Автор: Крестьянникова Ольга Васильевна Должность: учитель математики и физики Учебное заведение: МБОУ Костинская основная общеобразовательная школа Населённый пункт: д. Костино, Петушинский район, Владимирская область Наименование материала: Методическая разработка внеклассного мероприятия Тема: "В мире занимательной математики. КВН" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Костинская основная общеобразовательная школа
В мире занимательной математики
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН
Костино 2015
Форма проведения : КВН
В КВН принимают участие: ведущий, две команды из учащихся 7-9 классов, жюри,
зрители.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы совершим путешествие в мир
занимательной математики. Представляю вам две команды: «Квадрат» и «Куб».
(В зал под музыку входят обе команды).
Ведущий: (обращаясь к зрителям)
Две команды есть у нас,
Вы же – болельщики сейчас.
Кто болеет за « Квадрат», –
Тот садится в правый ряд.
В зале мест, конечно, много,
Команде «Куб» тут есть подмога!
– Объявляем начало первого конкурса. Со своим «приветствием» выступает команда
«Квадрат».
Приветствие команды «Квадрат»:
Представимся вам мы – команда «Квадрат»,
Одиннадцать в нашей дружине ребят:
Четыре вершины, отрезков шесть,
И центр – капитан, отдаем ему честь.
Противник сегодня серьезный у нас,
О «Куб»! Мы рады приветствовать вас.
Пусть юмор летит к вам волна за волной,
Другие волнения отбросим долой.
Болельщикам верным « квадратный» привет!
Поддержку и помощь от вас ждем в ответ.
Почтение судьям, родному жюри!
Но только уж больно ты нас не жури.
Ведущий: На конкурс «Приветствие команд» приглашается команда «Куб».
Приветствие команды «Круг».
Дружба крепнет в КВНе –
Это важно для ребят.
Наш респект и уваженье,
Всей команде «Квадрат».
Пусть летят очки на сцену,
И не будет им границ.
Результаты в КВНе
Состоят из единиц.
На вопросы мы ответим,
Лишь скажите: «Раз, два, три!»
Желаем соперникам успехов,
Низкий вам поклон, жюри!
(Жюри объявляет итоги первого конкурса.)
(Команды занимают приготовленные для них места.)
Ведущий:
Капитаны, капитаны, постарайтесь
В форме быть от зари до зари.
Капитаны, капитаны, улыбайтесь,
Лишь веселым покоряется жюри.
– На конкурс «Битва капитанов» приглашаются капитаны команд.
Вопросы капитану команды «Квадрат»:
1. Во сколько раз шестой этаж выше, чем третий? (В 2,5 раза)
2. Сколько будет полторы третьих от ста? (50)
Вопросы капитану команды «Куб»:
1. Две дюжины умножили на три дюжины. Сколько всего дюжин получилось? (72)
2. Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Часы, которые
остановились).
(Жюри объявляет итоги второго конкурса.)
Ведущий: Конкурс команд «Один за всех и все за одного». Команды должны быстро и
верно дать ответ.
Вопросы команде «Квадрат»:
1. На столе было 11 монет. Затем удалили 5 монет из 11 и добавили 4 так, чтобы
получилось 9 монет. Как это сделать? (К 5 монетам добавили 4).
2. Мельник и ткач решили перекусить. Мельник достал 5 кусков хлеба, ткач – 3 таких же
куска. Эконом попросил разделить с ним трапезу. Все они съели хлеба поровну.
Наевшись, эконом выложил 8 монет. Как должны их разделить мельник и ткач? (Мельник
получил 7 монет, ткач – 1 монету.)
Вопросы команде «Куб»:
1. О некотором числе известно, что оно нечетно, не делится на 5 и что квадрат его
оканчивается той же цифрой, что и само число. Узнать, какая цифра стоит в конце этого
числа. (1).
2. В гостиницу приехал путешественник. Денег у него не было, но он имел серебряную
цепочку, состоящую из 6 звеньев. За каждый день он расплачивался одним звеном
цепочки. Но хозяин предупредил, что согласен взять не более одного распиленного звена .
Как путешественнику распилить цепочку, чтобы прожить в гостинице 6 дней и ежедневно
расплачиваться с хозяином? (Распилить третье звено).
(Жюри объявляет итоги третьего конкурса.)
Ведущий: А сейчас команды покажут домашнее задание.
Домашнее задание команды « Квадрат».
Действующие лица: Почтальон, Хоттабыч, Ученик.
Почтальон читает телеграмму: «Проездом из Индии, устал, встречайте». Подпись:
Знаменитый математик и звездочет Могамет-Али-Ахмед-Мирза-Абдурахман-Хусаин,
короче – Хоттабыч.
Хоттабыч: Достопочтенные учащиеся школы, пусть будет успешным ваш нелегкий труд!
Да будут благословенны дирекция школы и педагогический коллектив! Всю свою жизнь я
посвятил изучению наук и постиг многое. Уважаемые присутствующие! Сколько будет
дважды два?»
