Автор: Козловская Елена Васильевна Должность: заместитель заведующей по ВМР Учебное заведение: МБДОУ № 9 "Березка" Населённый пункт: г. Снежногорск, Мурманская область Наименование материала: статья Тема: Позитивный имидж ДОУ: стратегия формирования Раздел: дошкольное образование
Позитивный имидж ДОУ: стратегия формирования
На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации
образования
является
повышение
его
качества,
приведение
в
соответствие с мировыми стандартами.
В
документах
(«Стратегия-2020:
Новая
модель
роста
–
новая
социальная
политика», Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования"
на
2013-2020
годы, Стратегия инновационного развития Российской Федерации
на
период
до
2020
года
«Инновационная
Россия
–
2020»),
определяющих развитие
системы
образования
в
Российской
Федерации,
отмечается
потребность
усиления
внимания
государства
и
общества
к
такой
важной
подсистеме,
как
дошкольное
образование.
Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто
как
детский
сад,
а
как
организация,
оказывающая
образовательные
услуги,
конкурирующая с другими организациями своего профиля, как система, о которой все
чаще говорят как о сфере услуг, употребляя слова “конкурентоспособность”, “сегмент
рынка”, “образовательная услуга” и т.д.
На фоне происходящих глубоких социально-экономических изменений в России,
колебаний
демографической
ситуации
в
регионе,
появления
вариативных
форм
дошкольного образования перед детскими садами, в том числе, перед нашим детским
садом стоит задача конкурентоспособности учреждения на рынке образовательных и
воспитательных услуг. Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно
доказывать свою привлекательность, оригинальность и необходимость, чтобы занять
свою индивидуальную неповторимую нишу в общем образовательном пространстве.
В
данных
обстоятельствах
создание
положительного
имиджа
детского
сада
представляется необходимым элементом повышения его конкурентоспособности.
Устойчивый позитивный имидж дошкольного учреждения можно рассматривать
как важный современный компонент методического продукта ДОУ и дополнительный
ресурс управления, ресурс образовательного учреждения.
В
2011году
нами
была
начата
работа
по
изучению
составляющих
имиджа
образовательного
учреждения,
так
как знание
о
слагаемых
имиджа
позволяет
организации выйти на новый уровень своего развития.
Так,
по
данным
наших
исследований,
на
формирование
имиджа
оказывают
влияние
множество
различных факторов:
история
организации,
ее
социальная
миссия,
лично сть
руководителя,
стиль
управления,
деловая
репутация,
качество
предоставляемых услуг, паблисити (известность в широких кругах
общества), фирменный стиль и пр.
Основными составляющими имиджа являются:
1. Имидж образовательной услуги.
2. Имидж руководителя ДОУ.
3. Имидж персонала ДОУ.
4. Имидж потребителей образовательной услуги.
5. Внутренний имидж ДОУ.
6. Визуальный имидж ДОУ.
7. Социальный имидж ДОУ.
8. Бизнес-имидж ДОУ.
Технология формирования имиджа организации включает:
1.Рассмотрение имиджа организации как системного образования.
2.Анализ личного имиджа руководителя.
3.Определение реальных характеристик ДОУ – выделение достоинств и недостатков
учреждения.
4.Выделение достоинств, важных для основных групп потребителей.
5.Изучение фирменного стиля организации.
6.Описание внешних атрибутов имиджа организации.
7.Разработка рекламной стратегии организации.
8.Оптимизация работы с персоналом.
На основе проведенного исследования нами был разработан долгосрочный
проект «Формирование эффективного имиджа ДОУ».
Разрабатывая концепцию проекта имидж-продвижения ДОУ мы исходили из
положения, что «формирование имиджа – это процесс, в ходе которого создается некий
спланированный образ на основе имеющихся ресурсов».
Тип: практико-ориентированный.
Цель
проекта: разработка и внедрение модели формирования эффективного имиджа
дошкольного образовательного учреждения. Обеспечение конкурентоспособности ДОУ.
Задачи проекта:
1.Исследовать
и
проанализировать
реальное
отношение
сотрудников,
родителей
(законных
представителей)
и
воспитанников
к
дошкольному
образовательному
учреждению.
2.Создавать условия для профессионального развития педагогов и сотрудников в целях
повышения
рейтинга
и
формирования
положительного
имиджа
дошкольного
образовательного учреждения.
3.Обеспечивать повышение качества дошкольного образования.
4.Увеличивать
роль
родительской
общественности
в
системе
государственно-
общественного управления образовательным процессом.
5.Расширять социальное партнерство ДОУ с учреждениями города.
6.Обеспечивать
информационную
осведомленность
социума
о
деятельности
дошкольного
образовательного
учреждения
с
помощью
различных
форм
(сотрудничество со СМИ, создание пресс-центра в ДОУ, выпуск журнала «Березкины
вести», ведение сайта, рекламной продукции).
