусь… Мишка… Первое свидание… Камешки в речку… И этот запах!
Запах цветущих яблонь из маминого сада. Как защемило в груди!..
Бесцеремонный звонок возвращает обратно. И снова урок. А после – крик,
шум, вопросы. Устала… Ловлю себя на мысли, что ожидаю каникул не
меньше, чем дети.
И вот оно!.. За окном мелькают деревья. И сердце вторит стуку колес. Все
тот же скрип калитки. Я дома. Цветут! Именно таким я представляю рай.
Полной грудью вдыхаю аромат. Надо хорошенько запомнить этот запах. Сад
великолепен.
- Мама, в чем секрет?
- Яблони, как дети – мои ученики. Чувствовать их надо, любить, заботиться.
Она знает, о чем говорит. Такой большой опыт! Нет – сердце учительское
большое, каждый может найти в нем местечко.
- Расскажи.
- Для меня каждый ребенок, как яблонька. А вместе же целый сад. Я так
чувствую. Понимание детям необходимо, как цветам солнечное тепло.
Давать им крепкие знания, как деревьям подпитывать корни, не экономя на
удобрении. Пытаюсь оградить ребят сказанным вовремя словом от
жизненных бед, как опрыскиваю в нужный срок дерево от вредителей.
Надломился? Тебе – подпорку, тебе – плечо. И лечить, лечить. Кому – ветку
глиной, кому – душу словом. Пройдет время – окрепнут. Тогда не страшен
им ни ветер новомодных жаргонов, ни град невежества, да мало ли что их
может ожидать.
- А цветы на яблоньке?
- О! Это детские таланты, способности. Их как можно больше раскрыться
должно. Обидно, если пустоцвет будет. Сейчас ребята, как цветущий сад. Так
нежен этот период! Они открыты, ранимы. Потом заметишь первые завязи –
это скороспелки. Сколько радости испытаешь, гордости! Другие созревают
дольше. Пусть. Придет время, и обязательно будут плоды. Только бы без
червоточины. В наших силах не допустить это.
Кончается лето. Как же я скучаю по своим Таням, Сережкам, Юлькам…
Деревья мелькают… И уже сердцу вторит стук колес… Я увожу с собой
запах яблоневого цвета. Скорей бы в школу. Косички, веснушки,
шпаргалки… И уроки, уроки, уроки…