Ученик: Ой, Хоттабыч! Вот так тайна! Да каждый первоклассник ответит, будет 4.
Хоттабыч: Хе-хе. Ты ошибаешься, сын мой. Не 4, а 5. И я тебе это докажу. (Хоттабыч
пишет на доске.) – 80 = – 80. Верна эта запись?
Ученик: Конечно! И спрашивать нечего!
Хоттабыч: Теперь я запишу эти числа так: 64 – 144 = 100 – 180. И прибавлю к обеим
частям 81.
Ученик: 64 –144 + 81 = 100 –180 + 81.
Хоттабыч: Посмотри на левую и правую части этого равенства. Нельзя ли применить к
ним знакомую тебе формулу?
Ученик: Конечно. Это квадрат разности двух чисел: 8
2
– 2
.
8
.
9 + 9
2
= 10
2
– 2
.
9
.
10 + 9
2
,
(8 – 9)
2
= (10 – 9)
2
.
Хоттабыч: Извлеки, о лучший ученик, квадратный корень из обеих частей.»
Ученик: 8 – 9 = 10 – 9.
Хоттабыч: Прибавь к обеим частям по 9. Теперь я разделю обе части на 2 и получу, что 4
= 5, т.е. 2
.
2 = 5.
Ученик: Тут что-то не так!
Хоттабыч: Думай, как хочешь, сын мой! Законы математики неопровержимы.
Ведущий: Ребята, давайте вместе подумаем, где здесь ошибка. (Ошибку должна найти
команда «Круг».)
Домашнее задание команды «Куб».
Действующие лица: Автор, Бездельник, Черт.
От автора: Среди нас, людей сознательного и радостного труда, завелся этакий
Бездельник. И учиться ему лень, и от работы увиливает, и деньги любит, и жаден. Никак в
толк взять не хочет, что только те деньги хороши, которые честным трудом заработаны.
Ходит без дела Бездельник и вздыхает.
Бездельник: Эх, доля моя горемычная! Никто и знаться со мной не желает. Говорят:
«Бездельники нам не нужны. Сам ничего не делаешь и нам мешаешь. Иди к черту!» Да
какой черт посоветует мне, как богатым сделаться?
От автора: Только подумал это Бездельник, глядь, а черт перед ним стоит.
Черт: Что же, если хочешь, я тебе помогу. Работа легкая и богатым станешь. Вот видишь
мост через речку?
Бездельник: Вижу.
Черт: Ну, так перейди по мосту на другой берег, и у тебя будет вдвое больше денег, чем
было. И так каждый раз: как только ты пройдешь мост, у тебя будет ровно вдвое больше
денег, чем было перед этим.
Бездельник: Ой, ли!
Черт: Верное слово! Только, чур, уговор! За то, что я тебе устраиваю такое счастье, ты
каждый раз, перейдя через мост, отдавай мне п р.за добрый совет.»
Бездельник: Ну, что же, раз деньги будут удваиваться, так отчего же не дать тебе каждый
раз по п р. Начнем, пожалуй!
От автора: Прошел Бездельник по мосту один раз, сосчитал деньги.
Бездельник: Вот диво! Действительно, денег стало вдвое больше.
От автора: Бросил он черту п р.и прошел по мосту второй раз. Опять денег стало больше,
чем было перед этим. Отдав п р., Бездельник прошел по мосту в третий раз.
Бездельник: Что за чудо! Денег у меня всего п р. (Отдает деньги черту).
Черт: Ха-ха-ха! (Исчезает).
Бездельник: Остался без единого рубля!»
От автора: Видно, на чужой совет надо еще свой ум иметь! Попросим ребят установить,
сколько денег было у Бездельника и сколько рублей требовалось отдавать черту. Черт,
конечно, знал, сколько было денег у Бездельника и возможность наказания его уже на
третьем переходе через мост.
Решение: Путем рассуждения составляем уравнение 8
.
х – 7
.
п = 0, п = 8
.
х/7,
откуда х = 7р., n = 8 р.
(Решение должна дать команда « Квадрат».)
(Жюри объявляет итоги четвертого конкурса.)
Ведущий: Предлагаю задачи болельщикам.
1. Чему равно произведение последовательных целых чисел, начинающихся числом –5 и
оканчивающихся числом 5? (0)
2. Без чего не могут обойтись охотники, барабанщики и математики? (Без дроби)
3. Какой знак надо поставить между написанными рядом цифрами 2 и 3, чтобы
получилось число, большее 2 , но меньшее 3? (Запятую)
4. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли утверждать, что через 72 часа будет
солнечный день? (Нет, снова будет ночь).
5. Какой цифрой оканчивается сумма 121
3
+ 222
4
+ 235
3
? (Цифрой 2)
6. Как с помощью одного чертежного треугольника найти центр данной окружности?
Подведение итогов и награждение победителей. Пока жюри подводит итоги, можно
показать какой-либо номер художественной самодеятельности.