Сроки и этапы реализации проекта.
Реализация проекта рассчитана на период с сентября 2012 по май 2015 года.
№
Название этапа
Содержание этапа
1.
Разработка концепции
имиджа.
Ко н ц е п ц и я
–
э т о
фундамент, на котором
с т р о и т с я
о б р а з ,
включающий
п р е д с т а в л е н и е
о
миссии,
о с н о в н ы х
целях
деятельности,
п р и н ц и п а х
и
ценностях
организации
Данный этап состоит из следующих шагов:
1.1.Выявление приоритетных целевых групп, на которые
будет ориентирована деятельность организации.
1.2.Всестороннее изучение внешней среды и внутренних
ресурсов.
1.3.
Формулировка
миссии
организации
(для
чего
она
была создана), основных целей деятельности (чего она
должна
добиться);
определение
перечня
предлагаемых
услуг. Миссия, цели, услуги должны быть востребованы и
значимы
для
представителей
приоритетных
целевых
групп.
1.4.Создание
описательной
модели
идеального
имиджа
(того, к которому организация будет стремиться)
2.
Формирование
эффективного имиджа
ДОУ
Внедрение в общественное сознание позитивного образа
ДОУ с использованием следующих средств:
2.1.Создание
узнаваемого
фирменного
стиля
(средства
визуальной идентичности, создание внешней атрибутики
(герб,
логотип,
эмблема,
фирменный
бланк,
визитка,
летопись, собственный журнал).
Проект
«Символика
ДОУ»
(сентябрь
2012
г.
–
май
2014г.)
2.2.Дизайн помещений и территории ДОУ.
Проект «Дизайн своими руками» (сентябрь 2013 г. – май
2015г.)
2.3.Повышение качества образовательной деятельности.
Проект (по адаптации ребёнка к условиям ДОУ) «Наш
детский сад «Березка встречает малышей» (май 2013г. –
май 2014г.).
Проект
«День
ИКТ
в
ДОУ»
(сентябрь
2012г.
–
май
2014г.).
Проект «Зарница в ДОУ» (сентябрь-декабрь 2013г.)
Проект
«Дополнительные
образовательные
услуги
-
детям» (сентябрь 2013г.- май 2015г.).
Смотр-конкурс уголков по ПДД (декабрь 2012г.)
Конкурс «Воспитатель детского сада -2013» -(сентябрь
2013г.),
Смотр-конкурс уголков психологической разгрузки
(декабрь 2013г.),
Конкурс методических разработок (февраль2014 г.)
2.4.Формирование
корпоративной
культуры,
создание
имиджа руководителя и его команды.
Проект «Кодекс деловой этики» (декабрь 2013г.- апрель
2014г.)
2 . 5 . PR-мероприятия
(информирование
широких
слоев
населения об организации и предлагаемых ею услугах
через
СМИ),
создание
пресс-центра
ДОУ,
проведение
акций, Дней открытых дверей и т.п.).
Проект
«Пресс-центр
в
ДОУ»
(сентябрь
2012г.
–
октябрь 2013г.);
Проект «Березке – 25!» (май 2013г.- март 2014г.);
Издание журнала «Березкины вести».
2.6. Расширение социального партнерства.
Акции:
«Счастливая
улыбка
малыша»,
«Красная
гвоздика», «Ростки доброты».
Территориальная
интеллектуальная
олимпиада
для
дошкольников «Вундеркиндик-2013»(полная организация и
проведение).
3.
Поддержание
имиджа
ДОУ
в
актуальном
состоянии
3.1.Постоянный мониторинг и анализ всей информации,
касающейся
учреждения
и
распространяемой
через
различные коммуникационные каналы (СМИ, интернет-
ресурсы и другие источники).
3.2. Корректировка нежелательных отзывов и мнений.
3.3.Закрепление позитивного образа ДОУ путем создания
новых
информационных
поводов,
выведения
на
рынок
новых (или обновленных) образовательных услуг.
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:
1.
Повышение качества образования, которое видится в следующем:
оптимальный уровень освоения основной общеобразовательной программы
дошкольного образования;
увеличение
охвата
воспитанников
дополнительными
образовательными
услугами на безвозмездном и возмездном финансировании («Английский
для малышей», «Умники и умницы»);
снижение заболеваемости и повышение посещаемости воспитанников;
увеличение
доли
воспитанников,
показывающих
высокие
результаты
в
творческих конкурсах и соревнованиях;
увеличение доли педагогов, участвующих в инновационной деятельности,
профессиональных конкурсах.
2.
Создание конкурентоспособного дошкольного образовательного учреждения.
3.
Организация социального партнерства с учреждениями города.
4.
Формирование устойчивого позитивного имиджа ДОУ.
5.
Реализация творческого потенциала коллектива.
6.
Внедрение вариативных форм образования (ЦИПР, гувернерские услуги).